Футбол и бизнес: что общего у звезд и команд?

Футбол и бизнес: что общего у звезд и команд?

На прошедшем чемпионате мира по футболу многих поразила игра французской сборной. Играли, мягко говоря, неважно.

Болельщики были удивлены: в кои-то веки удалось собрать столь звездную команду.

Нас же этот факт не поразил ни разу. Давно знаем, что состоящие из звезд команды в бизнесе с трудом дают ожидаемые от них результаты. И это при том, что каждая из входящих в такую команду бизнес-звезд может иметь блестящий опыт и впечатляющие личные достижения.

"Почему так? В чем секрет?" - спросите вы. Но "ларчик просто открывался". Дело, как это часто бывает, в психологии.

Настоящие "звезды" в подавляющем большинстве случаев - единоличники. Они нацелены на свой личный результат. Они борются за него. И они его достигают, не считаясь с теми трудностями, которые встречаются на их пути. И, когда мы видим, эти самые результаты, то поражаемся и восхищаемся.

Однако, быть частью команды и сопрягать свои личные усилия с усилиями других людей - не удел "звезд", будь это звезды футбола или звезды бизнеса. Вернее, это - совсем другая деятельность с точки зрения психологии.

Работа в команде требует навыков совместной, а не индивидуальной активности. Она требует, чтобы участники смотрели друг на друга, слушали и слышали партнера, понимали вербальную и невербальную коммуникацию другу друга и даже могли прогнозировать поведение коллег в тех или иных ситуациях взаимодействия.

Вершиной командности мы полагаем даже "командную энергетику" как возможность всем вместе работать в едином ритме, напрягая усилия к нужным срокам и расслабляясь после получения требуемых результатов. Это нужно и на футбольном матче, и на фокусировании общей активности бизнеса, например, в сезон. Очевидно, что эти навыки психологии совместной деятельности вряд ли могут быть сильно развиты у "одиночек".

Вот почему проигрывает французская сборная из "звезд" мирового футбола. Вот почему проигрывают часто управленческие команды в бизнесе. И не случайно один из наших иностранных бизнес-заказчиков когда-то спросил нас: " А как вы предполагаете работать с нашей командой, состоящей из звезд международного бизнеса?"

Да, работа с командами - отдельный профессионализм. И главное здесь, кроме, разумеется, подбора соответствующих задачам членов команды, еще и правильная организация адекватной совместной деятельности.

Порой приходится видеть, как совместные гулянки или пикники выдаются за совместную деятельность. Но это не так. Совместное времяпрепровождение - не есть совместная деятельность. В этом смысле лазание по горам или канатам ближе к последней, но не является деятельностью профильной. Поэтому может быть частью team building'а, но не может к нему сводится.

Реальное же формирование команд стоит начинать с поиска тех, кто готов работать на общий результат и не будет "тянуть одеяло в свою сторону". Таких людей имеет смысл собирать в команду под некую общую задачу, которую они готовы принять. Дальше функция тренера в футболе или бизнес-консультанта в компании состоит в том, чтобы найти то место в общем деле и то место в команде, которое адекватно каждому ее члену. И еще - помочь им всем вместе осознать роль каждого и тот уникальный вклад, который именно этот игрок или менеджер может привнести. Ну а потом - отлаживать, отлаживать и отлаживать совместную работу и взаимодействие всех членов команды, чтобы психологические навыки помогали профильной деятельности, а не разрушали ее.

Конечно, нельзя забывать и об управляемости команд и коллективов. Чтобы вести людей за собой тренеру по футболу или бизнес-лидеру нужны люди, которые готовы принять его верховенство. В противном случае "борьба за власть" отнимет силы, направит энергию на конкуренцию вместо кооперации и результатам станет то, что было на последнем чемпионате мира по футболу с французами.

Мораль сей басни такова: решив, каким видом деятельности будете заниматься - одиночным заплывом или командным видом спорта - под него и строить ситуацию. Для спорта это, казалось бы, давно понятно, но нет…

Что же касается бизнеса, то здесь, прежде всего, важно не подменять командную работу индивидуальным форматом. Именно с таким кейсом мы сейчас работаем. Один из трех владельцев бизнеса, забывая о своих партнерах и нарушая всеми принятые договоренности, занимается "индивидуальным предпринимательством" в компании.

Любому предпринимателю, который зачастую индивидуалист, стоит для себя решить: "я - часть компании" или "компания - это я". Если вопрос решается в пользу второго тезиса, то можно даже и не браться за формирование ни команды партнеров, ни команды менеджеров. Такому предпринимателю лучше делать бизнес одному и просто нанимать хороших исполнителей.

Если же предприниматель говорит о себе как о части компании, то для начала стоит подойти к теме согласования позиций партнеров по бизнесу, чтобы, прежде всего, стать командой партнеров. После чего имеет смысл заняться формированием управленческой команды всерьез с тем, чтобы она реально могла стать гораздо эффективней простой суммы своих слагаемых - отдельных ее членов.

Быть "звездой" или быть частью команды? - Этот выбор своей позиции надо сделать и предпринимателю, и игроку. А дальше - просто не подменять одно другим. И тогда "звезды" найдут свое место в жизни, футболе и бизнесе, а командные игроки - свое. Удачи на выбранном пути!

11
2 комментария

О каких поражениях речь? Французы прошлый ЧМ выиграли. Вылет был на чемпионате Европы. Качество подготовки материала удручает.

Ответить

"На прошедшем чемпионате мира по футболу многих поразила игра французской сборной. Играли, мягко говоря, неважно." - прошлый ЧМ? Ну тот где Франция кубок мира взяла? Согласен, не игра, а дерьмо какое-то!

Ответить