​Пилотирование в «поле» – как не стать бегущими по граблям? Чек-лист от ForestTech Accelerator

Привет, меня зовут Леонид Чернигов, я организатор ForestTech Accelerator (FTA). Сейчас мы с командой готовим запуск второго набора корпоративного акселератора в лесной отрасли. Даже на берегу, до старта, понятно, что он будет точно не хуже, а, вероятнее, и лучше набора первого: второй поток FTA будет запущен с сильными партнерами-флагманами ЛПК России (подробности расскажу совсем скоро!). Впрочем, сработать на порядок круче и качественнее рассчитываем и по другой причине.

Запуск акселератора в консервативной лесной отрасли и пилотирование технологий в «поле», а если говорить точнее, в тайге, для меня и команды – это больше не terra incognita. Хлебнули сложностей, пробежались по граблям, набили шишки – все, как и должно быть в акселераторе. Тем более, в его первом потоке. Дальше точно будет тоже не идеально, но многих ошибок можно избежать – потому что, «плавали, знаем».

Что учесть и где подстелить соломку, пилотируя технологичные решения в «поле»? Составил небольшой чек-лист.

Интернет

Всемирная паутина не такая уж всемирная. Это становится хорошо понятно, когда пилотируешь технологии на основе искусственного интеллекта или компьютерного зрения на удаленном от населенных пунктов предприятии, а тем более – в тайге. Интернет «отваливается», не ловит, чаще все его просто нет. Ненадежная сеть стала, пожалуй, самой серьезной проблемой для внедрения большинства технологий FTA.

Многие решения работали из «облака», пробиться к которому через «тучи» слабого сигнала было просто невозможно. Заранее понять, потянет ли интернет на площадке пилотирования конкретную технологию, не реально. Понимание это приходило только по месту – и нередко становилось неприятным сюрпризом для всех участников процесса. Особенно для команд, которые ждали побед и свершений, а по факту не всегда могли даже «расчехлить» свою технологию.

Хорошая новость в том, что ненадежный интернет стал проблемой, но не стал тупиком. Подробно о том, какие пути решения рассматриваются, рассказал тут. Из двух вариантов – установить сотовую вышку и «кинуть» от базы до деляны радиорелейный мост – сейчас склоняемся к последнему. В отличие от стационарной вышки, мост позволит «транспортировать» интернет в любое место, где он нужен и где его нет. В том числе на расстояния 500-800 км от ближайшего села.

Погода

Примерно половина стартапов, прошедших в финал FTA, пилотировали свои технологии в «поле» – непосредственно на делянах в тайге и на заготовительных базах бизнес-заказчика. Командам не помешали экстремально низкие температуры – их во время пилотирования просто не было. Тем не менее, любое технологичное решение, предназначенное для работы вне помещения, должно учитывать температуры – не только низкие, но и высокие.

Погода может преподнести стартапам и другие сюрпризы. Так случилось с одной из команд FTA, развивающей технологии машинного зрения для учета объемов круглого леса. Разработка позволяет замерять объемы заготовленной древесины – делать это можно как на деляне, так и на складе. Соответствующее ПО интегрируется в камеры видеонаблюдения. Камеры – ключевой участник процесса, и именно с ними погода сыграла злую шутку.

На то, чтобы установить видеонаблюдение на мачтах у стартапа был всего один день. Погода тогда была пасмурной, что в последующем и вызвало проблемы. Камеры команда расположила без учета того, где встает солнце и как оно двигается в течение дня. Только в процессе стало понятно, что солнце слепит камеры или дает нечеткое изображение. В итоге за месяц замеров годными для работы оказались видеозаписи только 3,5 дней.

Сейчас команда исправляет эту недоработку – и у них, и у нас есть обоюдный интерес к тому, чтобы понять, как работает технология. В конечном итоге оцениваться будут исключительно эффективность и работоспособность решения и экономический эффект от его внедрения. Однако, учти мы и команда фактор погоды, это понимание пришло бы быстрее.

Солнце, ветер, который колышет мачты, в результате чего камера делает некорректный снимок, проливные дожди – из-за них камера может «не разглядеть» картинку и другие погодные условия – все это сложно предугадать, но просчитать какие-то моменты и заложить от них «предохранитель» точно можно.

Сезонность

Решение может не полететь просто потому, что оно предназначено для одного сезона, а его пилотирование в рамках акселератора происходит в сезоне другом. Так произошло с командой, развивающей одну из самых перспективных для лесной отрасли технологий – беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и решения на их основе. В частности, решение с высокой точностью выдает такие лесотаксационные характеристики как породный состав, густота, запас, высота и диаметр древостоя на участке.

Пилотирование технологии мультиспектральной съемки и лазерного сканирования с БПЛА выпало на весну – время распутицы, когда древесину почти не заготавливают и не вывозят из леса. Команда даже вопреки обстоятельствам проявила и себя, и возможности своего решения. Но объективно говоря, произошло это не на 100%, как это могло бы быть в сезоны активной лесозаготовки, летом или зимой.

Человеческий фактор

Технология, какой бы продвинутой она не была, не заработает без человека. По крайней мере пока. О том, насколько важно вовлекать в технологическую трансформацию рядовых сотрудников предприятия, написано много статей и даже книг – не буду повторяться. Ни раз говорено и о том, как именно это делать. Опыт FTA еще раз подтвердил: есть два действенных способа мотивации, моральная и материальная.

Почему и этот, казалось бы, набивший оскомину пункт я вношу в чек-лист. Потому что на мотивацию уже «на берегу» нужно закладывать ресурсы, моральные и материальные. В первом случае – четко понимать, как и каким языком донести ценность новых технологий до конкретного человека. Возможно, свой «лексикон» придется подобрать для каждого уровня сотрудников. В случае же материального стимулирования, необходима конкретная сумма – оптимально предусмотреть ее заранее, а не изыскивать уже в процессе.

11
Начать дискуссию