Как я сделал ИИ-стартап за 8 недель и 200₽ вложений

Дизайнер становится солопренёром
Дизайнер становится солопренёром

Я затеял этот проект, чтобы впервые для себя пройти путь от идеи до первых продаж. Самостоятельно сделать работающий продукт и попытаться его продать. Для меня это новая сфера, потому что я — обычный UX-дизайнер, всю жизнь работал на работе и касался предпринимательства только в редких эпизодах фриланса. Подробнее про мотивацию рассказал в предыдущем постепредыдущем посте, а здесь рассказываю по шагам, что делал.

Хочу поделиться своим опытом с теми, кто ещё только собирается стартовать свой первый пет-проект. Надеюсь, моя история поможет вам решиться скорее.

Сформулировал понимание задачи

Помогаем продавцам на маркетплейсах превращать негативные отзывы покупателей в способ повысить репутацию и увеличить продажи.

Для этого анализируем отзыв нейронкой и генерируем уместный, эмпатичный ответ вместо шаблонных «приносим извинения».

Сами монетизируем по подписке, платно дорабатываем под стиль бренда.

Рассчитываем, что селлеру будет проще оплатить нашу подписку, чем сочинять ответы самостоятельно. Ожидаем, что сервис сэкономит время и заметно увеличит число повторных покупок.

Определил ключевую гипотезу

ИИ способен дать достаточно качественный быстрый ответ на отзыв клиента в одно касание.

Придумал модель решения

Чат-бот в телеграме, который сочиняет быстрые ответы на отзывы клиентов маркетплейсов, бизнесов на картах и других площадках с отзывами.

Придумывать фичи можно бесконечно
Придумывать фичи можно бесконечно

Провёл исследования

  1. Проблемное исследование пользовательского опыта: на отраслевом форуме селлеров провёл поиск «болевых точек», выявил симптомы и последствия проблемы; изучил обходные решения и предложения конкурентов; обнаружил дистракторы и аттракторы для работы с отзывами; изучил сопутствующие запросы и собрал прочие интересные наблюдения.
  2. Поиск аналогов: изучил предложения 15 отечественных и зарубежных сервисов для работы с отзывами в интернете.
  3. Сравнительный тест 10 больших языковых моделей применительно к обработке клиентских отзывов.
  4. Обзор лучших практик работы бизнеса с обратной связью клиентов. Алгоритм обработки негативного отзыва.
  5. Клиентский путь через маркетинговую воронку у прямого конкурента.

Запустил MVP

  1. Количественный опрос для определения актуальности проблемы негативных отзывов для селлеров на маркетплейсах. Аудитория — участники отраслевого форума.
  2. Действующий прототип: телеграм-бот с базовым функционалом ответа на отзывы и возможностью оценить ответ лайком/дислайком или написать текстовый комментарий разработчику.
  3. Пост на отраслевой форум с приглашением аудитории попробовать бота и поделиться обратной связью.
  4. Лэндинг soryamba.ru с объяснением концепта и ключевиками для SEO. Цель — переход к боту в Телеграм.
Тот самый лэндинг
Тот самый лэндинг

Оценил результаты

  1. Опрос на форуме прошёл 1 человек с результатом «проблема не беспокоит, есть приемлемое решение».
  2. Бота запустили 13 пользователей за месяц работы. Регулярно пользоваться никто не стал.
  3. На отраслевом форуме получил 2 комментария в духе «бездушный ИИ — это фигня».
  4. Лэндинг посетили 64 уникальных пользователя, из них 10 перешли в бота.
  5. Потратил 200 ₽ на покупку домена и 8 недель по паре часов в день.

Завершение

В какой-то момент я обнаружил ещё одно альтернативное решение: сервис, почти точь-в-точь как у меня. Я запрыгнул в его маркетинговую воронку, чтобы посмотреть, чего стоят продажи моим конкурентам. Это был пуш-маркетинг: каждый день бездушный бот подпинывал меня к следующему шагу, плюс иногда звонила тётенька «Вам удалось протестировать нашего бота?». Понял, что на этом подталкивании построены продажи, а я не хочу делать подобное.

Решил не продолжать развитие проекта.

Бота и лэндинг пока оставляю для истории — пусть какое-то время повисит, всё равно никто не пользуется.

Выводы и инсайты

Я не смог найти селлеров, которые уже осознали потребность в быстрых ответах на отзывы, и при этом ещё не нашли подходящий способ её удовлетворить.

Идея в том виде, как я её задумал, не взлетела. Может быть, если бот будет бесплатным, то к нему можно будет прикрутить какое-то платное продолжение — но это уже совсем другой продукт.

Сделать продукт мало — его ещё нужно продать, и продажа его сопоставима по сложности с созданием продукта. В следующий раз раньше начну думать как продавать — ещё на стадии идеи.

Гипотеза у меня получилась слабой: она про технологии и мой перфекционизм, а не про людей и рынок. В следующий раз подготовлю три связанных продуктом гипотезы: основную, экономическую и проблемную.

Сбор данных через опросы занял больше времени, чем я предполагал. В следующий раз учту это и запущу опросы раньше.

Пользователи балуются с продуктом, чтобы прощупать границы его возможностей. Продукт должен быть к этому готов при встрече с пользователем в реальной жизни. В лабораторных условиях этого не требуется.

Я проводил опросы, а следовало бы провести проблемные интервью с представителями целевой аудитории.

Итого

Провал, но ценный опыт.

Надеюсь, моя история поможет кому-то действовать умнее. Пишите комменты поддержки, задавайте вопросы по деталям, ставьте ваш царский лайк — буду рад любой обратной связи от вас.

2
1 комментарий