Как баня помогает исследовать себя и людей вокруг: Борис Рябов

Основатель Steamology Institute о том, как устроена современная культура пара, и о бане как практике самопознания.

Как баня помогает исследовать себя и людей вокруг: Борис Рябов

Данная статья – это краткая расшифровка подкаста Алексея Зверуго о физическом и ментальном здоровье, гостем которого стал Борис Рябов – управляющий венчурного фонда, со-основатель банных проектов: Steamology Institute, кемпа Art of Steam на фестивале Burning Man, исследователь холистического подхода к бане и созерцательных практик.

Полную версию разговора можно найти в видео-формате на YouTube, либо в аудио-формате на подкаст-платформах: Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, ВК Подкасты, Google Podcasts, Spotify, а в телеграм-канале можно следить за детальными разборами тем из разговора и анонсами следующих выпусков.

Напомню, что ранее мне удалось пообщаться с врачом Андреем Беловешкиным, который рассказал о том, как еда влияет на наше настроение и энергию, а также с психотерапевтом Ольгой Капицей, темой разговора с которой было толкование сновидений через призму психотерапии, и с предпринимателем Дмитрием Мацкевичем о том, что такое эмоциональная гранулярность и как проживать эмоции.

Про современную культуру пара и историю Steamology

Борис, я хотел бы поговорить про баню, а именно: как устроена современная практика пара, как ее применяют для исследования себя и для взаимодействия с другими людьми. Эта тема кажется интересной, но, в то же самое время, о ней достаточно мало говорят: в сети мало обучающего материала, литературы, и кажется, что люди исследуют тему бани больше эмпирическим путем, проживая и изучая все на собственном опыте. Либо перенимают знания у предыдущих поколений, у которых вполне может быть искаженное представление об этой культуре.

Ты не понаслышке знаешь о культуре пара, и перед тем как перейти к основной части, мне интересно узнать, как баня появилась в твоей жизни, и каким образом это увлечение переросло во что-то большее, вроде тех проектов, которые ты делал в последние годы – кэмп Art of Steam на фестивале Burning Man, институт Steamology, в котором вы обучаете людей банному делу, и другие?

Спасибо за такую замечательную тему для разговора. Как баня появилась в моей жизни? Ничего необычного тут не было: у нас на даче была баня, которую папа строил, а я ему помогал. Папа баню любил, меня к этому делу тоже приучил.

Тогда я не имел никакого представления о том, как правильно париться и как к этому правильно подходить. Но мне очень нравился процесс: пар, температура, выбежать потом на снег. Потом это стало развиваться до точки, когда я начал интересоваться тем, как устроен процесс по-настоящему: что с человеком происходит и как мои переживания связаны с традициями работы с паром, какие ответы я могу получить, какие ответы мне приходится находить самому. Это все началось с раннего детства, как и у очень многих русских людей. Достаточно живая традиция, и может быть, одна из самых живучих традиций в русскоязычной культуре.

Мы в этом пути – исследователи, а не реставраторы одной конкретной традиции. Смотрим на себя как на людей в очень творческом состоянии.

Если говорить про банные проекты, то мы встретились с моим партнером по многим из них – Сашей Байбариным в 2008 - 2009 годах. Сразу это было вокруг темы работы с собой, и целительской работы в том числе. Ему это было интересно так же, как и мне.

Году в 2012-м я обнаружил для себя баню на Авиамоторной – потрясающее место на заводе Компрессор, знаменитое в Москве того времени. Была необычная баня, которую держало целое сообщество, и там кого только не было: кузнецы, йоги и т.д. Было большое пространство, в котором очень интересно парить и париться, учить и учиться. Живое такое сообщество, на редкость.

Главное, что туда приходили учителя. Потому что там были те, кто хотел учиться. Был такой живой интерес. К тому моменту я уже парил, хотя держался в стороне от того, что в тот момент существовало как банное сообщество русской бани, с чемпионатами и этим всем.

В 2015-м у нас возникла с Сашей идея, а не поехать ли на Burning Man банным лагерем. Подумали: может быть, нам сделать этот клевый опыт, который мы знаем по Авиамоторной, и попробовать его воспроизвести на Burning Man – это была бы идеальная комбинация.

Так и получилось – идеальная комбинация в 2016 году. Через наш кэмп, он тогда назывался Steamology (это было его первое название) прошло человек 600. Это было много. Мы придумали протокол, по которому люди ходили раз в час. Баня у нас получилась замечательная, шатровая. И мы это стали повторять раз в год.

Это начало выращивать сообщество фестивальных банщиков, но очень особенного типа, с очень особенным отношением к делу. Таким образом и создалось комьюнити. Параллельно мы поняли, что нам интересно еще несколько вещей: во-первых, строить пространство, во-вторых, учить, исследовать и изучать это искусство. И мы стали искать способы, как это делать, что привело к созданию Essential Steam – компании, которая создает бани, которые нам нравятся, и Steamology Institute.

Мы себя не сковываем идеей того, что это именно русская баня. Это не очень русская баня, если обобщить. Мы поняли за это время, что дух – он свободно гуляет где хочет.

Традиция – она тоже не скована национальными рамками. Она созревает, вызревает в национальном контексте. Но их много, это не одна традиция пара, их много десятков живых. И у каждой есть что сказать.

Мы в этом пути – исследователи, а не реставраторы одной конкретной традиции – таких людей хватает. Мы на себя смотрим как на людей в очень творческом состоянии. Смотрим, как к современному человеку и к современному обществу, к тому, какие мы есть сейчас – очень разные, но в любом случае находящиеся в 2021 году, – какое отношение имеет баня.

Поэтому мы говорим, что это современная культура пара. А не русская баня, не литовский пиртис, не финская сауна – могу продолжать очень долго, десятки названий в разных живых традициях, и каждое – вариант современной культуры.

А ты можешь привести пример, в чем представление о банной церемонии в Steamology отличается от привычного понимания похода в баню?

Cреднестатистический житель крупного города России – осторожно скажу – знает про баню, в силу того, что уже достаточно далеко оторван от своих деревенских корней и живет в городской среде, что городская баня – это большие Сандуны с моечными отделениями, там есть парные, где высокая температура. Чем горячее, тем, наверное, лучше, хотя сложно вынести и не до конца понятно зачем.

А потом выходим, и что мы делаем? Кто-то пиво пьет, кто-то поесть приходит, пообщаться с друзьями. Эти стереотипы достаточно живучие, можно просто кино посмотреть - как изображается баня. Что мы там на 31 декабря обычно смотрим?

«Ирония судьбы»...

Да. Там все начинается с того, что группа товарищей нажирается в бане просто до поросячьего визга. И дальше это запускает цепочку событий. Но центр повествования – в месте, где люди встречаются, общаются, пьют в отрыве от своих семей.

Баня, действительно, – социализация – так она воспринимается в современном мире, а не как целительское пространство. Я уже не говорю обо всех остальных вариантах того, что считают баней и зачем люди ходят в баню. Но исторически коммуникационная функция, конечно, была. И это не мудрено: действительно, в бане проще говорить начистоту, это легко заметить, лучше разговор завязывается.

Слушай, а ты зачем это делаешь? Для того, чтобы человеку ответить на вопрос: зачем я собираюсь это сделать, он должен понимать, куда он идет.

Мы с пониманием к этому относимся с позиции Steamology, но говорим: ребята, корень процесса – не в этом. Можно назвать это словом церемония, хотя я со словом церемония всегда предлагаю быть осторожным, потому что сразу идея ритуала возникает, который сам для себя нужен. Но это не так, он не нужен сам для себя, у него есть функция. Нам тогда проще говорить, что есть банная сессия – событие, которое с нами происходит. Можно даже сказать – встреча.

Мы в основном занимаемся практикой коллективной бани, т.е. групповой бани, когда люди заходят вместе, и с ними вместе что-то происходит. Это практика – баня, в которой есть ведение, т.е. есть тот, кто ведет этот процесс. Это кардинально отличается от того, что мы могли бы увидеть в «Иронии судьбы». Там нет никакого ведения, там люди просто зашли делать то, что хотят. Могут по дороге схватить инфаркт, между прочим, с такой нагрузкой на сердце, которую они себе позволяют. Но это – потому что нет ведения. Там нет знания.

Мы же говорим: слушайте, а вообще-то знание в этом всем может быть. И для того, чтобы знание туда привнести, появляется концепция того, что есть ведущий – steam guide. Ведущий, во-первых, знает, что он делает, во-вторых, у него возникает очень интересное отношение – он уже находится в некоторой позиции – терапевтической или позиции «шаман», или в позиции исследователя, или в позиции того, кто сопровождает – проводника – и понимает как нужно подойти к этому.

Но смысл такой – ведущий делает так, что этот процесс начинает быть не хаотическим, у него появляется внутренняя динамика, логика, у него есть собственная задача. И у каждого из тех, кто заходит, тоже есть внутренняя задача. И тут мы подходим ко второму моменту – что в нашем представлении баня связана с интенциональностью, с намерениями.

Мы предлагаем это иметь в виду, задавая вопрос: слушай, а ты зачем это делаешь? Для того, чтобы человеку ответить на вопрос: зачем я собираюсь это сделать, он должен понимать, куда он идет.

Еще одно отличие – мы показываем, какие функции несет пар: необычные, незнакомые нам в повседневной жизни, что это трансовый инструмент. Это внутреннее состояние – своеобразный транс, очень творческий, очень динамический, очень мощный с точки зрения потенциала внутренней трансформации.

Одновременно – это пространство, в котором возможна человеческая встреча – это то, что возникает, когда есть другой человек. Это тоже очень важный момент, потому что сама способность к встрече – это навык, одновременно жизненный и необходимый в современное время. Нас этому не учат, а в силу цифрового омертвления мы начинаем терять этот навык.

И навык не возникает естественным образом, а является частью процесса, который мы предлагаем выстраивать. Это – осознанное формирование предпосылок для такой встречи и понимание встречи – как она происходит, какой у нее потенциал, зачем нужна эта искренность.

Мы показываем, какие функции несет пар: необычные, незнакомые нам в повседневной жизни, что это трансовый инструмент. Это внутреннее состояние – своеобразный транс, очень творческий, очень динамический, очень мощный с точки зрения потенциала внутренней трансформации.

Это, наверное, основные свойства. Становится понятно, что, если это все взять, то на выходе получается что-то не похожее на баню, которую мы стереотипно знаем.

И, замечу, я здесь ничего не сказал про национальную специфику, потому что в каждой существуют очень мощные методы, которые передаются внутри и упакованы в национальную культурную сферу. Мы считаем, что основание у этих методов одно и то же, и, если его понять, тогда дальше можно применять эти методы, понимая, почему это движение веником имеет свою функцию, почему нагрев и пар так работают, какую функцию выполняет тишина и какую функцию выполняет исследование внутреннего состояния.

Про баню как практику исследования себя и уровни переживания пара

Ты упомянул о том, что баня появилась в жизни человека уже достаточно давно, и используется людьми до сих пор. Хотя появилась общедоступная горячая вода и пропала необходимость мыться где-то еще, кроме как дома в душе. Это похоже на то, что к людям пришло понимание, что баня - это не только средство очищения тела от грязи, за этим есть что-то большее. Если рассматривать баню, как такой комплексный инструмент, как ее можно использовать для исследования себя и мира вокруг?

Баня, действительно, появилась очень давно. Мы не знаем, когда, но самые древние бани, которые мы в состоянии найти – каменные, потому что остальные просто не сохранились. И если датировать, то больше 10000 лет назад эти пространства использовались как бани. Это неолит.

Если посмотреть повнимательнее, то для этого нужны лишь огонь и пещера. Огонь ты тушишь, получаются горячие стены. Для бани не так много нужно: просто владение огнем. Само переживание транса от того, что ты нагреваешься, скорее всего, человеку было знакомо очень давно. Поэтому – да, баня появилась давно, всегда была связана с гигиеническими задачами, но не во всех культурах это была основная функция.

Фундаментальное очищение, которым и является практика бани, использующая пар, – оно происходит сразу на трех уровнях. На уровне телесном; на уровне эмоциональном, чувствующем, воспринимающем – что можно назвать душой; и на уровне ума. Дома под душем реализуется только первое из этих трех. Второе и третье – нет. А баня дает такую возможность.

Например, в культуре Лакота, «sweat lodge» не используется в качестве инструмента для «помыться». У них есть для этого другие инструменты. Они используют его как ритуальный инструмент. И в этом смысле появление горячей воды, доступной современным индейцам-американцам, никак не повлияло на культуру «sweat lodge», их форму бани.

У нас повлияло, потому что это совпало с демографическим переходом, переходом из деревни в город, потерей корней – и появлением душа. Что легко заметить, и для этого достаточно небольшого опыта и понимания того, как баня работает: мы-то приходим в баню до сих пор не потому, что нам помыться негде. Теперь уже есть, где. Мы приходим потому, что у нас, во-первых, возникает очень особенное физиологическое состояние в процессе практики и после.

Туда можно пойти глубоко – это состояние может быть очень целительным, терапевтическим. Мы приходим, потому что там есть другие люди, и мы находим возможность очень особенной коммуникации с ними, что в обычном душе, наверное, сложновато сделать. Это особенность, можно сказать, искренней коммуникации. Но она тоже возникает не сама по себе, для этого что-то должно произойти. Не обязательно алкоголь пить, что-то другое происходит в бане, что приводит к тому, что эта коммуникация возможна.

И следующая функция, которая тоже не сводится к гигиене – она большинству из нас не знакома, потому что мы в таких банях просто редко бываем – это функция глубокой внутренней трансформации: когда возникают глубокие изменения, которые мы можем зарегистрировать психикой. Например, что-то по-настоящему большое поменялось. Такое с большинством людей происходит при других обстоятельствах: при каком-нибудь психоделическом трипе, в опыте глубокой молитвы, при глубоких внутренних озарениях – яблоко Ньютону на голову падает, во сне Менделеев свою таблицу видит – это все туда.

Это некоторое особенное состояние сознания, я не могу сказать - измененное, потому что непонятно, что мы тут меняем. Но какое-то состояние сознания, в котором у нас происходит серьезное событие, которое сильно на нас влияет, настолько, что мы это помним долго, годами. Это не у всех происходит в бане, потому что в такую баню надо еще попасть. Вот в «Иронии судьбы» такого не было. Ну, может, было мистически, как-то произошло, но не осознанно. А так, чтобы еще понять, что это произошло – это трансформационная функция, до которой не везде можно добраться.

Люди ходят в баню за комбинацией из первых двух, в основном. Когда попадают в хорошие руки, то приходят и за третьим тоже – за внутренним изменением, внутренним преобразованием. Всё вместе, этот комплект – он, конечно, уникален для бани как явления, и того, что мы делаем. Мы считаем, что это важно.

Четвертое, что я бы тоже не выпускал из внимания – можно легко сказать, что мы можем помыться и все, будем чистыми. Но ощущение внутренней чистоты – оно больше, чем про тело. Я думаю, каждому знакома ситуация, что – так на душе гадко, что мойся – не мойся, хочется под душем встать и все это вымыть, а не получается. Потому что мысли не вымываются, эмоции остались, не удалось нам через тело с этим разобраться.

Концепция телесной чистоты – достаточно узкая концепция. Я думаю, что мы нашим материалистическим умом, конечно, говорим – да-да-да, чистота – это только чистота тела, покровов. Но в глубине, если мы сами с собой честны, то понимаем, что чистота – не только про это, а еще про некоторое состояние души. И то, что думает – ум – тоже может быть в состоянии легком, чистом, ясном, а может быть в состоянии замутненном, грязном.

Фундаментальное очищение, которым и является практика бани, использующая пар, – оно происходит сразу на трех уровнях. На уровне телесном; на уровне эмоциональном, чувствующем, воспринимающем – что можно назвать душой; и на уровне ума. Дома под душем реализуется только первое из этих трех. Второе и третье – нет. А баня дает такую возможность.

Баня принципиально построена на том, что это – взаимодействие человека и человека. Это очень свойственно бане, что пар ведется человеком, эти растения, их энергия, их сила, их запах направляется одним человеком в отношении другого. И это практика коммуникации – не только, что мы вместе пошли попариться, но еще коммуникации терапевтической.

Очень важный момент, что это – способ контакта, определенная форма терапевтического контакта, в котором со мной работает другой человек и он в состоянии понять, как сделать так, чтобы мне было в итоге по-настоящему легко, хорошо, свежо, чисто. И в обратную сторону тоже верно: потому, что я – человек, я в состоянии понять другого человека и быть ему полезным. Даже не обязательно для этого быть профессиональным банщиком, который за это получает деньги. Это может быть что-то, как практика: мне важно понять другого человека и быть ему полезным.

Ты упомянул уровни развития банного переживания. А вот мне интересно, что происходит с организмом, с потоком мыслей при посещении бани, на всех этих уровнях: на уровне тела, на уровне эмоций? Чисто субъективно – чувствуется этот транс во время посещения бани, парасимпатическая нервная система активируется. Но что происходит на более тонком уровне?

На уровне тела – действительно, все так, как ты описываешь. Там многослойная ситуация, потому что реакция на температуру – это реакция сразу всех уровней и систем тела: мозг включается определенным образом, кровеносная система, сердечно-сосудистая начинает реагировать, нервная система, гормональная система и т.д.

Можно свести к тому что, наше тело приходит в состояние, в котором (если это комфортное переживание, не обжигающая баня, постепенное наращивание температуры) – мы, скорее, расслабляемся. Нам сложно убежать из бани, это правда. Вплоть до того, что после такого глубокого расслабления, нам может быть сложно встать. Активируется парасимпатическая нервная система, тело переходит в режим очищения в каком-то смысле – начинает пот выходить, слезы.

На уровне эмоций и на уровне ума – динамика и сложнее, и проще, чем то, что я описываю. Сложнее потому, что зависит от того, как процесс построен. И с чем человек приходит, с какими задачами. Проще – потому что в известном смысле мы, как целостное человеческое существо, существуем в таком режиме подобия: то, что у нас происходит с телом, то у нас рефлексируется и отражается умом, то же у нас отражается и эмоциями.

В этом смысле происходит телесное переживание растворения границ – а это то, что происходит в комфортной бане, как и в камере сенсорной депривации – у нас теряется переживание границ тела, как чего-то фундаментального. Потому что снаружи влажно и тепло, внутри влажно и тепло, и рецепторы реагируют таким образом, что они немного растворяют восприятие тела.

И то наше восприятие тела – настолько важный якорь, что запускается симметричный процесс на уровне психоэмоциональных переживаний и на уровне ментальных переживаний. Психоэмоционально у нас тоже возникает тенденция к тому, чтобы расслабить то, чем мы удерживаем эмоции: это давление, напряжение, удерживающее эмоции – расслабляется естественным образом.

Мы, как целостное человеческое существо, существуем в таком режиме подобия: то, что у нас происходит с телом, то у нас рефлексируется и отражается умом, то же у нас отражается и эмоциями.

В случае эмоций надо с собой договориться, что я пришел ради этого. Для ума процесс будет и сложнее, и схожий в чем-то. Похож в том, что привычные паттерны, за которые мы держимся, ослабевают, и мысли расслабляются. Не похож тем, что мы не в силах удерживать обычный поток мыслей. Он, скорее, утихает, в зависимости от того, как мы выстраиваем наш фокус внимания, и это является частью церемонии.

Церемония – как метод удержания внимания – в этом смысле она важна, потому что при правильном направлении ума в этом процессе мы получаем возможность направить свою энергию на очень глубокие трансформационные процессы. Здесь важно, что мы делаем: мы просто сидим, ничего не делаем; либо мы делаем некоторое внутреннее исследование, некоторую внутреннюю работу, либо мы делаем работу с другим человеком.

Если мы направляем ум в наше восприятие, то обнаруживаем, что наш ум становится исцеляющим инструментом, он сам по себе в состоянии (будучи направленным на область напряжения) расслаблять это напряжение. И тем самым, выполнять важную функцию очищения, расслабления. Но, будучи направленным другим образом, он дает возможность получить и другие процессы.

Самое простое, что здесь можно сказать: этот опыт похож на сновидение, в котором сохраняется ясность ума. Я избегаю слова «осознанное сновидение» – lucid dreaming, потому что здесь это не совсем точная калька, и это не совсем то же самое. Но мы, несомненно, оказываемся в сновиденном состоянии, с точки зрения всей нашей системы. Наше тело находится в относительном параличе, а наш ум достаточно свободен, и мы можем испытать сновидное состояние, когда мы почти засыпаем. Но, мы редко когда по-настоящему засыпаем в бане, потому что для тела все равно сохраняется алертность – если я проведу в бане часов пять, то, наверное, живым не выйду уже оттуда. Следовательно, тело попытается сохранить алертность.

Сохранить внутреннюю алертность, при этом с расслабленностью тела и очень яркой способностью к образному взаимодействию. Как во сне – сновидения: мы же видим сны, хотя нам их никто не показывает. Здесь тот же самой эффект – сновиденное состояние с достаточно активным умом дает потрясающие возможности. Так же, как сновиденное состояние в обычном сне с ясным умом – тоже дает потрясающие возможности, которые всеми медитативными традициями использовались и используются. Я думаю, что нет ни одной религиозной традиции, которая не предлагает какую-то форму работы со сном, сновидениями.

О том, как баня работает с терапевтическим запросом, в том числе коллективным

Знаешь, начиная отвечать на этот вопрос, ты упомянул о том, что все зависит от того, с каким запросом приходит человек в баню. Например, у человека, который никогда не был в бане до этого, появился запрос – в обычной жизни он идет к терапевту, либо пробует духовные практики – и если терапия исцеляет травму, духовные практики тоже помогают восстановить целостность, то как с запросом работает баня? Можешь привести пример, как человек приходит с каким-то запросом в баню и решает его?

Когда человек приходит в парную, особенно, если первый раз, я обычно говорю: Слушай, а ты с каким намерением пришел? Потому что для человека может быть совершенно непонятно, что такое намерение. Мы очень разные вещи этим словом называем. Даже один и тот же человек может очень разные вещи иметь в виду в качестве намерения. Намерение – это то, что я хочу? Намерение – это то, что я чувствую? Намерение – это то, что мне надо с интеллектуальной точки зрения? Намерение – это то, что сейчас просто не дает мне покоя? Вообще не очень понятно, что такое намерение.

Обычно формулировка у нас такая: подумай о том, что сейчас для тебя важнее всего на этом этапе твоей жизни. Просто, что сейчас важно, что-то ведь важно в этот момент. Моя любимая цитата из сказки: Иван-Царевич встречает Бабу Ягу – и в самом начале она его спрашивает «дело пытаешь или от дела лытаешь?» Она вопрос ему задает, что интерпретируется как «ты потому что хочешь чего-то достичь или от чего-то избавиться?». И это предполагает буквально вопрос: «что сейчас для тебя важно?» Вот что? С этим вопросом сложно уйти куда-то не туда, потому что сейчас точно что-то важно. Не может быть, что сейчас ничего не важно. Что-то, из-за чего я продолжаю дышать, что-то мотивирует на то, чтобы делать следующие действия.

Может быть, что-то совершенно туманное, это могут быть мои ощущения. Что-то, что прямо сейчас на поверхности моего сознания. И, как правило, это является спусковым крючком, который запускает каскад дальнейшего процесса исследования.

Например, когда есть коллективный повод: пришли – день рождения у человека или семейная ситуация – и два человека не могут найти общий язык. Тогда это их общий запрос, общее намерение. Но, чтобы до этого добраться, здорово было бы, чтобы человек мог распознать вообще намерение как таковое.

Я обычно говорю: Слушай, а ты с каким намерением пришел? Потому что для человека может быть совершенно непонятно, что такое намерение. Мы очень разные вещи этим словом называем.

Семейная терапия заключается в том, что два человека решили, что им точно уже допекло, и нужно разобраться в ситуации одновременно. И друг без друга они сделать этого не могут. Это высокий уровень самосознания: это значит, что я могу не только распознать, что у меня происходит, но еще и понять, что у другого человека. Поэтому и запрос, с которым приходит человек – буквально такой – просто история моего дискомфорта. Можно назвать это «телом боли». Тело боли, энергия боли, речь боли или ум боли: то, что связано с моим страданием. Это самый частый запрос.

Может быть ситуация – человек чувствует, что просто замерз, простудился или может простудиться, или ноги холодные, или устал, долго работал, и поэтому идет в баню – самая естественная история – из-за чего шли, допустим, в деревне. Может быть ситуация – хочется поговорить с другом – вот самый удачный контекст для этого. И возращаясь к Бабе Яге: в первом случае – от дела лытает, а тут – дело пытает. Задача есть некоторая.

По-настоящему я не могу сказать, что баня – это просто место. Здесь вопрос, кто ведет этот процесс. К кому-то я буду готов пойти с очень серьезной проблемой, бедой, сложностью. А к другому человеку, мастеру, я не пойду за этим, потому что, может, не очень доверяю и не считаю, что он с этим справится. Нельзя сказать, что есть фундаментальное отличие между баней и психотерапией в этом смысле, потому что психотерапевт и банщик – это коллеги по одному цеху. Как есть сематическая психотерапия, а чем она отличается от работы в бане? Не особенно, чем отличается. Подход может быть тем же самым. И в остеопатии, с баней может быть тот же самый подход. И в медицинском знании – Цигуне, с баней может быть один и тот же подход.

С чем ты приходишь к психотерапевту, с тем ты и в баню придешь, если мастер хороший. Если нехороший, так и не придешь. Если уж говорить на практическом примере: кто-то с бессонницей приходит, кто-то со стрессом, кто-то с депрессией, с эмоциональными проблемами, с запросами на коллективную терапию, на парную терапию. Кто-то приходит просто потому, что с друзьями пришел пообщаться и ищет способ, как глубоко пообщаться. Баня – хорошее для этого пространство.

Кто-то приходит, потому что нужно поисследовать внутреннее состояние, которое обычно ускользает. И его хочется обнаружить и погрузиться в него. Кто-то приходит, потому что был опыт травмы и опыт терапии на основе опыта травмы. Но нужна интеграция, связь с телом, потому что разговорной техники недостаточно: нужно понять, как это в теле проявляется.

Хороший мастер может видеть что-то, просто в силу эмпатии и в силу своей подготовки. И тогда это дает другие возможности, можно и диагностику делать. Опять же, это – как хороший психотерапевт или хороший шаман – в состоянии сделать диагностику, разобраться: а в чем причина моих проблем, с которыми я столкнулся. Может помочь, может не помочь.

Все практики, где я имею дело с механизмами компенсации, в том числе соматической компенсации физических травм, эмоциональных травм – они все сюда прекрасно подходят. То, куда я иду за тем, чтобы преодолеть разделение между собой и собой, между собой и другим – тоже подходит. В некоторых случаях для этого нужна подготовка того, кто приходит – это определенная процедура. В некоторых случаях это абсолютно пассивное действие для того, кто пришел, не ожидается ничего специального, но всегда это требует знания того, кто проводит процесс, понимания – что же я делаю.

По большей части, все, о чем ты говорил до этого – это про субъективное переживание, но также упомянул и коллективное переживание в бане. А в чем разница, можешь рассказать? Вот я понимаю, что баня вызывает примерно похожие чувства у тех, кто в ней находится в этот момент, но не совсем понимаю, в чем разница между субъективным и коллективным переживанием.

Мы все разные, приходим каждый в своем состояния и проживаем свой уникальный опыт. Находясь в таком процессе, в зависимости от организации процесса внутри парной, у нас может быть степень синхронизации нашего опыта взаимодействия с другими людьми, находящимися там же.

Два примера. Первый: я пришел для того, чтобы со мной просто поработали – у меня спина болит, мне очень важно, чтобы со мной поработали. Мне не очень сейчас важно, что происходит с другими людьми, я вообще не ради этого пришел. Я пришел со своей историей. Даже если есть кто-то рядом, то хорошо, что он есть, но мне это сейчас не так важно. Мне правда нужно, чтобы разобрались – спина болит, надо решить. Тогда это будет очень индивидуальный процесс: от начала до конца как будто в своей капсуле.

Второй: традиционный «sweat lodge», допустим, у Лакота. Мы все собрались, каждый – с чем-то своим, но у нас есть очень жесткая процедура, построенная на песне, которая поется; на ритуале, который делается; когда мы с помощью песен коллективно молимся об одном и том же, сейчас не важно, в каком культурном окружении, но у нас намерения через песню направлены в одну и ту же точку, у всех одинаково, мы абсолютно синхронизированы, делаем это в одном и том же ритме и с очень большой вероятностью то, что мы будем испытывать – будет состояние коллективного транса, очень синхронизированного.

Cостояние транса – действительно есть, это исследовано в динамике масс, в динамике толпы, в социальной динамике. Но еще это известно всем, кто занимается групповой терапией или работой с группами – там всегда есть групповая динамика, синхронизация состояний. Если мы все находимся в состоянии одном и том же, то мы в каком-то смысле друг друга еще дальше толкаем по этому пути.

В таком, очень организованном процессе, будет сильное коллективное переживание, индивидуальное будет вплетено в коллективное. Здесь разница только в степени синхронизации. И мы приходим ради разных вещей. Иногда мы приходим, потому что, правда, спина болит, спать не могу, какая-то беда произошла или, наоборот – подготовиться надо, завтра что-то очень важное.

Когда мы приходим для контакта с другим человеком в парном процессе или в групповом процессе, нас интересует не только наше собственное существование, но еще и существование чего-то более крупного, например, семьи или деревни, или друзей. Наше коллективное существование, как коллективного субъекта, его здоровье, нас интересует тоже. Может, больше, чем наше собственное, может, меньше, но тоже – наряду. И это совершенно другой объект для исследования и для исцеления, чем индивидуальное существо. Потому что в коллективном существе появляются новые объекты для исследования, появляется пространство между человеком и человеком, пространство встречи, появляется сам факт этой встречи.

Вот мы сейчас с тобой говорим, может быть, ты почувствуешь, что: а, блин, ну вот попал вообще. И я тоже – кажется, вот есть динамика такая. А может быть, и не произойдет этого. И для того, кто готов это исследовать, баня предлагает такую возможность. Так же, как для того, кто готов исследовать свое собственное состояние, баня предлагает такую возможность.

И здесь я назвал четыре полюса: просто мой индивидуальный процесс; процесс, в котором я являюсь частью чего-то более крупного и с этим имею дело; индивидуальный процесс, в котором у меня может быть сознавание того, что происходит; и коллективный процесс, в котором у меня может быть осознавание того, что происходит, я могу иметь дело с тем, чтобы научиться этому коллективному процессу. В этом смысле любое переживание, которое происходит с участником – абсолютно индивидуально.

Контекст, в котором это происходит и инструменты, которые при этом предлагаются, в зависимости от намерения, могут мне подтолкнуть индивидуальное переживание по очень разным траекториям. По траектории, направленной на мою собственную целостность, как человека, а может быть направленной на целостность чего-то более крупного. Нам сложно признать важность целостность чего-то более крупного. Мы в целом гораздо более индивидуалисты, чем наши предки. Не могу сказать, что это плохо, но так получилось. Мы перебрались в города, в которых мы не знаем соседей. Почти у всех у нас предки, которые жили 10 поколений назад, они были в ситуации, в которой эта общность значила не меньше, чем отдельный человек, даже больше, чем отдельный человек. И о ней надо было заботиться.

Заботиться можно было только через людей. Для этого и были такие инструменты важны. Но возможно, завтра нам опять потребуется понимание этой общности, больше, чем у нас есть сейчас, потому что разучиться понимать, как мы вкладываемся в общее дело, – это тоже опасная штука, за нас это мало кто сделает. Фейсбук не может нас объединить в одно целое без нашей воли. Может просто подвесить нас на 2 миллиарда ниточек, но станем ли мы от этого лучше разбираться, что такое быть целым...

Про оптимальные условия для практики и миссию Steamology

Я хотел бы перейти техническую часть бани. Если брать опыт из детства большинства ребят с постсоветского пространства – родители заставляют идти в баню погреться, а там температура более 100°, сухие веники, уши жжет. Это все у многих формирует неправильное восприятие опыта бани. Я перед нашим разговором решил посмотреть исследования по поводу того, какие условия рекомендуются для банной практики. Увидел больше исследований про сауну, в меньшей степени – про баню. Там говорится о том, что оптимально – 80°, сессии – по 20 минут, с таким же перерывом. Я хотел тебя спросить, что нужно сделать, для того чтобы создать оптимальную среду для банной практики?

Я осторожно скажу, что одного правильного ответа здесь не будет. Иногда нужно, чтобы была температура – 35 градусов, и было достаточно влажно, иногда нужно, чтобы была температура – 85. И там есть своя динамика.

В бане должна быть хорошая вентиляция, там должно быть много кислорода, углекислый газ должен хорошо вытягиваться. В бане должно быть чисто в момент, когда ты начинаешь – это важно.

У бани должен быть качественный пар. Обычно, когда мы говорим про русский пар – это пар, который возникает из-за контакта воды с очень горячим камнем или кирпичом. Там несколько сот градусов – 500 градусов может быть температура того, на чем делается пар. Это особенность русской бани.

В других культурах пар может возникать не на такой температуре. Тем не менее, должен быть легкий пар, т.е. которым легко дышать. Вот критерий – в бане должно быть удобно делать то, что ты собираешься делать. Скажем, если собираешься парить человека, должен быть удобный полок, физиологически удобный для того, кто парит и для того, кто лежит.

Самое главное, в бане должно быть знание того, что ты собираешься делать. Если ты собираешься идти в процесс, лучше научиться. Хороший мастер может и из средней бани сделать очень хорошие переживания. И в очень хорошей бане – можно совершенно не понимать, что с ней делать.

Отвечая еще более технически, у нас есть несколько режимов того, как наше тело функционирует, в зависимости от температуры, от влажности. И есть температурное окошко, внутри которого человек хорошо потеет. Мы начинаем потеть, когда температура выше, чем температура нашего тела, 40+. И до определенной температуры в сочетании с важностью мы продолжаем потеть. Если сочетание, что и жарко, и влажно, мы перестаем потеть, и, наоборот, на нас начинает оседать влага из воздуха. Для нашего потения важен определенный диапазон температуры, но мы прекрасно потеем при 45 и при 50 - 55 градусах, это совершенно точно.

Высокотемпературные сухие бани, строго говоря, это не совсем типичная штука. Это такой сухой нагрев, что сложно сделать обычной печкой. Обычно баня все-таки предполагает пар. Очень мало традиционных бань, в которых есть просто сухой нагрев. И уж точно ни финская, ни русская, никакая из балтийских и северных русских бань – не подразумевает сухой нагрев. Там везде либо на камни плещется вода, либо в печку, и таким образом получаем нагрев. Поэтому качеству пара стоит уделять большое внимание. Особенно, если использовать веники, если использовать травы.

Со знанием приходит еще и понимание того, как эта динамика устроена, какая температура изначально нужна, какая – потом, как это связано с индивидуальными особенностями человека. Потому что у всех разные ситуации, нужно уметь это читать. И задачи разные, а за этим стоят намерения, запросы. От запросов тоже зависит, что ты будешь делать.

Самое главное, в бане должно быть знание того, что ты собираешься делать. Если ты собираешься идти в процесс, лучше научиться. Хороший мастер может и из средней бани сделать очень хорошие переживания. И в очень хорошей бане – можно совершенно не понимать, что с ней делать.

Если говорить именно про русскую баню, финскую и так далее – это бани не конвекционные, как правило. В них образуется подушка пара, паровой пирог наверху. Это такая особенность – если вы строите баню, то обратите внимание, если вы хотите, чтобы у вас паровой пирог образовывался – для этого нужно правильно построить печь и пространство.

Если вы оказываетесь в бане, в которой такое потенциально есть, то это легко проверить. Есть ли там паровой пирог, какой он, насколько удачно сделан, насколько он получается хорошо. Это помогает, потому что для парения – это важная штука, то, что мы используем при работе вениками.

Подводя наш разговор к заключению: за последние годы ты был инициатором большого количества банных проектов. В чем ты видишь свою миссию в отношении банного дела и банной культуры? И в чем миссия Steamology, если они отличаются?

Не отличаются. У всех проектов, которые близки моей душе и в которых я либо участвую, либо которые создаю, и надеюсь, что это разделит большая часть тех, кто участвует, придумывает эти проекты, создает свои – мы все видим ценность в том, чтобы эта культура пара и знание, связанное с этой культурой, распространялось максимально экологичным способом, максимально широко.

Во-первых, кажется, что это – одна из наиболее востребованных коллективных практик, которые приводят к коллективному здоровью, а этого действительно в индивидуалистическом современном обществе не хватает. Если мы с нашим индивидуальным нездоровьем понимаем, куда идти, то на уровне тела, на уровне ума или эмоций – начинаем соображать, что нам, оказывается, могут помогать в этом.

Всё, что касается коллективного здоровья – это великая загадка. Даже сам термин, как правило, вызывает внутренний вопрос – что значит «коллективное здоровье». Когда ты приходишь домой в свою семью и тебе хорошо дома – значит семья здоровая. А если приходишь домой и тебе дома не хорошо, значит, что-то не так. А как с этим иметь дело? Поможет ли в этом психотерапевт – ну, возможно. Но ты же не один в этой ситуации. У вас вся семья в этой ситуации. Как с этим иметь дело? Взрослым поможет, а ребенку как мы поможем?

Мы получаем ситуации коллективного здоровья, как что-то, что важно. И это существует на всех уровнях нашей социальной организации. Одна из больших мотивирующих причин этим заниматься, потому что таких практик не очень много.

Второе – это практика, которая не требует перевода. Именно поэтому мы стараемся не говорить про этническую баню. Мы очень уважаем все традиции и стараемся содержать их в чистоте, когда мы про них говорим. Но в совокупности считаем, что это просто современная культура пара, потому что в такой форме она не требует перевода.

Я могу считать, что финская сауна лучше любой другой, и поэтому не хотеть иметь дело с русской баней, или я могу считать, что русская баня лучше любой другой, и поэтому не хотеть иметь дело с финской сауной, и тем более, с мексиканским темаскалем. Но если такому практику предлагается поучаствовать в чем-то, что не конкурирует с тобой, то у меня нет причин с этим не взаимодействовать, не сотрудничать. В этом смысле мы ищем общий водопой, общий дом для всех, кто серьезно относится к практике, связанной с культурой пара. Это такая большая миссия.

Заключение

Спасибо за то, что дочитали! Для того, чтобы не пропускать записи моих разговоров с интересными и компетентными в сфере здоровья гостями – подписывайте на мой телеграм-канал, в котором, помимо анонсов подкаста, можно прочитать статьи и более развернутые комментарии на темы, которые мы с гостями обсуждаем в рамках нашего разговора.

Напомню, что ранее мне удалось пообщаться с врачом Андреем Беловешкиным, который рассказал как еда влияет на наше настроение и энергию, а также с психотерапевтом Ольгой Капицей, темой разговора с которой было толкование сновидений через призму психотерапии, и с предпринимателем Дмитрием Мацкевичем о том, что такое эмоциональная гранулярность и как проживать эмоции.

Как баня помогает исследовать себя и людей вокруг: Борис Рябов

Данная статья – это краткая расшифровка подкаста Алексея Зверуго о физическом и ментальном здоровье, гостем которого стал Борис Рябов – управляющий венчурного фонда, со-основатель банных проектов: Steamology Institute, кемпа Art of Steam на фестивале Burning Man, исследователь холистического подхода к бане и созерцательных практик. Полную версию разговора можно найти в видео-формате на YouTube, либо в аудио-формате на подкаст-платформах: Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, ВК Подкасты, Google Podcasts, Spotify.

22
2 комментария

Спасибо, интересно, погружает в некий транс.... но, не дочитал (

1
Ответить

Разговор есть и в аудио-формате - возможно, дослушать будет удобнее)

1
Ответить