​​Предпринимательское мышление у детей: как развивать и кому это нужно

Весной этого года ученики первого года обучения курса «Предпринимательство с первого класса» школы ONE! International School первыми в мире среди учащихся этого возраста представили свои бизнес-проекты специалистам и профессионалам рынка. Оценивали работу юных предпринимателей представители крупных инвестиционных компаний, бизнес-ангелы, предприниматели, среди которых президент Международной организации инвесторов INVESTORO Виталий Полехин и основатель проекта BabyStep Андрей Чириков – они же приняли участие в работе «Инвестиционного комитета» школы.

Разбираемся, почему детские проекты привлекают внимание бизнес-сообщества и зачем развивать предпринимательское мышление с юных лет.

Основатель ONE! International School Максим Натапов.

Дети-предприниматели: новый тренд или решение старой проблемы

В эпоху быстрых изменений одним из главных навыков стало умение подстраиваться под новые условия. В XXI веке вопрос о будущих профессиях для ребенка постепенно уходит на второй план, гораздо важнее развить у ребенка универсальные компетенции, применимые к разным сферам, которые дополнят его основные интересы и позволят легко ориентироваться в любой среде. В новых реалиях именно предпринимательские навыки могут стать основой для развития самостоятельности, независимости, способности принимать решения, что станет подспорьем в развитии успешной карьеры и может повысить качество жизни.

Тема развития креативного предпринимательского мышления в последнее время все чаще упоминается в СМИ. Активное вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность и наращивание объемов МСП – такие задачи на ближайшие годы ставит руководство страны. Но результаты пока не слишком убедительные.

Отсутствие быстрого эффекта от принимаемых государством мер эксперты связывают, в первую очередь, с неверным подходом к вопросу. В предпринимательство вовлекаются люди, не наполненные смыслами и необученные, без осознания истинных целей бизнеса, то есть они приходят с единственной установкой – заработать. В то время как в основе успешного проекта всегда лежит решение чьей-то реальной проблемы, на ее успешном устранении и строится бизнес-модель, приносящая заработок.

Предприниматель с рождения

Перед учениками курса была поставлена задача: увидеть проблему и предложить варианты ее решения – они и легли в основу бизнес-проектов. Вниманию комитета школы и прессы было представлено четыре проекта, и что удивило, каждый из них нес отражение общественной позиции команд. Темы проектов наглядно показывают, что именно волнует детей: животные, погибшие на дорогах (проект «Невидимые собаки»), скучный семейный отдых (проект «Путешествие с детьми»), отсутствие тихого места для игр (проект «Игровые домики»), невозможность изменить вид своей комнаты (проект «Куча дырок в стене»).

Почему же предпринимательское мышление необходимо развивать, начиная с дошкольного и раннего школьного возраста? Ответ очень прост. Именно в этом возрасте дети наиболее активно придумывают игры, легко привлекают к участию свое окружение и, главное, не боятся ошибок и не падают духом, если игра не удалась – «не проблема, просто придумаю новую». Но, сожалению, способность креативно мыслить, свободно собирать и возглавлять группы и азартно коммуницировать с другими очень легко потерять уже в начальной школе, ведь традиционная система образования требует от учеников строгого соблюдения правил и активного послушания. Таким образом, развивая в детях предпринимательское мышление, мы можем сохранить и преумножить те важные способности, что заложены в них с рождения. – а это и есть одна из главных задач программы школы ONE! International.

Внутренние ресурсы: тренируем «софт скиллс»

Вторым важным фактором успешного формирования предпринимательского мышления, конечно же, является развитие универсальных компетенций. В школьной программе спроектированы такие условия и ситуации, при которых ребенку легче и быстрее освоить новые навыки и умения. Курс предпринимательства встроен в учебный процесс метапредметным образом, что позволяет освоить не только так называемые «хард скиллс», или предметные навыки, позволяющие освоить что-то специфичное, но и «софт скиллс», необходимые в любой сфере деятельности: управление собственными ресурсами, умение общаться, договариваться, доносить свою точку зрения, находить аргументы и, конечно, не бояться ошибок, – и все это в целостном виде.

На уроках ребята учатся самостоятельно изучать рынок, придумывать идеи, разрабатывать концепцию, а педагоги помогают выстроить эффективную командную работу. Конечный результат зависит от личного вклада всех участников, что позволяет каждому ребенку почувствовать себя и в роли исполнителя, и в роли лидера проекта. Работа в команде формирует доверительную среду, а накопленный опыт позволяет быстрее адаптироваться к меняющимся внешним условиям. Полученные в ходе такой проектной деятельности навыки и компетентности пригодятся детям и сейчас, и в будущей профессиональной жизни, независимо от выбранной специальности, а портфолио проектов будет несомненным плюсом при поступлении в университет.

Немаловажное значение для гармоничного развития ребенка и достижения определенного уровня развития играет его окружение и его взаимодействие со взрослыми. Иными словами, чтобы мыслить как предприниматель, нужно погрузиться в среду предпринимателей. В нашей экосистеме ребенок с первого класса получает возможность общаться с представителями реального взрослого сообщества на равных. Оценку итогов работы с точки зрения привлекательности проекта для инвесторов дают настоящие предприниматели, а лучшие решения уже получили реальное финансирование.

Средняя школа: новый уровень

В сентябре стартует более сложный курс «Предпринимательство» для средней школы. В программе академический блок и предпринимательский курс интегрированы, представляя собой единую образовательную концепцию. Владея инструментами, которые дают академические предметы (программирование на Python и Java, работа в Excel и с математическими данными, применение вокабуляра бизнес-английского), ученики получат больше возможностей для развития «софт скиллс» и «хард скиллс» более высокого порядка и создания своих бизнес-проектов – а, значит, и для развития предпринимательского мышления.

Внедрение предпринимательского курса в учебную программу, а впоследствии и становление предпринимательской школы с глубоким изучением академических предметов отвечает современным запросам на формирование нового типа мышления и развития универсальных компетентностей в деятельностном, игровом подходе. И, что важно, приближает нас к реализации нашей миссии в воспитании поколения молодых людей, способных позитивно мыслить, созидать, менять окружающий мир к лучшему. Это не может не радовать.

0
2 комментария
Game Topia

Это нужно только школам, которые на этом зарабатывают. А реальной пользы от этого никому нет, поскольку мало кто способен научить необходимому взрослых, а уж детей и подавно. Лишь раздувают их эго, что в будущем пойдет им только во вред. И да, родители должны понимать, что бизнес, который смог изменить их жизнь к сорока годам, возможно, нафиг не нужен их малолетним детям. Они не вы. Им этого может никогда не захотеться. Хотите прокачать их софт скилы? Театральная школа или пение.

Ответить
Развернуть ветку
Mila Kretova

Умение креативить бизнес-идеи и относиться к процессу, как к увлекательной игре точно пойдет на пользу. Лучше детей воспитывать в этой парадигме, чем растить бизнес-страдальцев, которые не получают никакого удовольствия от процесса

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null