{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

13 причин почему ваш стартап не взлетит. Чёртова дюжина ошибок

Как понять, будет ли ваш стартап успешным и каких ошибок стоит избегать на ранних этапах формирования команды, построения бизнес-модели и планирования, чтобы взрастить своего единорога.

Мы уже писали о том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы успешно вывести бренд на зарубежные рынки, но на самом деле есть важный спин-офф к этой статье.

Сейчас у нас в Prisma постоянно работает 9 человек, плюс аутсорсеры и фрилансеры, которых мы знаем 2-3 года. Все мы в свое время работали по найму с различного рода и размера стартапах с разными моделями финансирования, принципам формирования команд и отношением к своему клиенту. Но всех их объединяло одно - наполеоновские планы по покорению рынка.

Спойлер...только 3 из 27 стартапов, в которых мы (наша команда) работали до сих пор живы и работают хотя бы на границе безубыточности. Согласны, 10% работающих проектов - это не плохо. Тут важно другое: неудачные проекты потопил не рынок. Они затонули сами, проткнув днище своего же корабля.

Так что мы решили устроить мозговой штурм и собрать некий чек-лист на тему “Почему ваш стартап никогда не взлетит”. Отмечу, что в штурме участвовали профессионалы из разных областей - продажники, дизайнеры, веб-девелоперы, фотографы и продюсеры, маркетологи, таргетологи и PR-щики. Каждый из них рассказывал про боли на своём фронте, а я, как истинный проджект, собрал всё воедино и систематизировал.

Итак, поехали.

1. Фаундер - он же изобретатель, который уже всё придумал, а еще хуже, если сам все и профинансировал. В таких компаниях нет места иному мнению, отличному от мнения "фаундера-бога". Поэтому какими бы профессионалами ни были сотрудники или "приглашенные артисты" - агентства, не важно. Есть два мнения - фаундера и неправильное. Проще говоря: кто платит, тот и музыку заказывает. И не важно, если вашим клиентом хотелось послушать лёгкий джаз, пичкать их будут шансоном.

2. Вся команда очарована собственным сайтом\приложением\презентацией. Опасная ловушка - если всей команде нравится результат, это еще далеко не всегда означает, что он действительно стоящий. Это может, например, означать, что кому-то лень что-то переделывать. К примеру, если ваш сайт не продает, а вы сливаете очередную $1000 в рекламном кабинете FB, пришло время срочно менять сайт, даже если ваш UX-дизайнер уверяет, что сайт конфетка, просто трафик говно.

3. Перевод стрелок. Из предыдущего пункта могло показаться, что я полностью на стороне таргетолога. Это была бы еще одна ошибка! В стартапе должны постоянно подвергаться критической оценке все блоки\аспекты\направления. Если у вас в штате звезда PR, который уверяет, что на его фронте всё в ажуре и вам не нужно лезть в его отчеты и CRMки, потому что вы всё равно ничего не поймете - ТРЕВОГА! Скорее всего там всё плохо и направление рано или поздно прогниёт и всей команде придется в срочном порядке разгребать за, внезапно испарившейся, "звездой".

4. Систематическое ASAP выполнение не своих функций. В вашем стартапе вам еженедельно приходится созваниваться с поставщиком комплектующих или таможенным брокером? Конечно, это нормально, когда вы логист или из supply chain, а если вы маркетолог?

5. Отсутствие бюджета и финансового планирования. Кто-то должен с первого дня проекта вести учет доходов и расходов. Чтобы необходимость оплатить поставку комплектующих не заставляла всех покрываться холодным потом.

6. Нет юнит-экономики. То, что в старое время называлось: торговали - веселились, посчитали - прослезились. Вряд ли тут нужны пояснения. Классическая цитата: "Бизнес может быть успешным только если отдельная единица товара или услуги будет прибыльной."(источник)
На vc.ru есть много материалов по этому поводу. Рекомендую прочитать ВСЕ!

7. Нет Брендбука, хотя стартапу уже больше 6 месяцев. Болезнь, как говорят все врачи, легче предупредить, чем ее лечить. Вспомните об этом, когда ваш дилер в Костроме (Милане, Костанае, Сингапуре) разрежет ваш логотип пополам, чтобы тот уместился на вывеске, попутно сменив ваш фирменный васильково-синий на ярко-оранжевый.

8. Нет общего таскменеджера (типа ноушен и тп). Другими словами, левая рука не знает, что делает правая. Да, таскменеджеры несовершенны (и заполнять их ужасно тоскливо), но они дают вам представление о том, чем заняты ваши коллеги.

9. Не изучена аудитория, не проведен cusdev, не изучена ниша, но товар уже в производстве (а может уже и на складе). Поскольку, как известно, все уже придумано до нас, ничего лучшего, чем цитата из учебника Чикагской бизнес-школы, тут не скажешь: "Nail it before you scale it". Подготовьтесь к выходу на новые рынки, иначе ваш успешный продукт не дотянет до второй космической и упадет в океан.

10. Ежедневные совещания, из-за которых вы проводите на рабочем месте меньше времени, чем в переговорке. Плюс каждый день/час создается новый чат/канал по любому поводу и без.

11. Вы очаровываетесь новым сотрудником \ агентством, но при этом часто меняете команду, не давая людям возможности раскрыться и показать свои таланты.

12. Вы пытаетесь ухватиться за каждую новую возможность расширить свое присутствие на рынке, пусть и в ущерб основному направлению. FOMO рулез!

13. В компании нет четкого (прям детального) представления о том, где она будет через 3 года и как вы туда попадете.

И в конце “вишенка на торте” в виде бесплатного совета: с первого дня работы вашего проекта начните создавать электронную библиотеку знаний о нем. Вносите туда все свои документы, брейнстормы, описания, картинки, медиафайлы и т.п. Главное - сделать это как можно раньше. Лучше всего прямо начните свой проект с создания такой библиотеки. На первое время подойдет и Гугл диск. (Мы раньше использовали Evernote, но теперь перешли на Notion)

Если многие из этих пунктов описывают ситуацию в вашем стартап - не отчаивайтесь! Все поправимо. Stay tuned, как говорят наши заокеанские партнеры, и мы расскажем как обойти эти ловушки в следующих сериях.

PS. А вам довелось поучаствовать в стартапах? Расскажите, почему они не взлетели (ну или взлетели)

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Антон Соколовский

Большинство стартапов закрываются, только потому что не попадают в PMF. Я считаю, что это ключевое, ведь продукт попросту не решает реальную боль клиента и абсолютно не нужен рынку. Как следствие - отсутствие вменяемого трекшна, из-за которого команды не могут привлечь финансирование и смерть стартапа.

Стартап с твёрдым PMF не закроется из-за того, что дилер нарисует логотип другим цветом, не закроется из-за ведения дел в разных таскменеджерах, как и из-за большинства других «проблем», которые вы описали.

Все описанное можно отнести к операционным проблемам, устранив которые можно повысить эффективность и ускорить рост стартапа, но никак не спасти его от смерти.

По личным наблюдениям, 95%+ стартапов делают бесполезные либо средненькие продукты, которые не нужны рынку, поэтому их смерть лишь дело времени. Отсюда и такая статистика, я так считаю.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Grigoryev

и еще заканчиваются бабки. До состояния PMF можно дойти, набив много шишек и экспериментов, через N итераций ты получишь PMF. Но вот если недостаточно финансирования для этих проб и ошибок, то бабки кончатся раньше времени - и досвидос.
Иными словами, для успеха в любом деле нужно иметь запас прочности и право на ошибку. Как это сделать - вопрос другой, у каждого все уникально

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шестаков
Автор

Тут два момента:
1. Деньги - критически важная часть подготовки продукта к рынку. Однако даже и гигантские деньги легко распыляются на бестолковый, неюзабельный дизайн, на непродуманные рекламные кампании, на производство того, о чем рынок не просит и так далее. А причина этих бестолковых трат в чем? Вот об этом наша статья.
2. Но на самом деле еще жальче времени. Ведь многие весьма талантливые люди тратят уйму (уймищу) своего времени на улещивание всяких мега-гениев, которые "уже все придумали".
И это вместо того, чтобы заниматься новыми, отличными проектами. Мы так устроены, любим свои детища: дизайнер любит свои линии, продажники любят договоренности, техники - копаться в мелочах. Вот так и сидим месяцами (а то и годами) в проектах, которые можно было закрыть, не открывая. Сорри, наболело.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шестаков
Автор

Непопадание в Product Market Fit - это основа основ. Это, и тут вы правы, настолько частая причина закрытия стартапа, что мы тут ничего нового не скажем. Но "дьявол-то в деталях". Именно в тех, которые невооруженным взглядом и не видны.
Нам показалось важным посветить фонариком и в этот темный уголок.
Вдруг кто-то не наступит на эти грабли. А нам и радость;)

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Grigoryev

Хрень полная. 99% стартапов закрываются потому что кончились бабки

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шестаков
Автор

Написал об этом выше. Когда деньги закончились, у этого есть причина. И в 9 случаях из 10ти - это не тощий карман инвестора, а внутренняя нежизнеспособность проекта. Ржавчина, разъедающая ваш вполне с виду красивый стартапчик (звучит зловещая музыка) ;)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский

99% стартапов закрываются, потому что их не купил Мейл.ру.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ольшанский

Что, правда? Отсутствие брендбука может обанкротить стартап? Дилер перекрасит логотип - и лодка сразу пойдет ко дну?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Grigoryev

не зря ноушен оценили в дохулиард баксов, они ведь спасают стартапы от банкротства

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шестаков
Автор

Сарказм оценили. Используйте любой канбан-борд, да и не канбан тоже. Главное - используйте обязательно!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шестаков
Автор

ОК, спасибо. Хоть где-то угадали)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шестаков
Автор

Честное буржуазное!
Безбрендовая лодка неминуемо пойдет ко дну. К бабке не ходи!
Можем даже указать места на гуг-картах, где лежат такие останки.
Есть прекрасное английское словечко - consistency.
Основа процветающего бренда.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шестаков
Автор

Спасибо!) Но могло-то быть и 6, и 10. А вот чего-то каждый раз не хватило. Ну да ладно, может кому-то наш опус будет полезен и кто-то это учтет в своем 28 проекте.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Кондратьев

Автор крут, статья получилась очень полезной!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шестаков
Автор

Автор очень-очень признателен всем кто прочел статью до конца.
Тем кто откликнулся - вдвойне.
А уж тем кто похвалил - ну вы поняли...

Ответить
Развернуть ветку
Serge Liatko

Давненько адекватных людей не читал! Спасибо! Все как про нас раньше, и наполовину как про нас сейчас. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Liatko

Жаль только сайт ваш полностью разубедил спросить а чем вы занимаетесь в агентстве... Сами делали?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шестаков
Автор

Очень большая просьба: напишите, пожалуйста, что именно вам показалось странным в нашем сайте (только не пишите "все").

Ну и раз на сайте не захотелось спросить, скажу тут - мы занимаемся выводом и продвижением товаров, брендов, услуг на рынки Европы и США.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шестаков
Автор

Вам огромное спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Art Zhdankoff

Пункт 4 - боженька. В моменте ситуацию, конечно, могут спасти железные яйца операционного директора, включающего управленческий режим "диктатура". Но если "диктатуру" вовремя не выключить (а соблазн использовать ее слишком велик!) и не перевести тушение пожаров в штатный режим, ценные сотрудники рано или поздно выгорают и покидают корабль.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шестаков
Автор

О, да! Мы таких историй насмотрелись на три жизни вперед!
Диктатура а)на длительном сроке неэффективна; б) очень затягивает и уже кажется, что по другому нельзя. Все, мол, развалится...(никаких намеков)

Ответить
Развернуть ветку
Dima

Итак поехали. Фаундер царь и бог - не взлетит. Сразу всплывает один пример компании, что недавно светила в новостях и знаете, у них всех хорошо с денюжкой.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шестаков
Автор

Все так, но важен нюанс - царь и бог, который никого не видит и не слышит!

Ответить
Развернуть ветку
Dima

Так и есть же! Не могу раскрывать имя компании, но она была недавно в новостях. Отлично работает, кучу денег.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шестаков
Автор

Та же история. Тоже не могу раскрывать имена компаний и владельцев, но они все либо разбежались, либо годами топчутся на месте, потакая желаниям вождя. У меня таких примеров, навскидку 7-8 точно. Могу еще покопаться. А у вас?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

"Бизнес может быть успешным только если отдельная единица товара или услуги будет прибыльной."

Не согласен и вот почему:

Во многих бизнесах есть услуги/товары, которые сами по себе отдельно убыточные, но:
1. Именно и только они привлекают клиентов и клиенты до кучи покупают и всё остальное, что продается бизнесом.
2. Если удалить такие услуги, то себестоимость других услуг/товаров подскочит в связи с особенностями технологии их производства (высокомаржинальные товары/услуги являются побочным продуктом убыточных).

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шестаков
Автор

Тут давайте не смешивать понятия: если у вас в ассортименте 10 товаров, то это не обязательно 10 единиц, с точки зрения юнит-экономики.
И второе: как долго вы будете держать в ассортименте убыточную единицу? На время запуска проекта (выхода на рынок)? Нет вопросов.
Постоянно? Тогда это до первого кризиса. Примеров масса, самый яркий - ритейл (там тоже для массовости было принято держать магазины балансирующие на грани убыточности). И что мы увидели (и видели до этого много раз, кто помнит). Это якорь, который вас утянет на дно в первую же секунду кризиса.
Так что я, пожалуй, останусь при своем мнении. Но и вам спасибо за ваше!

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

"10 товаров, то это не обязательно 10 единиц"

Простите, не смог понять это. Разве один вид товара / услуги это не одна единица?
Во всех учебниках экономики себестоимость товара считают как себестоимость одного вида. Разные виды, если и объединяют, то как правило, если считают себестоимость всего производства в целом.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шестаков
Автор

Начну с извинений. Перечел свой коммент, каюсь - получилось немного невнятно. Постараюсь исправиться, по возможности не влезая в дебри.
Для начала сразу оговорюсь, что мы тут имеем ввиду исключительно товарный бизнес т.к. для услуг в юнит-экономике применяется другой метод оценки прибыльности (CLTV, CAC и т.п.)
Также сразу отвечаю на ваш вопрос - один вид товара (именно товара), это не обязательно одна единица (в смысле, "юнит") для юнит-экономики. Вот это у меня в прошлый раз и прозвучало невнятно.
В принципе, юнитов бывает несколько: юнит продукта, юнит клиента, юнит маржинальной прибыли. Еще бывает юнит времени, но он нам сейчас не важен.
Поэтому, если вы считаете экономику своего проекта исходя из его общих показателей, на уровне юнита маржинальной прибыли, вы действительно можете держать убыточные позиции.
Однако, это я и хотел сказать в своем предыдущем комменте, нужно четко представлять себе цель, понимать, сколько именно вы теряете и чем это компенсируете. И, понятное дело, это не может быть вечный процесс.
Так что в целом, мы с вами говорим об одном и том же.)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Получается под единицей товара вы подразумевали одну единственную штуку товара? Но ведь себестоимость товара очень и очень сильно зависит от производимого количества. Грубо говоря, производство одного стула в месяц скорее всего окажется невыгодным, но производство 100 стульев уже принесет прибыль только лишь из-за снижения себестоимости ввиду эффекта масштаба

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff

у вас ворох ошибок даже в терминологии, которой вы не понимаете.
а также кривые акценты, из которых очевидно, что вы типичный участник карго культа. брендбуки? ноушен? канбан доска? вы серьезно?... но при этом не нужны дейлики? стартап на начальных этапах можно делать хоть в гугл доке - это нерелевантно
адекватные люди уже написали выше - бабло + PMF. единороги годами жрут инвесторское бабло, дожидаясь требуемого уровня масштаба, тестируя всё подряд

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шестаков
Автор

Все понял, только про карго-культ не понял. Так мы кто - поклонники роскоши, помешанные на покупках или дикари, увлеченные религией подражательства? Термин-то в ходу в обоих вариантах.
И кстати о магических существах - вы серьезно хотите привести в пример компании, которые занимают долю процента от общего числа стартапов?
Воля ваша, но мы тут про массовые заболевания, а не про единичные случаи успеха.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский

Без брендбука какой стартап-то? Сначала брендбук, потом уже юнит-экономика!

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда