Почему я не делаю бесплатные тестовые
Не знаю, как другие дизайнеры, но по себе могу сказать – примерно 20% заказчиков, на чьи задачи я откликаюсь, предлагают выполнить мне тестовое задание. Моя позиция по этому поводу четкая – бесплатные тестовые я не делаю. И сегодня постараюсь объяснить, почему.
Конечно, заказчика тоже можно понять – он первый раз собирается работать с дизайнером, и должен знать, что исполнитель точно справится с заданием. Особенно, если сроки горят, и на счету каждый день. А если на задачу пришло 10-20 откликов, то платить каждому за тест – так можно и разориться. Да и на оплату тестовых уйдет больше денег, чем на выполнение самого задания.
Да, это все верно. Но чем парирую я:
· У меня довольно богатое и разнообразное портфолио. Там есть примеры и по сайтам, и по графическому дизайну, и по иллюстрациям. И всех – по несколько штук. Если вы не можете оценить качество моих работ по портфолио – это странно.
· Вы не знаете, сколько времени я затрачу на вашу задачу? Это можно спросить – я не кусаюсь. И обозначу ориентировочно сроки и начало работ. Плюс ко всему – я всегда на связи и могу сориентировать по прогрессу.
· Боитесь, что я пропаду с предоплатой? Во-первых, перед началом работ мы заключаем договор. Во-вторых, в моем портфолио на Behance есть достаточно крупные клиенты. При большом желании можно связаться с ними и узнать, действительно ли я выполнила для них все эти проекты.
· Все равно опасаетесь, что я не справлюсь? Окей, мы можем заключить начальный договор на небольшой объем работ. Например, отрисовать первые 3 экрана сайта. Естественно, я не исключаю возможности, что мы не сработаемся – по самым разнообразным причинам. Поэтому можно подстраховаться и выполнить работу на небольшом участке, а затем уже заключить договор на остальную часть работ.
Почему для меня бесплатные тестовые – это зло?
Минутка возмущения. Когда меня просят сделать бесплатный тест, я недоумеваю. На любую задачу я трачу время. И так как я не начинающий дизайнер, который только набивает руку, мое время дорого. Мне не нужны бесплатные работы «для портфолио», у меня их достаточно. А если, например, мне пришлют 5 тестовых? Я должна буду впустую потратить пару дней?
Вы же не просите повара в ресторане сделать вам тестовый кусочек стейка. Или маляра – тестово покрасить одну стену. Вы обращаетесь за услугой к профессионалу – и он только недоуменно посмотрит на вас, если вы предложите сделать тест.
Когда я могу взять тестовое
Да, такие ситуации редко, но бывают. Итак:
1. Когда задание оплачивается, исходя из моей почасовой ставки.
2. Когда у меня мало опыта в данной сфере, а проект интересен.
3. Когда проект ну очень крутой, и я просто мечтаю в нем поработать, несмотря ни на что.
4. (иногда) Когда задача не очень объемна, и у меня есть свободное время.
В любом случае я не берусь за тестовое, если оно займет у меня больше пары часов, или я не уверена, что заказчик не будет дальше использовать его в своих целях. И я всегда защищаю свою интеллектуальную собственность – например, для бесплатного тестового не выгружаю исходники сайта в Фигме, а баннеры, презентации и другой графический дизайн защищаю водяными знаками. Если это тест – то заказчику не составит труда оценить мой уровень по таким макетам.
Лена против бесплатных тестовых в принципе?
Важный момент – выше я говорила только о своем отношении к бесплатным тестовым. Впрочем, множество дизайнеров middle- и senior-уровня будут со мной солидарны. Что касается новичков – тестовые даже могут быть им полезны. Это хороший способ пополнить портфолио, набить руку и развить скиллы. И все же, с высоты своего опыта, позволю себе дать новичкам пару советов:
1. По возможности, беритесь за те тестовые, которые будут вам реально полезны. Если в вашем портфолио 100500 рекламных баннеров разных стилей, брать еще один баннер на тест – странно и нерентабельно.
2. Убедитесь, что ваша работа не будет использоваться, если вы не пройдете по результатам тестового. Ушлые заказчики используют тесты для сбора идей или даже бесплатных работ. Например, я бы насторожилась, если бы меня тестово попросили отрисовать афишу предстоящего мероприятия или провести полный визуальный аудит сайта.
3. Тестовое на то и тестовое, что его выполнение не должно отнимать больше времени, чем работа. Задания, которые занимают целый день, априори не могут быть бесплатными.
Вместо заключения
Я уже предвижу шквал несогласных комментариев: «А вот крупные компании – они целые тендеры устраивают и по несколько тестовых дают. Да дизайнеры бьются за возможность быть среди их подрядчиков!»
Опять же – я высказываю здесь только свое мнение. Вы можете подумать над ним, согласиться или нет. У всех разные пути и разные приоритеты. Для кого-то главное – возможность поработать с крупной компанией и потом разместить заветный кейс в своем портфолио. И такие специалисты ради этого готовы и биться с другими дизайнерами, и делать несколько этапов бесплатных тестовых. Это не плохо – это просто другой путь.
Для меня проще и удобнее работать с клиентами, которые оценивают меня по портфолио и по личному общению во время обсуждения задачи. Да, кстати, я не совсем уж жадина и всегда готова накидать несколько идей во время обсуждения. Просто дизайнить их не буду.
Как всегда, готова к комментариям и обсуждению. Было бы интересно послушать и заказчиков, и специалистов. Вопрос к заказчикам, которые настаивают на бесплатных тестовых: действительно ли так сложно оценить исполнителя по портфолио? И вопрос для дизайнеров: часто ли вы соглашаетесь на бесплатные тестовые, и вообще, как к ним относитесь? Очень жду ответов!
Длиннющий текст который можно заменить фразой «баланс спроса и предложения решает». Дефицит заказов - делаем тестовые. Много заказчиков - не делаем ибо можем себе позволить. Всё
Зачем, если заказов дефицит? Дед, проснись, уже утро )
Дефици́т (лат. deficit «недостаёт», deficio «нищать, беднеть») — недостача; недостаточность чего-либо. Антоним понятия профицит.
Вы там бухие
Вообще да, но в данный момент да
Заказов мало (дефицит) — свободного времени много. Можно и тестовые поделать. Ежу понятно.
Ты под чем, дружище?
Если вы Ёж, тогда с вами все понятно. Если заказов "дефицит", это значит, что вы либо не продаетесь и в таком случае время нужно уделить продажам, либо услуга не востребована на рынке и вы предлагаете в этих случаях сидеть, тратить время и делать бесплатные тестовые задания... Нет, чтобы развиваться, искать новые направления, вы хотите настойчиво делать тестовые. Вы точно Ёж 😂
Чувак, выполненное тестовое — лучший способ продать свою экспертизу потенциальному работадателю. Ну, здесь у нас, в RL. Поэтому когда заказов мало, есть смысл делать тестовые — продавать себя, чтобы заказов стало больше.
Ты явно под чем-то, бро
Во-первых, вы ушли от диалога, мы говорили про дефицит. Во-вторых, вы не экспертизу продаете, экспертиза ваша заказчику нафиг не нужна.
Так, ладно... Чувак, я тебя давно тут наблюдаю, и в основном ты адекватный. Но пара эксцессов таки была, я видел. Поэтому давай-ка на этом закончим этот диалог. Ты явно не в духе или говна въебал, или ещё что, но сегодня ты не в адеквате.
Потом ещё как-нибудь потрындим. На другие темы
Направление к психиатру у вас есть.
Не есть, а было. Когда медкомиссию проходил в последний раз. Но это было очень давно
Держи норкомана!