{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

С какими заказчиками я не работаю

Всем привет!

Меня зовут Алёна, и я (алкоголик) копирайтер. Моя профессия позволила мне поработать и на фрилансе, и «на дядю», и снова перейти на фриланс с амбициозными планами построить свое копирайтерское агентство. Но об этом потом.

Сегодня я хочу поговорить о заказчиках. Надеюсь, этот пост поможет начинающим копирайтерам ценить себя, ну а заказчикам — ценить фрилансеров.

Начало карьеры и крах мечтаний о фрилансерском будущем

Итак, около 10 лет назад я отправилась во фрилансерское плаванье. Планы были великолепными - свободный график, куча заказов, благодарные клиенты… Реальность оказалось жестокой - и сейчас я понимаю, что сама во многом в этом виновата.

Как и все “начинашки”, я бралась за любые заказы. При этом отношение к заказчику было, как к суровому директору советской закалки. Кстати - о таком же отношении мне говорили и другие фрилансеры, особенно успевшие до этого поработать в офисе.

В общем, я боялась всего:

  • Сказать слишком высокую цену. Вдруг заказчик засмеет меня или - хуже того! - откажется сотрудничать;
  • Поставить сроки. Текст нужен за 2 часа, и я получу 3 копейки? Конеееечно, я все сделаю! Я отказывалась от встреч с друзьями и срывалась с отдыха, если ко мне обращались со срочным заказом;
  • Попросить доплату за правки. Я по 10 раз переделывала тексты по невнятным правкам и терпела постоянные изменения в ТЗ.
  • Критики. Я совершенно не могла отстоять свою позицию - ведь заказчик всегда прав!

Как результат - жесткое выгорание и “бегство” в офис. Конечно, спустя годы я научилась ценить свою работу. А помогло мне в этом простое осознание:

Заказчик нуждается в тебе не меньше, чем ты в нем!

Действительно - поставьте себя на место заказчика. Ему срочно нужны тексты, сроки по проекту горят, он наконец-то находит нужного копирайтера, с которым ему получается найти общий язык… Конечно, он будет держаться за такого специалиста. И - если заказчик адекватный - то обязательно доплатит и за правки, и за срочную работу.

Конечно, отбирать заказчиков стало сложнее. Но нервов в разы меньше. И доход больше. Думаю, ради этого стоит постараться.

Я знаю, что большинство начинающих копирайтеров тоже бросаются “в омут с головой”, беря абсолютно все заказы. Конечно, если ты только начал, то сложно сразу найти дорогие заказы - да и опыта не всегда хватает. Но все же есть такие категории клиентов, с которыми я не советую работать даже новичкам.

Бегите от таких клиентов!

  • “Чего хочу - не знаю…” Я люблю повторять жесткую, но точную фразу - без четкого ТЗ вариант будет ХЗ. Помню, как мучалась с заказчиком, который отвергал все мои работы с комментарием: “Ммм… Не наш стиль… Поищите еще!” Каков их стиль - я так и не узнала, потому что никакого ТЗ не было. Тогда я искала проблему в себе, а сейчас понимаю - ни один копирайтер не способен залезть заказчику в голову. А если клиент сам не знает, чего хочет, то ему нужен консалтинг и маркетинг. А это уже совсем другие деньги.
  • “Я знаю, как лучше. Читайте Ильяхова!” Сразу скажу - я прекрасно отношусь к инфостилю, но не очень хорошо - к его фанатичным приверженцам. Как и вообще к приверженцам чего-либо. Если вы понимаете, что, последовав всем точным указаниям заказчика, вы получите откровенное г...о - подумайте, стоит ли игра свеч. Если выполненный заказ будет стыдно показывать в портфолио - за такое лучше не браться.
  • “Очень дорого. А можно скидочку? И текст уже сегодня нужен, кстати”. У меня железное правило: никаких скидок, а срочные тексты - за доп плату. Я уважаю себя как специалиста. Мои услуги стоят определенных денег. А если, ради вашего заказа, мне нужно потеснить свои планы, это тоже должно оплачиваться.
  • “За это ТЗ у нас Вася отвечает. Или Петя… Я не помню…” Отсутствие четких бизнес-процессов у заказчика - повод насторожиться. Как-то я работала над проектом, который по очереди переходил к 3 разным людям. В итоге у каждого - свое видение, свое ТЗ и свои сроки. И, конечно, они никак не могли договориться, из чьего же бюджета платить копирайтеру.
  • “Сейчас посоветуюсь по ТЗ с бухгалтером, женой и собакой”. Чем больше людей включено в процесс согласования - тем дольше будет продвигаться работа. И помните - вы не обязаны угодить всему “совету” из 10 человек. У вас есть ТЗ и есть заказчик. Пусть он собирает правки со всех своих сотрудников и четко их формулирует. Если правки сильно расходятся с ТЗ, вы вправе требовать доплату.
  • “Ненене, по предоплате не работаем”. Да, у заказчика есть риски - он не знает, будете ли вы точно выполнять работу после внесенной предоплаты. Но и вы тоже рискуете. Как-то я написала 10 страниц текста без предоплаты, сидела ночами над заказом - и клиент ушел по-английски. Вы же не хотите такого? Просить предоплату - нормально и не стыдно, адекватные заказчики от такого не убегают.
  • “Я твой босс, а ты просто копирайтер”. Я уже рассказывала, как избавлялась от отношения к заказчику как к боссу. И если клиент ведет себя высокомерно, не уважает твой профессионализм - повод не связываться с ним. Копирайтер-фрилансер - это не наемный работник. Он больше сродни партнеру, который закрывает определенный пул задач. Скандальных начальников я насмотрелась в офисах, среди заказчиков мне такие не нужны.

Ну и напоследок

Когда я ушла из офиса и стала искать клиентов по своим новым правилам, то очень боялась, что вообще никого не найду. Но больше всего мне не хотелось возвращаться в состояние 10-летней давности - со стрессами и выгоранием.

Но - к моему удивлению - заказчики адекватно реагировали и на мои выросшие цены, и на предоплату, и на необходимость ТЗ. Я перестала тратить время на дешевые заказы, переговоры по поводу скидок и попытки прочитать мысли клиента. Если я видела, что с этим заказчиком мы не сработаемся - вежливо отказывалась:

  • Дорого? - Извините, дешевле не возьмусь.
  • Нет ТЗ? - Пожалуйста, заполните бриф - буду работать только после этого.
  • Пришли правки? - Давайте сверим с ТЗ. Ага, у нас появилась пара новых пунктов, это будет стоить столько-то. Или утверждаем прежний текст.
  • Опасаетесь вносить предоплату? - Вот все мои контакты, портфолио и соцсети - для меня себе дороже скрываться. Все равно опасаетесь? Что ж, нам не по пути.

И хочу пожелать начинающим копирайтерам - цените себя, работайте только с теми, кто ценит вас. Ваши нервы и время не стоят никаких денег!

И буду рада, если вы дополните мой список “нежелательных” заказчиков - с кем точно не будете работать вы?

0
458 комментариев
Написать комментарий...
Сидор

“Копирайтер-фрилансер - это не наемный работник. Он больше сродни партнеру, который закрывает определенный пул задач” - нет. Он таки наемный сотрудник, которого наняли на конкретную задачу с конкретным результатом на конкретное время.  Этакий part time project worker 
Партнеры  делят прибыль от всего проекта , а не платят  друг друг за маленький кусок проекта. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мёдов

Таки да. Это партнер. Работал копирайтером в офисе и сейчас работаю на фрилансе. Есть крупный клиент. Задача: заново собрать тексты о ключевых сотрудниках компании. Существующие тексты никуда не годятся. Заказчик предлагает мне самостоятельно накидать план зум-встреч с лицами компании, собрать фактуру и обработать. Вежливо отказываюсь и напоминаю, что я пишу тексты по фактуре. Собираю файл с вопросами. Интервью с сотрудниками занимается помощник из отдела PR. Если бы я был копирайтером в их штате, мне бы пришлось делать это самому. 

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

И что в вашем случае партнерского? 
"Если бы я был копирайтером в их штате, мне бы пришлось делать это самому" - зависит от человека.
Вам бы пришлось, раз вы так пишите. А другие наемные сотрудники умеют четко делать то, что им положено делать и уверенно избавляться от желания других проехаться на их шее.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Я не автор предыдущего комментария, но постараюсь ответить, т.к. сама работала в штате) Помогает изучение трудового договора - в нем должны быть четко расписаны должностные обязанности. Если шеф поручает вам что-то сверх меры - это должно оплачиваться. Уволить за невыполнение дополнительной обязанности вас не могут - т.к. она не прописана в договоре. 
Понятно, что это в идеале, и в большинстве российских офисов начальник - царь и бог. Но если раз за разом на вас сваливают доп обязанности - стоит задуматься, а стоит ли оставаться на такой работе)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Тогда нужно внимательно читать договор при устройстве на работу) И уточнять, что входит в понятие "прочие поручения")

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Большое спасибо) Да, именно это я и имела в виду)

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

Никакого секрета четко (не грубо, а именно уверенно и четко) дать понять шефу, что 1) сейчас объем работ у меня такой, что новый проект утянет все текущие. А у меня только важные проекты же. 
Или 2) спросить какие из проектов мне стоит отложить в сторону и заняться новым поручением шефа. Плюс время на погружение в относительно новую область для меня.
Это чисто механика, которую я видел и сам использовал. Обыгрываться же  может как угодно, исходя из условий.
Вообще, искусство не брать на себя повышенные обязательства и умело и сбрасывать ненужное со своих плеч - очень хороший навык для работника. Помогает не стрессовать понапрасну и даже быстрее двигаться вперед по карьерной лестнице. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Я "отмазывалась") Здесь дело и в адекватности руководителя, и в вашей ценности как специалиста. С хорошими специалистами никто не хочет расставаться - и вы вправе отказаться от навязываемой работы. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Нет - просто говорила, что это дополнительная задача, на нее я затрачу столько-то времени, и делать бесплатно я ее не буду. Результаты были разными - в одной компании мне повысили зарплату за доп нагрузки, в другой просто не стали предлагать мне эту задачу. В обоих случаях я оставалась в выигрыше.
Но и в той, и в другой компании я зарекомендовала себя как хорошего специалиста, поэтому мне за такие высказывания увольнением не грозили)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Петров

Стойте на своем и будь, что будет. Потом, когда пройдет аврал, обсудите аккуратно, что надо бы увеличить ресурсы, чтобы не было авралов. Вообще смысл упарываться на работе есть только, если есть очевидный профит для вас - премия , повышение ЗП, должность , хороший опыт или ещё что-то. В остальном это не имеет правтичеесокго смысла для ВАС!

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Спасибо за комментарий! Да, действительно, задачи у копирайтера бывают разные) Но мне приходилось и интервью проводить, и встречи назначать, и еще много чего... Тут главное - прописать обязанности в договоре и назначить определенную оплату за каждую задачу. Как говорится, любой каприз за ваши деньги)

Ответить
Развернуть ветку
455 комментариев
Раскрывать всегда