Обучение по подписке, хомячки, 53 бота в Senler и самозанятые: Леcя Диденко о своей мастерской копирайтинга ВКонтакте

Как создать ВКонтакте онлайн-школу, которую не «скачают».

Леcя Диденко
Леcя Диденко

Я себя называю «Человек-текст»: вся моя сознательная жизнь связана с текстами. Сначала филфак, потом журналистика — была корреспондентом и главредом в разных изданиях, затем работала в пресс-службе. В начале 10-х началась эра социальных сетей: люди и бизнес пошли в интернет общаться и продвигаться.

Когда работаешь с текстами, постоянно появляется дополнительная работа: кто-то хочет рекламный текст, где-то просят помочь с постом для соцсетей. Таким образом формируется пул личных заказчиков. В какой-то момент начинаешь выбирать между ними: ну вот с этим я поработаю, а с этим не успеваю физически.

Один из заказчиков как-то сказал: «Слушай, раз ты сама не успеваешь для меня писать, возьми мою девочку из пресс-службы и научи её писать, как ты». И мне стало это интересно — не сделать всё самой, а научить кого-то. Так появилась одна ученица, потом ещё и ещё. Потом приходят и говорят: «Слушай, у меня пресс-служба 10 человек».

До этого я садилась с учениками один на один: «Это надо изменить, это по-другому подать, переделать, зачеркнуть, переписать». А тут 10 человек в разных городах! Я поняла, что разговаривать с каждым — сурово по времени. Нужны тезисы и базовая теория, на которых можно будет построить практику. Я села и собрала курс.

С развитием социальных сетей заказчики часто стали просить сделать что-то в этом направлении. Не для газет и журналов, а именно для интернета. Когда у меня сложился опыт продвижения в соцсетях и обучения работе с текстом, я подумала о том, что могла бы создать онлайн-школу.

Как из школы вырос клуб

Я создала ВКонтакте паблик «Как писать интересные тексты» и запустила курсы. Обучение проходило синхронно в формате вебинаров: ученик приходит, слушает, задаёт вопросы в чате, а ведущий на них отвечает. Потом мне стало ясно: ученики пишут тексты хорошо. Но в их действиях не хватает структуры и логики: контент-плана, стратегии продвижения, умения пользоваться инструментами соцcетей. Я решила— нужны ещё одни курсы, чтобы посты работали по максимуму. Так появилось несколько курсов, которые менялись с развитием интернета и сервисов.

Первые курсы, можно сказать, были индивидуальными: с каждым учеником я работала один на один. Через два года добавила групповой формат: все видят вопросы друг друга и мои ответы на них, тексты других учеников и мои рекомендации к ним. Для кого-то это было неудобно, так что я оставила оба формата — и групповой, и индивидуальный.

Обучение по подписке, хомячки, 53 бота в Senler и самозанятые: Леcя Диденко о своей мастерской копирайтинга ВКонтакте

Занятия в группе хорошо мотивируют ученика: он заплатил, стремится к новым знаниям и находится среди единомышленников, а при отставании тут же получает «‎пендели». Но рано или поздно курс заканчивается и человек остаётся с текстами и инструментами один на один. Это как вождение машины после занятий с инструктором: выехал на дорогу и не понимаешь, правильно ли ты повернул, стоит ли снизить скорость перед вот этой ямой. Есть багаж теории и практики, но поддержки не хватает. И ученик возвращается: «Мне бы какое-нибудь сопровождение, мне бы какую-то поддержку».

Я начала искать форматы такой поддержки, которую могла бы давать своим подопечным после курсов. Сперва придумала вести чаты сопровождения, где только я и ученик или мини-команда — я и 3–4 человека. Формат был хорош, но оказалось сложно планировать нагрузку: ученик мог пару недель «молчать», а потом за один день накидать 5 текстов на проверку.

Снова искала идеальный формат — такой, чтобы одновременно шли обучение и отработка практических навыков. А ещё была возможность получить ответы на свои вопросы от меня. Плюс обмен идеями и опытом с одногруппниками.

Весной 2020-го и появился такой новый формат: клубный! Я открыла контент-клуб — Мастерскую «Пиши, продавай». Оплата — не отдельного курса, а в формате ежемесячной подписки, как в онлайн-кинотеатрах. Внутри: несколько «фильмов» — обучающих курсов. И каждый участник смотрит фильмы один за другим. Кому-то хватает одного курса, таких около 10% - после первого месяца они уходят из клуба. 39% людей провели в клубе уже год. 42% моих учеников провели в клубе от 4 до 8 месяцев. Они уже не только «фильмы» смотрят, они работают: пишут, редактируют, делают запуски, черпают идеи, оформляют аккаунты и настраивают рассылки.

Что по ценам:

месяц — 1990 рублей;
квартал — 4800 рублей;
полгода — 8700 рублей.

Кто тут у нас

Я называю себя и своих учеников микропредпринимателями. Есть малый бизнес, есть мы — на уровне государства считаемся самозанятыми, потому что по объёмам не дотягиваем до малого бизнеса. Моя аудитория — это взрослые 25–55 лет, которые что-либо продают в социальных сетях и зарабатывают в среднем 50–150 тысяч в месяц. Как правило, они предлагают услуги или товары, которые создают сами: одежду, мебель, хендмейд, занимаются репетиторством, коучингом, психологией и так далее.

В основном каждый сам себе и чтец, и жнец: сам создаёт товар или оказывает услугу, занимается продвижением, пишет тексты, таргетирует, оформляет группы. Прелесть обучения в сообществе единомышленников в том, что все приходят сюда с одной целью — продать, но продают разное и могут «подсматривать» друг у друга.

Например, человек предлагает кухни на заказ и придумал прикольную идею для контента. Частный психолог может спокойно переделать эту идею под себя, не опасаясь, что в его нише кто-то ещё использует тот же приём. Плюс в том, что они наблюдают друг за другом из разных ниш и обмениваются самым разнообразным опытом.

Продвижение

ВКонтакте — потрясающая соцсеть. Если мои коллеги и конкуренты продвигаются и набирают клиентов, например, в Инстаграме, они вынуждены искать ещё одну платформу, где будут учить пользователей и общаться с ними. Значит, им надо их ещё куда-то перевести — подключить учеников к Telegram, WhatsApp, GetCourse или собственной платформе. Как правило, это дополнительное время, сложности и расходы, которые включаются в стоимость обучения. А ВКонтакте всё удобно и бесплатно — это важно для образовательного процесса.

У меня есть основной паблик, в котором я публикую посты, через них же продвигаюсь и продаю. Использую контент-маркетинг и таргетинг (привлечение подписчика в группу сейчас обходится в 10 рублей). Таргет у ВКонтакте по сравнению с таргетом Цукерберга, где мозг просто взрывается, — это вообще небо и земля. Бывает, конечно, что и на рекламу ВКонтакте мы ругаемся. Но это нормально.

Образовательный процесс

Систему обучения я тоже выстроила внутри любимой вэкашечки. Оно максимально автоматизировано и асинхронно. Это важно, потому что комфортно обеим сторонам! К этому я пришла на собственном горьком опыте. Однажды в 2017 году я организовала вебинар, который длился 4 часа 45 минут. Люди досидели до конца и были довольны, а я после этого ещё четыре дня не могла разговаривать. Да и им пришлось подвинуть свои дела, чтобы дослушать вебинар. Это не конструктивно.

К тому же синхронное обучение больше подходит тем, кто полностью посвящает себя учёбе. Мои подопечные — занятые люди с семьями, детьми и работой. Поэтому я искала варианты автоматизации и асинхронных форматов.

У ВКонтакте есть партнёры: Автопилот, Senler, Prodamus и другие. Я привлекла разработчика, который работает с Автопилотом и Senler. Мы вместе выстроили и автоматизировали собственную концепцию, которой пока ни у кого нет. И я теперь программиста либо не отпущу, либо убью (хе-хе).

Как попадают ко мне в клуб? Пишут в сообщения моего сообщества специальную кодовую фразу. Пользователю приходит ответное сообщение: «Отлично, ты хочешь учиться, вот тебе наши тарифы». Далее ученик выбирает тариф, оплачивает через Автопилот и Prodamus. Бот видит оплату от конкретного ID и присылает пользователю сообщение: «Перейди по этой ссылке и напиши ещё одну кодовую фразу, чтобы зайти в клуб». Так ученик попадает в закрытую группу, где начинается обучение.

Обучение по подписке, хомячки, 53 бота в Senler и самозанятые: Леcя Диденко о своей мастерской копирайтинга ВКонтакте

Ученик проходит программы одну за другой. В самом начале получает первую базовую программу по контент-маркетингу, без которой невозможно двигаться дальше.Обучение проходит так: пользователю в личку приходят лонгриды от закрытой группы клуба. В лонгриде — тезисы, видео длительностью 15–20 минут с лекцией, практическое задание. Отправка уроков запрограммирована. Например, система видит, что человек зашёл в группу клуба 1 мая, значит 2 мая он получит первый урок. Другой человек зашёл в клуб 5 мая, значит первый урок придёт ему 6 числа. Не надо успевать и догонять кого-то.Ученики получают напоминалки: «Ты получил урок, а где домашнее задание? Осталось два дня — сдавай!»

Как только человек проходит курс, наступает экзамен. Для сдачи есть три попытки. После экзамена ученик получает меню со списком других программ. Каждый выбирает сам, какая тема для него приоритетнее, какую программу дальше взять. Выбрал новую программу — снова приходят уроки с напоминалками и домашками. Это одно из направлений обучения в моём клубе.

Второе направление — личная обратная связь, это идёт параллельно с теоретическим обучением. Человек пишет текст и присылает мне его на проверку. Составляет линейку постов - присылает на проверку. Тут тоже всё автоматизировано: ученики присылают их в переписку сгруппой, в которой обучаются. Бот отлавливает тексты по кодовому слову и пересылает мне в отдельный чат. Я вижу, кто и сколько запросил проверок.

И третье, параллельное направление: разные мини-практикумы, мини-тренинги на стене группы. Такие посты выходят два раза в неделю. Например, сегодня обсуждаем, как написать концовку продающего текста. Вот вам теория, вот пара примеров. Теперь пишите друг другу в комментариях, подсказывайте. Или, допустим, давайте выявим ценность вашего продукта, за что покупают варежки: за тепло или за модный узор, который можно запостить на фоточке в соцсетях? Как мы будем это выяснять? Вот так-то. Тренируемся.

Какие «фильмы» в клубе?

Сейчас в клубе есть разные программы длительностью от трёх до семи недель.Девять обучающих программ:

  • контент-маркетинг;
  • как писать тексты;
  • умная лента соцсетей;
  • оформление бизнес-аккаунта: инстаграм-аккаунта, личной страницы ВКонтакте, группы ВКонтакте;
  • целевая аудитория(где её найти, как понять);
  • рассылка через Senler;
  • таргетинг в VK для начинающих;
  • сторителлинг: как писать истории;
  • контент-пиналка.

Последняя — не совсем обучающая, а, скорее, помогающая программа. Три раза в неделю участнику в личку приходят письма. В каждом письме — идея для поста: тема, подсказки по формату, идеи для воплощения, лайфхаки. Студент берёт эту тему, наполняет своим содержанием, пишет пост. Соответственно, нет отмазки «ой, не знаю, что писать». Приходит письмо-пинок с идеей контента, и ученик создаёт его!

Обучение по подписке, хомячки, 53 бота в Senler и самозанятые: Леcя Диденко о своей мастерской копирайтинга ВКонтакте

Мотивация на хомяках

У нас есть внутренняя валюта — хомячки. Их копят и тратят. Когда ученик правильно делает домашки и вовремя их сдаёт, он получает хомячков. Если не сдаёт несколько домашек подряд, к нему прилетает Вредная Сова и говорит: «Какой ужас! Ты не сдал домашки?! Я заберу у тебя Х хомячков».

Хомячков можно тратить на проверку текстов или мини-консультации. Или, например, на «заморозку» уроков, когда не хватает времени заниматься. Когда случаются какие-то коллапсы, например зависают боты, я шучу: «Это не мы, это Вредная Сова всё разрушила». Всех ботов (их у нас около 90), которые присылают студентам письма, проверяют домашки и делают другие вещи, мы называем одним именем — Хомыч. Он как бы хозяин хомяков, потому и Хомыч.

Обучение по подписке, хомячки, 53 бота в Senler и самозанятые: Леcя Диденко о своей мастерской копирайтинга ВКонтакте

В случае поломок и зависаний программ ребята ругаются на Хомыча и Сову, а мы как бы и не виноваты. Клубчане сами часто шутят: «Ой, что-то сегодня Хомыч долго спит, разбудите его, пусть урок пришлёт!».

Ещё есть ачивки. Например, когда ученик сдал 10 домашних заданий по любым курсам, он получает звание «Стажёр». Сдал 25 любых домашек — получаешь звание «Кандидат». Потом «Профессор», «Академик» и так далее. Эти ачивки бот присваивает автоматически.

Команда

Сейчас в клубе работает три человека: я, маркетолог и специалист по чат-ботам. И много-много ботов: 53 бота в Senler, 42 командобота в Автопилоте. Больше всего времени занимает обратная связь участникам, генерация контента и мотивация учащихся.

Боли онлайн-педагогов

Основная боль большинства онлайн-образователей — защита своего контента от «пиратского» копирования или скачивания. Все, кто приходит в нишу онлайн-образования, должны быть готовы к этому: твой контент захотят тайком скачать или купить в складчину. И защиты от этого на 100% не даёт никто, ни одна платформа. Одно дело, когда злоумышленник технически подкован: такой скачает что угодно откуда угодно и защититься от этого сложно. Но было бы здорово, если бы создали какую-то минимальную защиту «от дураков». В каких-то платформах подобное предусмотрено, а где-то — совсем нет.

Хотя это опять же вопрос: кому сейчас нужны голые знания? Иди в поисковики, смотри видео, там всё есть. В конце концов, всё упирается в обратную связь и практику. Если ты как образователь даёшь это, то к тебе за этим и идут. А если голые лекции выдаёшь, то придёшь к тому, что тебя «скачают», и всё.

4141
38 комментариев

Копирайтер, конечно, такой копирайтер. Есть какая-то уникальность, или очередная статья ради рекламы?

6

А Вы пройдите обучение и узнаете уникальность) Я благодаря этим курсам писать научилась, хотя считала, что это невозможно. Там одна сплошная уникальность. И да, я не купленный бот и мне не платили за коммент. По любви)

2

Хорошая попытка ВК, но вас уже не оживить

4

Вы одна из не многих кто не занимается инфоцыганством и не жалуется что воруют курсы. Учитель должен прежде всего предоставлять сервис, а не набор информации.

2

Обучение – это передача знаний. Разве возможна передача знаний без информации? лол

4

Здравствуйте, подскажите сколько человек в платном клубе? Это холодная аудитория с рекламы, тёплая аудитория прогретая постами(1неделя-2недели) или участники на "поддержке" после курса? Спрашиваю чтобы поделиться опытом, тоже есть свой клуб по вокальному мастерству. У нас только после курса вход. 100 человек всего но зато все свои и без инфобизнеса)

1

Это тёплая аудитория из паблика, прогретая постами. В клубе: 120-150 человек, больше не беру, иначе обратная связь хромает. 

1