Зачем я работала бесплатно полгода?

Пробираться в рекламную тусовку чертовски сложно. Кто бы что не говорил. Копирайтеров, дизайнеров, эсэмэмщиков, маркетологов и менеджеров в индустрии как прыщей на лице тинейджера. Тьма.

Хайповых профессий правда много, но хороших спецов, готовых стрелять годными идеями как из пулемета и круто преподносить их, мало. Можно долго рассуждать, где прячутся хорошие кадры и почему инфоцыганей сейчас больше, чем классных работяг.

Но одно я знаю точно: моё поколение хочет всё и сразу. Без опыта, без знаний, без пота и крови, но за хорошие бабки. А рекламная индустрия, как и любая творческая, просит пожертвования на входе. Ей неважно, что отдашь конкретно ты — время, здоровье, устойчивую психику, семью или друзей, но заберет она много.

Я прошла всего один из миллиона кругов ADа, но забралась почти в самое пекло. Теперь могу поделиться наблюдениями и дать советы всем маленьким монстрам, которые только хотят покорить этот рынок.

Я стажировалась полгода в одном из лучших креативных агентств в России. По разным рейтингам оно входит в топ-5, топ-10, топ-30. Среди клиентов — крупные холдинги, известные компании и, в общем, все наименования, что крутятся на языке сейчас. А еще у агентства есть детище — крупнейший в стране фестиваль креативных индустрий. Во главе — противоречивый, модный и прогрессивный, имя которого в тусовке не слышал разве что глухой. Атмосфера в офисе космически творческая, сразу опыляешься, едва переступив порог.

По большей части у меня были креативные задачи, но и менеджерско-рутинных тоже хватало. Справлялась я хорошо, меня даже хвалили, а в конце стажировке дали приятный и положительный фидбэк.

Теперь, когда у вас есть ко мне доверие, я озвучу, что вынесла за эти полгода.

Самый важный постулат для всех, кто учится в вузе на рекламиста: вы просто тратите 4 года на презентации, курсовые, доклады и домашки. Всё, чему учат по специальности — устаревший и ненужный поток информации.

После универа никто не возьмет тебя на работу, будь ты тем отличником, старостой группы или собирателем всех своих през в папочку на компуктере.

  • Определись с профессией.
    В рекламе каждый может найти применение под свои скиллы. Советую к концу первого курса понять, к чему лежит душа и начать развиваться в этом направлении.
  • Изучи базу и формируй навыки.
    Отыщи в интернете бесплатные курсы, ролики, книжки, пробуй первые задачи по выбранной отрасли.
  • Пройди стажировку.
    Постоянно какому-то агентству требуется рабочая сила (как бы грубо это не звучало). Они возьмут от тебя ресурсы, а взамен дадут бесценный прикладной опыт.
  • Не бойся работать бесплатно.
    Да, всегда хочется жить чуть лучше и оторваться от маминого кошелька, но студенчество — это единственный момент, когда бесплатный труд еще не так вреден для тебя (и унизителен).
  • Берись за любую задачу.
    Даже если это не то, чем ты хочешь заниматься в будущем. Прокачивай себя с разных сторон. Нужно написать статью? Напиши. Организовать вечеринку? Организуй. Наполнить презентацию текстом? Наполни.
  • Выжимай максимум из себя.
    Не думаю, что тут нужны комментарии, но чем больше ты сделаешь под присмотром опытных наставников, тем круче ты станешь.
  • Выжимай максимум из коллег.
    Чаще всего коллектив в агентствах дружный и приветливый (или хотя бы притворяется таковым). Выбери того, кто работает на работе твоей мечты, проси советы и помощь.
  • Не бойся предлагать.
    Да, ты еще зеленая пешка в руках опытных агентств, но это не значит, что твои идеи глупые и никому не нужны. Даже если твою идею сначала польют говном, то это хотя бы покажет твою заинтересованность. А через неделю твою идею и вовсе похвалят!
  • Изучи рекламный сленг.
    Чем больше профессионализмов ты знаешь, тем проще тебе будет общаться с коллегами и мыслить в рекламном контексте. Все эти пресловутые инсайты, драфты, тон оф войсы и колл-ту-экшены тебе еще пригодятся!
  • Гугли непонятные слова.
    В разговоре с начальником всегда прозвучат два непонятных слова, особенно если твой босс умный и модный. Сразу же загугли их, расширяй свой запас не только рекламными словечками!
  • Расширяй кругозор и формируй насмотренность.
    Казалось бы, такой банальный пункт, но до многих до сих пор не дошло. Ты не станешь крутым эсемемщиком, если будешь читать только книги про smm. Бери от этого мира больше: история, физика, стихи Бродского, интересные факты о пищеварении акул. В любой момент может пригодиться любая информация.
  • Ходи на профессиональные вечеринки.
    Нетворкинг — это то, что правит миром. Знакомься, общайся, продавай себя. В местах скопления рекламистов ты рискуешь найти кого-то важного: )
  • Собирай портфолио.
    Любая задача — это новый пунктик в портфолио. Выполни ее хорошо, а затем подробно опиши её в своем досье.

Я уверена, что забыла ещё пару советов в недрах своей памяти. Но здесь вся база, которую мне удалось понять, прочувствовать и собрать буквами в текст. Буду рада любым комментариям и дополнениям.

Рыженко Марго, 2021

1010
18 комментариев

Комментарий недоступен

5
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

У вас всегда должна быть подушка на полгода минимум. Это основы финансовой грамотности. И речь не только про смену работы. В этом году я несколько месяцев потерял по здоровью, плюс частные клиники недешевое удовольстве

Ответить

откуда деньги у студентов? давайте подумаем

1
Ответить

девачки, я тоже так перевозбудилася, Маргарита Рыженко , как всегда, на коне!

2
Ответить

Спасибо, Рита! ❤После этого текста я обязательно пересмотрю свой подход к обучению в сфере рекламы и сделаю всё, чтобы добавить больше практики в свою жизнь! Ты безумно вдохновляешь 😍🤩

2
Ответить

Статья опубликована 27 сентября. Евгения Шахиджанова - на проекте с 27 сентября...

1
Ответить