Как я преодолел страх сцены: tips and tricks, которые я бы хотел рассказать себе из прошлого

В детстве я был очень застенчивым ребенком. Я испытывал животный страх от общения с незнакомыми людьми. Для меня было проблемой спросить у продавщицы, свежий ли хлеб, попросить помощи у прохожих, если заблудился в незнакомом районе, познакомиться с ровесниками во дворе или новыми одноклассниками в школе.

Мама, чтобы помочь мне преодолеть этот недостаток, заставляла меня спрашивать у незнакомых людей на улице, который час. Это была страшная пытка. До сих пор вспоминаю эти выходы из зоны комфорта с холодком на спине.

Вы бы не узнали во мне, октябренке из 80-х, будущего спикера.

Вот как я пошагово преодолевал страх публичных выступлений.

Шаг 1. Убедиться/поверить, что публичные выступления могут давать энергию.

Первое испытание сценой я пережил в 10-м классе. Наша школа приняла участие в товарищеской КВН-игре против соседней школы. Это было большое мероприятие: мы готовились больше месяца, сам КВН проходил в кинотеатре «Баку» и собрал полный зал школьников и родителей.

Я не помню, почему я решил участвовать... Наверное, хотел, чтобы моя школа победила. И командный задор помог мне преодолеть страх. На сцене я испытал новое чувство — приятное возбуждение от энергии зрителей в зале. Я плохо помню детали самого КВН. Но помню эйфорию, которая накрыла меня, когда всё закончилось. Наверное, именно то школьное переживание «подсадило» меня на публичность.

Шаг 2. Накопить экспертность: чтобы что-то отдать, сначала это нужно где-то взять.

Следующим важным этапом преодоления страха людей для меня стал опыт работы в консалтинге (про это была заметка, в ней я говорю про навыки, которые нужно развить всем, кто хочет строить вертикальную карьеру). В консалтинге мне пришлось очень много общаться с людьми, которые были опытнее и статуснее меня. Причем моей задачей было сделать так, чтобы это общение было с позиции «равный с равным». Этого можно добиться только благодаря тщательной подготовке и интенсивному развитию своих знаний и компетенций.

Саморазвитие, участие в амбициозных проектах, общение с высокоуровневыми экспертами позволили мне накопить первый опыт, потенциально интересный другим людям.

Но, конечно, стать экспертом раз и навсегда — невозможно. Чтобы оставаться интересным, нужно развиваться непрерывно. Читать, смотреть, слушать, спрашивать...

Шаг 3.1 Научиться выступать. Практика.

Стать экспертом — это только половина пути. Научиться свои знания и идеи доносить до других людей — сложный навык.

Первые шаги публичных выступлений были интуитивные, без внешней помощи. Практика позволила добиться определенного прогресса. Я прочитал несколько книг про публичные выступления. Больше всего мне запомнилась книга Ларри Кинга «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». Она про конкретный формат публичного выступления — интервью. Но хорошая.

Мне особенно запомнился один совет: делитесь тем, что чувствуете, будьте откровенны, если беспокоитесь или боитесь чего-то. Это поможет убрать большую часть страха и разрядит обстановку. Признаюсь вам: я всегда волнуюсь, как вы воспримите мои заметки.

Но после достижения определенного уровня я почувствовал, что уперся в потолок. «Памятником» такого потолка стало интервью для одного онлайн-канала, которое до сих пор является для меня мотивирующим провалом. Оно многие годы выпадало на первой странице поисковых выдач. К счастью, теперь его найти не так просто.

В общем, я решил обратиться к специалисту.

Шаг 3.2. Научиться выступать. Помощь тренера.

Мой товарищ порекомендовал мне Юрия Клепикова, режиссера театра Армена Джигарханяна. И Юрий стал моим наставником в публичных выступлениях. Он очень быстро объяснил мои сильные и слабые стороны и помог убрать недостатки в том, как я держался на сцене. За полгода я пробил тот потолок и достиг уровня, которым доволен. Конечно, у меня до сих пор есть точки роста, и я продолжаю работать над собой.

Сейчас Юрий помогает обрести уверенность на сцене уже не мне, а моим коллегам во Frank RG в рамках корпоративных тренингов.

Помню, на одном из первых занятий Юрий сказал мне: «Если вышел на сцену, будь добр развлекать людей!». Эта фраза — теперь мой девиз публичных выступлений, который помогает фокусироваться не на страхе, а на результате.

А теперь про конкретные tips and tricks, которые я бы хотел рассказать самому себе из прошлого.

Подготовка.

Я начинаю готовить выступление с конца. Представляю себе, что должно произойти, когда я закончил свою речь. Как выглядят люди в зале, что они говорят мне после выступления. Это мотивирует начать подготовку.

Дальше формулирую миссию выступления. Зачем я хочу выйти на сцену, что хочу донести до аудитории и какое настроение ей передать.

Когда есть основная идея – я начинаю работать над ключевыми тезисами, которые должны сложиться в историю.

Важно: пока нет истории, я не касаюсь слайдов. Презентация начинается с текста.

PowerPoint я открываю, только когда у меня есть канва выступления, по которой я собираю слайды, формулирую заголовки и текстом пишу, что на этих слайдах нужно показать: какие нужны данные, таблицы, графики, картинки.

Слайды презентации должны быть понятными и визуально разнообразными. Мы во Frank RG любим использовать иллюстративные мемы (мне нравится находить аналогии в живописи).

Как я преодолел страх сцены: tips and tricks, которые я бы хотел рассказать себе из прошлого

Писать целиком речь для выступления не обязательно, а вот записать в заметки ключевые идеи для каждого из слайдов и смысловые связки между ними – сильно выручает.

На сцене.

Перед выходом на сцену я повторяю первые слова, с которыми выйду на сцену. Важно быть супер-уверенным в первых 3 предложениях, которые вы скажете. Если начать уверенно, то продолжение польётся само собой, если была проделана хорошая подготовительная работа.

Волноваться на сцене – нормально. Я волнуюсь. Но важно научиться с этим волнением справляться. И первый шаг к этому – принять свою неидеальность. И позволить себе эту неидеальность признать перед зрителями. Я, например, иногда заикаюсь от волнения. Я борюсь с этим. Но иногда оно проскакивает. И это несовершенство делает меня ближе к залу.

Дальше, научитесь получать удовольствие от того, что находитесь в центре внимания. Позвольте аудитории на себя смотреть. "Да, вот я. Смотрите и слушайте меня!".

Важно научиться не бояться пауз. Тишина намного лучше выглядит из зала, чем тягучее "э-э-э".

И важно научиться контролировать свои движения. Я, например, раньше от нервов разгуливал по сцене вперед и назад. Юрий Клепиков научил меня замечать такие нервические движения и постепенно уменьшать их количество во время презентаций. Кто-то слишком активно жестикулирует. Кто-то кивает... Вариантов проявления волнения множество. Научитесь сначала это за собой замечать. Потом получится это побороть.

Прогресс качества выступления – это поэтапная работа. Не стоит пытаться исправить все недочеты. Поставьте одну цель на предстоящее выступление: замечать, когда проскакивает "э-э-э" и, по возможности, избегать заполнения пауз этим "э-э-э". Всё остальное разрешите себе. Боритесь с одним недостатком. Потом возьметесь за остальные.

После выступления.

Самое важно после выступления – насладиться результатом. Похвалить себя как минимум за преодоление.

И полезно пересмотреть запись выступления. Это, как правило, весьма болезненно. Но позволит оценить прогресс. И определить, что ещё можно скорректировать в будущих выступлениях.

***

Про то, что коммуникация – один из ключевых навыков руководителя, мы говорили в интервью с Дмитрием Фалалеевым, предпринимателем и основателем U Skillz. Дима развёрнуто рассказал про мифы, которые мешают мид-менеджерам дорасти до топ-позиций. Пять основных заблуждений я опубликовал в формате расшифровки в тг-канале.

Начать дискуссию