Мета-навыки для жизни и бизнеса

Каждый из нас рано или поздно столкнётся с двумя проблемами.

Первая, психологическая — неопределённость, напряжение и стресс, вызванные отставанием внутренних изменений (знаний, навыков и личностных качеств) от внешних изменений (технологий, трендов, запросов общества и бизнеса).

И, в связи с этим, вторая, методологическая проблема — какие навыки нужны в первую очередь и как организовать эффективный процесс самообучения?

Как эти проблемы решаются сейчас? Пару примеров.

Во многих крупных компаниях сверхнагрузка на психику (информационное давление, принятие решений, неопределенность и др.), вызванная рабочими процессами, привела к необходимости введения «разгрузочных» и «перезагрузочных» медитативных программ. В частности, в Google уже более 6 лет успешно применяются mindfulness программы.

Перекос в развитии рационально-логических и технических навыков в бизнесе в последнее время начали компенсировать развитием эмоционального интеллекта. Считается, что EQ позволяет более эффективно достигать жизненные и деловые цели.

В образовательной сфере появился новый тренд — lifelong learning — непрерывное самомотивированное обучение на протяжении всей жизни…

Несмотря на наличие разнообразной информации об этих «особых» навыках и компетенциях, до сих пор нет единой структуры их взаимосвязей и последовательности формирования. Поэтому непонятно — с каких именно навыков начинать обучение, чтобы процесс был эффективен, а конечный результат успешен.

Также до конца не ясно, какую роль такие навыки играют в личном, профессиональном развитии и повседневной жизни.

Все эти вопросы привели меня к созданию нового подхода и новых технологии обучения и развития. В данной статье мы разберём получившуюся карту-схему мета-навыков, которые необходимы каждому из нас.

Игорь Рунов
Игорь Рунов

Что такое мета-навыки?

Буквально, это значит — навыки, «выходящие за пределы». Исходя из этого, можно выделить 2 типа таких навыков.

Первый — это навыки, выходящие за пределы какой-либо определённой деятельности, а, точнее, навыки, которые связаны практически со всеми возможными видами деятельности. К таким навыкам обычно относят надпрофессиональные, межпредметные или soft skills — «мягкие» навыки. Для удобства будем называть этот тип навыков «мягкими».

Ко второму типу относятся навыки, которые требуют выхода за пределы наших «автоматизмов»: привычного видения, восприятия, мышления и т.д. Для этого нам нужно «сделать шаг назад» и войти в мета-позицию, из которой мы можем ясно увидеть и дать себе отчёт о происходящих процессах внутри нас или с нами.

Некоторые из этих навыков называют метакогнитивными или метапознавательными. В целом этот тип навыков можно было бы обозначить как метапозиционные, но для удобства будем называть их «тонкими», т.е. едва уловимыми и требующими «ювелирного» подхода.

«Тонкие» навыки

В основе «тонких» навыков лежит навык, имеющий множество названий: осознанность, самосознание, присутствие, пребывание в «здесь и сейчас»… Конечно же есть нюансы и различия, но суть одна — это та самая внутренняя мета-позиция «наблюдателя» или «я есть», из которой включаются «тонкие» навыки.

Навык осознанности одновременно самый простой и самый сложный для освоения. Чтобы осознать себя достаточно мгновения, а чтобы научиться пребывать в постоянной осознанности может не хватить и всей жизни…

Следующий навык — эт управление вниманием. Значимость данного навыка очевидна — «мы становимся тем, на что направлено наше внимание». Внимание задействовано во всех процессах нашей жизнедеятельности. Все мы используем внимание других и все мы, время от времени, оказываемся жертвами «бесхозности» своего внимания.

Актуальность данного навыка будет повышаться с ростом информационной нагрузки. От того, как мы распорядимся ресурсами своего внимания, будет также зависеть развитие всех последующих навыков. Подробнее о внимании здесь.

Осознанность и управление вниманием — два ключевых мета-навыка, которые дают нам возможность понять то, что важно и нужно изменить в своей жизни и запустить процесс этих изменений.

Следующая большая группа «тонких» навыков известна как метакогнитивные навыки. К этим ментальным мета-навыкам относятся навыки исследования и коррекции своих собственных процессов восприятия, мышления, принятия решения, обучения и др.

Эти навыки позволяют нам научиться управлять своим восприятием, чтобы видеть себя и окружающий мир более точно и адекватно. А также замечать и корректировать когнитивные искажения и ошибки, непродуктивные траектории нашего мышления, разрушительные и тормозящие мысли.

В результате, мы можем находить более подходящие для себя способы принятия решения, обработки информации, самообучения и др.

Только благодаря метакогнитиным навыкам мы можем сформировать новые для себя способы мышления — критическое, творческое, нелинейного, системное, целостное и др.

Сейчас эти ментальные навыки на пике популярности за счёт активного развития наук о мозге и мышлении человека. Но далеко не всё решается «из ума».

К счастью, у нас есть и другие «инструменты». По аналогии с метакогнитивными назовём их метасенсорными. В основе этой группы навыков лежат наши чувства и ощущения.

Пару примеров:

Навык чтения — это когнитивный навык. Метакогнитивный — отслеживать ясность своего восприятия текста или степень понимания материала.

Способность смотреть — сенсорный навык. Метасенсорный — способность замечать «нечто» в привычном или чувствовать происходящее вокруг.

К метасенсорным «чувственным» навыкам относится интуиция, чувства эмпатии и «первого впечатления», меры и баланса, принятия и удовлетворения, актуальности момента и действия, пространства, времени и т.д.

К сожалению, тема «чувственных» навыков «не раскрыта» в нашей культуре. Это «красноречиво» подтверждается скудностью языка описания нашего чувственного опыта.

Именно чувственные переживания часто содержат решения сложных и запутанных личных и деловых проблем, с которыми наш ум не в состоянии совладать.

По аналогии с «чувственными», можно выделить также группу «ощущательных» навыков. Более научные термины не охватывают весь спектр действия этих мета-навыков, ведь здесь мы сталкиваемся с ещё менее развитым языком описания.

Возможно, поэтому мы часто путаем понятия чувства и ощущения и используем эти слова как синонимы. В английском так вообще всё «просто», одно слово — «sense». И, действительно, не всегда можно отделить одно от другого. Тем не менее, ощущения больше связаны с физическим телом.

К «ощущательным» мета-навыкам относятся способности ощущать нюансы положения и движения тела, а также степень приложения усилия. Благодаря этим навыкам мы можем улучшать осанку, подвижность, координацию и прочие двигательные характеристики нашего тела.

«Ощущательные» навыки лежат в основе сложных двигательных навыков и систем: боевые искусства, хатха-йога, тайцзи-цюань и т.д. Управление внутренним движением (дыханием, энергией) также можно отнести к данной группе навыков.

Тело даёт нам ценную информацию не только о своём физическом состоянии, но и о внутренних психических процессах, и о влиянии на нас ближайшего окружения.

Всё это имеет отражение в наших внутренних телесных напряжениях. Поэтому отслеживание напряжений, выявление их «значения» и создание условий для расслабления — наиболее важные из «ощущательных» навыков.

Далее у нас идёт навык управления эмоциями — это комплексный навык, который включает в себя «ощущательные», «чувственные» и ментальные составляющие. Чаще всего, эмоция — это наша реакция на «столкновение» наших убеждений и представлений о мире с реальными проявлениями мира.

К «чувственным» навыкам будет относиться оперативное выявление и принятие эмоции. Нахождение и устранение неадекватного убеждения, которое послужило основанием для эмоции — метакогнитивные навыки. «Ощущательные» навыки необходимы для работы с последствиями эмоций, которые «складируются» в нашем теле в виде хронических напряжений.

Что происходит, если не мы, а эмоции управляют нами? Тогда нашими «близкими друзьями» становятся частые и сильные спады настроения, стрессы, усталость и эмоциональное выгорание. Согласно восточным системам оздоровления, именно эмоции «незаметно» приводят к функциональным нарушениям работы органов и систем организма.

Когда мы следуем своим тонким ощущениям и чувствам, отслеживаем разрушительные убеждения, управляем эмоциями — тогда мы движемся к восстановлению и поддержанию своего здоровья.

И всё это выражается в комплексном навыке саморегуляции — управлении здоровьем, как умении поддерживать баланс и восстанавливать гармонию на всех уровнях нашего существа.

Здоровое состояние приводит к здравым намерениям и мотивациям. И здесь в силу вступает навык самомотивации. Именно этот навык отвечает за наши «движущие силы» и за способность находить «давление изнутри» вместо того, чтобы постоянно искать всё более изощрённые внешние импульсы и возбудители.

Навык самомотивации заключается в сознательном управлении своими ценностями, смыслами и интересом. Создавая или находя новые смыслы деятельности, мы всегда сможем найти полезное в «бесполезном» и интересное в «неинтересном». А наши истинные ценности будут задавать общее направление движения, не позволяя сбиться с пути.

“Тонкие” навыки дают возможность стать самому себе и доктором, и психологом, и тренером. А вместе — навыки самосознания, саморегуляции и самомотивации — создают основу и “центр управления” собой, своими действиями и своей жизнью.

Перед следующей группой мета-навыков напомню общую схему:

Мета-навыки для жизни и бизнеса

«Мягкие» навыки

«Мягкие» навыки «обслуживают» практически все виды и процессы нашей деятельности. Эти навыки не всегда осознаются, поскольку не связаны с конкретной профессией и обычно формируются случайным образом.

Кому-то повезло с «мягкими» навыками, а кому-то не очень. Речь идёт о навыках принятия решений и самоорганизации, самообучения и саморазвития, а также коммуникативных навыках.

Навыки самоОрганизации

Навыки самоорганизации включают в себя все процессы нашей деятельности от целеполагания до целедостижения.

Принятие решений и постановка целей с помощью рациональных моделей и схем — это «мягкие» навыки. А вот «подключение» нестандартного восприятия ситуации, предоставление «права голоса» своим чувствам и ощущениям — сфера действия «тонких» навыков.

Расстановка приоритетов, планирование и следование плану — это «мягкие» навыки. «Тонкими» навыками будут способности чувствовать внезапные изменения, следовать актуальности момента, включаться в «состояние потока», отходить от плана или даже полностью его отбрасывать, переходя в «режим спонтанности».

Способность удерживать внимание на задаче и не поддаваться внешним и внутренним отвлекающим раздражителям — это «мягкие» навыки. Способности мотивировать себя, отслеживать своё состояние и корректировать его в процессе работы — «тонкие».

К «мягким» навыкам обработки информацией относятся способности выявлять актуальность и достоверность информации, «переваривать», структурировать и организовывать её в форму, удобную для дальнейшего использования. К «тонким» навыкам — критичность восприятия, видение сути и контекста, высокая скорость обработки информации и т.д.

Вообще, наличие хоть какой-то системы самоорганизации автоматические идёт в зачёт «мягких» навыков. А вот выстраивание системы самоорганизации на основе природных законов (естественного ритма, спадов и подъёмов, синергии и др.) и своих индивидуальных особенностей (темперамент, психотип, социотип и др.) потребует «тонких» навыков.

Благодаря «тонким» навыкам мы можем улучшить свою самоорганизацию и, следовательно, достичь более высоких результатов в любой деятельности.

Навыки самоОбучения

Навыки самоОбучения обеспечивают процесс преобразования информации и жизненного опыта в знания, умения и качества.

Главный навык самообучения — это навык формирования навыков. Владение технологиями и приёмами усвоения знаний, формирования навыков и их тренировок — это «мягкие» навыки. А «тонкие» — поддержание позитивного, восприимчивого состояния, интереса и желания учиться, а также использование особенностей своего восприятия и мышления для более эффективного обучения.

Очень важен навык выстраивания стратегии (само)обучения или образовательной траектории движения — что именно изучать, в какой последовательности, что полезно совмещать, а что нет.

Мета-навыки универсальны и безусловно полезны, поэтому их развитие — это вопрос последовательности освоения. А вот какие профессиональные знания приобретать — это вопрос выбора — что актуально прямо сейчас, а что может понадобиться через год…

К «мягким» навыкам самообучения относится и навык личностного развития. Необходимость и целесообразность такого развития выявляется с помощью «тонких» навыков самосознания и самоанализа. Это могут быть как отдельные личностные качества, так и целый комплекс качеств и умений, например, лидерские качества.

Самый сложный из навыков самообучения и саморазвития — это навык целостного развития — развитие не только личности, но и тела, энергии, сознания. По сути, действительное развитие может быть только целостным. Развивая отдельные «части» мы лишь приводим целостную «систему» в состояние дисбаланса.

Кстати, «тонкие» навыки как раз и «оперируют» телом, энергией и сознанием. Поэтому критерием целостного развития человека является баланс развития «тонких», «мягких» и профессиональных навыков.

Коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки направлены на установление контакта и взаимопонимания, выстраивание отношений и взаимодействия, а также управление другими.

«Мягкими» навыками установления контакта, например, будут навыки активного слушания и направление внимание на разные каналы восприятия и аспекты сообщения. А вот видение живого человека перед собой, а не манекена, чувствование того, что чувствует другой, — это уже относится к «тонким» навыкам.

К навыкам выстраивания отношений, например, можно отнести «мягкий» навык оказания поддержки партнёру своим вниманием и участием. «Тонкими» навыками будет поддержание интереса к партнёру, осознание и управление процессами энергообмена и т.д.

К «мягким» навыкам налаживания взаимодействия можно отнести навык стремления к сотрудничеству и взаимной выгоде, а не к компромиссу или личной победе любой ценой. «Тонким» навыком здесь будет «чувство локтя», слияние с партнёром в единое целое в процессе деятельности.

Именно «мягкие» и «тонкие» коммуникативные навыки, описанные выше, лежат в основе эмоционального интеллекта и нетворкинга.

И наконец, квинтэссенция «мягких» коммуникативных навыков — навыки управления. И чтобы не получилось как в «Женитьбе Фигаро» Ж.Б. Бомарше — «Ваше сиятельство, вы владеете здесь всем, только не самим собой», — управленцу просто необходимо владеть всеми перечисленными мета-навыками.

К примеру, в компании Unilever уже несколько лет проводится обязательный тренинг по сохранению ментального здоровья и стрессоустойчивости для руководителей. Благодаря этим навыкам они могут помочь и себе, и своей команде в случае необходимости.

Среди особых «тонких» навыков управления можно выделить способность воспринимать подчинённых как живой «организм» и создавать условия для его самоорганизации. Таким образом, достигая вершины управленческого искусства — «управления без управления».

На схеме ещё обозначены профессиональные навыки, напоследок кратко рассмотрим их связь с мета-навыками.

Мета-навыки для жизни и бизнеса

Мета- и проф- навыки

Как видим, «мягкие» навыки решают очень широкий круг над-профессиональных или, точнее, под-профессиональных задач. Без этих навыков совершенно невозможно обойтись в бизнесе, поэтому на том или ином уровне развития они должны присутствовать.

«Тонкие» навыки дополняют и существенно усиливают «мягкие». Кроме того, «тонкие» навыки раскрывают нюансы любой деятельности и, зачастую, могут полностью изменить деловую ситуацию.

Мета-навыки позволяют более эффективно формировать, развивать и применять профессиональные навыки. Также они позволяют избежать профессиональных деформаций и профессионального выгорания.

Более того, мета-навыки могут отчасти компенсировать недостатки или отсутствие профессионального навыка. Именно данный факт объясняет такие феномены, как «тот, кто хочет делает больше, чем тот, кто может» или «новичкам везёт».

Мета-навыки можно, и даже нужно, рассматривать в более широком контексте, чем профессия или бизнес. Это касается и спорта, и творчества, и всех прочих наших занятий и увлечений.

Многие мета-навыки выходят за пределы тех знаний и умений, которые требовались нам раньше, чтобы быть здоровыми, счастливыми и успешными. Мир меняется слишком быстро и потому жизненно важно не только идти «в ногу», но и, порой, действовать на опережение…

Мета-навыки — это джокеры в «колоде» наших жизненных навыков и умений. Иногда такой джокер случайно оказывается у нас на руках и внезапно… проясняется суть происходящего или разрешается сложная ситуация или реализуется наше намерение или же мы «ни с того, ни с сего» оказываемся в радостно-безмятежном состоянии…

Однако, чтобы эти способности и их эффекты стали управляемыми, нам необходимо осознать их как мета-навыки, которыми можно овладеть и намеренно развивать.

Игорь Рунов

Контакт: iroonov@gmail.com или Telegram.

66
Начать дискуссию