Портфолио, кейсы, рабочие файлы - потенциал руководителя

Всем привет! Меня зовут Диана Ашумова, и я Директор по развитию бизнеса (продажи + онлайн маркетинг + технологии). Статья посвящена двум темам: наличие портфолио у руководителя или сильного специалиста, а также как отличить ворованный и накрученный опыт от настоящего.

У меня классическое университетское образование по направлению Прикладная математика. Я из тех немногих, кто в Рунете, ссылается на использованные материалы и умеет говорить спасибо публично. У меня есть понимание, что такое цитирование авторов, и как узкий seo-специалист, который давно в интернете и застала еще ТИЦ - тематический индекс цитирования Яндекса и PR - пейдж ранк от Гугла.

Портфолио - рабочие файлы, регламенты, отчеты

Серьезные специалисты уровня исполнитель-профессионал или же руководитель собирают свое портфолио. У каждого это может быть что-то свое. Например, у дизайнера - фигма, у программиста - примеры кода и решенные мини-задачи, у копирайтера - тексты. Для руководителя это примеры отчетов, составленные им регламенты, другие рабочие файлы. А также кандидат может иметь открытые или закрытые полностью описанные кейсы, т.е. или это публикация на известном сайте или же свой кейс, собранный и оформленный в гугл доках или просто в файле word.

При найме РОПа я работала вместе с двумя консалтерскими командами и именно я им транслировала, что предлагать кандидатам показать на должность руководителя разработанные ими регламенты, отчеты. Я уже писала об этом в своей статье про команду за спиной руководителя.

Позже обсуждала этот момент с HRD Марией Галактионовой, что она тоже просит показать соискателей в режиме демонстрации экрана свои наработки. Кстати, Мария мне сильно помогала отдельными советами и подсказками, когда я только начинала погружаться в тематику найма и удержания персонала, за что ей большое спасибо!

Чужой опыт в резюме, присвоение себе чужих результатов

Есть вероятность, что кандидат в резюме укажет не свой опыт, а как раз чужой, который наблюдал. На ХэдХантере можно как ждать отклики на свою вакансию, так и искать в холодную и выбирать подходящих кандидатов, а далее покупать доступ к базе и открывать контакты интересных кандидатов.

Таким образом, я случайно наткнулась на одно резюме, в котором описан мой опыт в компании Пластело, открыв контакты я увидела стажера, кто пробовал себя на роль РОП, а затем и менеджера и не справился.

Портфолио, кейсы, рабочие файлы - потенциал руководителя

Я потом показала эту выдержку другому бывшему сотруднику, и спросила похоже ли это на мой результат, на что получила подтверждением.

Поэтому очень важно понимать, кандидат описывает свой опыт или пытается накрутить себе опыта, описывая чужой опыт. Все выяснится уже на испытательном сроке, т.к. повторить и расширить свой опыт можно, а вот чужой скопировать и объяснить будет сложнее.

Дьявол кроется в деталях! Есть такое выражение, оно мне импонирует. Если кандидат описывает свой опыт, то вы услышите цифры, имена, должности, ситуации, положительные, отрицательные, любые. Если человек придумал и приписал себе опыт, то вы услышите общие слова, а на любые наводящие вопросы он не ответит, а будет уходить от ответа.

Я описала подобную проверку на опыт и запрос рекомендаций на РОПа, когда меня начали смущать детали и нюансы в его работе, анти-кейс по найму РОПа.

И еще из личных наблюдений, когда менеджеры приходили и работали в Пластело непродолжительное время (2-3 недели), кто-то принял решение, что это не его, с кем-то я прощалась по результатам прохождения испытательного срока, а потом они указывали в своих резюме период работы в 6 месяцев в компании.

Портфолио, кейсы, рабочие файлы - потенциал руководителя

Этот менеджер сам ушел после 9 рабочих дней (конец ноября, начало декабря 2024 года), т.е. даже не полные 2 недели, ушел искать лучше. При этом у него неплохо получалось…

Или еще один работал 3 недели в феврале 2023 года, которые превратил в "свой" обширный опыт в полгода.

Портфолио, кейсы, рабочие файлы - потенциал руководителя

Не понимаю, что движет такими людьми, ведь все можно проверить. А если бы их новые работодатели обратились ко мне с вопросами? Я бы дала честную информацию по их работе и особенно была бы удивлена указанному периоду, который не соответствует действительности. А был кто наоборот, проработав не лучшим образом 6 месяцев, решил не указывать этот опыт в резюме.

Лояльность или заинтересованность кандидата при найме

Я думаю, это боль многих HR и HRD, когда кандидаты откликаются везде подряд и ничего не изучают про компанию. Я когда искала работу, старалась максимально понять для себя, что представляет компания. И я всегда готовлю список вопросов. Часть у меня уже зафиксированы как полезные и нужные, но стандартные. Я задаю эти вопросы, чтобы получить данные и сформировать свою картину по продажам в этой конкретной компании или проекте.

Так у меня был опыт отклика на позицию РОП в компанию Эльбрус Запчасти со своим сформированным списком хороших вопросов.

Я общалась напрямую с их HRD, по этапам найма планировался зум-созвон, но я его проскочила со своими вопросами. На самом деле, для меня это был интересный опыт и я сформировала у себя в голове картинку работы компании по ответам, которые мне предоставила HRD, это заняло примерно 2 дня, т.к. после каждого ответа я давала свои комментарии и задавала новые вопросы. Это как в продажах: этап выявления потребностей. Этот опыт был уже давно, в сентябре 2024 года.

Вопросы я сформировала на основании личного опыта продаж и руководства отделом продаж, и вопросы с комментариями на ответы позволили мне быстро перейти к этапу знакомства с собственниками компании в их офисе и кабинете.

Т.е. правильные вопросы я “взяла не с потолка” и не из теории, а на основании своего опыта.

А недавно у меня был схожий опыт в компанию Экос на позицию Директор по маркетингу и продажам. У меня в резюме есть ссылка на сформированный файл со всеми кейсами, примерами регламентов и моими рабочими файлами, помимо перечисления процессной части выполненных задач, а также цифр и сравнительных процентов по достигнутым результатам моей работы.

Я надеюсь, что именно это и сыграло роль для того, чтобы позвать меня на собеседование, где я общалась с HRD. До встречи я отправила вопросы рекрутеру или HR, посмотрела их вакансии, часть своих вопросов я сняла сама по структуре продаж. На встрече в офисе я получила названия двух конкурентов, которых позже внимательно посмотрела дома: сайты, их вакансии и архив поиска специалистов, статьи на внешних ресурсах в рамках контент-маркетинга.

После встречи я отправляла рекрутеру, что нашла, но без глубинных выводов, с надеждой, что информация будет передана HRD.

При работе в компании “АСТ”, бренд Plastelo я также давала кандидатам в рамках преонбординга информацию с целью, что они с ней поработают, изучат и зададут вопросы. Там, к сожалению, соискатели на позицию руководителя отдела продаж не задавали интересных вопросов на личных собеседованиях, в отличие от менеджеров, которые смогли сформировать свои вопросы после изучения базы знаний проекта, которую создала я и выстроила адаптацию и обучение менеджеров.

Таким образом, по активности кандидата всегда можно понять его заинтересованность в Вашей компании и позиции.

Выводы. Проверка руководителей, опыт, кейсы

Интересный и заинтересованный кандидат сам все покажет и спросит, и резюме у него будет достаточно обширное и интересное.

Но, могут быть и нюансы, когда ему написали резюме карьерные консультанты или же он сам постарался и накрутил свой опыт в резюме, как сейчас развивается история с разработчиком в Rutube Антоном Назаровым.

Только испытательный срок, ваша насмотренность и эмоциональный интеллект позволят понять, что действительно правда и что может дать компании сотрудник. Даже накрученный опыт не является проблемой, если сотрудник работает профессионально и показывает свою активность, вы видите в нем потенциал, а также надо корректно оценивать результаты или их отсутствие.

Статистика и исследования показывают, что лидерами считаются люди, которые много и красиво говорят, т.е. людей судят по словам, а не по делам. Это как с девушками, которые, считается, что любят ушами, а надо смотреть на реальные дела и поддержку партнера, а не верить красивым словам. Поэтому важно не вестись на слова, а смотреть и оценивать по фактам!

Важно уметь записывать свой опыт, фиксировать ошибки и делать выводы.

Помните, в тему ассоциаций, была интересная реклама Билайна в 2017 году: Не запостил — значит не было!

Ровно в такой же мере важно иметь кейсы, уметь их описывать и презентовать. Кейс может быть большой, маленький, или, в целом, выделяется задача в зафиксированный кейс, если это может быть полезно и интересно не только тебе лично, но и широкому кругу лиц или для описания релевантного опыта работы.

Всегда приятно работать с по-настоящему системными людьми, которым есть что рассказать и показать в цифрах, и на конкретных примерах.

Следующая тема для новой статьи, основанная на личном опыте, это про профессионализм, а также будет отсылка к Фридману и мои наблюдения и выводы.

Все мои статьи и кейсы, про проекты, про бизнес, про seo, про продажи я рассказываю у себя на канале в телеге Ашумова | Live.

Начать дискуссию