С какими заказчиками я не работаю
Всем привет!
Меня зовут Алёна, и я (алкоголик) копирайтер. Моя профессия позволила мне поработать и на фрилансе, и «на дядю», и снова перейти на фриланс с амбициозными планами построить свое копирайтерское агентство. Но об этом потом.
Сегодня я хочу поговорить о заказчиках. Надеюсь, этот пост поможет начинающим копирайтерам ценить себя, ну а заказчикам — ценить фрилансеров.
Начало карьеры и крах мечтаний о фрилансерском будущем
Итак, около 10 лет назад я отправилась во фрилансерское плаванье. Планы были великолепными - свободный график, куча заказов, благодарные клиенты… Реальность оказалось жестокой - и сейчас я понимаю, что сама во многом в этом виновата.
Как и все “начинашки”, я бралась за любые заказы. При этом отношение к заказчику было, как к суровому директору советской закалки. Кстати - о таком же отношении мне говорили и другие фрилансеры, особенно успевшие до этого поработать в офисе.
В общем, я боялась всего:
- Сказать слишком высокую цену. Вдруг заказчик засмеет меня или - хуже того! - откажется сотрудничать;
- Поставить сроки. Текст нужен за 2 часа, и я получу 3 копейки? Конеееечно, я все сделаю! Я отказывалась от встреч с друзьями и срывалась с отдыха, если ко мне обращались со срочным заказом;
- Попросить доплату за правки. Я по 10 раз переделывала тексты по невнятным правкам и терпела постоянные изменения в ТЗ.
- Критики. Я совершенно не могла отстоять свою позицию - ведь заказчик всегда прав!
Как результат - жесткое выгорание и “бегство” в офис. Конечно, спустя годы я научилась ценить свою работу. А помогло мне в этом простое осознание:
Заказчик нуждается в тебе не меньше, чем ты в нем!
Действительно - поставьте себя на место заказчика. Ему срочно нужны тексты, сроки по проекту горят, он наконец-то находит нужного копирайтера, с которым ему получается найти общий язык… Конечно, он будет держаться за такого специалиста. И - если заказчик адекватный - то обязательно доплатит и за правки, и за срочную работу.
Конечно, отбирать заказчиков стало сложнее. Но нервов в разы меньше. И доход больше. Думаю, ради этого стоит постараться.
Я знаю, что большинство начинающих копирайтеров тоже бросаются “в омут с головой”, беря абсолютно все заказы. Конечно, если ты только начал, то сложно сразу найти дорогие заказы - да и опыта не всегда хватает. Но все же есть такие категории клиентов, с которыми я не советую работать даже новичкам.
Бегите от таких клиентов!
- “Чего хочу - не знаю…” Я люблю повторять жесткую, но точную фразу - без четкого ТЗ вариант будет ХЗ. Помню, как мучалась с заказчиком, который отвергал все мои работы с комментарием: “Ммм… Не наш стиль… Поищите еще!” Каков их стиль - я так и не узнала, потому что никакого ТЗ не было. Тогда я искала проблему в себе, а сейчас понимаю - ни один копирайтер не способен залезть заказчику в голову. А если клиент сам не знает, чего хочет, то ему нужен консалтинг и маркетинг. А это уже совсем другие деньги.
- “Я знаю, как лучше. Читайте Ильяхова!” Сразу скажу - я прекрасно отношусь к инфостилю, но не очень хорошо - к его фанатичным приверженцам. Как и вообще к приверженцам чего-либо. Если вы понимаете, что, последовав всем точным указаниям заказчика, вы получите откровенное г...о - подумайте, стоит ли игра свеч. Если выполненный заказ будет стыдно показывать в портфолио - за такое лучше не браться.
- “Очень дорого. А можно скидочку? И текст уже сегодня нужен, кстати”. У меня железное правило: никаких скидок, а срочные тексты - за доп плату. Я уважаю себя как специалиста. Мои услуги стоят определенных денег. А если, ради вашего заказа, мне нужно потеснить свои планы, это тоже должно оплачиваться.
- “За это ТЗ у нас Вася отвечает. Или Петя… Я не помню…” Отсутствие четких бизнес-процессов у заказчика - повод насторожиться. Как-то я работала над проектом, который по очереди переходил к 3 разным людям. В итоге у каждого - свое видение, свое ТЗ и свои сроки. И, конечно, они никак не могли договориться, из чьего же бюджета платить копирайтеру.
- “Сейчас посоветуюсь по ТЗ с бухгалтером, женой и собакой”. Чем больше людей включено в процесс согласования - тем дольше будет продвигаться работа. И помните - вы не обязаны угодить всему “совету” из 10 человек. У вас есть ТЗ и есть заказчик. Пусть он собирает правки со всех своих сотрудников и четко их формулирует. Если правки сильно расходятся с ТЗ, вы вправе требовать доплату.
- “Ненене, по предоплате не работаем”. Да, у заказчика есть риски - он не знает, будете ли вы точно выполнять работу после внесенной предоплаты. Но и вы тоже рискуете. Как-то я написала 10 страниц текста без предоплаты, сидела ночами над заказом - и клиент ушел по-английски. Вы же не хотите такого? Просить предоплату - нормально и не стыдно, адекватные заказчики от такого не убегают.
- “Я твой босс, а ты просто копирайтер”. Я уже рассказывала, как избавлялась от отношения к заказчику как к боссу. И если клиент ведет себя высокомерно, не уважает твой профессионализм - повод не связываться с ним. Копирайтер-фрилансер - это не наемный работник. Он больше сродни партнеру, который закрывает определенный пул задач. Скандальных начальников я насмотрелась в офисах, среди заказчиков мне такие не нужны.
Ну и напоследок
Когда я ушла из офиса и стала искать клиентов по своим новым правилам, то очень боялась, что вообще никого не найду. Но больше всего мне не хотелось возвращаться в состояние 10-летней давности - со стрессами и выгоранием.
Но - к моему удивлению - заказчики адекватно реагировали и на мои выросшие цены, и на предоплату, и на необходимость ТЗ. Я перестала тратить время на дешевые заказы, переговоры по поводу скидок и попытки прочитать мысли клиента. Если я видела, что с этим заказчиком мы не сработаемся - вежливо отказывалась:
- Дорого? - Извините, дешевле не возьмусь.
- Нет ТЗ? - Пожалуйста, заполните бриф - буду работать только после этого.
- Пришли правки? - Давайте сверим с ТЗ. Ага, у нас появилась пара новых пунктов, это будет стоить столько-то. Или утверждаем прежний текст.
- Опасаетесь вносить предоплату? - Вот все мои контакты, портфолио и соцсети - для меня себе дороже скрываться. Все равно опасаетесь? Что ж, нам не по пути.
И хочу пожелать начинающим копирайтерам - цените себя, работайте только с теми, кто ценит вас. Ваши нервы и время не стоят никаких денег!
И буду рада, если вы дополните мой список “нежелательных” заказчиков - с кем точно не будете работать вы?
“Копирайтер-фрилансер - это не наемный работник. Он больше сродни партнеру, который закрывает определенный пул задач” - нет. Он таки наемный сотрудник, которого наняли на конкретную задачу с конкретным результатом на конкретное время. Этакий part time project worker
Партнеры делят прибыль от всего проекта , а не платят друг друг за маленький кусок проекта.
Если относиться к копирайтеру, как к наемному работнику, это и приведет к печальным последствиям в стиле "Шеф всегда прав")) Да, это не партнер, который получает прибыль от проекта. Он "сродни партнеру" - то есть, тоже принимает участие в обсуждении задачи, выдвигает идеи, дает предложения для улучшения бизнеса.
От наемных сотрудников требуют, а партнеров слушают и обсуждают их идеи. Вот в чем разница.
Комментарий недоступен
А что партнёры - это только учередители, чтобы прибыль делить?
Бывают и подрядчики-партнеры и некоммерческие партнёры. Не?
Таки да. Это партнер. Работал копирайтером в офисе и сейчас работаю на фрилансе. Есть крупный клиент. Задача: заново собрать тексты о ключевых сотрудниках компании. Существующие тексты никуда не годятся. Заказчик предлагает мне самостоятельно накидать план зум-встреч с лицами компании, собрать фактуру и обработать. Вежливо отказываюсь и напоминаю, что я пишу тексты по фактуре. Собираю файл с вопросами. Интервью с сотрудниками занимается помощник из отдела PR. Если бы я был копирайтером в их штате, мне бы пришлось делать это самому.
ИМХО оба не правы)))
Он ИЛИ наемный внештатник (такая парадигма может быть и может быть комфортной) ИЛИ подрядчик.
Да, подрядчик - не наемный сотрудник. Он оказывает услуги (кстати, у вас договор, хотя бы в форме оферты есть?) по прайсу на определенных условиях. Это другие правила игры. Но это не партнер ни разу (так как не шерит никаких рисков). Другое дело, что грамотный подрядчик может выступать как консультант и эксперт, с которым советуются и к которому прислушиваются. Но это нельзя "позиционировать" - можно только заработать "потом, кровью и талантом".
Комментарий недоступен
У автора весь кругозор и опыт состоит только из крайностей и непонимания и неумения работать с адекватным подходом - который вы и описали. Но это даже к лучшему - значит, дензнаки сможет заработать другой фрилансер. Ой, то есть партнёр.
Рада видеть вас в комментариях к каждой моей статье)
- “Чего хочу - не знаю…”
Я, как специалист/партнер, выясняю подробности ТЗ при помощи брифа и референсов. Но иногда заказчик не может и бриф заполнить. Потому что не знает. В таком случае я советую провести маркетинговое исследование и анализ конкурентов, чтобы не гадать на кофейной гуще. А это уже вне компетенции копирайтера.
- “Я знаю, как лучше. Читайте Ильяхова!”
К счастью или к сожалению, я уже выросла из того периода, когда делают, что скажут. Даже если это откровенное гуано. Мне важнее качественная работа, а не возможность быстрого заработка. Если заказчик обращается к специалисту - он должен ему доверять и быть открытым к обсуждению ТЗ.
- “Очень дорого. А можно скидочку? И текст уже сегодня нужен, кстати”.
У всех разная политика работы с заказчиками - кто-то делает скидки, кто-то нет. Я рассказываю лишь про свой опыт. Я не делаю - у всех моих заказчиков равные условия. Я лишь могу посмотреть, какой объем задач готова взять за указанную сумму.
- “За это ТЗ у нас Вася отвечает. Или Петя… Я не помню…”
Про договор ценное замечание. Спасибо!
- “Сейчас посоветуюсь по ТЗ с бухгалтером, женой и собакой”.
На это, конечно, насрать. Но с такими нерешительными заказчиками работать очень сложно.
- “Ненене, по предоплате не работаем”.
Нет, моя предоплата стандартна - 50%)
- “Я твой босс, а ты просто копирайтер”.
Да, в этом пункте я имела в виду не столько слово "босс", сколько его негативную окраску. Без отношения к копирайтеру как к равноправному участнику процесса ничего не получится.
Работа трудная, но вы пишете так будто вы строгий... сантехник. Берусь делать на условиях как я хочу. Сурово. В основе вы конечно работаете не бесплатно. Но мир вроде как вам ничего не должен. Кажется если вы примете клиентов как есть со всеми недостатками - у вас уйдет стресс которым веет от статьи. Извините если я слишком перегнул с оценкой.
А вы пишете так, как будто вы готовы работать с любым человеком на его условиях. Да, хороший дорогой сантехник, как и любой другой специалист, знает себе цену, естественно ставит какие то условия, предлагает договорные отношения и так далее. Могу привести пример, долго занимался складским оборудованием, поступила заявка, поехал общаться с клиентом. Приезжаю, начинать общение - получаю классику - армянин, в годах, рассказывает мне "вот тут надо стеллажи, вот тут не знаю надо или не надо" на моё удивление получаю ответ "ты специалист, ты скажи")) я, начиная жалеть о потраченном часе для поездки в Кунцево, предлагаю нарисовать схему... Получаю ответ "зачем схема, стеллажи надо")) кое как посчитал, говорю "общий ценник 100р, за срочность (он хотел вчера, как обычно у таких людей) 50р, за выезд 5р, предоплата 77р. Мужчина с цепью толщиной с большой палец руки делает огромные глаза и начинает мне рассказывать, что я, оказывается, должен всё сделать без предоплаты и за свой счёт, а "потом посмотрим". Классический, в общем, опыт общения с бывшим "рабом", который откупился и стал "хозяином", и общаемся соответственно. Тут, кстати, парочку таких определил по комментариям, жаль их. Имхо нормальный человек понимает, что люди ВСЕ, от уборщика до топов.
Условия простые - постановка задачи заказчиком должна быть четко описана. Иначе - это трата времени исполнителя. А значит убытки. Четко поставлена задача, но плохо исполнена - тогда исполнитель обязуется исправить за свой счет. Слишком много таких хитрых и жуликоватых заказчиков, которые готовы прокатиться на спине исполнителя, да еще и за счет исполнителя.
Или берите специалиста в штат на оклад и катайте его в хвост и в гриву, или не тратьте ни свое время, ни исполнителя. Все просто как 2х2
Ох, я не думала, что от моей работы будет веять стрессом)) Нет-нет, спустя время у меня только адекватные заказчики) На самом деле, все, что я описываю - это нормальные требования качественного специалиста-фрилансера. Конечно, с любым клиентом я общаюсь не так сурово - сначала выясняю его требования, ТЗ, порядок согласования и оплаты. Но если клиент никак не может определиться с ТЗ, отвергает предоплату или общается с позиции царя и бога - то мне проще отказаться от работы с ним. И мне, и ему это сбережет нервы)
Я заказал уже более 1000 текстов у фрилансеров.
Список претензий к фрилансерам будет побольше, чем к заказчикам.
Например:
1) Очень часто такое бывает, если сроки не горят, даешь срок написания небольшого текста в 1000-4000 знаков на 1-2 недели. Причем, я даю такой срок с учётом возможных правок. В итоге получаешь текст его либо к концу срока, либо с опозданием. И при этом это еще без правок.
2) В погоне за уникальностью текста (даже если в ТЗ не было написано про уникальность копирайта), копирайтеры начинают выдумывать отсебятину. Например, один писал про товар с покрытием из нитрида титана, в итоге в тексте появились: титанид нитрита, титана нитрид, титана нитрат, нитрато-титан, титановый нитрит, нитратовый титан и так далее.
3) Ладно, пишешь теперь в ТЗ, что для меня главное - это качество текста, а не его уникальность. В итоге получаешь текст, полностью скопированный с какого-то сайта, в котором в каждом предложении заменили только одно слово. И с уникальностью в 5-10%.
4) Очень часто. В ТЗ расписываешь порядок, по которому должен быть написан текст. Даешь первоисточники, в которых есть ответы на эти вопросы. Пишут, пропуская что-то из этого порядка. Или вообще несут отсебятину, или многократно повторяются, хотя могли бы брать из первоисточников.
Позже ещё распишу.
Если честно у всех претензий, что прочитал ноги растут из погони за дешевизной. Хотите статью о металлургии по цене статьи от студента журфака 1го курса? Получите нитратовый титан, скажите спасибо, что не гексафторид платины.
Комментарий недоступен
Как жизненно))) Открываешь статью чтобы узнать например, чем полезна морковь, и тут целая простыня о том, что такое морковь, история возникновения, и тому подобный бред, блин, я хочу открыть текст и увидеть то, что написано в заголовке.
Простите, ничего не могу сказать про тексты о зубной пасте - их писала не я)
А если серьезно - вы сейчас говорите о дешевых копирайтерах с бирж, которые работают за килознаки. Я такой подход тоже абсолютно не уважаю. Грамотный копирайтер работает не на количество букв, а на качество и, конечно, проверяет все используемые источники. В этом и отличие дорогого специалиста от дешевого.
А так, помимо этого, копирайтеры выполняют еще ряд задач:
- написание статей для личных блогов
- нейминг и разработка слогана
- информационные тексты
- работа с пресс-службой организации (пресс-релизы, пост-релизы, интервью)
- тексты для рекламных лендингов
- написание сценариев.
Комментарий недоступен
Очень рада, что вы знаете все эти пункты) На статью меня сподвигли многочисленные вопросы начинающих копирайтеров по поводу того или иного заказчика. Не очень поняла, как содержание статьи может показывать количество заказчиков - но если вы беспокоитесь, то у меня с ними все хорошо)
Копирайтеров сейчас как грязи и жадность часто не коррелирует с их профессионализмом. Проще найти вменяемого, а не принцэссу, который еще и процент от прибыли попросит. Хорошо рынок от таких "принцэсс" быстро освобождается.
Комментарий недоступен
То, что копирайтеров, как грязи - в этом и моя боль) В копирайтинг сейчас идут все, кому не лень - кто хорошо писал сочинения в школе, кто пишет рассказики или кто просто умеет складывать буквы в слова. После таких горе-копирайтеров и приходится перерабатывать тексты клиентов) А процент от прибыли - это вообще странно. Продажи обычно происходят после нескольких точек контакта - и текст лишь одна их составляющая.
Я больше согласен с ТС, чем с комментариями. У нас во всех сферах есть проблема оценки чужого труда, в первую очередь его оплаты и времени.
Отсюда невысокие зарплаты, недовольство наемным трудом и тп.
Да, да, я знаю, что такое рынок и прочие законы капитализма, но! А "но!" это, что для выполнения работы определенного качества, нужно определенные компетенции исполнителя, и чем выше требуемый результат, тем выше оплата и больше времени требуется, а тут это вступает часто в противоречие с пониманием цена-время-качество.
Более подробно раскрывать нужно, но я думаю суть ясна.
Большое спасибо за комментарий! Да, действительно, проблема существует... Очень часто заказчик не задумывается, из чего складывается работа. Что за - например - текстом, стоит не только время, потраченное на клацанье по клавишам, а поиск и изучение источников, обращения к экспертам, составление структуры статьи и т.д. А низкоквалифицированные специалисты, составляющие текст на 80% из воды, к сожалению, еще существуют - и портят репутацию всей профессии.
Дичь какая ))) партнёр ))) хотя я и статью не стал читать. Результат покажите на миллион долларов и будете партнером, а так просто винтик, и не самый нужный
Вы видимо не в курсе, что такое ТЗ.
Без ТЗ - это постановка задания - иди не знаю куда, принеси не знаю что. И на основании этих утверждений заказчики в дальнейшем пытаются выдавить из исполнителя всё, что душе угодно. Исполнитель же, в свою очередь, тратит своё время, а значит теряет потенциальную прибыль от заключения сделки с вменяемым заказчиком.
Короче говоря - учите матчасть и уважайте других людей.
Спасибо за ваше мнение) Но заработок хороших копирайтеров все же показывает, что они нужные винтики)
Винтик... Не самый нужный... Ну если не самый нужный, да ещё винтик, зачем вообще пришёл тогда? 🤣 Какой результат? Какой миллион? Кому показать? Блин, ржу в голос!
Очень стандартная болезненная история, девочки без образования, с самооценкой 0, и скиллами 0. Я таких знаю в копирайтинге немало.
А так всё правильно. Пройден стандартный набор грабель. Гнули и ломали геморы, - так и закалилась сталь.
Я бы посоветовал научиться цинизму у проституток. Буквально 3 месяца, и приходит понимание что 98% клиентов это треш. Это прям очень быстрый старт и взлёт. Будет в сознании у вас.
Когда 100 звонков в день, из них 98 полный ниликвид: нищета, геморы, ебланы, биомусор, скидочники, безгандонщина, нагибание, быдло, прогиб на бесплатный анал и орал. И это - потоком друг за другом. А ведь эти мужики - где-то днём ходят, выглядят в офисе как люди, а дома к семье мими. А так сразу и не скажешь... что он девочку 3 часа прогибал на скидку в 1000 рублей. Суть клиента на фрилансе такая же
Не жестко написал? Не сами конечно, просто подружку найдите такую)
самое главное - тема алкоголя - не раскрыта! по скока выпиваете ежедневно? какие напитки предпочитаете? какой градус лучше заходит для работы?
Оу, сколько вопросов))) Кажется, это тема для очередной статьи)))
Много раз поднималась тема, что если с самого начала клиент мутный, неадекватный или проблемный, то ничего хорошего с ним не выйдет и не надо браться. В этом и суть статьи.
Спасибо за резюме статьи! В общем-то, я писала ее по вопросам начинающих копирайтеров. Например, многие часто обжигаются на отсутствие предоплаты или не спрашивают ТЗ. Сама с этим сталкивалась)
Товарищи фрилансеры-комменторы! Прежде чем отвечать от лица всех фрилансеров-копирайтеров, вам бы стоило самим иногда заказывать тексты на фрилансе, чтобы понять одну странную вещь, что качество статьи почему-то не зависит от её стоимости. Это может быть вы специально пишете хуже, если заказчик согласился на предложенную вами же стоимость. Тогда вопрос - зачем предлагаете такую цену, которая вам самим не нравится?
На text ru вообще бывают отклики от копирайтеров, у которых огромное количество негативных отзывов из-за ошибок, но при этом они предлагают самые высокие цены за свои работы. Например, бывало такое, что за статью в 2000 знаков они (безграмотные исполнители) откликались выполнить работу, например, за 5.0000 или 50.000 рублей. Уверены, что они напишут лучше, чем те, кто предложил статью за 500 рублей и при этом имеет несущественное количество негативных отзывов?
Конечно, качество от стоимости не зависит. Именно поэтому я и советую смотреть портфолио или предлагать тестовое. А вообще я немного против бирж - найти стоящего автора там, действительно, сложно.
2000 знаков за 50000 деревянных? Да ладно.
Есть наглость, есть сверхнаглость, а вот эта цена - что-то еще более сверх-сверх.
2 рубля за букву...
Алёна, если Вы работаете без корректора, то стоит обратить внимание на следующее:
1. Употребляйте кавычки «ёлочки» — «», «лапки» — „“ ставятся когда нужны кавычки внутри кавычек, а «английские» кавычки, которые ставите Вы, в русском языке не употребляются.
2. Вы пользуетесь какой-то раскладкой и ставите знак троеточие, хочу Вас огорчить — такого знака в русскоязычной типографике нет и лучше ставить три последовательные точки.
3. Там где должно быть тире — «—», Вы ставите дефис — «-», это не корректно.
Не писал бы, если бы Вы не позиционировали себя как копирайтер, но раз уж Вы о профессионализме...
Хочу вас огорчить, по-русски это называется "многоточие", а не "троеточие". Не помешала бы ссылка на норму, утверждающую, что многоточие не может быть одной литерой.
Добрый день!
Большое спасибо за комментарий, очень ценно для начинающих копирайтеров.
Что ж, в этой статье я писала личное мнение о заказчиках, с которыми не работаю, но почему-то ее восприняли как тестовое задание для получения работы))
Там, где некорректно пропускать запятую, я учу других писать. Браво!
Все верно.10 лет во фрилансе, кодер. Все точно так же. Думаю что эти рекомендации, с кем лучше не работать, можно почти к любой сфере применить
Большое спасибо!)
Насчет предоплаты.
Был период, когда я тоже категорически не работал без предоплаты, но потом захотел сотрудничать с крупными компаниями, а они заранее не платят практически никогда. Условный Яндекс или Билайн не будет менять свои бизнес-процессы ради одного фрилансера или мелкого агентства — поэтому или ты работаешь на их условиях, или не работаешь вообще.
А с СМБ, да, полная предоплата — очень удобная штука, которая избавляет от кучи головной боли.
Хмм... С крупными компаниями у меня обычно тоже получалось работать по предоплате) Кидаешь счет на предоплату - после оплаты начинаешь работать. Обычно проблем не возникало) А так - договор, и можно начинать.
Хохо, Билайн это в принципе куча головной боли )
Ну все, шутка пошучена автором, расходимся.
Хорошая статья. Спасибо!
Применимо к любой другой фрилансерской жизни.
Я не заказчик. Копирайтеров ценю. ТЗ и правки обговариваю заранее. Пишу-сокращаю B-)
Как насчет свидания?
Работаю дизайнером-фрилансером. Почасовый контракт решает все вопросы. "Игра со шрифтами" как и любой каприз оплачивается клиентом.
Комментарий недоступен
Спасибо за комментарий!
И все-таки, ТЗ - немного другое, нежели задача.
Задача - это, например, создать лэндинг для продажи книги. А вот в ТЗ уже подробно расписывается - для какой ЦА, в каких цветах, какие примеры других лэндов нравятся и т.д. ТЗ - это документ, который я прикладываю к договору и с которым можно сверить точность выполнения задачи и необходимость правок.
Алёна, вы молодец, что смогли принять и воплотить такое решение. Желаю вам успеха!
Я еще стараюсь не работать с людьми, которые: "да там быстро, просто, пару кнопочек нажать".
Я снимаю и монтирую, моя специфика диктует дополнительные меры экономии сил и нервов: проекты могут идти долго, поэтому я стараюсь регулярно показывать заказчику текущий прогресс: вот съёмки, вот черновой монтаж, вот цвет, вот оформление - чтобы потом никто внезапно не удивился и не сказал, что "представлял себе всё как-то не так". Иногда согласовываю поэтапную оплату.
Сергей, спасибо большое за комментарий! И Вам желаю успехов в работе :)
Интригующее начало
Ахахах) Ну, раз начало заинтриговало - наверное, я все-таки хорошо справляюсь с копирайтингом)
Комментарий недоступен
Большое спасибо!)
Я долгое время был руководителем созданного мною же ООО. И у меня всегда были люди на определенных участках работы, которые там разбирались лучше меня. Хотя бы потому, что они этим занимались ежедневно, а я - эпизодически.
И считаю,что такой подход абсолютно себя оправдывал. И эти люди сильно выделялись из общей массы своей инициативностью, не заметить их было просто невозможно. Важно было только выбрать из их числа не имитаторов-коекакеров, а реально толковых работников.
Что касается статьи. Я сейчас фрилансер, и считаю что статья толковая. И очень полезная для начинающих, для них эта статья - просто кладезь полезных знаний.
Видно, что автор (как и я) неслабо и не один раз обжигался на недобросовестных и быдловатых заказчиках. Лично мне такие, чаще всего, как ни странно, попадались в крупных и серьезных компаниях. Видимо, там, благодаря системе блата, часто руководят IT направлениями люди малокомпетентные и малограмотные. Но, разумеется, с чудовищным апломбом.
Сергей, спасибо большое за оценку статьи! Очень приятно)
Водная вода, может заменить фразой: "Не работайте с мудаками".
Спасибо за классную статью.
Большое спасибо за отзыв!
Почитал комментарии. Это просто ужас.
Аудиторию можно поделить на 2 лагеря, фрилансеры с синдромом краба и те же "боссы" которые застряли в парадигме что "скажи спасибо что я вообще тебе заплатил, я тут делом занимаюсь а ты всего лишь работник, знай место"
красиво написано, я видеомонтажер. у меня по сути то же самое)
Так скоро и уборщицы будут говорить "Я не наёмный работник, я партнёр". Вслед за ними и доставщики еды, и таксисты.
Хотя, как раз тот случай, когда пусть хоть господом богом себя считают, если этими своими думками делятся не с заказчиками.
Уборщики, знаете ли, тоже разные бывают. Как и курьеры/перевозчики. И зарабатывать они могут сопоставимо с заказчиками, или даже больше.
Комментарий недоступен
В тексте походя покритиковали Ильяхова, но и по остальным пунктам Ильяхов даёт дельные советы. Как работать с заказчиками, в чем польза и какие ожидания у клиента от заказчиков и от текстов и от всей работы.
Автор, все же, ждём ещё статей.
Нет-нет, Ильяхова я нисколько не критикую) Уметь в инфостиль - весьма нужный навык для любого копирайтера. Я просто против любых стандартов. Копирайтер должен уметь оценивать - подходит ли к данному ТЗ инфостиль, сторителлинг или еще какой-нибудь модный прием. А заказчики часто требуют, чтобы "строго по Ильяхову", и ни шагу в сторону.
Это с Вашего сайта примеры работ...
Да, сайт мой - уже отписывалась здесь: он в разработке, поэтому ничего интересного там пока нет)
Не думала, что после моей статьи столько людей пойдет гуглить у меня наличие сайта)
Насчет "партнера" - не соглашусь. Партнерство подразумевает совместное разделение рисков в случае неудачи проекта, а копирайтеру-фрилансеру на самом деле пох, че там с лидами и просмотрами после того как текст сдан и за него получены деньги (это я как человек, работавший копирайтером-фрилансером честно говорю).
Никто душой болеть за вашу статейку в Дзене про 10 преимуществ мази для ног бренда Б на фрилансе не будет, не верьте. Максимум - если человек профессионал, он захочет все сделать качественно и аккуратно, и убережет заказчика от исполнения вредных хотелок. Но это прям самый топчик. Копирайтинг это ремесло, а не высокое искусство.
Реальный выхлоп с текстов (все, что сложнее SEO) считает очень и очень мало компаний, как бы там кто себя пяткой в грудь не стучал, зачастую это чисто имиджево-контентные истории. А значит, для копирайтера риски минимальны - в худшем случае, новые тексты не закажут. Хотя у меня опыт в B2B исключительно, может в копирайтинге для динамичного там FMCG все как коршуны следят за работой текстов.
А вот по типу заказчиков - все правда, в общем. Но проблема в том, что все то же самое происходит и когда ты работаешь в штате, а вишенка на торте: начальник из категории "чего хочу - не знаю, но знаю, как лучше".
Спасибо большое за ваше мнение!
Если рассматривать партнерство в финансовом плане - то да. Но бывают и другие виды партнерства - в том числе и некоммерческое. Я очень трепетно отношусь к каждому проекту и да - слежу за изменением метрик)
А так, в копирайтинге бывают разные задачи - и не всегда это прямое повышение продаж.
В принципе, все что вы описали, это издержки фиксированной оплаты за проект, если использовать по часовую оплату, то проблем становится меньше.
Это иллюзия, ритм у всех разный. И проблем от этого только прибавится.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Хорошо написано про ТЗ и ХЗ. Думаю, эта формулировка подойдёт к любом делу. Возьму на заметочку.
От себя добавлю, что нельзя работать с друзьями и превращать тех, кто платит тебе деньги в друзей. Ни то, ни другое ничем хорошим не заканчивается. В любом деле.
Спасибо большое! По поводу друзей - не могу не согласиться)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А с какими заказчиками работаешь?
1. Наличие ТЗ или готовность заполнить бриф
2. Умение прислушиваться к опыту исполнителя
3. Готовность к предоплате и дополнительной оплате правок.
Комментарий удален модератором
За погоняло +10 😃
Ну и сабж хорош, хоть тема не нова.
Большое спасибо!))
Пойду против течения и плюсану от лица заказчика за пункт партнерского отношения. Считаю, такое отношение для обеих сторон нормальным. В первую очередь, это взаимоуважение и понимание ценности вклада каждого специалиста в проект, независимо от формы его трудоустройства
Большое спасибо!)
Я б ещё один пункт добавил: согласовывайте часы, в течение которых вы доступны для клиента, а ещё лучше и количество контактов.
Из своего опыта: звонки в 5-6 утра воскресенья (никакого аврала или катастрофы, просто «обсудить работу) или около 60 звонков-писем-сообщений в день.
Да, согласна. Большое спасибо за дополнение)
https://docs.google.com/document/u/0/d/1TQoTsLZ4f0gXxNVx-EMhBbnrM2UMM7hv-xBTNOLs91M/mobilebasic
Ну тексты-то по итогу у вас же остались, вы же их не передали клиенту :)
Тексты клиент потом опубликовал - так что уникальными они уже не были) Ну и если бы мне просто хотелось текстов для портфолио, я написала бы их в более расслабленном режиме)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Хорошо написала. И мнение, и реклама, и портфолио. Лишних заказов не бывает!
Спасибо!!))
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Большое спасибо!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Я бы дала, наверное, единственный совет начинающим фрилансерам.
Найдите грамотного юриста и пусть он составит Ваш договор на оказание услуг.
А в нем пропишет все( почти все) пункты, которые отмечались в статье(хотя, я не со всем согласна), как то:обязанности и права сторон, сроки, оплата, условия расторжения и тд и тп.
ps Сама давно на фрилансе, но в голову бы не пришло говорить своим клиентам о предоплате. А вот неустойка-другой вопрос:) Хотя, мы, скорее всего, в разных сферах трудимся.
pps Ещё вот момент про ошибку в тексте на Вашем, Алёна, сайте. Может я консерватор или динозавр, но если Вы зарабатываете копирайтингом, то грамотное изложение, как устное, так и письменное, это Ваша визитная карточка. И говорить, что "там я пишу по-другому" - не то, чтобы профессионально. Это вообще в стиле младшеклассника.
Как грится:"Порядочный человек порядочен во всем"(читаем "грамотный").
Это не в укор Вам, я Вас во многом понимаю, поверьте.
Елена, спасибо за развернутый комментарий)
Да, полностью согласна по поводу юридических аспектов. Думаю, напишу по этому поводу тоже статью.
По поводу сайта - уже говорила, что он сейчас в разработке. Тексты я туда еще не писала и не вычитывала. Все, что там есть - дизайнерская "рыба", которую натягивают на CMS) Признаться, не думала, что моя статья вызовет такой интерес, что кто-то пойдет гуглить мое имя в поисковиках)
Комментарий недоступен
Если я заключаю договор, то предоставляю там свои персональные данные :)
Работала копирайтером изрядно. Тоже сложился свой рабочий кодекс, на бирже не терлась ни дня, передавали по "сарафанному радио". Под конец расценки были примерно раз в 10-15 больше, чем получают рядовые биржевые - это не "элитный" продающий копирайтинг, где исполнитель отвечает за результат и гарантирует повышение конверсии, но и требует за этот результат хорошие деньги, но меня и заказчиков в принципе все устраивало. Потом была редактором и сама нанимала копирайтеров и писала им ТЗ. А потом меня все это стало напрягать, набило оскомину, от текстов тошнило, в общем, совсем сложно стало. И пошла я в разработчики ПО... ^__^. О чем уже 5 лет ни капли не жалею, как и мое начальство вроде бы.
Фрилансеры воспринимаются как - жулики. Я не знаю ни одного работодателя, кто удовлетворительно оценил работу фрилансера (жулика).
Спасибо за откровенность! Поддерживаю!!!
Большое спасибо!))
Комментарий удален модератором
что бы вы не писали - большинство заказчиков пиздаболы лютые.
Хорошие советы, подходят для многих сфер деятельности. Благодарю.
Если вы не работаете со всеми этими заказчиками, то вы очень бедный копирайтер (шутка)
Мне кажется, сейчас хорошие копирайтеры могут отлично зарабатывать пописывая (ух, тепленкая пошла) в бложики, инсту, на платформах, в тележке.
Верю, что шутка, потому что зарабатываю я отлично))
Да, действительно, на статьях для платформ и постах в соцсети получается неплохой заработок. Плюс часто заказывают контент для сайта. А копирайтер, знающий Фигму или админки популярных CMS, вообще вызывает восторг)
Ну и, конечно, все зависит от проекта. Например, тексты про облачные решения кибербезопасности будут стоить явно дороже статей про правильное питание)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Примеры работ бы
Отвечу в лс, чтобы не было рекламы)