Шантажируют, чтобы лечиться бесплатно, и требуют особого отношения: пять горьких выводов о работе с блогерами
История ошибок клиники «Наше Время» — и уроков, которые мы извлекли, сотрудничая с блогерами.
Привет! Меня зовут Екатерина Очаковская, я детский реаниматолог, основатель педиатрической клиники «Наше Время». Открывая клинику, я старалась пригласить лучших врачей, и так получилось, что с самого начала среди наших пациентов было несколько публичных персон. Часть из них — блогеры.
Потом мы начали сотрудничать по бартеру с небольшими блогерами. К примеру, один выложил о нас пост и сториз в Instagram сразу после первого визита. А другие предложили размещение в обмен на конкретный набор услуг: расширенный детский чекап или разовая консультация у узкого специалиста. Это не принесло результата, поэтому я взяла паузу.
За время сотрудничества я сделала несколько выводов, которые будут полезны не только клиникам, но и всем компаниям, взаимодействующим с блогерами.
Дисклеймер. В этой статье я делюсь этими выводами. Статья получилась немного мрачной, но это только мой опыт. Ваш может отличаться. На этом пути я совершила несколько ошибок: не сразу расставляла границы, не отсеивала все неподходящие предложения и не интересовалась рекомендациями других предпринимателей. В итоге ошибки стали моими учителями и мне удалось перезагрузить стратегию сотрудничества с блогерами.
Чтобы не нарушать этику, я не называла имён и обобщала диагнозы в кейсах.
Вывод первый: эффективность рекламы у блогера не прогнозируема
Этот канал не всегда эффективен и не позволяет заранее прогнозировать результаты. Расскажу почему.
Влияние блогеров постепенно падает
Ещё 5 лет назад, когда этот канал был на пике эффективности, подписчики доверяли рекомендациям тех, за чьей жизнью следили в интернете.
Сейчас, когда блогеры выкладывают по семь рекламных интеграций в неделю, доверие снижается. И вместе с ним — эффективность рекламы. Чем меньше рекламы блогер размещает, тем выше конверсия.
Несмотря на это, рынок становится шире, и у рекламодателей зачастую просят не бартер, а оплату деньгами. Причём стоимость услуг блогера постоянно растёт и всё чаще превышает их реальную ценность.
Есть риск столкнуться с накрученными или полученными через гивы подписчиками
Несколько раз мы инвестировали в размещение впустую: блогер не приносил нам новых подписчиков. Наши затраты на зарплату врачам, расходники и препараты оставались не возмещёнными.
Потом мы начали проверять аудиторию блогеров с помощью сервисов-анализаторов, но они тоже не дают стопроцентной гарантии. По-прежнему есть шанс столкнуться с «пустышкой».
Следить за блогером — не значит доверять ему
Однажды мы заключили контракт на размещение по бартеру с блогером-миллионником, но от него не пришёл ни один пациент. При этом у блогера не было накрученных подписчиков. Думаю, проблема в том, что отличные охваты не равны доверию лидеру мнений.
Если пользователь ставит лайк красивой фотографии на фоне пляжа, это не значит, что он примет важное решение на основании экспертности блогера. А выбор врача для ребёнка — не то же самое, что поиск отеля или бытовой техники. Это действительно важное решение. Многих блогеров читают, но не всем доверяют.
Доверие к мнению блогеров без профильного образования снижается
Ещё два года назад родитель-блогер без медицинского образования мог формировать мнение подписчиков по вопросам здоровья, выбора лекарств, вакцинации. А теперь свои небольшие блоги заводят эксперты, они завоёвывают подписчиков благодаря своим знаниям. Блогерам-врачам в вопросах здоровья доверяют гораздо больше, чем блогерам без медобразования.
Вывод второй: некоторые блогеры идут на шантаж, чтобы получить бесплатную услугу
Понимая, как для компании важна репутация, некоторые идут шантаж. Приведу пример. Блогер после визита к нашему врачу предложил интеграцию в обмен на курс лечения. Мы отказали, после чего собеседник начал угрожать, что напишет о клинике негативный отзыв.
Ещё одна история произошла с крупной лабораторией, которая провела блогеру ПЦР-тест на COVID-19 и он оказался положительным. Он собирался на крупное мероприятие, поэтому результат теста был неудобен. Блогер написал пост, обвинив лабораторию в недостоверности анализа.
После этого компания пошла на поводу у блогера и отозвала результаты ПЦР-теста. Эта история шокирует тем, что блогер может манипулировать крупной лабораторией и подменять правду.
Вывод третий: компании трудно восстановить репутацию после негативного поста блогера
Недавно видела в соцсетях гневные посты блогера: во время доставки мебели ей забыли привезти комплектующие. Когда подобные инциденты случаются с клиентами без миллионной аудитории, компания может тихо извиниться и исправить ситуацию.
С блогером это невозможно: любая ошибка может быть вынесена в публичное поле. Причём дискутировать на равных не получится: как правило, у сервисов не такая большая аудитория, их аргументы не дойдут до подписчиков блогера.
В таких ситуациях компании связываются с недовольным клиентом и просят его удалить пост в обмен на компенсацию. К примеру, на бесплатный отдых в загородном клубе на неделю с семьёй. Если удаётся договориться, блогер удаляет публикацию и реабилитирует компанию перед подписчиками. Но кто-то из них увидит только старый пост или не поверит в искренность нового. Полностью восстановить репутацию очень трудно.
Вывод четвёртый: приготовьтесь, что от вас будут требовать особого отношения
Некоторые блогеры игнорируют расписание врачей и просят их немедленно приехать к ребёнку. Им не важно, что к доктору уже записаны другие пациенты или у него выходной. Они часто требуют к себе особого отношения и немедленного удовлетворения их потребностей.
Маркетолог крупной сети клиник рассказывала мне, что ей приходилось быть на связи с блогерами 24 часа в сутки. Если она не успевала ответить на звонок и сразу же записать на визит к врачу, на неё обрушивалась гневная тирада.
Когда подобный инцидент произошёл в нашей клинике, мы аккуратно завершили работу с блогером. Считаем, что грубить сотрудникам клиники неприемлемо. Частная медицинская организация имеет право отказать в помощи, если ситуация не экстренная.
Многие сетуют на сервис в России и ссылаются на Европу, где он, по их мнению, лучше. Но это не так: если во Франции клиника работает до 17:00, пациент не сможет записаться на 18:00, даже если он — очень важная персона. Хороший сервис и потребительский терроризм — не одно и то же.
Считаю, что условия должны быть едиными для всех пациентов. Тогда помощь получат все — вне зависимости от статуса.
Вывод пятый: эффективнее сотрудничать не с миллионниками, а блогерами с подходящей аудиторией
После нескольких негативных инцидентов с блогерами мы стали тщательно подходить к выбору каналов для продвижения. Соглашаемся на бартер только с теми, кто искренне хочет помогать нашей клинике. Стараемся работать именно на бартерной основе.
Рассматривая предложения блогеров, мы обращаем внимание на два критерия:
- Уважительно ли он относится к людям
Чаще всего пренебрежительное отношение проявляется уже при первом общении на ресепшн. Либо обратную связь даёт врач, который вёл осмотр.
- Придерживается ли блогер здравого смысла в вопросах здоровья ребенка
Когда мама лечит ребенка непроверенными препаратами по совету подруги, игнорируя назначения врачей, и транслирует это своей аудитории, — скорее всего, нам не по пути. Мы хотим рассказывать о клинике нашей целевой аудитории: родителям, которые верят в науку и критически оценивают назначения с недоказанной эффективностью.
На блогера часто подписываются похожие на него люди. К родителю, который ответственно относится к вопросам здоровья ребёнка, взыскательно относится к выбору врача и не верит в «волшебную таблетку от иммунитета», приходят близкие по духу люди.
Главные уроки, которые мы извлекли, и как изменили стратегию работы с блогерами
Рынок рекламных услуг в соцсетях постоянно меняется. Например, 5 лет назад размещение у блогера могло привести 5 тысяч подписчиков, а сейчас конверсия в 10 раз меньше. При этом стоимость сотрудничества с блогерами повышается. Из-за трансформаций на рынке ошибки неизбежны. Главное — вовремя их осознать и извлечь уроки.
Если бы я заново прошла этот путь, изменила бы два аспекта:
- Подходила бы к выбору сотрудничества с блогерами более избирательно. Например, на первом году работы мы отсеивали 70% обращений, а на втором уже — 95%.
- Сразу выставляла бы границы. Я поняла, что это необходимо, и начала чётко обозначать наши правила работы — единые для клиентов любого статуса. К примеру, один блогер требовала, чтобы мы сделали вакцинацию её ребёнку на дому. Мы объяснили ей, что это противозаконно и небезопасно, поэтому мы не готовы на это пойти ни при каких условиях. Транслируя собственные правила, можно избежать манипуляций.
Требования сиюминутно принять пациента, невзирая на график, и грубость к сотрудникам — это серьёзное эмоциональное насилие по отношению к команде. Новый подход к сотрудничеству с блогерами помог нам прийти к спокойной и слаженной работе без эмоциональных качелей. На мой взгляд, это большое достижение.
Большинство блогеров, которые к нам приходят — ответственные родители, которые выбрали клинику доказательной медицины осознанно. Когда так случается, это сотрудничество — самое эффективное. По их рекомендации приходят такие же осознанные и ответственные родители.
Вам нужно было всех шантажистов записать на камеры, аудио и начать шантажировать, если бесплатно не будут выкладывать рекламу, то вы испортите им репутацию. Убей или умри )
Надеюсь вы просто шутите)
Да никто не шутит, блогеров бы сейчас бояться, когда есть рекламный бюджет и хороший PR-щик, наоборот можно на таких хаях кататься в медийном пространстве. Создавайте свой личный бренд и клинику распиарите, и инструмент давления (борьбы за "правду") будет.
Да ладно уж) что ты пытаешься объяснить?) у них все выводы сводятся к одному: «мы брали рекламу по бартеру у всех подряд и толком ничего не анализировали».
О Боже! Оказывается бывают накрученные подписчики! Представь что с ними будет когда они узнают про процент вовлеченности аудитории, и научатся анализировать подписчиков.
О Боже! Без профильного не так верят!
О Боже! Инфлюенсеры не так сильно «инфлюенсят», как везде на заборах об этом пишут.
Ну просто, владельцы поддались всеобщей истерии. Решили что им надо блогеров, потому что у всех есть. Это нормально, они не обязаны знать всё. Им нормального маркетолога надо, советами не помочь, а то еще что-то натворят.
Все счётчики накручены!!!!
Траф налит!!!!
О чём вы сокрушаетесь?????
Нет у них ни каких подписчиков и никаких вариантов влияния!!!
Кто их читает???? - Никто!!!!!!
Вы вообще не в том месте переживаете за свою клинику!!!!!
У части блогеров есть и реальная аудитория, и влияние и заработанное доверие подписчиков. Моя статья как раз о том, как отделить одних от других, и о тех ошибках и сложных случаях, с которыми сталкивалась я, мои коллеги или заметные фигуры в отрасли.
Покажите мне не накрученных блоггеров ? Ботами Гивами и переливами ? Аудитория на 70-80% Мусор. Недавно крутил трех тиктотекрш по 6000-8000 баксов за месяц на каждую в течении 6 месяцев. Щас вывел их аудиторию до 650 - 700 К подписоты мусорной. Щас жму их по батло-донатам и загнал их в англ помойки так как достало имитация донатов чтоб греть лохов. Так как возня с переводами это комиссии до 20% Но невозможно не носителей греть посему щас ищу в работу только носителей языка и только фитнес колбасной внешности.
Инста еще хуже по моему опыту! Это тупо Стон понтов и лжи ради 1000 баксов )))
Эти обстоятельства - Прямо заставляют вернуться к продюсированию метража в Ютуб .
На чём-то крутили трёх тиктокерш? Можно видео?
Ну так понятно же - на кожаном урале.
В том же Ютубе можно триста тысяч органично набрать. А местами и пятьсот
Екатерина, а можете сказать из вашего богатого опыта какая в среднем конверсия у блогеров? Скажем сколько процентов от посмотревших ролик на Ютьюб переходят на сайт рекламодателя по ссылке в описании? Ну или аналогичные данные из Инстаграма. Спасибо.
Отделить одних от других , технически не возможно!!!!
В этом вся суть !!!
Интернета!!!
Всё-таки сегодня очень многие люди начинают свой день, просматривая ленту инстаграма. Инстаграм такой канал, что его не проигнорируешь.
Я по обратной связи знаю, что наши пациенты читают посты о здоровье детей в аккаунте клиники.
И среди инста блогеров есть много хороших аккаунтов: медицинских, от настоящих врачей, ведущих просветительскую работу. Есть много ответственных блогеров, которые рекомендуют только то, что проверили и чем пользуются сами. Есть и разное, конечно.
"Инстаграм такой канал, что его не проигнорируешь" - так можно сказать про Гугл и Ютуб, но Инстаграм игнорируется легко.
Эбсолютли
"сегодня очень многие люди начинают свой день, просматривая ленту инстаграма". Екатерина, за МКАДом жизнь тоже есть, держу в курсе. Там задачи у людей с утра часто поважнее, чем листать инсту. По-быстрому привести себя в порядок, детей в сад отвести, скотину покормить, машину привести в чувство на морозе и т.д.... Но это не ваша ЦА, да.
Комментарий недоступен
Вы как то про лечение детишек меньше пишете, чем за инсту топите????
Ушки кажется стали отростать и вылазить …… ??))
à la guerre comme à la guerre
Kozyrnul na latinice tak kozyrnul. Google translate v shoke.
Это не шутка и вообще очень лайтовый вариант, если вспомнить хотя бы про Тинькова и "Немагию", не говоря уже о том, о чем "не рассказывают по телевизору"...