«Автобус в лесу»: как мы отвезли старые автобусы в лес и сделали из них туристические приюты
За пределами Урала и Поволжья мало кто знает, что у нас тут в Башкортостане красота: горы, реки, озера, пещеры, водопады и заповедники. Есть на что посмотреть в любой части республики.
Почти круглый год в электричках полно «копченых» туристов с рюкзаками, другие ездят на своих автомобилях. Кто-то забирается в горы и пещеры, кому-то нравится сплавляться по рекам, много людей ездит на горнолыжки. Локальный туризм — наше все.
Идея «Автобуса в лесу» (ссылка на Instagram) появилась случайно. Из нас троих, архитектора, ученого-физика и лесничего, собственную любовь к родной природе для заработка использовал только последний. Он и предложил идею.
Сначала она казалась безумной: что, если отвезти старый автобус в лес, переоборудовать и принимать в нем туристов? Пусть приезжают из Уфы и близлежащих городов на выходные, проводят время вместе, гуляют по лесам и полям и поют песни под гитару. Все как обычно, только вместо палаток или домиков как на турбазе — старый «ламповый» автобус!
Мы начали изучать опыт других, чтобы понять как работает туристический бизнес такого рода. И чем больше мы узнавали, тем более реальным казался наш план.
От идеи до реализации
Первый автобус
На поиски первого автобуса ушел примерно месяц. Он стоил 35 тысяч рублей и не мог добраться до места своим ходом, поэтому еще 10 тысяч рублей мы потратили на то, чтобы доставить его на место постоянной стоянки в лесу (100 км от Уфы). Это был старый, но неплохо сохранившийся «КАВЗик».
Арендованное место для первого «Автобуса в лесу» уже было, оно находилось недалеко от деревни, где жил и работал лесничим один из наших партнеров.
Затем нужно было переоборудовать его и сделать уютным для туристов. В это, а также в обустройство лагеря вокруг автоубуса, мы вложили еще около 250 тысяч рублей. Сюда входили материалы для внутренней отделки, печь, электричество, работа мастеров, материалы для навеса, отдельно стоящего туалета и прочее.
Было ли страшно инвестировать такие деньги в идею с непонятными перспективами? Еще как. 300 тысяч не были той суммой, которую мы могли вложить с легким сердцем. Это был наш первый опыт в бизнесе. И тем не менее, преодолев страх, мы решили, что лучше отнестись к ним как к инвестициям в собственное образование и не особо надеяться, что они быстро вернуться.
Идея «Автобуса в лесу» возникла в апреле 2018 года, а первые гости в него приехали уже в августе. Для продвижения были выбраны Instagram и VK, но рекламных кампаний мы почти не запускали. Сделали ставку на интересный контент, друзей и сарафанное радио.
Необычное место для отдыха в виде переоборудованного автобуса вдали от городской суеты само по себе привлекало внимание и любопытство, и стимулировало рассказывать о нем друзьям.
Даже зимой! Поэтому мы выдохнули и решили искать второй.
Второй автобус
Второй автобус, как и первый, был найден на «Авито». Он стоил в 2 раза дороже первого — 75 тысяч, но вмещал уже не 5 спальных мест, а 8.
Но в этот раз все было сложнее: у нас не было конкретной локации и партнера, который бы взялся администрировать объект (ездить самим каждый выходные нереально). Напомним, первый администрировал наш партнер, который работал здесь же лесничим.
Мы наметили несколько локаций в пределах 100-200 км от Уфы объединенных интересным местоположением, близостью к природным достопримечательностям, и при этом мало раскрученных с точки зрения туристического потока. Затем поехали в «турне» по селам в этих местах и в первую очередь искали активных, инициативных местных, готовых поддержать нашу идею с автобусом.
Когда один уже есть и принимает гостей, рассказывать о проекте легче.
Причем у него уже была арендованная земля в живописном месте на берегу реки, которую он и так планировал однажды использовать для туристического объекта. Он же взялся помогать нам, принимать и провожать гостей, и делает это по сей день.
На переоборудование второго автобуса ушло в районе 300 тысяч рублей. Инвестировать было легче, мы уже знали, что это работает.
В целом второй объект вышел дороже за счет более высокой цены за сам автобус и большее количество материалов для его переоборудования и обустройства территории вокруг. Могло быть и дороже, но этот «КАВЗик» оказался способен проехать большую часть пути до леса сам.
«Желтый автобус» стал даже более популярным и любимым у наших гостей, несмотря на то, что в нем нет электричества. В первую очередь благодаря красоте вокруг:
Хижина в лесу
Сейчас у нас есть не только автобусы, но и «Хижина в лесу»:
Ее мы построили не сами, но активно приглашаем гостей на условиях партнерства.
Хижина когда-то была построена в качестве охотничьего домика. С ее хозяином мы познакомились благодаря раскрутке первого автобуса. Хижина работает в рамках нашей сети по агентской модели. Это идеальное место для спокойного созерцательного отдыха в лесной глуши.
Что дальше?
Оба автобуса окупились примерно через 1,5 года после запуска, при том, что у нас очень демократичные цены — 3000-4000 рублей в сутки на всю компанию из 5-8 человек.
Есть дополнительные услуги: трансфер на снегоходе или ЗИЛе до автобуса (хотя идти от дороги и так недалеко), баня на четверых возле «Белого автобуса», возможность поставить палатку на территории для большой компании и другие.
Возле каждого «Автобуса» есть отдельно стоящий туалет, заготовленные дрова, а внутри — кухонная утварь. За отдельную плату вам могут привезти деревенские продукты от жителей соседних сел.
***
Сейчас мы готовим четвертый объект в 200 км от Уфы. У нас есть место, но нет автобуса, а поэтому это будет домик вроде такого:
Мы пока не нашли компанию, которая смогла бы не только построить нам такой, но и стать партнером для развития франшизы. Знаете такую? Напишите нам в Instagram!
Глэмпинг («гламурный» кемпинг, кемпинг с удобствами) в России начал развиваться не так давно, но уже очень популярен. Экономическая ситуация тут кстати, и людей, которые не прывыкли к палаткам, но любят природу, становится все больше.
Надеемся рассказ о нашем первом опыте получился интересным. Мы готовы делиться им, ждем вопросов в комментариях!
Только одна ассоциация с такими автобусами - гибель Маккэндлесса на Аляске.
Его кстати убрали, так как привлекал много туристов, которые в свою очередь повторяли судьбу Маккэндлесса.
тоже это кино вспомнилось
Alexander Supertramp
ну, люди, которые ходят в походы или хотя бы выросли вблизи такой природы - ценят и такой уют
Красивый был автобус. Все меняется
Крутая идея!
Спасибо!
Осталось только понять, что общего между глэмпингом и автобусом-бараком за 3500 в сутки.
Сделать 4 нормальных кровати и продавать по 5к? Ну неет, сделаем 8 нар, пусть выглядит как барак и комфорт барака, зато на природе. Мда.
Комментарий недоступен
Комфорт дело субъективное)
В статье речь идёт о глемпинге в контексте 4го проекта, а не первых 3х
Комментарий недоступен
Можно и целый состав поезда поставить. Получится туристический городок.
Пока думали только про трамвай, но над поездом тоже подумаем :)
Главное - внутреннюю отделку вагона сохранить.
А то автобус только снаружи выглядит как автобус, а внутри - бытовка(((
Есть схожая идея, в формате плавучего приюта из баржи
Примерно цать лет назад, в пионерской детстве в ЛТО в снятых на землю состава и жили 😁😁😁
Будет ли рентабельно все это обслуживать в дальнейшем? И во что превратятся эти автобусы через пару-тройку лет и прилегающая к ним территория?
Одно дело, когда есть команда администраторов, уборщиков и других специальнообученных людей, как в кемпинге. Но там они обслуживают сразу много помещений, в том числе туалет, кухню, баню, где-то душевые и прочие постройки, а также территорию.
Даже в финских кемпингах, где постоянно делается уборка, иногда приятнее поселиться в палатке на территории, чем вдыхать атмосферу маленького пропуканного домика.
рентабельно пока не платят налоги, не арендуют землю, о них не знают зеленые, санитария, ни слова об ответственности, договоре и прочем, как только начнут делать все как положено сразу сдуются.
Проект уже окупился. Территория содержится в порядке, инфраструктура расширяется.
Для обслуживание одного такого объекта не нужна команда, достаточно одного администратора.
Каждый в праве выбрать где остановится. Не понятно зачем называть "пропуканным домиком" место в котором вы не были
У каждого автобуса есть свои администратор, который встречает и провожает гостей, убирает, приводит в порядок для следующих. Мы сами ездим несколько раз в год, ремонтируем, улучшаем :)
Так же написано про админов, не?
Ездили прошлым летом на полуострове Средний (Кольский полуостров), там так же кто то притащил автобусы для создания тур. базы. В текущий момент выглядит как свалка, посреди офигенной природы.
Удачи вам конечно, но если не пойдет - не забудьте их утилизировать, не загрязняйте природу.
Эти проекты для нас как дети. Никто их не собирается в лесу бросать (:
А можете дать ссылку на них?
Если это в будущем уедет из леса, то ок. А так это загрязнение природы как ни крути.
Каким образом ребята её загрязняют?
Обожаю такие истории! Они меня постоянно вдохновляют и мотивируют на путешествия! А еще сразу задумываешься о том, что что-то такое ты можешь сделать и сам.
Очень рады, что мотивировали! Сами постоянно "пинаем" себя)
Шведу-железнодорожнику к пенсии подарили вагон под дачу в лесу.
Забрел к нему как-то гость, а хозяин на ветру под дождем сидит на пеньке, курит трубку.
Гость:
- Почему под дождем куришь?
Хозяин молча показал кончиком трубки на надпись на вагоне:
"ДЛЯ НЕКУРЯЩИХ".
Идея хорошая, вариантов развития много.
Летний бассейн с морской водой так и просится рядом.
Наполнять и очищать тоже будут раз в год с цистерной с вертолета? Или администратор после выноса мусора из баночки подольет?
С дверью наружу в Башкортостане? А вы, ребята, оптимисты. Средний снежный покров там от 80 см. ))
Ребята оптимисты, поэтому взяли и сделали. Но всегда находится куча пессимистов, которые расскажут почему всё сделано не так. Снега бояться - в лес не ходить
И тем не менее открываются!) Площадка вокруг чистится от снега, так что проблем не возникало
Вы представляете себе конструкцию автобуса? Там дверь чуть чуть выше уровня земли. Плюс администратор, плюс сами постояльцы, минус 80 см (:
Ребята, рад за Ваш проект! Сам из Башкирии, не все знают какие красивые тут места. Благодаря подобным начинаниям всё больше людей смогут увидеть эту красоту. Сам не раз справлялся по рекам Башкирии и делаю теперь это каждый год. Глядишь и до Ваших локаций доберёмся в этом году) Успехов!
Спасибо! Будем рады вашему визиту!
Кто вам может сделать такие каркасники - любой производитель каркасных домов. Если вы проект предоставите. Разработка проекта - тысяч 50 рублей у нормального специалиста.
Можно не заморачиваться и у вот у этих типов купить:
https://vk.com/travelhut
Дешевые домики, но через всю страну из карелии тащить - нужно считать.
Вы написали слово "франшиза", имхо в 2021 году лучше это слово не употреблять на людях.
Вот, а то ипотеку бери, ипотеку... И по размеру как «уютная» студия :))
Комментарий недоступен
Крутая идея, ребята) Желаю удачи)
Вообще, можно возвести концепцию вокруг брошенного транспорта.
Рассмотреть и другую списанную технику: трамваи, троллейбусы, поезда - и так далее.
И назвать все это что-то вроде Drive in Forest =) Тогда картинка сложится.
А если прибавлять домики - уже рассыпается концепция(
Спасибо! Да, это было бы круто, в чистоте выдержать такую концепцию! Но домик мы все же попробуем. Это же не просто домик, а tiny house)
Комментарий недоступен
Отличная идея!
Покажу эту статью своему однокласснику Алексею, который работает мэром маленького города на Урале (100 тыс человек населения).
Отличный проект для развития внутреннего и въездного туризма !
Вариант-премиум - установить в лесу списанные самолёты.
(прямо сейчас в аэропорту Казани тихо ржавеет советский красавец Ил-62, который добрые хозяева согласны продать всего за 1 миллион долларов).
Будем туризм развивать и всю Россию подымем !
Россия - вперёд !
Давайте посотрудничаем в этом направлении?
Будут претензии от пожнадзора наверняка.
Очень душевно и классно! Супер, что ещё и деньги приносит. На мой вкус только эти отделочные панели в интерьере не очень, но это имхо. Ну и надеюсь, что к природе вы относитесь ответственно)
Сейчас присматриваемся к фанере. В следующем автобусе ее попробуем.
простая и хорошая идея, молодцы!
Вопрос в том сколько в нормальном состоянии эти автобусы еще протянут. А так идея отличная, как по мне. Сам бы в таком пожил)
Милости просим. Двери открыты круглый год
Да, этот вопрос честно говоря нас тоже мучает. Но. Время покажет. Как по другому то понять..
природа обалденная, но отделка автобуса - чуть лучше бомжатника. В европе строители в лучших условиях в контейнерах живут. Интересно что по стоимости, а то может получиться что это будет стоить как нормальный кемпер в аренду
Этот проект не для ценителей гламура и лакшери. Вас послушать так все туристы с палатками как бомжи живут, а то и хуже
Стоимость 3500 за сутки. Т.е. при вместимости 5-8 человек, получается около 500р с человека.
Тут даже не в лакшери дело. Приехать на природу и дышать фенольными панелями это как минимум странно. Обычной вагонкой было бы лучше
какие вы молодцы) Уфа — ван лав)
Е!)
Вам нужны эти ребята, если сделать такой дом
https://instagram.com/just.ayaal?igshid=fyk8crbm0pou
То в Питере и Москве это будет бомба,
Несколько слов про отделку, согласен да немного есть от бытовки, но нужно добавить "автобусности", а в избу "избистости". Готов принять участие в схожем проекте в Лен области или Карелии, к примеру.
Спасибо, посмотрим изучим)
Косплей! Прикольные ребята👍
Лайк не читая
мы делаем такие минидома!) http://x60.skoroda.ru/18
звоните - расскажем и покажем!)
Ну кстати да. Я посмотрел ваши проекты и вижу что вы думали над организацией пространства. Бусик по обьему меньше 40-футового контейнера. Но и там можно что то приличное сделать.
Комментарий недоступен
Нет, мы им поможем!
Крутая идея, такого точно ещё не было! А красота какая вокруг! Люблю отдых такого формата, кэмпинг, ребятам удачи в их бизнесе)
Спасибо!
Скажите, пожалуйста, как сделаны коммуникации: туалет, душ, канализация, электричество, отопление? Как происходит приготовление еды (газ баллоны/печка-дрова/...), откуда берут питьевую воду и куда сливается вода после мытья посуды моющими средствами?
Туалет - а ля деревенский сортир
Душ - его нет. Есть баня рядом с одним автобусом, рядом с другим река
Канализация - выгребная яма.
Электричество - есть в одном автобусе и в хижине. Во втором диодное освещение на аккумуляторе
Отопление - в каждом печка а ля буржуйка
Еду готовят либо на печи, либо на костровище, либо на мангале.
Запас воды и дров пополняет администратор или сами гости.
А вы получали какие-то разрешения для размещения объектов?
Тоже хотел написать. Есть есть возможность аренды земли, то зачем автобусы? Только как маркетинг. Проще сделать "вагончик" с террасой и панорамным окном. Выйдет +/- 350 000 руб, но выглядеть будет куда премиальнее старого и ржавого автобуса.
Наши объекты не нарушают законодательства. Земля в разных местах оформлена под разное назначение, со своими нюансами. Автобусы к примеру, это не объект кап. строительства, поэтому и в гослесфонде, в рекреации может быть.
🔥 Вы есть на буктнге или airbnb?
Нет, пока нет. Но мы работаем над этим.
Автобусы, как то не эстетично смотрятся, больше понравилась хижина, красиво вписалась в природный ландшафт.
Каждому своё. У проекта два формата. Третий на подходе. Каждый может выбрать тот который по душе
почему вдруг хижина, обычнно используются дома на колесах, автобус под него просто переделали
Молодцы!+++
Как необычно! Не видела еще такого. Удачи вам ребят)
Спасибо. Мы стараемся (:
Идея классная с автобусами, только я бы над дизайном поработал.
Блин! Ваще огонь! Жаль в Подмосковье такого нет))
Всё ещё может быть (: время покажет
задумка супер, реализация ну очень так себе. речь о шконках внутри автобуса, один раз поспал на подобной кровати, врагу не пожелаю
Всё индивидуально. Мне лично комфортно даже на скамье спать. Кому по душе - подходи не срамись, покупай живопись!
Кому не по нраву продолжаем поиски своего варианта. Всё добровольно, на позитиве и с самыми лучшими намерениями
как говорится, на вкус и цвет)
и так-то со стороны критиковать очень легко, но реализацию я бы вообще не оценивал, пока не попробовал сам воплотить подобную или какую-нибудь другую идею в жизнь
А вы спали когда-нибудь на туристическом коврике в палатке?
Ох мне накидают тапок... Ну извиняйте авторы. термин глэмпинг тут не подходит совсем. Наверно уместнее «вахтинг»?
У меня старый арендованый гараж в Москве выглядит заметно приятнее. За 5.000 рупий/мес. Но я там только барахло храню и шконок нет.
Бусики тесные для такого количества койко-мест. Максимум туда 2+1 ребенок помещаются. Глэмпинг это не про убожество. Это про оч. комфортный отдых. А в бусиках я так понимаю даже кухни нет. Зато есть ящик с кастрюльками. И электричества где то нет.
В мире есть множество похожих прроектов. Этот худший по комфорту что я видел.
Демьян, каждый через одного не внимательно читают статью. Глемпинг это не про "бусики". Это про 4ю стадию проекта. Про "tiny house". Ловите тапок
Спасибо за мнение. Мы старались на столько, на сколько позволял нам наш бюджет. Но понимаем вас прекрасно. В дальнейшем постараемся улучшить и дизайн и материалы и качество исполнения.
Не понимаю зачем автобусы, если они просто "привезены и стоят".
Было бы круто и более гибко и интереснее переоборудовать автобусы и отправляться на них, проживать в них - разные места, сама идея "едем"... В идеале, конечно, для такого дела американские школьные автобусы, наверное, но и наши можно, думается, "допиливать".
Нам нравится думать, что мы спасаем от сдачи на металлолом старые автобусы. Даем им вторую жизнь. Вот всю жизнь ты думал, что твое предназначение - перевозить людей, а тут "бац" и ты - пристанище для туристов в лесу. Тишина, птички поют, никаких тебе кондукторов и воплей "эй, мою остановку проехали!"
Идеи хорошие, но климат не радует
сколько мы не считали с игроками - там доходность низкая, риски высокие
облигации выгоднее )
но в сочах может зарулить, наблюдаю за рядом проектов
Этот проект ещё слишком молод чтобы говорить о сверх доходности.
Привет, отличная идея, сразу захотелось конкуренцию вам составить, на другом конце земли)
Вопрос про оборудование, организовали ли теплоизоляцию? Меняли ли окна на стеклопакеты? По воде, есть ли душ, если да то он снаружи или внутри кабины? Сталкивались ли с вандализмом, если да, то как боролись? Проводили ли антикорозийную обработку или думаете таки проще потом поменять автобус?
В России?)
Теплоизоляция 5см минваты, в одном поставили стеклопакет, в другом решили не менять окна (в школьном уже стояли стеклопакеты), душа нет, есть баня рядом с одним из автобусов, вода - это умывальник внутри автобуса и 20л баллон с помпой, который завозит администратор.
Перед ремонтом разбирали автобусы и конечно же проводили антикоррозийную обработку.
Комментарий недоступен
Я не понял, как следят за тем, кто въезжает, а кто выезжает?
Администратор встречает и провожает
Какие разрешения нужны для установки домика и ли автобуса в лесу? У реки?
Зависит от категории земли, вида разрешённого использовния и других документов территориального планирования. У нас 3 разных случая. Сейчас в работе четвертый.
Как решается вопрос с арендой земли? Это не заповедник? Разрешительные вопросы и вот это вот всё?
Почитайте чуть выше ответ на коммент от Ostrog I
Разрешительные доки зависят от категории земли, где-то объекты в черте населенного пункта, другие под рекреации в гослесфонде. Где-то субаренда, где то собственность и т.д.
а я контейнеры продаю, морские, покупайте, переоборудуете для себя
Как с вами связаться?
классная идея, я бы да!
Ээээх щас бы на природку да подышать формальдегидом от OSB плит в гниющем автобусе. Даааа. Ляпотаааа.
╰(*°▽°*)╯
В апреле как раз акция, будем рады вас видеть.
Да, приезжайте к нам! Желательно на автобусе. Уже в дороге проникнетесь всеми радостями!
Какая ужасная вывеска на хижине. Портит весь вид
Это не вывеска, вернее её там нет, это на фото наложили текст.
Так выглядит хижина👇
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Над дизайном интерьера конечно поработали ;)
Еще вариант могу предложить для такого туризма: разложить в лесу двухсотлитровых бочек в каждую рваный ватник-подстилку кинуть, рядом яму для справления естественных нужд вырыть. Назвать типа "Капсюльный эко-отель Диоген".