Как не надо разрабатывать продукты. Часть унус (гусары, молчать!!!!).

И так, я уже писал о том, что имел опыт разработки неудачных продуктов. Чика бум (ссылка). И теперь готов поделиться с вами, мои чюваки, как не стоит разрабатывать продукты. На примере веб сервисов, но считаю, что мой опыт можно масштабировать и на другие сферы.

Начнем с первого продукта. Изначально идея зародилась благодаря словам одного производителя (не важно, чего), которые звучали примерно следующим образом «Я хочу расширить свое производство, но не знаю, кому буду продавать такой объем продукции». То есть у человека существовала проблема сбыта продукции, то есть, по факту, проблема с поиском новых покупателей. К этому моменту у нас уже была команда, но совершенно не разработчиков, и мы решили, что сможем затащить данную идею. По итогу скажу, что затащить смогли, хоть и не без изменения состава команды, но проблема продукта была связана совершенно не с этим. Давайте перейдем к первой проблеме, которую мы совершили, а именно – анализ/поиск конкурентов.

Безусловно, существуют уже известные всем маркетплейсы, такие как авито, озон, вайлдберис и т.д. Но они в основном рассчитаны на b2c (business to consumer), то есть продажа продукции физическому лицу, а мы же хотели целиться в b2b (business to business), то есть продажи бизнеса бизнесу. Безусловно мы искали, но никого не нашли.

Фатальная ошибка
Фатальная ошибка

Безусловно, спустя время, конкуренты нашлись, когда мы поняли, как вообще искать. И конкурентов на рынке было не два, не три и даже не четыре. Конкуренты уже работали, у них уже были пользователи, большая команда разработчиков и соответствующий бюджет. Активная фаза разработки заняла у нас порядка 8 месяцев. По итогу, продукт даже не был зарелизен.

Говорящая картинка
Говорящая картинка

Если по какой-то причине вы не нашли конкурентов в нише, в рамках которой будет реализована ваша идея, вы либо плохо искали (наш случай), либо ниша не перспективна (маленький объем рынка, огромные начальные вложения, отсутствие соответствующих технологий для реализации и т.д.). Возможен случай, когда в нише мало конкурентов и, самое главное, они появились достаточно недавно. Вот именно в этом случае есть смысл заходить и пилить продукт. Но, самое главное здесь не совершить следующую ошибку, а именно – увлечься разработкой продукта для себя, а не для пользователей.

Разработчик смотрит на себя, как на пользователя
Разработчик смотрит на себя, как на пользователя

Вторым продуктом, который мы начали пилить, был конструктор визитки. Используя набор блоков (для текста, картинок, видео, функциональных кнопок) вы могли из них составить визитку, где указывали информацию о вас, хоть личного, хоть бизнесового характера. В этот раз на разработку у нас ушло порядка 3 (или 4) месяцев, что уже сильно меньше, чем в случае первого продукта, но даже в этом случае мы могли сильно раньше зарелизить продукт и получить так необходимую нам обратную связь от пользователей. А знаете, почему мы тянули? Да потому что надо обязательно (нет) реализовать эту (платные тарифы) и эту фичу (добавление видео), а еще эту (уникальная ссылка) и эту (галерея) и вот еще этой (создание шаблонов) не хватает и вот тогда… Как итог, мы стали разрабатывать для себя, ведь это так круто, посмотрите на вот эту фичу, уау, круто!!! Функционал сильно разросся и из обычного конструктора визитки получился недо-конструктор сайтов. Как результат, мы просто уже не понимали, как позиционировать наш продукт и на какую целевую аудиторию ориентироваться.

Я и команда в этот момент
Я и команда в этот момент

А надо было просто доработать продукт до стадии MVP (минимально жизнеспособный продукт), где была возможность добавить только текст и только изображение (даже одно), релизить и набирать пользователей. Пусть даже еще не будет платного функционала, не важно, пользователи набираются и уже у пользователей узнавать, чего же им не хватает. Если пользователи не набираются, тоже хорошо, ведь мы, в идеале, потратили не так много времени на разработку и можно понемногу добавлять фичи и снова получать обратную связь.

На этом пока все пацантре, о других, совершённых мною и командой ошибках, читайте в следующих постах.

Как не надо разрабатывать продукты. Часть унус (гусары, молчать!!!!).

Я и команда, хе-хе-хе…

Не забываем, я разработал чат-рулетку в виде мини-приложение в telegram, как говорится welcome t.me/Socionyx_Bot/socionyx. Недавно приложение получило крупный апдейт (Разработка telegram мини-приложения в 2025 или как я дошел до жизни такой. Крупный апдейт).

Ссылка на мой telegram канал t.me/socionyxchannel, you are welcome too, где я пишу про будни разработчика.

1
Начать дискуссию