{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Здравствуйте, я на вакансию «Просто хороший человек»: как найти себя и работу одновременно. Личный опыт

Привет, меня зовут Диана. Мне 25 лет, по образованию я математик, сейчас работаю продакт-менеджером. Хочу рассказать о том, как я пришла в IT-компанию на вакансию «Просто хороший человек», какой опыт пригодился мне в этой роли и чем закончилась эта история для меня на данный момент.

Также я хочу порассуждать о решениях, которые мы принимаем на фоне нехватки кругозора и жизненного опыта, и о том, что можно сделать, чтобы даже такие решения были не очень уж и ошибочными. Мне кажется, каждый, кто задавался вопросом: «Кем я хочу стать?», частично узнает себя в этой статье. Надеюсь, мой опыт поможет тем, у кого этот вопрос пульсирует в голове прямо сейчас.

В универе, школе и даже в детском садике нас спрашивают, кем мы хотим стать. Но как ответить на этот вопрос в 15 лет, когда ещё не успел никем поработать и пока не особо понимаешь, к чему у тебя лежит душа? И вряд ли ты будешь знать, что из тебя выйдет отличный SCRUM-мастер или флейворист, ведь в школе о таком не рассказывают.

Тем не менее, приходит время выбирать предметы для поступления. Какие факторы могут повлиять на наш выбор:

  1. Рекомендации родителей. Плохого не посоветуют, правда?
  2. На какой работе больше зарабатывают. Рациональный расчёт, как будто в этом есть что-то плохое.
  3. Какие предметы лучше даются. Что-то вроде: «не знаю, кем быть, но пока сдам то, что лучше идёт».

Учёба в универе подходит к концу, но вопрос профессионального самоопределения никуда не девается. Только теперь вместо «Кем хочу стать?» формулировка становится острее: «Куда мне идти работать?»

Единственное, что я на тот момент знала точно — я хочу найти такую работу, на которую мне будет в удовольствие просыпаться каждое утро.

Как выбирала предметы для поступления и куда они меня привели

В школе мне нравились история, география, математика и физика. Моими фаворитами стали два последних предмета: в них всё подчинялось строгим правилам и формулам, что делало эти дисциплины простыми для понимания. Их я и выбрала для поступления. Языки на тот момент были точно не моё: думаю, из-за обилия исключений из правил и непредсказуемых тонкостей.

Так что я поступила на механико-математический факультет. Там было действительно много математики, но её классно разбавляли и другие предметы: программирование (С++, Java, JavaScript), вёрстка (HTML, CSS), микро- и макроэкономика, бухучёт, маркетинг, SEO и даже трейдинг.

Наличие такого разнообразия предметов помогало расширять кругозор и не думать о том, что, кроме учителя математики, мне никем не стать.

Как я искала первую работу

На последнем курсе поиск работы стал первоочередной задачей. Искать её решила на стыке популярных вакансий и того, что мне нравится и совпадает с моим багажом знаний и умений хотя бы по касательной. Я анализировала вакансии на сайтах с предложениями работы и активно общалась на тему карьеры с ребятами из универа и со знакомыми с курсов по японскому языку.

Если вы задаётесь вопросом, как я попала на курсы по японскому, хотя выше говорила, что языки — не моё, вкратце отвечу так: любовь к Японии и желание там побывать были сильнее нелюбви к языкам. Напишите в комментариях, если интересно, расскажу подробнее.

Больше половины ребят из моей группы на курсах уже где-то и кем-то работали. Так что у меня была возможность задавать вопросы о специфике разных профессий и получать ответы из первых рук. Мне нравилось узнавать, что люди самых разных профессий делают на работе каждый день, чем их работа хороша именно для них, какие бывают сложности, а что, наоборот, мотивирует сворачивать горы. Особенно классно было, когда о своей работе рассказывали люди, влюблённые в то, что делают.

В итоге я определилась с позицией мечты: бизнес-аналитик. Хотя эта профессия в середине 2017-го ещё была довольно новой, спрос на специалистов по бизнес-анализу нарастал. На языковых курсах был человек, который работал на такой должности. Он с таким энтузиазмом рассказывал о повседневных задачах бизнес-аналитика, что мысленно я уже представляла, как буду заниматься этой работой так же увлечённо и любить каждый понедельник.

Оставалось только разобраться, как попасть на позицию бизнес-аналитика в реальную компанию.

Что я делала, чтобы стать бизнес-аналитиком

Посоветовавшись с ребятами из этой сферы, я начала читать книги по теме и смотреть видеоуроки на Youtube. Теория — это, конечно, хорошо, но мало. Не хватало практики, возможности применить знания. Очень кстати я нашла объявление, что одна IT-компания проводит первый набор на бесплатные курсы по бизнес-анализу. К счастью, меня на них приняли. Закончив курсы, я стала искать работу бизнес-аналитика — уже с чуть лучшим знанием дела и гораздо большим оптимизмом.

Я откликалась на все вакансии бизнес-аналитика, какие только находила, но в подавляющем большинстве случаев мне не отвечали. А если кто-то и отвечал, то обычно словами: «У вас нет опыта». Как бы горячо я ни рассказывала, что быстро учусь и готова работать за скромную зарплату, это не имело смысла, на моём резюме уже стоял крест. Но я продолжала искать.

Однажды я посмотрела на одном сайте список IT-компаний с контактами HR-специалистов, написала сопроводительные письма и стала отправлять резюме всем эйчарам из списка. В день я отправляла около 30 писем. Отвечали мне единицы, и ответами были: «Сейчас нет необходимости в таком специалисте» или, в той или иной форме, — «У вас нет опыта».

Работа бизнес-аналитика продолжала оставаться мечтой, но надежды таяли, а время шло. Так что параллельно я начала рассматривать и другие вакансии: экономист, математик, даже трейдер (у нас в универе был курс по биржевой торговле, так что это было даже немного по специальности).

Но через пару месяцев произошло чудо. В универ пришли представители одной компании-разработчика ПО, которым нужен был бизнес-аналитик, и они были готовы рассматривать выпускников мехмата на эту должность. Я сразу отправила им резюме.

И меня взяли!

Сколько живёт сбывшаяся мечта

Счастье длилось недолго. Мой энтузиазм постепенно затухал под давлением однотипных задач. Специфика работы бизнес-аналитика в общих чертах такая: он выясняет требования заказчика к софту, анализирует, как наилучшим образом реализовать функционал, нужный клиенту, и формирует задачу для команды разработки. В моём случае было так: я общалась с директором насчет требований (так как это был больше внутренний продукт, «внешнего» заказчика тут не было) и описывала задачи дизайнерам и разработчикам. То есть: я готовлю задачу, отдаю её в работу — и начинаю писать требования для новой задачи. За 4 месяца такая работа превратилась в рутину, и с каждым новым описанием требований работа бизнес-аналитика переставала быть мне в радость.

Когда я думала, что такая работа — навсегда, меня накрывало грустью.

Вдвойне грустнее становилось от того, что на такой работе я оказалась не по стечению обстоятельств, а в результате целенаправленного приложения усилий.

11 лет школы, 4 года универа… И вот я снова стою на месте и не знаю, в каком направлении двигаться.

Как мне помогли те самые языки, которые «не моё»

Однажды учитель на курсах японского поинтересовался моими успехами в работе. Я рассказала о своей ситуации, о том, что думаю искать новую работу, но сама не знаю, какую. В ответ учитель поделился, что слышал о компании Alconost, куда время от времени берут интернов — стажёров общего профиля, без привязки к конкретному направлению. Так как я уже точно решила для себя, что бизнес-анализ — это не то, чем я хочу заниматься, предложение пойти интерном было для меня лучиком надежды.

Изучив на сайте, чем вообще эта компания занимается, я пошла в раздел вакансий. На странице не было чего-то необычного, кроме одной позиции: «Просто хороший человек». Требований на эту должность не было, суть вакансии тоже не была описана (сейчас описание, хоть и короткое, но есть. Если интересно, гляньте в анкете кандидата).

Сменить профессию я была настроена решительно, рекомендация преподавателя имела для меня вес, описание компании мне в общем понравилось — так что я откликнулась на вакансию без длительных раздумий.

Через пару дней меня пригласили на собеседование.

Самое необычное собеседование

Честно говоря, я даже не знала, как к нему подготовиться. Я правда не понимала, какую пользу компании, занимающейся локализацией ПО и игр, может принести условный «хороший человек».

На собеседовании я начала было рассказывать свою историю и о своих талантах, как делала это всегда: что учила в универе, какой опыт есть, какие курсы закончила. Когда я закончила свой рассказ, у меня спросили, чем мне нравится заниматься, что мне интересно вообще — без привязки к опыту, и что меня «драйвит».

Затем роли поменялись и мне начали рассказывать о компании: чем она занимается, какие продукты разрабатывают и как их планируют развивать, какие есть отделы и направления. У меня даже складывалось впечатление, что это я их собеседую, а не они — меня. В завершение меня спросили: «Что из рассказанного тебя привлекло больше всего и как ты могла бы помочь в улучшении этого?»

Меня привлекло сразу несколько направлений из тех, о которых мне рассказали. Казалось, я хотела бы попробовать себя во всём, от маркетинга до разработки. Примерно так я и ответила, только ещё перечислила пару конкретных вещей, которые я бы сделала в самое ближайшее время. Это были небольшие улучшения по сайту компании и пара моментов по функционалу одного из продуктов (мы ещё к этому вернёмся).

Уходя с собеседования, я раз за разом прокручивала в голове всё, что произошло. Это было не одностороннее собеседование, где механик отбирал подходящий винтик в свой механизм, а встреча для возможных деловых отношений, выгодных для обеих сторон. Ведь работа — это партнёрские отношение работника и компании, а собеседование — место, где стороны ищут точки соприкосновения и присматриваются друг к другу. Это выглядело таким ошеломительным и таким логичным одновременно.

Ещё не зная, возьмут меня или нет, я уже хотела начать делать то, что мы обсуждали в ходе разговора. Оставалось только дождаться их решения.

Скоро мне ответили, что меня берут.

Что делает «просто хороший человек»

Взяли меня как стажёра, который помогает в разных сферах и определяется, в какой из них ему интереснее всего будет прокачиваться. Мне нравилось, что можно не залипать на каком-то одном направлении, прежде чем хотя бы шапочно не познакомишься с остальными.

Вот небольшой список того, что я делала в течение первых месяцев:

  • настраивала интеграции с разными платформами,
  • ставила задачи разработчикам и тестировала результаты,
  • участвовала в создании макетов будущего интерфейса с дизайнером,
  • общалась с юристами,
  • доучивала Javascript, чтобы автоматизировать некоторые рутинные задачи менеджеров компании.

Каждый день был как приключение, когда не знаешь, чего ожидать сегодня. Я постоянно изучала что-то новое и искала информацию и знания, нужные в деле здесь и сейчас. Я поняла, что нашла место, где меня ценят не за образование и курсы, которые я закончила, а за результат выполненной работы.

После четырёх месяцев работы «универсального солдата» я начала больше втягиваться в развитие одного из продуктов компании, который меня заинтересовал ещё на собеседовании. Мне было интересно продумывать план его улучшения, прорабатывать функционал новых фич, думать над UX/UI в паре с дизайнером, взаимодействовать с командой разработки и видеть результаты нашей совместной работы. От переключений между разными типами активности я чувствовала скорее драйв, чем раздражение.

Похоже, я решила становиться менеджером продукта.

Продукты, над которыми работала и работаю

Возможно, вы могли подумать: о каком разнообразии продуктов можно говорить, если компания занимается локализацией? Отвечу: большое! Коротко расскажу о трёх из них, а если вас заинтересуют детали — пожалуйста, задавайте вопросы в комментариях.

Первым продуктом, в котором я поставила свою первую задачу, был сайт компании. Идеи по его улучшению, как вы уже знаете, я предложила ещё на собеседовании — и практически с первых дней мне дали возможность их воплотить. Я получила доступ к доске в Trello и контактам разработчиков в Slack: мол, здесь ставь задачи, здесь пингуй разработчика. Разве что позови глянуть задачу перед передачей в работу — ну а потом показывай улучшения уже в продакшене. Такой подход воодушевлял и подхлёстывал: ты видишь, что тебе доверяют, и хочешь оправдать доверие. На этом этапе мне пришлось познать многое, ведь даже самая простая, на первый взгляд, кнопка — это результат большой работы. Например, чтобы понять, где именно расположить кнопку заказа, какого цвета и размера она должна быть и с каким текстом — нужно разбираться в UX/UI- дизайне, психологии цвета, уметь пользоваться аналитикой, быть UX- писателем, понимать психологию поведения человека.

Вторым продуктом, развитием которого я занимаюсь до сих пор, стал Nitro — это сервис для быстрого и профессионального перевода коротких текстов. Он задумывался для разработчиков игр и приложений, которым нужно быстро и грамотно перевести пару строк к релизу на несколько языков сразу. Хотя на практике через него переводят и ответы службы поддержки, и контент для соцсетей, и личную переписку — в общем, много всего.

За последние почти три года мы ощутимо переделали Nitro. В той его версии, которой пользуются сегодня, осталось только несколько алгоритмов от старой. Хотя в использовании сервис был и остаётся очень простым, понадобилось много времени и стараний, чтобы сделать огромный механизм с большим количеством логики понятным и удобным.

Даже если взять хотя бы страницу оформления заказа в сервисе — она прошла через многократные этапы улучшений, чтобы в процессе работы с ней у человека не возникало вопроса: «так, а что мне делать дальше?»

Третий продукт, которым занимаюсь, — внутренняя система учета задач, финансов и сотрудников. На рынке есть платформы под такие потребности, но мы решили сделать кастомную, чтобы менеджеры любого отдела (помимо локализации, в Alconost делают видеоролики, озвучку, мультиязычную рекламу) тратили на рутинные задачи минимум времени и энергии, даже если задачи не вполне типовые. Из крупных фич, реализованных в нашей системе за последнее время, отмечу функционал учёта отпусков. Его мы заодно интегрировали со Slack: каждый день в 11:00 пальма-бот сообщает в общем чате, у кого день отпуска, а кто приболел.

Мне кажется, эта фича приносит нам в Alconost не только практическую пользу. Я бы сказала, что она помогает в создании корпоративного контекста, общего информационного фона, который предвосхищает вопросы вроде: «Почему Наташа со вчерашнего вечера не отвечает на моё сообщение?», при этом не требуя к себе активного внимания. Для Alconost это то, что нужно, ведь мы работаем удалённо и у нас нет условной «болтовни возле кулера».

Прошло чуть больше трёх лет с момента моего собеседования на вакансию «Просто хороший человек». Я успела попробовать себя в компании в разных ролях и поняла, что мне нравится создавать решения, которые решают проблемы других людей и делают их жизнь удобнее и проще — хотя бы чуть-чуть. Так что в роли менеджера продукта я чувствую себя на своём месте.

Мне кажется, что вакансия «Просто хороший человек» — стратегически верное решение, и мне повезло узнать о ней до того, как это стало мейнстримом :-)

Если дать человеку попробовать разное, то в процессе работы он сам поймёт, что ему ближе, и начнёт тянуться к этому. А когда человек занимается тем, что ему интересно и что он любит, он с огромной вероятностью станет хорошим специалистом в этой области. Я вижу, что от такого подхода выигрывают и сотрудник, и работодатель.

Мои выводы в помощь тем, для кого профессиональное самоопределение — больной вопрос

Вот в чём я убедилась на собственном опыте, вот что сработало для меня и, я верю, может помочь и кому-то ещё. Кто-то согласится с моими выводами, кто-то нет, для кого-то мои «открытия» — прописные истины, но я всё же рискну :)

  1. Не позволяйте стереотипным представлениям ограничивать ваш круг общения или интересов. Конечно, прокачивать какую-то одну тему, «копать вглубь» — это правильно, когда вы знаете, куда и зачем вы двигаетесь. Но пока вы не определились — не бойтесь «копать вширь». Не ограничивайте себя искусственными препятствиями вроде мысли: «программист, посещающий кружок живописи, это как-то странненько». Не запрещайте себе развиваться в каком-либо направлении, даже если оно на первый взгляд не вписывается в вашу профессиональную самоидентификацию. Проще говоря, не варитесь в собственном соку. Глядя назад, я понимаю: хотя к работе менеджера по продукту меня привела цепочка случайностей, моментом «Х» стали слова моего учителя по японскому языку. Если бы я, будучи студенткой мехмата, не решилась пойти учить японский, — возможно, моя карьера сложилась бы совершенно не так.
  2. Не бойтесь признаться себе, что вы ошиблись с университетом, курсами, профессией. Считаю ли я работу бизнес-аналитиком впустую потраченным временем? Однозначно нет. Опыт и знания бизнес-анализа очень помогают в работе менеджера продукта. Но пробовать новое никогда не поздно. Если не попробовать то, что действительно интересно лично вам, то мысль: «А вот если бы я рискнул(а) тогда, то какой бы была моя жизнь сейчас?» будет преследовать вас годами. Попробуйте быть честными перед самими собой. Сделайте хотя бы маленький шажок в сторону, которая кажется вам более увлекательной или более перспективной. Да, вам придётся начать почти с нуля, но у вас может быть много soft skills, подходящих для вашей будущей новой профессии. Возможно, вы готовы к работе мечты больше, чем вы думаете. Но не попробуете — не узнаете.
  3. Задумайтесь, точно ли осада карьерной лестницы — то, что полезно для вас сейчас. Перспектива побыть практикантом или стажёром может задевать самолюбие, особенно если уже занимал должности, название которых звучит солиднее. С одной стороны, ты будто бы «выше этого», ведь ты уже что-то знаешь и что-то умеешь. А с другой стороны — ситуация на рынке труда меняется, приоритеты и интересы человека — тоже, это нормально. Если вы всё же решаете остаться на нелюбимой работе — убедитесь, что вами движут рациональные причины, а не страх уязвлённой гордости.

Нет, я вовсе не хочу сказать, что опытному и востребованному специалисту нужно бросать любимую профессию и начинать с нуля что-то новое. Но если вы пока недостаточно опытны или недостаточно востребованы — подумайте, действительно ли так страшен для вас был бы такой поворот событий.

Какие вопросы я хочу задать вам

Какое самое необычное собеседование было у вас?

Что было моментом «Х» — триггером цепочки событий, которая в конечном итоге привела вас на текущую работу?

Каким профессиональным шажком — пусть маленьким, но отважным — можете гордиться вы лично?

Сколько лет вам было, когда вы поняли, кем хотите стать? Казалось ли вам когда-нибудь, что вы ошиблись с решением, и если да — как вы пробовали изменить ситуацию?

Спасибо!

P. S.

Пока писала эту статью, узнала: несколько коллег, с которыми я работаю все эти годы достаточно плотно, тоже пришли в Alconost просто как хорошие люди, а не на конкретную вакансию. Я даже подумать не могла, что вот эти ребята, которые, на мой взгляд, идеально «на своём месте» — ещё 3-4 года назад сами не знали, кем они станут и что будут делать. Наверное, всё дело в спонтанности и готовности действовать с полной отдачей даже при изменяющихся обстоятельствах. Так открываем для себя новые ветки развития, а с ними — и собственные таланты и способности, о существовании которых не подозревали.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Daniil Gladchenko
ставила задачи разработчикам и тестировала результаты

Жесть, вот так приходит человек с улицы без навыков и знаний и начинает «ставить задачи» и «тестировать». А потом становится менеджером и с ним приходится работать, а он выдаёт что то вроде «ребята, а мы можем без багов писать, сразу на чистовую?».

Ответить
Развернуть ветку
Жаналинов Ильяс

А че? Сложно? xD

Ответить
Развернуть ветку
Vitus vitus

Имея опыт, никогда бы ни для кого за зарплату не разрабатывал бы.Во первых труд тяжпленный чего то добиться крайне сложно.Если сто то разработаешь кому,с этого миллионы а ты зарплату а потом выкинут как использованный инструмент. Кого то делать миллионером ломая свою голову и вконце остаться в нищите,извините те господа работодатели,сами напрягайте свои головы.

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Вообще удивительно, сколько продактов развелось, солить можно уже в банках.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Романенко

И всё собирают лайки

Ответить
Развернуть ветку
Твоя мама

Ну не комментарии же им писать, Саша!

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Zatonskaya

Да, я тоже в Alconost писала, потому что у вас было "Напишите нам, если хотите с нами сотрудничать, ну или просто так" :) Вот уже лет десять просто так сотрудничаем :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vitus vitus

общение просто так ,ведь тоже плюс,развитие ума и речи.

Ответить
Развернуть ветку
Vitus vitus

если к определённой деятельности есть страсть,происходит развитие и достижения со временем,возможный успех.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Романенко

Всё это умничанье

Ответить
Развернуть ветку
Твоя мама

Саша, перестань паясничать

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Клочков

поймет только тот, кто работал бухгалтером)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Синицин

Очень любопытно. А ограничений по возрасту нет?

Ответить
Развернуть ветку
Diana Ivanenko

Здравствуйте. Ограничений по возрасту нет.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Синицин

Добрый вечер. А сейчас есть набор? Интересно приехать, пообщаться

Ответить
Развернуть ветку
Diana Ivanenko

Добрый день.
Заявки принимаются постоянно, заполнить анкету можно тут: https://alconost.com/ru/vacancy

Ответить
Развернуть ветку
Иван Баснивцев

Интересная статья и любопытная вакансия, все детально рассказано. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда