​​Предпринимательское мышление у детей: как развивать и кому это нужно

Весной этого года ученики первого года обучения курса «Предпринимательство с первого класса» школы ONE! International School первыми в мире среди учащихся этого возраста представили свои бизнес-проекты специалистам и профессионалам рынка. Оценивали работу юных предпринимателей представители крупных инвестиционных компаний, бизнес-ангелы, предприниматели, среди которых президент Международной организации инвесторов INVESTORO Виталий Полехин и основатель проекта BabyStep Андрей Чириков – они же приняли участие в работе «Инвестиционного комитета» школы.

Разбираемся, почему детские проекты привлекают внимание бизнес-сообщества и зачем развивать предпринимательское мышление с юных лет.

Основатель ONE! International School Максим Натапов.

Дети-предприниматели: новый тренд или решение старой проблемы

В эпоху быстрых изменений одним из главных навыков стало умение подстраиваться под новые условия. В XXI веке вопрос о будущих профессиях для ребенка постепенно уходит на второй план, гораздо важнее развить у ребенка универсальные компетенции, применимые к разным сферам, которые дополнят его основные интересы и позволят легко ориентироваться в любой среде. В новых реалиях именно предпринимательские навыки могут стать основой для развития самостоятельности, независимости, способности принимать решения, что станет подспорьем в развитии успешной карьеры и может повысить качество жизни.

Тема развития креативного предпринимательского мышления в последнее время все чаще упоминается в СМИ. Активное вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность и наращивание объемов МСП – такие задачи на ближайшие годы ставит руководство страны. Но результаты пока не слишком убедительные.

Отсутствие быстрого эффекта от принимаемых государством мер эксперты связывают, в первую очередь, с неверным подходом к вопросу. В предпринимательство вовлекаются люди, не наполненные смыслами и необученные, без осознания истинных целей бизнеса, то есть они приходят с единственной установкой – заработать. В то время как в основе успешного проекта всегда лежит решение чьей-то реальной проблемы, на ее успешном устранении и строится бизнес-модель, приносящая заработок.

Предприниматель с рождения

Перед учениками курса была поставлена задача: увидеть проблему и предложить варианты ее решения – они и легли в основу бизнес-проектов. Вниманию комитета школы и прессы было представлено четыре проекта, и что удивило, каждый из них нес отражение общественной позиции команд. Темы проектов наглядно показывают, что именно волнует детей: животные, погибшие на дорогах (проект «Невидимые собаки»), скучный семейный отдых (проект «Путешествие с детьми»), отсутствие тихого места для игр (проект «Игровые домики»), невозможность изменить вид своей комнаты (проект «Куча дырок в стене»).

Почему же предпринимательское мышление необходимо развивать, начиная с дошкольного и раннего школьного возраста? Ответ очень прост. Именно в этом возрасте дети наиболее активно придумывают игры, легко привлекают к участию свое окружение и, главное, не боятся ошибок и не падают духом, если игра не удалась – «не проблема, просто придумаю новую». Но, сожалению, способность креативно мыслить, свободно собирать и возглавлять группы и азартно коммуницировать с другими очень легко потерять уже в начальной школе, ведь традиционная система образования требует от учеников строгого соблюдения правил и активного послушания. Таким образом, развивая в детях предпринимательское мышление, мы можем сохранить и преумножить те важные способности, что заложены в них с рождения. – а это и есть одна из главных задач программы школы ONE! International.

Внутренние ресурсы: тренируем «софт скиллс»

Вторым важным фактором успешного формирования предпринимательского мышления, конечно же, является развитие универсальных компетенций. В школьной программе спроектированы такие условия и ситуации, при которых ребенку легче и быстрее освоить новые навыки и умения. Курс предпринимательства встроен в учебный процесс метапредметным образом, что позволяет освоить не только так называемые «хард скиллс», или предметные навыки, позволяющие освоить что-то специфичное, но и «софт скиллс», необходимые в любой сфере деятельности: управление собственными ресурсами, умение общаться, договариваться, доносить свою точку зрения, находить аргументы и, конечно, не бояться ошибок, – и все это в целостном виде.

На уроках ребята учатся самостоятельно изучать рынок, придумывать идеи, разрабатывать концепцию, а педагоги помогают выстроить эффективную командную работу. Конечный результат зависит от личного вклада всех участников, что позволяет каждому ребенку почувствовать себя и в роли исполнителя, и в роли лидера проекта. Работа в команде формирует доверительную среду, а накопленный опыт позволяет быстрее адаптироваться к меняющимся внешним условиям. Полученные в ходе такой проектной деятельности навыки и компетентности пригодятся детям и сейчас, и в будущей профессиональной жизни, независимо от выбранной специальности, а портфолио проектов будет несомненным плюсом при поступлении в университет.

Немаловажное значение для гармоничного развития ребенка и достижения определенного уровня развития играет его окружение и его взаимодействие со взрослыми. Иными словами, чтобы мыслить как предприниматель, нужно погрузиться в среду предпринимателей. В нашей экосистеме ребенок с первого класса получает возможность общаться с представителями реального взрослого сообщества на равных. Оценку итогов работы с точки зрения привлекательности проекта для инвесторов дают настоящие предприниматели, а лучшие решения уже получили реальное финансирование.

Средняя школа: новый уровень

В сентябре стартует более сложный курс «Предпринимательство» для средней школы. В программе академический блок и предпринимательский курс интегрированы, представляя собой единую образовательную концепцию. Владея инструментами, которые дают академические предметы (программирование на Python и Java, работа в Excel и с математическими данными, применение вокабуляра бизнес-английского), ученики получат больше возможностей для развития «софт скиллс» и «хард скиллс» более высокого порядка и создания своих бизнес-проектов – а, значит, и для развития предпринимательского мышления.

Внедрение предпринимательского курса в учебную программу, а впоследствии и становление предпринимательской школы с глубоким изучением академических предметов отвечает современным запросам на формирование нового типа мышления и развития универсальных компетентностей в деятельностном, игровом подходе. И, что важно, приближает нас к реализации нашей миссии в воспитании поколения молодых людей, способных позитивно мыслить, созидать, менять окружающий мир к лучшему. Это не может не радовать.

99
2 комментария

Комментарий недоступен

3

Умение креативить бизнес-идеи и относиться к процессу, как к увлекательной игре точно пойдет на пользу. Лучше детей воспитывать в этой парадигме, чем растить бизнес-страдальцев, которые не получают никакого удовольствия от процесса

2