Профессионализм

Всем привет! Меня зовут Диана Ашумова, и я Директор по развитию маркетинга и продаж. Я эксперт и профессионал в seo и продажах на входящих лидах.

У меня классическое университетское образование “Прикладная математика”, которое помогло в молодости развить навык поиска и работы с информацией. По моему мнению ВУЗ должен научить человека учиться самостоятельно, развить критическое мышление, дать методологию работы с информацией.

Пишу статьи и все свои кейсы сама, без ИИ и без помощи копирайтеров.

Умение настоять на своем профессиональном мнении

Очень часто руководители или собственники бизнеса начинают настаивать на чем-то, что им кажется правильным, но при этом с профессиональной точки зрения идея может быть абсурдной или невыполнимой. В таком случае важно уметь объяснять, приводить доводы, доносить практический опыт отрасли или тематики и показывать лучшие примеры, на которые стоит равняться и их практику перенимать и внедрять.

Пример Plastelo

У меня был интересный старт с проектом Пластело. Началось все с небольшого объявления в профильной группе в уже запрещенном фейсбуке. Через 3 недели со мной связался генеральный в 23:00, обсуждали мой опыт, запуск нового проекта до половины второго ночи. С утра созвонились и началась первая неделя.

Профессионализм

Первая задача звучала как собрать структуру будущего интернет-магазина b2b за одну неделю. Задача в такие сроки не решаема, т.к. качественный сбор семантики и формирование структуру заняли бы не менее одного месяца. Я услышала для себя, что у меня всего есть одна неделя, чтобы объяснить и переубедить в невозможности и некорректном дедлайне, что я и сделала в конечном итоге. А сайт был запущен мной с подключением 4-5 разных фрилансеров за 3 месяца, добавлены 2-3 тыс первых товаров, я собрала семантику, кластеризовала и создала на сайте все категории, подкатегории и настроила seo-фильтры как посадочные страницы под каждый кластер семантики. Подробнее я все описывала в I seo-кейсе по Пластело.

Пример Pandasteel

Последний проект был урны Панда: нужно было перевести сайт на современную CMS для дальнейшего масштабирования, управления ассортиментной матрицей, ценообразованием и маркетингом.

Изначально генеральный был против полного переноса информации, а хотел понемногу переносить и сразу добавлять что-то новое из их программы с разработанными моделями под конкретные ТЗ или клиентов. Я тогда проявила гибкость и предложила другой вариант, как будем двигаться. Разворачиваем шаблон на новом удобном хостинге, мы использовали для этих целей Бегет, далее переносим товары одной категории и я презентую карточку товара, категорию, seo-фильтр. Если все нравится, то двигаемся дальше уже в массовом порядке.

Итогом в несколько итераций с помощью контент-менеджера Ивана Буренкова, уже моего друга, проект был реализован и готов к открытию к индексации в поисковиках. Кейс вебмастера Ивана Буренкова по обновлению pandasteel.ru на современный шаблон Аспро Макс.

Итогом прошло всего 2 месяца и новый сайт готов к склеиванию редиректами со старым и открытию к индексации.

Большинство предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, соглашаясь делать то, что не принесет никакого результата в виде трафика, лидов, продаж, денег по требованию вышестоящего руководителя или собственника. Но я постоянно отстаиваю свое мнение эксперта, если уверена, что предложенный мной вариант развития даст результат и еще за кратчайшие сроки. Потому как я всегда нахожу проекты самостоятельно, не по рекомендациям и меня не приводят “никуда за ручку” и не учат новому, я двигаюсь самостоятельно и за счет своей экспертизы, которую постоянно повышаю.

Вы умеете говорить “не знаю”? Эффект Даннинга — Крюгера

У меня есть друг программист Дмитрий Мещеряков, чем он мне сразу понравился при нашей совместной работе над проектом в далеком 2016 году, тем что мог говорить: не знаю. Человек вообще не обязан все знать, но есть такие люди, которые не могут себе позволить ответить на вопрос: не знаю. А вот те кто может сказать не знаю, обычно потом идут и изучают, и ищут ответы на те вопросы, в которых у них не хватает знаний и компетенций. Навык учиться - очень важный навык для человека и особенно эксперта.

Профессионализм

Эффект Даннинга — Крюгера — гипотетический эффект, когда люди с низкой компетентностью в какой-либо теме склонны считать себя знатоками этой темы, при этом делая ошибочные выводы и принимая неудачные решения, но не осознавая своих ошибок из-за нехватки знаний и умений. Другими словами, некомпетентность мешает правильно понимать пределы своей компетенции и приводит к завышенному представлению о своих способностях (особенно в незнакомых областях знаний и впервые совершаемых действиях).

Согласно гипотезе, высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать от недостаточной уверенности в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным (которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами). Также обладатели высокого уровня квалификации ошибочно полагают, что задачи, лёгкие для них, так же легки и для других людей.

Графики долины отчаяния и склона просвещения можете посмотреть в статье про эффект Даннинга — Крюгера от СБЕР Бизнес Live.

Работая в разных командах, управляя разными людьми в подчинении, я заметила, что чем меньше человек умеет и знает, тем сложнее ему ответить на сложный вопрос простым: не знаю. Честность присуща очень малому кол-ву и обычно это эксперты. Потому что ответ не знаю в моей практике часто сопровождается выдвижением и проверкой гипотез, и наработкой новых знаний и навыков.

Не так давно читала статью Елены Уваровой про IT-неравенство, где она также указывает что многие боятся признаться в незнании простых вещей, методик, в отсутствии простых навыков или своей компьютерной безграмотности. Только сильные духом люди без психологических проблем могут признаться в своем незнании и получить знания от другого человека путем обучения или, второй вариант, самостоятельно найти информацию, изучить и применить на практике для получения новых знаний.

Чем вы как эксперт можете помочь коллегам или сотрудникам в подчинении при внедрении какой-то технологии? Это пройти путь самостоятельно и создать/записать инструкцию (видео или текстовую со скриншотами/примерами), потом собрать обратную связь что им непонятно и далее скорректировать инструкцию при необходимости.

Гипотезы, выводы, масштабирование полезных идей

В бизнесе главное не допускать критических ошибок и не терять сразу много, поэтому следует двигаться итерациями, последовательно, каждый раз повышая уровень сложности задач и методик.

Сформулируйте гипотезу, предложите несколько вариантов. Потом поставьте эксперимент, если результат положительный, только потом масштабируйте на весь проект удачный опыт. Если не хватает насмотренности, старайтесь читать, общаться, учиться у других экспертов. У Гребенюка есть классная идея про повышение своей насмотренности в любом направлении - покупать экспертизу, встречи с другими экспертами.

После совместной работы с двумя командами консалтеров и участие в найме РОПов я повысила свою насмотренность в продажах и понимании соискателей на уровне собеседования и оценке их софт скиллов или компетенций на очень коротком периоде от одной недели до месяца.

Желательно пройти много разных ситуаций и простых задач за короткий период, об этом говорил Высоцкий - тестовая неделя, для быстрой оценки нового сотрудника и понять как он работает и выполняет поставленные задачи, корректирует ли свою работу по замечаниям и критике или нет.

Но консалтинг тоже должен быть профессиональным, соглашательство во всем с собственником не приведет к результату, если специалист консалтерской компании обладает экспертизой и готов ее передать. Об этом хорошо написано в статье Уваровой про честный консалтинг.

Только после проверки на малом надо переходить к развертыванию на большое.

Честный консалтер задаёт неудобные вопросы. Он не боится указать на системные проблемы в компании или ошибки 'головы", даже если это может не понравиться.

Переписка - вежливость, интернет-этикет, стандарты

Крайне рекомендую к прочтению Новые правила деловой переписки Ильяхова и Сарычевой. Как показала моя практика в найме менеджеров по продажам, а также руководителей отдела продаж, очень многие не владеют навыками общения и переписки, в вежливом, уважительном тоне, но без скатывания в канцеляризмы.

Также есть практика интернет-общения или цифровой этикет, у Т-банка есть хорошая статья про цифровой или онлайн этикет общения. Обратите внимание на уважение к вашим коллегам, клиентам, друзьям - это важность экономии времени.

Если я хочу получить что-то от собеседника, мне нужно подумать, как я могу сэкономить его время. И если я не экономлю чужое время, то и мое время экономить никто не будет.

Основная проблема в общении между людьми при личных или рабочих отношения - это отсутствие уважения. Надо думать о человеке, с кем взаимодействуешь, а не только поступать в своих эгоистических целях.

Последние 5 лет я проработала в одном проекте и выстроила удаленную команду проекта (маркетинг+продажи), как показала моя личная практика очень многие не знают правил переписки и принципов онлайн общения и не хотят самостоятельно поискать, прочесть и усвоить их.

Пример

Менеджер по продажам случайно зажала Caps Lock и написала клиенту через wazzup в ЦРМ-системе ответ и предложение к закупке. На что клиент обиделся и сказал, что не надо так кричать и без крика все понятно. Менеджер не поняла реакции клиента, рассказала мне как своему руководителю, мне пришлось объяснять, что в Интернете с незапамятных времен ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ в переписке прямо ассоциированы с криком и агрессией в адрес оппонента.

Мне было удивительно узнать от ровесницы по возрасту, что она этого не знает, хотя давно работает удаленно. Со времен ICQ и общения на форумах везде были прописанные и негласные правила общения.

Моя рекомендация изучить этикет общения делового стиля, интернет стиля, это уменьшит ваши ошибки общения, а также улучшит ваши показатели в продажах, маркетинге и взаимодействии с другими людьми.

Для профессионалов важно быстро и корректно отвечать, подтверждать получение информации, давать примерные сроки ответов, возвращаться и предупреждать о переносе дедлайнов, раскрывать максимально информацию для дилетантов, отчитываться или давать обратную связь по выполнению задач, одним словом не подводить других людей, коллег или руководителей.

Аналогично не нужно обесценивать чужой труд, результаты, уметь ставить задачи - все начинается с умения общаться, переписки и уважения к другим людям. Статистика по неприятным фразам у Т-Банка.

Признание, умение говорить спасибо!

Для меня также к важным человеческим качествам я отношу умение признавать чужие достижения и говорить спасибо другому человеку за то, что он тебя научил чему-то полезному, дал возможности для роста, психологически поддержал в сложной ситуации для тебя. Не у всех развит эмоциональный интеллект, эмпатия, умение слушать и понимать других людей, умение помнить о хорошем, не всех в детстве научили говорить спасибо и пожалуйста, и делать это как на автомате, так и уместно и по делу.

Отмечу еще пост про любовь/уважение к людям, которые умнее тебя от Амира Якубова. Я полностью разделяю его мнение в этом вопросе. Я с большим удовольствием готова слушать увлеченного профессионала, когда он рассказывает о своей работе, конкретном проекте или кейсе. Отмечу, что я также слышу подробности, цифры, имена, результаты от людей, которым есть что рассказать и чем поделиться.

И в таких случаях профессионалы всегда не стесняются отмечать достижения, результаты, указывают фамилии или имена других профессионалов, не важно это узкий специалист или управленец. Такой человек не присваивает себе все заслуги, а в процессе монолога ссылается на других людей, которые закрывали свои зоны ответственности или проявляли инициативу. И чаще всего у хорошего руководителя уже есть сформированная команда специалистов, которые могут закрывать отдельные задачи, или он помнит коллег, которые хорошо выполняли свою часть работы, и захочет их пригласить в проект, где работает сам. Про команду за спиной руководителя я написала отдельную статью.

Обычно у эксперта также есть свое портфолио в виде кейсов, описанных решенных задач, цифр и прочего полезного с разных проектов. Про наличие кейсов и желание показать свои рабочие файлы я писала в статье про выбор руководителя по кейсам.

У меня есть несколько постов с публичным Спасибо в адрес моих друзей, коллег или руководителей:

Вместо эпилога

У меня опять получилось многобукв((( Пыталась охватить необъятное, и все основано на опыте, не теории.

Год назад я записала свои мысли про профессионализм и критерии оценки сейлзов в небольшой пост: скорость, вежливость, регламенты, грамотность - профессионализм исполнителей.

Все свои статьи и кейсы, про проекты, про бизнес, про запуск сайтов, про продажи, про работу с командой и экспертами я рассказываю у себя на канале в телеге Ашумова | Live. Отзывы о сотрудничестве со мной у меня на личном сайте-визитке.

Профессионализм
2
1 комментарий