{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

О стартапе после 45

Считается, что стартапы — удел молодых. Мой пост о том, как в возрасте «элегантности» начать новое предприятие.

Если быть совсем честной, то самый первый мой "бизнес" случился сразу после появления закона "О кооперации" в 1989 году.

Правда, тогда это все закончилось покупкой патента в райисполкоме, а кооператив я решила не создавать.

После этого у меня много чего было: и недвижимость, и журнал я издавала, потом торговля (куда же без нее), потом своя фирма такси — в общем, по найму я работала не более двух лет за всю свою жизнь.

Но все бизнесы были малые, приносившие доход семье, однако требующие радикально иного подхода и иных финансовых вложений для перехода хотя бы на уровень среднего.

Но самое главное, что в какой-то момент мне все это надоедало и возникал классический синдром выгорания. В итоге я продавала очередной бизнес, чтобы заняться чем-то еще.

Из активов у меня всегда было умение продавать — все, что угодно: от идей и фирм до самолетов или домов. И художественное образование, полученное еще при Советском Союзе и невостребованное уже лет 20 к тому моменту.

В итоге к 2013 году, когда меня уже тошнило от очередного низкомаржинального малого бизнеса, я случайным образом оказалась на керамическом предприятии, которому требовалась раскрутка.

Ну, большие бизнесы я строить не умею, а вот эффективно работать в условиях ограниченных средств и вытаскивать предприятия из говна — это пожалуйста.

Тем более, что в эпоху интернета настроить продажи — легче простого. Это вам не конец 90-х начало 2000-х, когда есть только желтые страницы и методики тупого обзвона в сочетании с листовками по подъездам. Нет, конечно, были еще выставки и реклама в СМИ, но где это все и где малый бизнес?

В общем, я согласилась и начала изучать вопрос. У меня ушел примерно год на их раскрутку, для чего пришлось погрузиться в тему архитектурной керамики, коей занималось предприятие, а также плотно изучить SEO.

И все удалось, я их вытащила, сделала им сайт, продвинула его в топ поисковиков. Пошли крупные продажи, предприятие задышало... И меня сразу же уволили за плохой характер.

Но к этому моменту я уже влюбилась в керамику, я не только хотела ее делать, но и ясно представляла себе, что именно я могла бы предложить рынку (к слову, это и была основная точка преткновения с хозяином предприятия). Но самое главное, что я знала объем этого рынка!

А вот чего я совсем не знала, так это технологию производства керамики. Вернее, знания мои были очень поверхностными, хотя наверняка они были глубже, чем у обычного человека — все-таки я поработала немного на производстве и чего-то там видела, изучила теорию в определенном объеме, знала, что глину обжигают и что этих глин 100500 видов.

Ярость от несправедливого увольнения требовала выхода. И я решила создать свою керамическую мастерскую и отнять у обидчиков долю рынка.

Как скажет любой состоявшийся предприниматель, начинать надо всегда с организации продаж. Поэтому первым делом я сделала сайт и занялась его продвижением. В планах было выйти на первые продажи примерно через год.

Спойлер: первый заказ мы получили через полгода, второй через 9 месяцев, а через год поток заказов стал постоянным и стабильным.

Но проблема технологии оставалась открытой. Тут я вспомнила, что мой бывший однокурсник занимается керамикой и, более того, он член МСХа по керамике и вполне состоявшийся художник-керамист. И я поехала к нему.

Он не воспринял идею с моим энтузиазмом, заметив лишь, что "увы, но это сейчас никому не нужно". Однако согласился принять участие в предприятии и стать партнером в качестве технолога.

Встал вопрос о помещении. Я давно в бизнесе и знаю, что аренда — зло, вымывающее все запасы. А любой бизнес подвержен колебаниям доходности. Поэтому сначала мы решили, что будем дислоцироваться в мастерской технолога.

Самое сложное на этом этапе было сломать в мозгах инерцию мышления — я привыкла к огромным площадям первого предприятия и мне было очень неловко принимать потенциальных заказчиков в этой небольшой мастерской.

Еще двумя партнерами стали мой супруг и его приятель, который очень хотел заняться чем-то полезным и новым, а также готов был внести какие-то деньги, если они понадобятся.

Итак, у нас команда из четырех человек, каждый из которых делает свою часть.

Я занимаюсь продвижением, продажами и проектированием, технолог отрабатывает технологию под наши цели и обучает двух остальных партнеров всем необходимым навыкам. А они делают непосредственно плитки, которые затем обжигаются в печи, расписываются мной (привет, художественное образование) фотографируются и ставятся на сайт.

Но ничего не получалось. Плитки получались некрасивые, рисунки все расплывались, глазури ложились не так, и все это выглядело, как детские поделки и крайне непрофессионально. В общем, беда. Мне это было стыдно продавать. И я совсем не этого хотела.

Технологу же все нравилось и он искренне считал, что все отлично получается. И, конечно, назревал конфликт, тем более, что к своим печам он никого не подпускал, а мои предположения о причинах таких убогих результатов отметал, как глупые.

Поэтому мы приняли решение купить свою печь и переоборудовать первый этаж своего дома в мастерскую. И сделали это.

Можно очень долго рассказывать все перепетии освоения технологии: как я изучала учебник Миклашевского, как мы перебирали глины, пытаясь найти оптимальный состав для наших целей, как мы осваивали глазури, как мы боролись с печью, которая не давала равномерные температуры в камере и поэтому внизу ее был недожог глазури, а наверху пережог.

Как на фоне неотработанной до конца технологии пошли заказы и мы их делали, переделывая по многу раз и оттягивая сроки. Как мы открывали печь и видели там полностью полопавшуюся заказную плитку или пузыри на глазури абсолютно всех деталей камина.

Как через некоторое время к нам стали приходить мастера и художники, как каждый из них стал приносить свои технологии, связи и знакомства. Которые мы с радостью применяли, чем расширяли диапазон возможностей своей мастерской.

Как мы вышли на Строгановку и там моего мужа научили гипсомоделке. Как заказы стали поступать из-за рубежа и мы начали отправлять свои работы в Европу.

Как в 2019 году к нам присоединились наши сыновья и сейчас мастерская имеет в своей основе семейный костяк.

Итог всей этой истории — действующий бизнес, который не вызывает выгорания, несет стабильный доход, но самое главное — потрясающую самореализацию.

А в прошлом году мы купили собственное большое помещение, в котором утроили основные мощности.

Сейчас у нас в мастерской семь печей разных размеров, куча дополнительного оборудования и работает 10 человек. Объем заказов не сокращается, и иногда я веду до 20 объектов одновременно.

В 2015 году, когда я приняла решение открыть свою мастерскую мне было почти 46 лет. И честно сказать, я жалею, что так долго занималась какой-то ерундой и не начала заниматься керамикой раньше.

Наши работы и наш сайт:

Друзья, на все вопросы по экономике своего предприятия я отвечаю в следующем посте "Как сделать бизнес доходным"

0
287 комментариев
Написать комментарий...
Alex K

Прочёл с удовольствием! Очень верю в переквалификацию продажников/маркетологов в ремесленников. И продукт обладает ценностью, если руки не из жопы, и есть навыки для его успеха на рынке. Идеальное сочетание, имхо. Даже жаль, что у меня самого руки как раз из того самого места. Успехов вам!

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Благодарю. :)

Ответить
Развернуть ветку
284 комментария
Раскрывать всегда