Как открыть студию для подкастов и видеосъемки
Привет! Меня зовут Денис, я предприниматель. За неполные 2 года запустил 4 подкаст-студии и в этой статье поделюсь базовой информацией о том, как открыть подкаст-студию и нужно ли это делать вообще.)
Что такое студия для подкастов?
Это помещение, в котором есть все необходимое для записи подкаста: микрофоны, видеокамеры, осветительные приборы, оборудование для записи звука и видео. Чаще всего есть звукоизоляция и акустическая подготовка помещения.
Модель максимальная простая и состоит из помещения кабинетной планировки, сет-дизайна (интерьера/наполнения кадра), оборудования (камеры/свет/звук/пультовая/коммутация) и команды (администратор и оператор).
Тест ниши.
Вернусь в декабрь 2022 года. Тогда спрос на эту услуг только зарождался и для теста ниши я собрал небольшой сетап прямо в офисе, сделал фотографии/тестовое видео и первый сайт для теста спроса.
И немного атмосферы площадки в тот день
Вот несколько фотографий, которые тогда получились. Положил их на Яндекс.Карты, Авито, сделал простенький лендинг и завел аккаунт в CRM.
Сразу пошли первые заявки. Сначала было по 2-3 в неделю, потом подключал новые каналы трафика, оптимизировал сайт под органическую выдачу и так далее. Количество заявок увеличивалось.
Моя "студия" была фэйковая, и фактически половины оборудования у меня просто не было – арендовали, привезли, выставили, сняли и вернули обратно. Задача была только проверить спрос, поэтому для клиентов студия была всегда "занята". Но стало понятно, что тема жива и есть смысл делать настоящую студию.
Конкуренты в Москве
После изучения конкурентов выяснилось, что в Москве на весну 2023 года было 43 студии для видеосъемки, вебинаров, подкастов, видеоуроков с похожим форматом. Большинство из них выглядели грустно, находились в странных местах и плохо продавали.
Провел разведку в экселе, выбрал несколько и пошел посмотреть их в живую.
Одна из них находилась в здании какого-то советского НИИ. Сначала нужно было пробиться через толпу курьеров, потом на входе сидел охранник за партой с журналом, по пути к лифтам был жуткий запах столовой, потом лифты из 90-х... Не таким я себе представляю путь блогера-миллионника в свою студию...
При этом, сама студия была вполне адекватная с приветливым админом и была одной из лучших в моем итоговом рейтинге.
На обратном пути посмотрел туалет на этаже, в который даже было зайти страшно :)
Вторая студия находилась недалеко от метро Белорусская. К сожалению, ни одной иллюстрации с этого посещения не осталось. В целом там все было по-другому, но так же плохо: на входе нужно было показать паспорт, потом пешком по лестнице без лифта на 3 или 4 этаж. В студии был какой-то жесткий балаган: куча народу (клиентов), полу-ремонт и суета.
При этом, комплектация по оборудованию была самая дешевая фактически на мыльницах, но студия явно приносила нормальные деньжата собственнику, т.к у них была высокая загрузка в Google-расписании и экскурсия на площадку это подтвердила – записи шли конвейером, клиенты стояли друг у друга на головах.
Третья студия находилась в районе м. Сокольники на ТТК. До метро далеко, страшненький бизнес-центр, городская парковка...
Ок, значит пора открывать свою студию.
Поиск помещения для студии
По результату разведки стало понятно, как должно выглядеть помещение. Дешевые варианты в бизнес-центрах не подходили по религиозным соображениям, поэтому искал отдельное помещение в районе Садового кольца.
Требования к помещению
- Комнатная планировка от 90 до 130 м2
- Отдельный вход, отсутствие пропусков
- Отсутствие проезжей части и шумных соседей
- Собственная парковка, внутри ТТК и пешком от метро
Поиск помещения занял около 3-х недель. Сделал фильтры на Циане/Авито, несколько раз в день проверял новые объявления и в целом не спешил.
В первой половине августа появился интересный вариант: 140 м2, хорошая локация на Садовом, в жилом доме и тихом дворе, адекватная цена (290 000 руб/мес на тот момент).
Сразу было понятно, что помещение отлично подходит и нужно брать. Обсудил нюансы с собственником и риелтором, закинул аванс.
Предыдущие арендаторы съезжали только через 2 недели, поэтому была возможность начать готовится заранее.
Сохранилось видео со второго осмотра, здесь еще была офисная движуха и работала логистическая компания.
Планировка помещения позволяла сделать здесь 4 независимые студии, 3 из которых могли работать параллельно.
Работа художника-постановщика. Эскизы и ремонт.
После подписания договора вызвали на площадку художника-постановщика и оператора-постановщика, они провели замеры и пристрелялись по объективам специальным приложением.
Первым этапом идет работа над наполнением кадра. Сначала собираются референсы, потом рисуются эскизы и начинается поиск мебели, реквизита и подбор цветов.
На этом этапе не так много сохранилось артефактов, только промежуточные варианты и тот, который в итоге пошел в стол.
После утверждения эскизов начинается ремонт. В нашем случае договор аренды был с 1 сентября 2023 года, но предыдущие арендаторы съехали на пару дней раньше и разрешили начать досрочно.
Ремонт полностью курирует художник-постановщик.
Параллельно закупается мебель и декор. В нашем случае, часть реквизита было в аренду – не хватало денег, поэтому на двух складах собрали часть мебели/реквизита за небольшую стоимость.
Так выглядела студия 8 сентября 2023 года, спустя 10 дней после начала ремонта.
Выставление осветительных приборов и оборудования
Следующим слоем уже устанавливается оборудование: видеокамеры, объективы, осветительные приборы и микрофоны. После утверждения эскизов стала понятно комплектация.
Часть оборудования была, часть докупали. Ниже процесс установки камер и осветительных приборов.
Оборудование для студии
Здесь подробно нет смысла раскрывать оборудование, которое используется - кажется не самая профильная площадка, поэтому просто напишу список основного оборудования, которое закупалось.
- Камеры Sony FX6 и докупались Sony FX30. (смысла в покупке FX6 конечно не было, это свои камеры, поэтому они переехали в студию)
- Объективы Sony 15mm, 35mm и 18-105mm.
- Осветительные приборы основные Aputure ls300x с насадкой чайнабол, несколько приборов для подсветки стен, насадка и другие мелочи.
- Микрофоны Октава МК-105 (два микрофона уже были, поэтому решено было докупать остальные тоже от этого бренда)
- Аудиорекордер Zoom P8.
- Видеомикшеры Atem mini pro
- Несколько ПК (для работы админа/загрузки материала/трансляций) перепрофилировались из офиса.
На установку оборудования и коммутации ушло еще 2 дня.
Плюсы раннего старта
10 сентября провели фотосессию, 12 сентября обновили фото на сайте/яндекс.картах и сделал первую рассылку по базе. (на тот момент она копилась уже больше 10 месяцев на "фэйковой" студии)
Ниже два скриншота сайта, который был в те дни – самый простой лендинг на Тильде. Доставал из веб-архива, поэтому чуток битые.
Рассылка по базе сработала хорошо и пошли первые бронирования.
Первые записи и выход в ноль
Уже 13 сентября пришла запись на 15 число и сразу в кадре два блогера миллионника – Наталья Зубарева и ее гость Александр Дзидзария.
Первую запись проводил сам в качестве оператора, поэтому немного волновался – заранее не успел даже какие-то тесты полноценные провести и пришлось сразу эксперементировать на известных блогерах.
Изначально бронирование было на 2 часа, но клиенты решили продлить и записывались почти 4. Мне банально не хватило флешек и пришлось сливать, делая перерыв и напрягая клиентов.
Но в целом – все прошло хорошо. Эти клиенты потом стали постоянными. Вот ссылка на тот самый подкаст.
Вторая студия планировалась более "женской".
Вот одна из первых записей в этой студии
За 2 недели сентября получилось пробить выручку в 300 000 рублей и фактически выйти почти в ноль. В октябре студия уже была плюсовая и деньги из выручки перетекали в покупку недостающей техники (первое время команда переносила камеры из студии в студию и не могли полноценно делать параллельные записи).
Ну и записей стало еще больше. Я разгонял трафик, подключал новые источники лидов и натаскивал админов в продажах. Приходили медийные люди, кейсы с которыми притягивали еще больше лидов.
Студия к декабрю 2023 года вышла на 2 млн выручки в месяц. В пике (лето 2024 года) генерировала до 3.2 млн рублей выручки. Основные касты: аренда помещения, расходники и команда (администраторы и операторы с графиком 2/2) и монтажер.
Как выглядела студия к ноябрю
Первые два месяца прошли в обкатке, поиске команды и разгону трафика. В начале ноября переделывали фотографии и вот небольшая галерея как студия выглядела спустя неполных два месяца после запуска.
Расходы на открытие
Всего было потрачено около 3.7 млн на открытие, плюс в эквиваленте около 2 млн уже было в собственности (две камеры Sony FX6, оптика, штативы, часть осветительных приборов, компы, мониторы и часть реквизита).
Еще около 2-х млн ушло уже из оборотных денег (в основном докупка камер/оптики/микрофонов) за первые несколько месяцев.
Нужно ли открывать студию в 2025 году?
Теоретически, трафик и спрос по основным коммерческим запросам продолжает расти, но конкретно в цифрах Wordstat большая часть скорее боты.
Новые проекты продолжают открываться (и закрываться) и в целом любая хорошая студия найдет свою аудиторию. Всего за полтора+ года я открыл три проекта в Москве (podcastkultura.ru, content-club.ru, podcast-club.ru) и один в Санкт-Петербурге. (Cпустя год работы он был частично продан и теперь называется ЛенКонтент).
Последний московский проект начал работу в марте, это уже специализированная студия для подкастов с большим вниманием именно к звуку, общие вложения около 5 млн.
Если планируете запускать свой подкаст – рекомендую ознакомится со статьей на нашем сайте "Как записать подкаст с нуля".
p.s. И забавный фан-факт. В декабре 2022 года, тестовые записи я делал в офисе, с которого вскоре съехал, а спустя год в этом же помещении открылась подкаст-студия с названием "ТихоКрасиво".
Не очень понятно зачем они взяли это помещение: в 2-х метрах от окон постоянно разгружаются газели, а в 100 метрах D2 диаметр с электричками каждые 2 минуты и с этим ничего не сделать – окна выходят на обе стороны и звукоизоляцию сделать нереально. На июль 2025 года кажется, что эта студия уже не функционирует.