Как оформить сотрудников онлайн-школы, чтобы избежать штрафов

Как правильно оформить сотрудников в онлайн-школе
Как правильно оформить сотрудников в онлайн-школе

Масштабирование – это не только про маркетинг и продажи, еще и про фундамент, на котором стоит ваш бизнес, а команда – его несущая конструкция.

Игнорирование юридических тонкостей на этапе роста может обернуться серьезными финансовыми потерями, налоговыми доначислениями и даже судебными разбирательствами.

1. Трудовой договор (ТД): классика с нюансами - официальное трудоустройство сотрудника в штат вашей организации (ООО) или к вам как к ИП-работодателю в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ТК РФ).

Сотрудник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, выполняет определенную трудовую функцию, а вы обеспечиваете ему условия труда и платите заработную плату.

Плюсы для онлайн-школы:

➕ Высокая степень контроля.

➕ Лояльность и стабильность (теоретически).

➕Четкое распределение ответственности.

Минусы для онлайн-школы:

➖ Высокая финансовая нагрузка.

➖ Бюрократия и отчетность.

➖ Социальные гарантии сотруднику.

➖ Сложность увольнения.

Когда оптимально для онлайн-школ?

Трудовой договор оправдан для ключевых сотрудников, выполняющих постоянные, критически важные функции, требующие глубокой интеграции в процессы школы и высокого уровня контроля.

2. Договор гражданско-правового характера (ГПХ) - договор на выполнение конкретного объема работ или оказание определенных услуг (например, договор подряда, договор возмездного оказания услуг).

Ключевое отличие от ТД.

Важен результат, а не процесс. Исполнитель не подчиняется трудовому распорядку, сам организует свою работу и несет риски, связанные с ее выполнением.

Поделитесь в комментариях: как считаете, лучше заключить трудовой договор или договора гражданско-правового характера достаточно при сотрудничестве с экспертами онлайн-школы?

Сотрудничество с физлицами (не самозанятыми и не ИП).

Особенности.

Вы выступаете налоговым агентом. То есть, обязаны удержать НДФЛ (13% и выше по прогрессивной шкале налога) с вознаграждения и перечислить его в бюджет.

Также обязаны уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование как по ТД, но кроме взносов на страхование от несчастных случаев (если они не прописаны в договоре ГПХ).

Выгода по сравнению с ТД:

➕ Чуть меньше нагрузка по взноса

➕ Нет обязательств по отпускам, больничным (хотя с 2023 года исполнители по ГПХ получили право на оплачиваемые больничные при определенных условиях, что сближает ГПХ с ТД)

➕ Проще процедура прекращения договора (по окончании работ/услуг или по условиям договора).

Сотрудничество с самозанятыми (плательщиками налога на профессиональный доход - НПД).

Особенности.

Это самый выгодный вариант с точки зрения налогов для школы. Вы не платите НДФЛ и страховые взносы с вознаграждения самозанятого. Всю налоговую нагрузку (4% или 6%) самозанятый несет сам.

Важно.

Обязательно получайте от самозанятого чек, сформированный в приложении "Мой налог", на каждую выплату.

Без чека не сможете учесть эти расходы и рискуете получить доначисления НДФЛ и взносов, как если бы работали с обычным физлицом. Проверяйте статус самозанятого перед каждой выплатой на сайте ФНС.

Работа с Индивидуальными Предпринимателями (ИП):

бизнес к бизнесу - сотрудничество двух субъектов предпринимательской деятельности.

Ваша школа (ООО или ИП) заключает договор с другим ИП на оказание услуг или выполнение работ.

Особенности.

Похоже на работу с самозанятыми в плане налогов для школы. Вы платите ИП вознаграждение по договору и не начисляете НДФЛ и страховые взносы. ИП самостоятельно платит налоги в соответствии со своей системой налогообложения (чаще всего УСН "Доходы" 6% или УСН "Доходы минус расходы" 15%, или патент).

Налоговые аспекты.

Для вас это расход, уменьшающий налогооблагаемую базу (если вы на ОСНО или УСН "Доходы минус расходы"). Убедитесь, что у ИП подходящий ОКВЭД для выполняемых работ/услуг.

Риски:

● Переквалификация в трудовые отношения.

Риск ниже, чем с физлицами и самозанятыми, но он есть, если отношения де-факто трудовые.

● Притворная сделка / Дробление бизнеса.

Налоговая может заподозрить схему, если массово нанимаете бывших сотрудников как ИП, или если несколько ИП аффилированы с вами и работают исключительно на вашу школу.

Цель налоговиков – доказать, что это сделано искусственно для ухода от налогов (в первую очередь, страховых взносов). Важно, чтобы у отношений с ИП была реальная деловая цель, а сам ИП вел самостоятельную деятельность (имел других заказчиков, нес расходы и т.д.).

Нюансов очень много, но бояться масштабирования и расширения команды не стоит.

Оформление отношений с ключевыми участниками команды онлайн-школы: специфика ролей.

Теперь давайте пройдемся по конкретным ролям в онлайн-школе и нюансам оформления отношений с ними.

1.Эксперты / Преподаватели

Ключевой вопрос.

Интеллектуальная собственность (ИС) на создаваемые материалы (видеоуроки, методички, презентации, тесты и т.д.).

Варианты договоров:

● Договор авторского заказа с отчуждением исключительных прав.

● Лицензионный договор / Договор ГПХ с условием о предоставлении права использования (лицензии). Важно четко прописать объем прав!

● Договор на оказание услуг преподавания.

Защита ИС школы.

Обязательно включайте в договор с экспертом пункты о передаче (отчуждении) или предоставлении широкой лицензии на все создаваемые в рамках сотрудничества объекты интеллектуальной собственности.

Фиксируйте это максимально подробно. Иначе вы рискуете, что эксперт после ухода запретит вам использовать созданные им материалы или потребует дополнительную плату.

2.Кураторы / Методисты

Ключевой вопрос.

Четкое определение функционала, показателей эффективности и защита внутренней "кухни" школы.

● Договор (чаще ГПХ/ИП, реже ТД).

Максимально подробно опишите: зоны ответственности, KPI (Ключевые показатели эффективности), вопросы конфиденциальности.

Кураторы и методисты получают доступ к персональным данным студентов, внутренним методикам обучения, технологиям. Обязательно включите в договор подробные условия о конфиденциальности и неразглашении коммерческой тайны.

3.Технические специалисты / Маркетологи

Ключевой вопрос.

Доступы к системам, фиксация результатов, защита данных и стратегий.

● Договор (чаще ГПХ/ИП).

Максимально подробно опишите: процесс фиксации задач и результатов, права доступа к системам, NDA (Соглашение о неразглашении).

Это критически важно. Технические специалисты и маркетологи видят всю вашу "внутрянку": базы клиентов, финансовые показатели, маркетинговые стратегии, настройки систем. NDA должно защищать всю эту информацию от разглашения и использования в конкурирующих проектах. Пропишите ответственность за нарушение NDA.

Нужно грамотно подготовить договора с ключевыми участниками команды онлайн-школы, запишитесь на консультацию. Поможем навести порядок в документах, минимизировать финансовые и налоговые риски.

Масштабирование онлайн-школы – увлекательный, но ответственный процесс. Построение команды – его неотъемлемая часть. Не экономьте время и ресурсы на юридически грамотное оформление отношений. Каждый договор – не просто формальность, а инструмент управления рисками и защиты вашего бизнеса.

● Анализируйте каждую позицию.

● Прорабатывайте договоры.

● Контролируйте риски.

● Консультируйтесь с юристами и экспертами в налоговых вопросах.

Масштабирование требует более формального и системного подхода к внутренним процессам. Защита интеллектуальной собственности и правильное оформление отношений с командой (особенно удаленной) — это инвестиции в стабильность и безопасность вашего растущего бизнеса. Не экономьте на юридической проработке этих моментов.

Грамотный юридический фундамент позволит вам уверенно расти, привлекать лучших специалистов и сосредоточиться на развитии вашей школы, зная, что ваш тыл надежно защищен. Успехов в масштабировании!

Начать дискуссию