Как работа в 14 лет с лопатой и гаечным ключом заменила мне MBA.
Эта история — не ностальгия. Это инструкция, как я сейчас помогаю предпринимателям:
— Запускать бизнес без бюджета (как Слава с гаражом в 90-х)
— Нанимать «14-летних себя» вместо дорогих менеджеров
— Не терять драйв после потерь (мой путь от $1M к нулю и обратно - в следующих статьях).
Нужна консультация? Мой канал:
Рассказываю как это было, когда сверстники гоняли в Sony PS, а я уже вовсю пахал в сервисе наряду со взрослыми мужиками и почему этот опыт важнее MBA.
Итак, лето 2002 года. Я звоню своему другу, с которым мы дружим с 3 лет. Здесь надо сказать, что сначала мы были чисто дачными друзьями - наши дачи располагаются по соседству. Так вот, примерно до 10 лет, мы дружили только летом, пока были на даче в летние каникулы. Но уже после 10 лет, мы начали дружить "круглый сезон" - вместе гуляли, лазили по крышам гаражей, ездили друг к другу в гости и т.д. Такая вот пацанская рядовая и в тоже время не разлей вода дружба. Так вот, возвращаясь в лето 2002 года, я ему звоню и предлагаю поехать сегодня на дачу, на что он мне говорит, что скорее всего этим летом он останется в городе и будет работать в автосервисе у Славика......
ШОК
Надо сказать, я опешил.....
Андрюха, - говорю ему я. Какой еще сервис? Какой Славик? Ты про что? До сих пор помню, что находился в этот момент в зале квартиры, хотя прошло 23 года (почти четверь века). Тот случай, когда прожил уже четверь века осознанной жизни, но все еще молодой)))
И тут он мне начинает рассказывать, что сосед по его лестничной площадке купил территорию с недостроенным зданием и будет там делать автосервис и стоянку для своих грузовых машин, так как он занимается грузоперевозками. И ему нужны подсобные рабочие, читай "Принеси-подай-иди на..й - не мешай"))) И я конечно же тут же напросился тоже в этот самый сервис, ибо прозябать мне не хотелось очередное лето, к тому же уже без друга.
40 руб.
Да, 40 руб в день была моя первая в жизни зарплата. А помните ли вы свою первую зарплату? Работали мы с 8 утра и пока не начнет темнеть))) И я этим был горд! Говорю без иронии, полностью серьезно. Современным подросткам, которые бьются за лайки Тик тока и кривляются парами перед камерой смартфона, этого не понять......Первая моя получка была 200 руб, за 5 дней работы. Говорят, что на первые свои заработанные деньги нужно покупать подарки родителям. Я так и сделал: маме купил цветок кактус, а папе - какой то там набор для сигарет с зажигалкой))
Сама работа
Так как это было здание, которое прежний владелец начал строить и не достроил, то нам соответственно досталось здание частично без крыши, но со стенами. Крыша в виде бетонных плит покрывала только половину здания. Задача была поднять повыше стены, под автосервис и под грузовой транспорт и подготовить все это дело для установки плит перекрытия на оставшуюся часть здания. MBA в Стэнфорде учит кейсами, а мы чувствовали этот бизнес изнутри - плиты нужно было успеть положить до зимы, иначе не запустим сервис до холодов.
Наша работа включала в себя загружать блоки на железобетонном заводе в Камаз, потом их же разгружать уже в нашем сервисе. Месить бетон, копать всякие траншеи под фундамент, убирать мусор и т.д.
Параллельно мы с другом уже пытались чинить там машины. В микроавтобусе Рено Мастер у владельца сервиса глючил замок зажигания и мы пытались установить камазовский по устной инструкции, которую мы получили. То на восьмерке "башмачил" стартер и мы его разбирали-собирали, по итогу потом это оказалось втягивающее. То есть мы не просто были какими то разнорабочими, а уже тогда включались в ремонт техники по полной, к тому же у меня уже был мопед Карпаты-2, а у моего кореша Ява старушка 250 1963г. С техникой мы были уже тогда на "ты".
Лето быстро закончилось, и в выходные, во время каникул - осенних, зимних и весенних, мы также ходили, подрабатывали в тот наш родной гараж - сервис, благо работа, в особенности, самая черновая, была там в избытке.....
Но самое главное, что я вынес оттуда за все это время, это были не деньги, которые я там зарабатывал, а то, что ты ПРИЧАСТЕН уже к чему то, в 14 то лет!
Плюс владелец сервиса, его звали Славой, был для меня просто ходячим примером. Он начинал с полного нуля, после армии устроился водителем троллейбуса, но проработав там пару месяцев, быстро смекнул, что это путь вникуда, уволился и начал заниматься ремонтом машин в своем гараже. Это были 90-е. Так он накопил на Камаз, и начал заниматься грузоперевозками, а его правая рука Боря продолжал заниматься ремонтом машин. Поработав на Камазе пару лет, он сьездил в Калининград и пригнал сцепку реф MAN. И вот тогда как раз таки и понадобилась ему территория для его грузового транспорта и для автосервиса, с чем мы собственно ему немного и помогли.
И как я уже сказал, он был для меня примером и эталоном, пробившийся как цветок через асфальт. Я на него всегда смотрел с восхищением и уже тогда, в 14 лет, я понял, что хочу тоже стать предпринимателем.
P.S. Со Славой мы до сих пор пьем чай в том сервисе. Бизнес выживает не по учебникам, а по законам двора: уважай клиента, не кидай партнеров, работай, пока не сделаешь качественно.
И если ваш бизнес потерял этот здоровый дух - вернем его за 60 минут.
В следующих статьях:
- как я стал управляющим сервиса в 15 лет
- как заработал на свой первый авто в 18
- о поездке в Америку со 150$ в 18 лет