18+
45 дней сериалов
и фильмов по промокоду:
VC45
Активировать

Можно ли по суду вернуть деньги за некачественную франшизу?

Для тех, кто не любит читать много-много букв, спойлер: деньги вернуть нельзя!

Как выглядит франшиза в голове ее покупателя?

Это очереди в первый Макдональдс в Москве взято из открытых источников

Мысли приблизительно такие - Вот есть успешные ребята, которые уже сделали классный бизнес. Учтены все "подводные камни", посчитаны все риски.

Это верно для зрелых франшиз, тот же самый Макдональдс. Кажется что можно выти в чисто-поле, воткнуть в землю палку с табличкой где нарисована большая желтая буква "М" и выстроится очередь.

Увы, но 90% того что продается сейчас на рынке франшиз, это просто теоретический и красиво упакованный бизнес-план. Я бы назвал его "Кажется мы знаем как заработать денег" (но это не точно). И реально продавцы знают - только знают как продать информационный продукт. По сути это всеми нами "любимый" инфобиз. Покупатель получает примерный план действий и далее начинает учиться делать бизнес в реальных условиях, которые почти всегда не соответствуют теории. Большинство таких историй заканчивается плохо.

Второй мотивирующий фактор к покупке - это страх. Любой старт бизнеса это риски, и кажется, что купив некую внешнюю экспертизу и поддержку эти риски можно сильно уменьшить. Опять заблуждение - столкнувшись с реальными проблемами вы получите стандартные скриптовые ответы:

  • снизьте цены
  • увеличьте бюджет на рекламу
  • работайте с отзывами
  • сходите в церковь :)

И я тоже на это повелся

Осенью 2018 я запустил Школу Программирования по франшизе. Про то как это было можно подробно прочитать в ранее изданном (часть 1, часть 2, часть 3, часть 4).

Мотивацией в покупке выступил страх (желание получить готовую экспертизу и минимум граблей) и кажущаяся скорость запуска.

За 3 года работы мне пришлось пройти три арбитражных суда, два их них по аренде и один с держателем франшизы. Расскажу про последний.

Началось все с “боданий по договору”, почему-то ребята как-то напрягались и даже немного обиделись, когда в процессе согласования мы начали вносить правки. Уравняли штрафы, а их было штук 10. Например, прописали все посещения моей Школы только с предварительного согласования, и еще какие-то штуки которые превращали меня в клиента, который платит, а их в поставщика услуг. По крайней мере , на тот момент мне так казалось. Сильно спорный был пункт о невозврате паушального взноса в 350К, ни при каких условиях. Договор был на 3 года, тогда казалось что уж 3 года мы с ними точно отработаем. Наивный был.

Плата за обучающую платформу (роялем) была 10% от выручки с каждого ученика. Плюс, в последний момент ввели сбор за AMOCRM, в ней предполагалось вести всю деятельность. Отказаться было нельзя, это ещё, 2000р в месяц.

Нам отгрузили доступы на платформу и некую библиотеку документов. Было 2 выделенных куратора, первый по бизнесовой части (это типа про деньги и клиентов), второй по учебной (это про методику и преподавателей). С бизнесовым куратором общались просто отлично, первые недели три, потом девочка ушла в международные продажи.

С куратором по учебной части не сложилось сразу. Я в первой части писал что кандидаты в преподаватели проходят своеобразный тест из 2 частей, сделать мультик по видео на Scratch и траблшутинг ( исправить ошибки) готового проекта, там что-то не работало и нужно было понять что именно и комментариями правильно натолкнуть ученика на решение.

Куратор проверяет оба задания и дает обратную связь.

Короче, эта замечательная женщина начала зверски “мочить” моих кандидатов в преподаватели. Я ж только что деньги заплатил, вроде как Клиент, написал гневное письмо с требованием сменить куратора. Замену сделали быстро.

Первые проблемы

Сначала все шло вороде хорошо, нам даже по договору сгенерили первые 50 лидов, правда это не спасло. Кураторы начали меняться раз в 2 месяца. Каждый новый постоянно хотел какую-то отчетность, с ценой лида, ценой клиента и прочими маркетинговыми полезностями. Раз или два эти отчеты составили, но потом стало понятно что игра шла в одни ворота. Отправляет отчет, вроде как ожидаешь совет как это улучшить, а в ответ - Снизьте цены. На вопрос - Зачем? Ответ - У других так. Вот такой системный подход к маркетингу.

А я люблю продавать дорого. Такие клиенты интереснее чем те которые торгуются за 100 рублей.

Второе что стало сюрпризом - толком не работала телефония, которая тоже шла в нагрузку. Узнавали ли про не сразу. А так - сидим, нет звонков часа три. О! Нужно проверить телефон. Не работает. Отправляем заявку в техподдержку - день чинят. Заявок через 5 сменили номер и ушли на свою АТС.

Третье, все сайты партнеров делались на стандартном шаблоне, куда нельзя прикрутить ни свои доп программы, ни даже Яндекс. Метрику. В итоге ушли на свой сайт, от партнерского все равно нет никакого толку. Нас даже не отметили на карте партнеров, объяснив это “техническими” трудностями.

Кстати, из-за собственного сайте был отдельный “наезд”, его нужно было согласовать. Я написал письмо и, не получил никакого ответа, ну значит согласовали. Вообще у нашего Франшизика, сильно страдала официальная переписка, все наезды происходили по телефону, а это, к сожалению, к делу не пришьешь.

И главный момент, я старался нигде не использовать лого и айдентику Франшизика. Это по сути ничего не давало, бренд слабый, в раскрутку ничего не вливают.

По поводу отсутствия лого было тоже пару наездов, но договор говорил о ВОЗМОЖНОСТИ использования лого, а не про ОБЯЗАННОСТЬ. Хочу использую, хочу нет.

Пошел прессинг

Еще при заключении договора у нас был прописан план по ученикам. Попытки узнать как эта цифра была получена к успеху не привели. То ли методика расчета слишком секретная, то ли человек который крутил этот барабан с рандомными числами - уволился.

Но меня убедили что это просто план, ни на что не влияющий. И парни достали этот козырь, как вы думаете, когда? Конечно в разгар пандемии.

Сначала меня вежливо предупреждали по телефону - Чувак, ты маловато платишь роялти, напрягись, заработай, а то уволим.

Все обучение строилось полностью офлайн, с введением тотальной самоизоляции чтоб не потерять клиентов мы снизили цены на 50%, но все равно какая-то часть отвалилась.

Работа шла в минус, была попытка написать письмо "турецкому султану" (гендиректору франшизы) о снижении роялти.

Официального ответа, по традиции не пришло. Зато пришло это в Телеграм.

Если коротко - Мы вас по-любому кидаем. А вы за это еще и спасибо должны сказать.

Соглашение сторон оказалось ну совсем неинтересным, в ответ предложил вернуть часть паушального взноса и разойтись. Традиционно на это никто не отреагировал.

Роялти после этого я платить перестал. Доступ на платформу для учеников конечно же закрыли. Хорошо что в мае мы заканчиваем учиться и дети уже делают индивидуальные проекты без привязки к платформе. Полтора месяца работали уже сами.

Суд

Договор с Франшизиками у нас был на три года, прошло чуть меньше двух. Было желание вернуть часть паушального взноса, ну и что-то еще.

Написали досудебную претензию - нет ответа, через две недели - иск в Арбитражный суд. Вот тут начался цирк, кто мне только не звонил, от менеджера, до финансового директора. Последний сначала предложил мировую за бутылку вина, реально - Давай говорит, пришлю винишка, и забудем про это.

Потом перешел к угрозам - Мы наймем самых дорогих юристов и выставим счет за их услуги.

Ну Ок, нанимайте, драка это дело такое, можно кому-то навалять, или тебе наваляют. Я был готов к обеим исходам.

После того как я подал иск, Франшизики прислали уведомление об одностороннем расторжении договора.

Так как эти разборки пришлись на пик пандемии и самоизоляции, суды работали очень плохо, чтобы ознакомиться с материалами дела (Ответчик конечно же копию не прислал, хотя процесс это предполагает) пришлось делать два запроса, а потом в перчатках и маске фотографировать 400 листов дела.

Сам суд был в два этапа, первый типа собеседование - вообще ни о чем. Второй само заседание.

К сожалению, ни один их наших доводов суд не принял, ни то что Франшизики не реагировали на обращения, ни то что планы по ученикам в договоре были взяты с потолка.

В требованиях было отказано. Увы, потом разбирая практику по подобным делам, узнал что у нас это норма, тебе могут продать любую франшизу, с любыми обещаниями - все риски несет покупатель. Идеальная схема "наебизнеса". Взял паушальный взнос, закрепил территорию, через год расторг договор, запустил следующего. Кстати, Прокуратура на обращение тоже никак не отреагировала.

Забегая вперед, свое обещание выставить космический счет за юридические услуги они выполнили, приложив договор явно составленный и подписанный задним числом. Суд на это, как полагается, внимания не обратил. Ниже комментарии юриста по ситуации.

Обращаясь в суд с требованием о возврате уплаченного паушального взноса и иных платежей, предприниматель указал, что Ответчик ввел его в заблуждение относительно реальной финансовой целесообразности такой деятельности, условия договора со стороны ответчика не исполняются, поддержка ответчика отсутствует.
Суд с доводами предпринимателя не согласился т. к. в договоре не было конкретных гарантий получения прибыли, а размер роялти рассчитывался исходя из дохода, а не прибыли. Также суд указал, что он как предприниматель действует на свой риск и должен был оценить риски при заключении договора.
Кроме того, договор был составлен так, что сумма паушального взноса является платой за услугу подключения к информационной системе и соответственно такая услуга считается оказанной в момент подключения.
Кроме того, Ответчик умело использовало действия истца себе на пользу – суду предоставлены доказательства, что ответчик прекратил платить, хотя обязан был вносить платежи несмотря на приостановку деятельности, не требовал в судебном порядке изменения платы за услугу, не заявлял встречных исков в течение срока действия договора, не направлял претензий относительно качества услуг и кроме того своим несогласием признал факт получения уведомлением об отказе от договора, после чего суд признал отключение предпринимателя от системы законным, а ранее уплаченные суммы не подлежащими возврату.
Заключая договор нужно следить за тем, чтобы обещания и заверения контрагента были отражены на бумаге. Обещают высокую прибыль? Отлично – тогда роялти оплачивается исходя из чистой прибыли, а не исходя из дохода, с которого еще нужно заплатить налоги и из него выплатить расходы на аренды и зарплату персоналу.
Обещают обучение и помощь? Зафиксируйте в договоре конкретное количество часов и обучения/консультаций и форма обучения, указание, что стоимость таких доп услуг входит в стоимость услуг.
В договоре написано, что контрагент имеет право на одностороннее расторжение? Предусмотрите, что такое право у него возникает только в случае предварительного направления предупреждения и неисполнения требования в течение 10 рабочих дней.
Не лишним будет прописать порядок вашего выхода из договора - предусмотреть право на односторонний отказ и предусмотреть обязанность возврата Вам части паушального взноса пропорционально времени, оставшегося до окончания срока договора.
Вся экономика проекта должна быть Вам понятна. Сколько нужно будет потратить на аренду, зарплату, программное обеспечение, согласование деятельности с государственными органами, коммунальные услуги и т. п.

Петр Слизкий
Юрконсультация "Тыжюрист".

А теперь можно сделать выводы "задним умом"

  • В первую очередь в договоре смотрим на правила "развода" и раздела имущества
  • Если пишем про какие-то деньги или учеников, продавец бизнес-плана должен нести за этого гарантии, иначе это просто очень дорогая бумага
  • Какой же я молодец что не использовал ни лого, ни сайт, ни предоставленный телефон, а сделал все свое. То что мы перестали быть частью чего то большого и великого никто не заметил.
  • И наконец, можно было просто купить готовую учебную программу, это в разы дешевле и первично привлечь кого-то для помощи в наборе преподавателей

С момента развода с франшизой прошел год, мы пережили пандемию, расширили список курсов и открыли 2 новых филиала. Март 2021 показал рекорд выручки за все время работы. Суды с франшизой идут до сих пор, они пробуют отжать крупный чек на судебные издержки.

Другие истории про бизнес-приключения, мысли и выводы читайте здесь. Ничего не рекламирую, ничего не продаю, вечно в поиске нормального маркетолога.

{ "author_name": "Владимир Афанасьев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 156, "likes": 132, "favorites": 92, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 228418, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 05 Apr 2021 07:06:54 +0300", "is_special": false }
18+
45 дней сериалов и фильмов по промокоду VC45
Активировать
0
156 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
61

 Для тех кто не любит читать много-много букв - спойлер. "Деньги вернуть нельзя!"

Ибо урок за который ты не заплатил никакой не урок

Ответить
58

Не читаю статью

Читаю первый камент

Сэкономил время 

Ответить
3

Ну развязку тоже нужно прочесть, так просто вопрос, ответ получается. А в статье, много вещей описано. Автору, спасибо.

Ответить
23

А я люблю продавать дорого. Такие клиенты интереснее чем те которые торгуются за 100 рублей.

мы начали вносить правки. Уравняли штрафы, а их было штук 10. Например, прописали все посещения моей Школы только с предварительного согласования,... . Сильно спорный был пункт о невозврате паушального взноса в 350К

То есть автор не любит мозготрахов, но сам таковым является

Ответить
–9

Если клиент начинает менять договор - сразу в баню)

Ответить
2

Большинство участников рынка составляют договор от фонаря. Мало кто даже доходит до юристов при составлении договора

Ответить
1

Я вам намекаю на простой факт, что бизнесу лучше отказать в сотрудничестве с клиентами типа автора, а требования переделать договор это мощный триггер. 
😉

Ответить
16

Отличная идея для новой франшизы! 

Ответить
0

Я этот урок бесплатно в комментах на виси получил

Ответить
45

На самом деле по тексту сложилось полное ощущение что вы сами нарушали всё что было запрещено, не слушали что вам говорил франшизодержатель и позднее не смогли доказать свою позицию в суде. 

Эта история учит о несколько ином печальном опыте

Ответить
16

Вот именно. Одна эта фраза чего стоит :
я старался нигде не использовать лого и айдентику Франшизика. Это по сути ничего не давало, бренд слабый, в раскрутку ничего не вливают.

Один из смыслов франшизы - это бренд.
По каким критериям автор решил, что бренд слабый? У него есть количественные исследования? Знает ли он, сколько они вливают в раскрутку бренда и является ли эта сумма большой или малой и относительно чего? 

Ответить
11

Мелкий лавочник сам во всём эксперт: от анализа бренда до запуска межпланетных ракет. Вообще это классика. В СНГ существует такой пласт людей, которые во всём эксперты. Возьмем не франшизы, а медицину. Реальный случай: знакомый хирург стоматолог с опытом 15 лет выслушивал от какого то идиота как правильно вкручивать импланты. Они хотят, что бы их лечили так, как хотят они, а не как правильно. Что уж говорить о франшизах. Да тут же всё очевидно! Как два пальца! Давыничегонепанимаете!

Ответить
30

Ага. Напомнило 

Ответить
6

с врачами иногда реально не угадаешь, есть те, которые уже все 15 лечат по устаревшей технологии или препараты не те дают, устаревшие какие-нибудь. То, что чел много работает где-то, не говорит о том, что он профессионал.
Я так с почтой РФ работаю... это пиздец, там люди по 10 лет работают, но совсем не разбираюсь в собственных услугах, часто, пока стою в очереди, помогаю людям разобраться в проблеме, потому что почтальонша не знает, что нужно делать) И таких людей полно во всех сферах.

Возьми нашу полицию. Они реально ни одного закона в жизни не читали. Слушал суды над ДПСниками, это пиздец... просто полное непонимание как работают законы/приказы и т. д. , а работают тоже уже не первый год)

Ответить
2

просто полное непонимание как работают законы/приказы

В России работают законы?

Ответить

Буржуазный

Артем
3

мелкий лавочник купил франшизу у мелких жуликов увидел что толка от франшизы 0 начал с нее сьезжать

Ответить
0

Вы тоже судя по комментарию во многих областях спец))

Ответить

Буржуазный коктейль

Иван
0

небыло клиентов от франшизы = ничего не давало - чо тут умничать?

Ответить
0

Вообще-то были

Ответить
4

Да, нашла коса на камень.

"Ожидаешь совет как это улучшить, а в ответ - Снизьте цены. На вопрос - Зачем? Ответ - У других так. Вот такой системный подход к маркетингу.

А я люблю продавать дорого. Такие клиенты интереснее чем те которые торгуются за 100 рублей."

Мне кажется, стоило бы воспользоваться советами фрачайзера и проводить эксперименты, которые он рекомендовал.

Ответить

Важный жар

33

Это вам. 

Ответить
0

Слишком много дали.

Ответить
2

О том и речь, оставшиеся распихают так где на самом деле было не нужно.

Ответить
3

школа программирования же, к точкам присобачат и в конце строк расставят

Ответить
27

После успешного открытия 2ух филиалов Вы планируете открыть свою франшизу? 

Ответить
8

2вух....вижу, вы с автором текста на одни курсы графоманов ходили

Ответить
2

Ага. Два-ух.

Ответить
14

Вообще конечно если вам нужна франшиза для такого ‘сложного’ бизнеса лучше мне кажется бизнесом не заниматься или относится к вашей ситуации что вы заплатили налог на лоха)

Ответить
4

Франшиза вполне нормальное явление. Но , естественно, надо разобраться , что фактически тебе продают.
Бизнес это вообще про понимание, что покупаешь и как будешь продавать это дальше.

Ответить
12

Франшиза нормально у узнаваемого бренда с крутой технологией типо Макдак , а в остальном разводилово для ленивых лохов

Ответить
4

сам себя не похвалишь, никто не похвалит ).

П.с. Хотя бы в общих чертах представляешь стоимость франшизы от макдака?

Ответить
2

В франшизе Мака миллиарды рублей инвестиций. Это другой уровень. 

Ответить
1

Как долго они окупаются?

Ответить
0

Окупается Мак быстро. Но за такие деньги можно завод или два построить. Просто общепит понятен всем. Точнее, все думают, что прекрасно понимают общепит, барбершопинг, вет.клиники, автомойки и т.п.  Но очень часто ошибаются.
Для завода или технологической компании нужен опыт, компетенция. Но это менее рискованный проект. При условии понимания рынка и наличия компетенций. В случае с технологической компанией у тебя будут пара конкурирующих компаний на всю Россию. И то не всегда. А даже у Мака конкуренты за углом - те же самые шавермы.

Ответить
0

за такие деньги можно завод или два построить.

Первая ссылка в гугле
https://businessmens.ru/franchise/makdonal-ds-675
"от 100М"
Смотрим, что можно купить на 100М для производства (рассмотрим знакомое мне направление) без учета недвижимости
Прекращаем влажно мечтать.

ps: для гуманитариев--100М это средне оборудованный участок. Один из десятка необходимых на полноценном производстве.

Ответить
0

Ну какая разница - главное что я хотел сказать у неё есть ценность и бренд. Можно привести пример шоколадницы например тоже наверняка нормальная франшиза- хотябы знак узнаваем

Ответить
0

А еще Дабл Би от Анны Цфасман. Пример крайне успешной фрашизы.))

Ответить
0

цфасман

успех

/0

Ответить
1

В данном случае ценность франшизы - поурочные планы. Они должны быть уникальными и их должно быть много. Разработать их с нуля - это очень много времени и гораздо больше денег, чем размер паушального взноса. 

Ответить
0

как будто эти планы были у франшизобарыг...

Ответить
0

... или один толковый специалист это все мог бы составить за гонорар. Это если по правильному пути идти, за джедаев. А ещё есть куча подобного готового слитого в инете за парой регистраций и подписок, хоть укачайся.

Ответить
0

Внешнего методиста для контроля работы преподавателя тоже хорошо бы иметь.

Ответить
16

Неудачный кейс имеет ценность в разы больше если разобраны все факторы которые вы привели. Что бы люди задумывались на будущее как это бывает и не пошли гулять по вашим граблям. Очень полезный материал!

Ответить
0

ценность как учебник ? да
ценность как бизнес, уже нет )

Ответить
14

Читаю книгу "О чём молчит Бигмак", это история становления Макдака.
В то время (50-е годы) в США большинство франшиз было построено либо на доении франчайзи, либо франшизы продавались налево-направо, лишь бы продать, а дальше хоть трава не расти (как в этом случае).
Рэй Крок, владелец Макдональдса, чуть ли не первым понял, что франчайзи должен зарабатывать, и зарабатывать много. И когда первые франчайзи стали зарабатывать больше франчайзера, к Макдональдсу выстроились очереди из потенциальных франчайзи, а что случилось дальше, все знают. 
У нас рынок франшиз сейчас напоминает то далёкое время Америки 50-х.

Ответить
–2

Скиньте ссылку на торент с книгой, почитаю, открою нормальную франшизу

Ответить
9

 лучше просто посмотрите фильм Основатель. Там показано как Рэй отжал бренд и идею у братьев которые придумали Мак и потом задрачивал франчайзи чтобы они были шелковыми, а для этого покупали или арендовали землю и/или здание в котором находился ресторан, а оплачивал расходы покупатель франшизы. Соответственно они всегда могли выкинуть несговорчивого франчайзера на мороз.
Теперь Мак один из крупнейших владельцев недвижимости в мире. Вот и весь секрет.

Ответить
1

Ну и зачем вы рассказали весь фильм? 😂

Ответить
1

псст, чувак, еще один спойлер--фильм основан на реальных событиях!

Ответить
0

Да никто, в большинстве, не в курсе этих реальных событий. Фильм реально интересный.

Ответить
2

Вор?
Нет — ленивый вор, которому все должны.

Ответить
1

Всё легко гуглится. Я считаю, эта книга стоит того, чтобы её купить.

Ответить
–2

zlibrary:)

Ответить
12

Владимир — спасибо, что делитесь. 

Все эти бизнес-истории навевают на мысль, что бизнес в РФ пока делается на медийном образе. Читала не раз интервью с Дарьей про Алгоритмику, думала, какая крутая девушка. А теперь вот такая история.

Тут же вспоминается недавнее расследование про Свалку на vc.

И статья «Почему успех ТК банка не выйдет повторить в Европе».

И расследование The Bell про Wildberries, из которого вытекает, что хозяйка бизнеса не была «предпринимателем от сохи», а за ней с самого начала стоял небедный муж.

Есть хоть какой-нибудь честный бизнес, который много заработал без хитрых схем? :) отпишитесь (если есть такие представители), а то и смешно, и грустно. Дайте на вас посмотреть)

Ответить
6

Бизнес в РФ - это продажи в РФ или производство в РФ? Потому что если второе, то такого бизнеса много в сфере IT-разработок и аутсорсинга. Например вот знакомые у меня недавно свою игру сделали - 500.000 продаж в первую неделю. У меня в студии 50 человек работает. Мы обычные ребята из обычных российских семей.

Ответить
1

Алексей, спасибо! Желаю вашим проектам успеха.

Ответить
0

Loop Hero? Ну это удача, что игра так зашла игрокам, попали с идеей, хорошо реализовали, но врядли был  бизнеслан 500К на старте продаж. С точки зрения бизнеса, написание игр - это пан или пропал, а большинство инди - это все же хобби.

Ответить
0

На счет более менее "полноценных" инди игр согласен. Но если взять мобильную разработку, то там сразу воронка строится примерно из 10mvp выстрелит 0,3) Я конечно не разработчик мобильных, друг рассказывал...

Ответить
1

Бонафайд Дочи
Считаю его одним из сильнейших русских брендов 

Ответить
1

Так этот бренд уже ему не принадлежит. Отжали. 

Ответить
1

Не, нифига, до сих пор выпускает под этим брендом + вернет скоро все уже. А парни присядут, еблазавры 😂

Ответить
1

Время бизнесов закончилось лет как 10 назад. В лучшем случаи самозанятый.

Ответить
0

каких бизнесов ? шо вы такое говорите

Ответить
0

У Дарьи школа называется Кодабра.
Алгоритмика - это 4 мужика-основателя.

Ответить
0

Вы случайно Дарью из Кодабры не перепутали? )

Ответить
0

Да! Перепутала. Спасибо.

Ответить
0

У неё тоже есть франшиза :)

Ответить
0

А много это сколько?

Ответить
0

т,е если за спиной богатый муж, то это гарантирует успех, качественную идею!? и если за спиной кто-то стоял, то все - фу,фу!?

Ответить
0

Речь идет о подмене понятий. «Сделала все сама, с нуля, будучи бедной учительницей» — это одно.

Сделала, имея поддержку в виде денег и связей — это совершенно другое.

Ответить
8

Я вот вообще не понимаю, нафига нужны франшизы, которые очевидно сами только-только появились и никому ещё не доказали свою пользу.

Человек покупает франшизу в области обучения программированию - неужели он надеется на экономию на экспертизе? Не придется самому знать программирование? - Да, видимо, всё-таки придется. Не придется шарить в педагогике? - Ну, понятно, что придется.

Если человек шарит и там, и там - франшиза нафиг не нужна, потому что она только логотип даст, ничего более. Вопросы по администрированию/привлечению клиентов/прочему всё равно сам покупатель должен будет закрывать.

Если он не шарит ни там, ни там - тогда это вообще кот в мешке.

Ответить
4

Я вообще считаю, что на франшизах только зарабатывают сами организаторы, если конечно не брать мировые тренды.

Ответить
2

Ну в теории, франчейзеры дают своим франчайзи и рекламную поддержку и готовые кейсы по продвижению. То есть, люди не стартуют с нуля, а им помогают и ценными советаи на основе опыта, и рекламируют. Это как минимум.

Ответить
2

Тут нужно все подсчитать - стоимость франшизы, сколько времени придется  отбивать затраты на ее покупку, конкуренцию в  вашем городе или вообще в этом направлении. И уже потом принимать решение, стоит ли связываться...

Ответить
2

Не, ну хорошие франшизы есть. Но их отличия от скороспелых - очевидны. Франчайзи знает, за что платит, а не просто запуган большим страшным рынком и всё готов отдать за хоть какую-то иллюзию контроля

Ответить
0

Продажа франшиз и владение франшизой - это разные бизнесы. Франчайзи, как правило, это люди, желающие создать бизнес, который будет их кормить, чтобы хорошо кормить - открыть 3+ точки. А владелец франшизы не хочет бизнес, который будет семью кормить, это он уже проходил, он хочет водопад денег. И в этом нет проблемы. Проблема, я считаю, в качестве большинства франшиз и в их ограничениях. С качеством ещё можно смириться, самому что-то где-то заработать, а вот ограничения и несговорчивость прям бесят же.

Ответить
0

Ну не так уж все категорично. Вопрос больше в том, что делать это все самому будет дольше и дороже почти во всех случаях. Тупо экономия. Что не отменяет и самостоятельного погружения и доделывать все там, где франшизики не справляются. Большинство франшиз помогают избежать самых частых грубых ошибок на старте и уже на этом этапе окупают эти затраты. Но пугает тенденция нагибания франчайзи штрафами и запретами, очень хочется от таких свалить через какое-то время.

Ответить
8

Однажды в ресторане, куда я приехал с другого конца города чтобы поесть Рёбер, мне сказали - что поставщик подвёл и рёбер нет. Мне такая постановка «вопроса» была непонятна. Ведь человек тут утверждает, что «мы все делаем правильно, человек который выбирает и договаривается с поставщиками тоже прав, это поставщик ошибся». Такое выделение части из целого это проблема всей нашей цивилизации. Если я не вижу связи между событиями, – я утверждаю, что их нет. И на этом утверждении строю претензии к миру. 

Вот и этот пост мне напомнил что-то подобное. Человек говорит, «франшиза плохая». Не «я не разбираюсь», не «купил опыт/обучение», не «я не умею выстраивать отношения с людьми и хорошо бы научиться»(ведь товарищ нам говорит при 3(!!!) суда в посте. Один бывает случайностью, но если со мной 3 раза, с разными людьми происходит похоже событие - это повод подумать о том, как ты мыслишь и оказываешься в таких ситуациях). 

Ситуации конечно все разные, и люди разные, но если мы не научимся как то иначе подходить к тому, что с нами происходит, иначе анализировать, делать выводы – с нами бесконечно будут происходить одни и те же события. Люди будут меняться, места, проекты, а смысл событий повторяться и повторяться. Мужества вам. 

Ответить
–1

Судя по тексту статьи, фаранчайзер - плохой, плохо выполняет свои обязательства. В чем вина автора статья по-вашему? Закинул денег недостойным людям? Ну бывает.

Ответить
6

есть много смутных вопросов.

В мемуарах и статьях мы все прекрасные люди, окруженные толпой халтурщиков.

Меня лично смутил момент, что представитель франчайзи резал набранных преподавателей за качество. Вообще качество преподов на IT-курсах это больная тема. Там ад творится, и жесткость в подборе учителей выглядит более чем обоснованной.

Значит, автор статьи не хочет, чтобы франчайзи допускал только лучших преподавателей, но при этом одновременно пишет, что хочет продавать дорого.

Ну, это желание мне понятно. Но если хочешь продавать дорого - так и качество сотрудников должно быть на высоте.

Ответить
1

вообще, все кейсы, когда человек не может несколько лет выиграть суды, делятся на четыре основные части
- законы несовершенны
- сражение с превосходящими административно-денежно-чиновными ресурсами
- человек объебался с судебными процессами. Чтобы выиграть процесс, нужен адвокат, хороший, не Фейгин. 
- человек действительно нарушил условия по контракту

Что там происходит на самом деле, я не берусь судить. Но обычная практика наших людей в судах - прийти без толкового адвоката и харкать на лысину судье, требуя наказания для обидчиков.

Ответить
–1

Вы забыли про 5 кейс. Наше "Британское" правосудие

Ответить
0

Ну почитайте он там на бренд кидает и тп.

Ответить
0

мы не сможем ответить на вопрос, пока не пересмотрим исходные предпосылки из которых задается вопрос. "в чем вина автора" — тут будто утверждение, что обязательно должна быть чья то вина. Или тех или других. Это тоже популярное сегодня заблуждение, очень заметное в политическом пространстве, я не могу критиковать одного человека, чтобы не оказаться сторонником другого. По этому перед тем как отвечать, нужно понять, что может быть ответственность без вины. И проблема может быть не локализована в конкретном месте, а системная, но решается — в конкретных точках. 

ответ на вопрос: для меня(я сейчас не беру ответственность того, что предлагает франшизу), исходя из поста выше, очевидно, что у человека есть определенный образ мысли, его разобрали в разных комментариях тут. Само наблюдение и изменение образа мысли(исходных предпосылок) типа "меня кинули", "мне должны", "в суде разберемся" — то есть если человек просто допустит мысль, что та модель поведения(которая является следствием его мышления) не единственно верная — это уже будет выдающимся достижением. Тогда и партнеры, и люди вокруг будут другие, и в суд ходить можно будет значительно реже.

Ответить
0

 Однажды в ресторане, куда я приехал с другого конца города чтобы поесть Рёбер, мне сказали - что поставщик подвёл и рёбер нет.

Деньги же вы заранее не заплатили, нет? А франч платит. )

Ответить
0

Я заказал другой еды, которую не стал бы есть если заранее знал, что рёбер нет. И потом официант вышел из кухни и сказал... 
но дело тут не в этом, я писал про образ мысли, то как мы думаем, когда говорим или делаем. Это важнее. 

Ответить
0

Если я правильно помню тему, то вы выдумываете несуществующую проблему, которая совсем не подходит под тему.

Ответить
0

Есть физический закон, есть факты которые случаются по этому закону. Любой факт отражает этот закон. Можно обсуждать факты, и пытаться разобраться в них, я предлагаю увидеть за ситуацией(фактом) закономерность. Когда вы говорите «которая совсем не подходит» – вы говорите, – «я не могу увидеть закономерность, за этой ситуацией», то есть если вы ее не видите, это не значит, что ее там нет.
В посте это тоже видно, что в разных ситуациях человек ведёт себя похожим образом. Мыслительные привычки они как законы, факты могут меняться, но принципы будут общие и результаты повторяться. С разными людьми, разными проектами...

Ps. В вопросах мышления не нужно бояться ошибаться, нужно бояться не видеть то, что происходит на самом деле(то как выполняется закономерность). 

Ответить
1

Извините, я ещё не в кондиции.

Ответить
0

Ваши мысли глубоки, но что-уж слишком растеклись. Сформулируйте тезисно.

Ответить
6

Ну как всегда вы Мега правы но суд конечно вы проиграли)

Ответить
3

Все было против автора, Погода, мяч, болельщики, другая Команда...

Ответить
0

Вы, видимо, не работали с такими людьми. Владелец франшизы и ее покупатель разве не одна команда? Если не одна, значит, франшиза фиговая.

Ответить
1

если капитана не слушают, то не одна

Ответить
1

Небольшой плюс есть все же. 
"После того как я подал иск, Франшизики прислали уведомление об одностороннем расторжении договора" - видимо удалось избавиться от договора без штрафных санкций, чего автор возможно и хотел. 
Кстати по судебным расходам - в арбитраже могут взыскать прилично, но в разумных пределах. Какого бы дорогого юриста ваши оппоненты не нанимали, всегда есть определенный потолок.

Ответить
6

Как-то ни слова про детей и программирование и обучение)). Как там в песне. Чтобы врачь блять учился как ты! Чтобы пилот самолёта учился как ты! ахаха

Пока всё выглядит как ёбань, в которую ребёнка отдать страшно стрёмно и глупо...

Ответить
0

Сейчас почти все кружки такие. Вы не знали?

Ответить
5

Плюсую за «лучше колбасы могут быть только дети»!

Ответить
2

Псс. Эй чувак у меня кое что для тебя (распахивает полы пальто)

Ответить
4

У меня примерно такой же опыт по франшизе школы английского языка «Англичанка»

Ответить
1

Тогда вам будут полезны и все эти комментарии под статьей, в солидной части которых вежливое непонимание претензий автора. Франчайзер, конечно, лопух, но аппаратура при нём. А вот чего и почему франчайзи хочет - не совсем понятно. Пустая трата времени и иллюзия денег. Не сработались - просто идите своим путем и делайте лучше и правильнее.

Ответить
4

Макдоналдс успешная франшиза потому что головная компания сильно избирательная в подборе своих франчизи и даже за очень большие бабки нельзя взять у них франшизу. А когда берете франшизу у молодых и неизвестных ребят надо понимать что вы с ними садитесь в корабль, который непонятно куда плывет...

Ответить
1

На самом деле не поэтому. Они пытались вначале быть сильно избирательными, но это не помогло. Их клёвый секрет и супер оружие в другом: выкуп земли под рестораном. Таким образом франчайзи на крючке. Если есть серьезные разногласия то ему просто отказывают в аренде. Посмотрите замечательный фильм Основатель, там как раз об этом. Пример уникальный.

Ответить
4

непонятно зачем вы вообще в это влезли, вы же даже избегали их айдентику использовать. пишете "страх", но при этом со старта начали контролировать все процессы, перешли на отдельный сайт, свою АТС, и так далее. расходы на юристов они в суде должны были вам выставить, суд обычно их самостоятельно уменьшает до средних по рынку.

Ответить
1

Поддерживаю! Выставить можно хоть миллион, утвердят только 50тыс, в зависимости от сложности

Ответить
4

Ищу инвесторов для запуска инфобизнеса "Почему не надо покупать франшизу".

Ответить
3

Господи, если это все правда, только один вопрос - почему вы к юристу обратились уже после суда??? Неужели бизнесе думать не надо вообще от слова совсем и никогда?

Ответить
3

Ходит дурачок по лесу,
ищет дурачок глупее себя

(Группа Гражданская оборона)

Ответить
3

Покупая франшизу вы должны понимать, что не ВЫ должны зарабатывать, а компания развивается за счет вас — это фундаментальное понимание франшиз. Вы, за свои деньги, получаете возможность приобщиться к компании и пользоваться тем, что у нее есть. Далее ВЫ должны заниматься развитием компании и если будете иметь успех, хорошо, если нет, ну, ничего плохого для компании, продавшей вам франшизу не произошло. 

Ответить
3

Автор фактически переделал франшизу под себя (сайт свой, лого свой, цены свои, АТС своя и др.). При таком подходе и энтузиазме можно было сразу свой бизнес и запускать:)

Ответить
3

Это происходит потому, что в России не принято обращаться к юристу до заключения договора. Я в юридическом сервисе пару лет назад запускала акцию для франчайзи: проверим ваш договор с франчайзером за 4500 рублей. На тот момент это самая дешевая услуга у нас была, но клиенты все равно говорили «дорого». К тому же мы выяснили, что многие отдают за франшизу последние 50к или берут под это кредит. В договоре там, естественно, сплошные консультационные услуги.

Для таких дешёвых «франшиз» с неграмотными франчайзерами иногда работает лайфхак: этот договор не может заключить физическое лицо, только компания или ИП. На практике мошенники заключают со всеми подряд. В такой ситуации можно деньги вернуть, если конечно к этому моменту организация ещё существует...

У вас, кстати, ещё не самая плохая ситуация, где франчайзер участвовал в процессе. Иногда вам просто передаются материалы с сомнительным товарным знаком, ну и на этом все.

Ответить
2

Статья интересная (прочитала сейчас все 4 части и эту). Вывод как юристу мне не понятен)))) Во-первых, расходы на юриста (если нет знакомого) ничего не мешало заложить в свою смету. Во-вторых, что плохого в франшизе я так и не поняла (кроме того, что вы не изучили договор, не предложили на берегу устраивающие вас договоренности и все по факту переделали под себя, вероятно, в нарушение договора)? В-третьих, если бы изучили договор и на берегу предложили устраивающие вас договоренности - не исключаю, что и договор бы вы расторгли удобным способом тогда когда это вам было бы нужно, и детей бы продолжали учить (методики не охраняются авторским правом, а что они были вам переданы как ноу-хау я что-то сильно сомневаюсь но конечно все возможно и надо смотреть это так скорее предположение). В-четвертых, я не поняла: вы на суд-то с юристом ходили или тоже сами и потом постфактум сделали у Петра заключение "что пошло не так"?) PS. А там вообще точно была франшиза (договор коммерческой концессии с передачей прав использования товарного знака, договора "франшизы" в РФ как бы нет) - или это был какой-то непонятный договор другого типа?

Ответить
1

Я не знаю с кем ходил в суд ТС (представитель, судя по решению, там был).
Я прочитал договор и решение суда неделю назад. Можете сами почитать здесь. Дело  А40-96221/2020
Я передачи товарного знака не увидел. Только лицензия на ПО на сайте, фирменный стиль с условиями и требованиями к их использованию.

Ответить
2

Я когда прочитал спойлер - сразу понял: хорошая статья

Ответить
2

Алгоритмика?

Ответить
1

Правильно ли я понимаю, что речь в статье идет про франшизу бренда, у которого в названии есть слово "Алгоритм" ?

Ответить
3

Опять же, не путайте брэнд с торговой маркой. Брэндом там и не пахнет

Ответить
1

Предлагается купить, то, что принесёт деньжища. Тут и вопрос - зачем продавцу это продавать... Ответ обычно - "у нас модель бизнеса такая".

Ответить
2

Это нормальная практика - продавать франшизу которая приносит деньги. Но пока рынок дикий, под словом «франшиза» что только не продают

Ответить
1

Автор пишет, что не любит инфобизнес, но сам по сути впаривал информацию, причем, наверняка под соусом «вот выучится на программиста и будет зарабатывать много денег».

Ответить
0

Всякие кружки для детей имеют по большей степени развлекательный и развивающий смысл + свободных 1-2 часа для родителей пару-тройку раз в неделю. Да и не всякая передача знаний это инфобизнес, иначе мы с детского сада/школы/спортсекции/музыкалки/вуза - жертвы инфобизнеса.

Ответить
1

Дело не в передаче знаний, а как эту услугу продавать и что говорить.

Ответить
0

Ну, то есть если про математику рассказывать весело и позитивно, то это инфобиз, а если скучно и неинтересно, то это правильно, это кошерно. Так?

Ответить
1

Нет, если говорить, что учи математику и будешь богатым и успешным — инфобиз и разводка, поскольку знание математики это не детерминирующий фактор.

Ответить
0

Отчасти это спорно. Математика, как раз, подходит))

Ответить
1

Сочувствую автору.

Можно ли вернуть деньги и заработать на этой истории?
Можно. Даже больше, можно попутно посадить франшизика на хорошие деньги.

По суду?
В этом случае, нет. С вероятностью в 80-90%

Универсальное решение, чтобы не вляпаться в подобное, это изучить "под микроскопом" цифры и глаголы в любом договоре, не обращая внимания на поцелуи в задницу и крики про теряемые здесь и сейчас время/прибыль.
И лучше хотя бы в общих чертах научиться понимать буквы договоров без юриста.
Или купить последнего.

Ответить
0

Как вернуть?

Ответить
0

Отработав клиентов франшизика в параллель с конкуренцией по основной теме франшизы

Ответить
1

Интересная статья. Хоть кто-то раскладывает по полочкам и не утаивает свои ошибки.

"То ли методика расчета слишком секретная, то ли человек который крутил этот барабан с рандомными числами - уволился"

Лучшая фраза)

Ответить
1

Франшизу надо очень хорошо изучать, и вообще по-думать 10 раз перед покупкой, может будет выгоднее открыться самому без франшизы? Надо смотреть чтобы в франшизе были сложные регламенты и технологические процессы, если их нет или они простые то я думаю чаще всего покупка франшизы не имеет особо значения.

Ответить
1

Отличная статья!
Хотим сами начать продавать франшизу на нашу платформу электронной коммерции с программой лояльности.
Полезно и выгодно учиться на ЧУЖИХ ошибках !

Ответить
1

Заголовок смешной. Что значит "некачественная франшиза"? А какая - качественная? 
Ну это все несерьезно.
В самой статье смесь игнорирование юридического контекста (а что же мы по договору реально покупаем?) и досады потребителя, а не владельца юрлица (мол, мы ожидали, что гораздо будет франшиза, а она плохая!). Бесполезно судить, кто прав кто виноват, но в целом какой-то инфантилизм, учитывая заявленный вами опыт в бизнесе.

Ответить
1

Это очень смешно:

– Почему у меня нет клиентов? 
– Вы слишком дорого продаете.
– Но я хочу продавать дорого! 

Ответить