{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Отработать сомнения «на живую». Чем живет ForestTech Accelerator между наборами?

Привет, меня зовут Леонид Чернигов – я организатор ForestTech Accelerator (FTA). Почти год здесь на VC.RU я делюсь опытом запуска корпоративного акселератора в относительно новом для российского, да и мирового венчура направлении – лесной отрасли.

Первый набор FTA мы с командой зафиналили в середине лета – результаты своих пилотов на демо дне представили 10 команд-финалистов. Акселератор обязательно продолжит работу – сроки и формат прорабатываем прямо сейчас.

Со стороны период между наборами может показаться «каникулами», на практике же он насыщен даже большим количеством задач, чем этап акселерации. Что это за задачи – и почему они важны не только для FTA, но и для отрасли в целом? Об этом ниже.

Масштабирование как марафон

Масштабирование технологии – главное, ради чего запускается любой акселератор. Если сбор заявок, предакселерация и акселерация – это серия спринтов, то масштабирование – это марафон, требующий очень много времени и усилий. Почему? Все просто. Пилотирование даже очень сложной технологии всегда ограничивается одним из подразделений предприятия. Масштабирование же в разной степени, но охватывает большинство производственных и бизнес-процессов – и в отличии от пилота приводит не к точечным, а к радикальным изменениям деятельности. Тут больше возможностей, что объяснимо – для масштабирования отбираются технологии, способные дать максимум производственных и бизнес-бенефитов. Но соразмерно с возможностями растут и риски!

Объясню на примере. Финансовые и другие ключевые показатели, рассчитанные при пилотировании, во время масштабирования могут быть существенно скорректированы. Причины просты: компетенции работающих с пилотами бизнес-заказчиков, даже если это топ-менеджмент, не безграничны. Они не погружены в тонкости и нюансы многих процессов. Как результат: во время масштабирования, а именно на этом этапе к работе подключаются почти все подразделения предприятия, возникают новые вводные.

Новые вводные – это новые детали и возражения, которые надо отрабатывать. Специально для этого формируются рабочие группы из сотрудников бизнес-заказчика и других вовлеченных лиц, технологического проекта, участвую в них и я, как организатор акселератора. Это принципиальный момент! После проведения демо дня команда организаторов FTA не самоустраняется из проекта, а продолжает работать, доводя технологические решения до логической точки – масштабирования. Это работа вглубь, где каждый новый пласт может вскрыть как ограничения, так и возможности для проекта. Именно поэтому дорога от пилота до масштабирования гораздо более долгая и сложная, чем от знакомства со стартапом до пилотирования.

Акселератор как визионер

Экспертиза организаторов акселератора востребована не только во время масштабирования конкретного решения, но и в глобальном технологическом сдвиге, который проживает предприятие. Этот сдвиг как предустановленное ПО: данность, без которой производство, тем более производство консервативное, не может говорить о развитии инноваций.

Наиболее показательный кейс из практики FTA – надежный интернет, без которого «не полетит» и 50% проектов стартапов-финалистов. Обеспечение сети в глухой тайге – задачка не из простых, а ее решение обязательно потянет за собой и другие инфраструктурные сдвиги.

Какие еще узкие места нужно расшить предприятию для инновационной трансформации? Вопрос, в котором акселератор выступает как главный советчик, эксперт и отчасти, как визионер. Наша задача – резюмировать опыт пилотирования и по его результатам подсветить слабые места. Эта задача как нельзя лучше резонирует с глобальной целью акселератора, где масштабирование конкретных технологий – это только вершина айсберга. Под «водой» же лежит большой пласт работы по формированию инновационной и цифровой культуры. В первую очередь конкретного предприятия, а через него – и отрасли в целом.

Работает принцип домино: это и вовлечение в масштабирование большого круга участников, и развитие инфраструктуры, и техническая трансформация предприятия. Словом, большая разнонаправленная, но объединенная темой инноваций работа.

Нетворкинг с элементами пиара

Если два перечисленных направления работы можно условно отнести к задачам внутренним, то третий весомый приоритет – это задача внешняя. Речь об отраслевых мероприятиях, на которых я в качестве организатора FTA выступаю как эксперт. Например, Международный форум Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири. Презентовав на нем опыт ForestTech, получил по итогам выступления достаточно хороший отклик. Среди предстоящих событий – Петербургский Международный Лесопромышленный Форум, где я также делаю доклад.

Почему такая работа важна? В первую очередь потому, что это популяризация акселератора и прямое «касание» с его потенциальными участниками и интересантами – индустриальными партнерами и профильными структурами (различными министерствами и ведомствами). Самое главное же, такие площадки выступают как лидогенератор технологических компаний-будущих участников акселератора. Как ни крути, именно стартапы, а не бизнес-партнеры – какими бы крупными они не были, играют в акселераторе главную роль. Важно на конкретных примерах донести до стартап-команд информацию об акселераторе и его результатах: запущенных пилотах и достигнутых целях. Удобен такой формат взаимодействия еще и потому, что это и нетворкинг. Все-таки акселератор для всех его участников – продукт очень сложный, с неочевидными выгодами и немалыми рисками. Поэтому отработать все сомнения «на живую» – это возможность, которую трудно переоценить.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда