Любой дурак не сможет, или Почему команда стартапа важнее идеи?

Исследование компании CB Insights показало, что 25% стартапов разваливаются из-за плохой команды. Эта причина третья в списке глобальных фейлов после неактуального продукта и нехватки денег. Мы покажем на своём примере, почему эта гипотеза верна, и как, благодаря крутой команде, обычная музыкальная студия может стать перспективным стартапом.

Fasol.App
Fasol.App

Сразу оговоримся, что не хотим обесценить значение идеи для стартапа. Речь пойдет не о том, что крутая команда может из любого мусора сделать конфетку. А скорее о том, что без классных специалистов даже гениальная идея неизбежно потерпит крах.

Часто стартап на начальной стадии – это много неопределенности и гипотез, поэтому для значительной части инвесторов именно сильная команда является весомым аргументом.

В случае с музыкальной качалкой Fasol все было изначально иначе. Мы достаточно чётко представляли, какой результат хотим получить на выходе. Ещё тогда, когда проект был классической музыкальной школой, планировали развивать онлайн и запускать собственную платформу. Но именно благодаря слаженной работе команды удалось донести до инвесторов свой месседж и добиться хороших результатов. Речь идёт про два успешных раунда инвестиций (в том числе и сотрудничество с Европейским венчурным фондом) и взрывной рост популярности проекта среди аудитории. Обо всём по порядку.

Мастхэв для запуска: гречка и стремление развиваться

Иногда для запуска бизнеса стартаперам приходится сидеть на гречке. Сложно поверить в это утверждение, особенно если речь идёт про IT-сферу: здесь зарплаты принято исчислять тысячами долларов.

На самом же деле в кармане начинающего стартапера вряд ли найдется 100 долларов, чтобы купить продукты и оплатить коммуналку.

Команда Fasol.app не стала исключением и прочувствовала на себе все прелести такой жизни. Перед запуском и в разные для компании периоды приходилось жить в режиме жесткой экономии, чтобы была возможность заплатить зарплату нанятым членам команды.

Костяк компании - это основатель Алексей Минчук и его друзья Артём Шеститко и Алёна Быцко. Ребята развивают Fasol.app с самого начала и полностью погружены во все процессы – от поиска инвесторов до создания контента.

У всех есть определенные обязанности, но помимо этого каждый член команды закрывает много дополнительных вопросов, не связанных напрямую с его сферой.

Фото команды: Алексей Минчук, Артем Шеститко (справа), Алена Быцко Fasol.App
Фото команды: Алексей Минчук, Артем Шеститко (справа), Алена Быцко Fasol.App

Например, СЕО Алексей Минчук - директор компании и системный аналитик - управляет основными процессами, а также считает экономику и ищет новых инвесторов.

Его опыт и навыки включает в себя такие управленческие компетенции как создание структуры организации, автоматизация бизнес процессов CRM, ERP etc., разработка мотивационной политики, создание и воплощение в жизнь стратегии продукта, связи с общественностью, разработка концепции бренда, позиционирование на рынке, составление плана развития и дорожной карты продукта, релиз-менеджмент, вывод продукта на рынок и работа с оптимизацией, performance marketing, привлечение партнеров, fundraising, scrum, kanban, ux-аналитика, customer development.

При этом он легко может передать часть задач любому из ребят, если в этом будет необходимость.

Подбор персонала и педагогов, организация их рабочего процесса и обучение – сфера влияния Артёма Шеститко. Каждый сотрудник, который приходит в компанию, проходит через него. Это позволяет полностью исключить вероятность того, что в проект попадут «не те» люди.

Сейчас Артем ищет и обучает аккаунт-менеджеров и менеджеров по продажам, потому что компания всё ещё в поиске head of sales.

Маркетинговая стратегия лежит на плечах Алёны Быцко. Изначально она пришла в компанию как менеджер по продажам и администратор, но довольно быстро ушла в сторону SMM. Сейчас занимается созданием и продвижением контента в социальных сетях, на Youtube и в СМИ.

Также вместе с графическим дизайнером помогает разрабатывать макеты для приложений, презентации для инвесторов, делает креативы для сайта, снимает рекламу, пишет тексты для воронок. Её называют “визуализатором всей этой музыкальной истории”.

Отношения в компании выстраиваются таким образом, что каждый из участников “костяка” может советоваться и советовать что-то другому, мнения учитываются в равной степени.

“Мы профессионалы, но все равно постоянно учимся. Даже если ты являешься экспертом в определенной области, но перестаешь в какой-то момент развиваться и получать новую информацию, твой профессионализм улетучится очень быстро”, - уверены ребята.

По любви: как сделать техническую часть идеальной

Техническая составляющая для стартапа – как инструмент для музыканта. Она должна быть идеальной, иначе ни талант, ни энтузиазм не помогут.

В этом смысле путь Fasol.app был нестандартным. За разработку платформы отвечает один из немногих русскоговорящих специалистов с опытом разработки видеосервисов Дмитрий Бобров вместе с шестью программистами. Он является техническим инвестором проекта.

Таким образом, технической частью занимается не просто сторонний подрядчик, а команда, которая верит в будущее стартапа и заинтересована в его успехе.

Именно поэтому работа над формой и содержанием продукта была максимально эффективной. Ребята оперативно реагировали на правки и реализовывали новые идеи. Они продолжают усовершенствовать платформу, чтобы максимально улучшить пользовательский опыт и упростить работу команды.

Скриншот занятия по вокалу на платформе Fasol.App Fasol.App
Скриншот занятия по вокалу на платформе Fasol.App Fasol.App

Сейчас, например, мы работаем над реализацией интерактивного видеоурока с живым педагогом. Помимо улучшения пользовательского опыта это позволит сократить средний цикл сделки и увеличить стартовые конверсии.

(Про этот кейс напишем в ближайшее время. Интересно узнать, что вы думаете на этот счет)

Рассказать про кейс после запуска?
да
нет

Думай как “Тиндер”: как подобрать лучшего преподавателя

Команда Fasol.app – не только «отцы-основатели», но и костяк преподавателей. Это неотъемлемая часть проекта, ведь от них во многом зависит, продолжат ли клиенты обучение после бесплатного пробного занятия.

Кроме того, учителя участвуют в создании и продвижении контента: делают обучающие ролики для Instagram и других социальных сетей, а благодаря их фидбэку продукт постоянно улучшается, создатели платформы внедряют новые решения.

Урок по гитаре на платформе Fasol.App Dev.by
Урок по гитаре на платформе Fasol.App Dev.by

Сейчас в студии работает около 80 педагогов, еще 20 проходят обучение.

Прежде чем начать работать на платформе Fasol, преподаватель должен оставить заявку, пройти собеседование и обучение. Мы объясняем, как работать в личном кабинете, настроить расписание и знакомим с регламентом проведения бесплатного пробного занятия и дальнейшего обучения студентов. Каждый получает пробный месяц работы, во время которого руководство помогает разобраться с ошибками и делает максимум, чтобы процесс был комфортным и эффективным.

Технологии были главным препятствием в работе с преподавательским составом. Педагоги из музыкальной сферы консервативны, они не любят разбираться с новыми технологиями и убеждены: занятия лучше всего проводить в офлайне, чтобы “чувствовать” человека. На самом деле это банальный страх перед чем-то новым.

В момент пандемии преподаватели наконец осознали, что основного заработка — выступлений, концертов — они лишаются. Это подтолкнуло их быть более лояльными.

Сейчас для большинства преподавание в онлайн уже не считается серьезной проблемой. Еще год назад нам приходилось буквально заманивать к себе преподавателей, а сейчас они сами находят нашу платформу и подают заявки. Теперь Fasol.app - это возможность получить постоянный поток клиентов и повышенную зарплату, используя при этом в работе качественный софт.

К чему это мы?

Как бы банально это не звучало, главное требование, которое мы предъявляем ко всем ребятам в компании - они должны гореть проектом.

Мы уверены, что именно это помогает добиваться хороших результатов. Чтобы не быть голословными, приведем несколько цифр.

Так, с апреля по май 2020 года выручка Fasol.app выросла с $4 тыс. до $20 тыс, а средний чек - с $53 до $117 долларов.

Эти показатели не появились из пустоты, получить их удалось благодаря согласованной работе всей команды. Вся штука в том, что даже самая крутая идея обречена на провал, если её никому не хочется воплотить.

Согласны или нет? Давайте спорить в комментариях!

8
9 комментариев

Молодцы! +++

1
Ответить

Спасибо!

1
Ответить

Хочется выразить свой восторг! 

1
Ответить

Конечно, важна не идея сама по себе, важно, чтобы идея подходила тем людям, которые ею занимаются. В стартапах это главное условие, мне кажется

А "гореть" - это только звучит красиво, но энтузиазм не вечен (особенно в кризисные моменты), и хорошая команда, как по мне, это те люди, которые умеют работать на совесть. Они могут и гореть, и могут продолжать делать качественно работу даже тогда, когда сил нет

1
Ответить

из-за плохой команды. Эта причина третья в списке глобальных фейлов после неактуального продукта и нехватки денегМне казалось идея и актуальность продукта - это напрямую связанные вещи. Но в заголовке у вас команда важнее идеи, а в тексте она по важности идет после. Где враньё?

Ответить

Спасибо за бдительность!)
А мы не согласны, что идея и актуальность продукта - взаимосвязанные вещи. Возьмём, к примеру, онлайн-образование. Идея появилась давно, но реализовать мешали технические нюансы + общество было не готово.

В тексте идет после, потому что мы ссылались на результат исследования
https://www.cbinsights.com/research/startup-failure-reasons-top/

Ответить

Для чего вам кнопка "стоимость" - если не хотитите показывать цены...

Ответить