{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

«Научим всему с нуля»: как устроено обучение в IT-компаниях

Сейчас многие стремятся получить профессию в IT и идут к ней разными способами. Прежде чем получить первую полноценную работу тестировщиком, я прошел через несколько компаний, которые обещали «всему научить с нуля». Хочу на своем опыте рассказать, как отличить хорошее обучение от плохого и не потратить время зря.

Привет! Меня зовут Денис, и сейчас я работаю тестировщиком в компании Distillery, которая разрабатывает мобильные и веб-приложения. Я попал сюда почти год назад после долгих (и в большинстве своем неудачных) попыток найти свое место в IT, пройдя обучающие курсы в компании.

Мой опыт с курсами и стажировками

В университете в Таганроге я учился на разработчика: сначала все шло неплохо, но свободная студенческая жизнь меня подкосила, и в итоге меня отчислили. Поскольку опыта в IT у меня не было, я долго работал не по профессии — но идея попасть в разработку не покидала, и я периодически двигался в этом направлении. Например, я стажировался в одной из местных IT-компаний, в которой предлагали обучение с возможностью трудоустройства. Они не требовали профильных знаний и обещали всему научить.

Стажировка оказалась полноценной по занятости (5 дней в неделю с 9 до 18) и неоплачиваемой. Я рассчитывал погрузиться в новую специальность и оставил оплачиваемую работу ради этой возможности, но обещанного обучения не случилось: я приходил, делал какие-то небольшие задачи, укладывался в сроки, но навыки не усваивались, потому что к очередному дедлайну уже нужно было изучить новую тему — знания не успевали укладываться в голове. Каждый этап стажировки заканчивался экзаменами, и после четвертого мне вежливо отказали в дальнейшем обучении, сказав «Ну, ты главное не бросай». Но мысли об IT-сфере все-таки пришлось оставить: сидеть без зарплаты накладно.

Снова к IT я пришел, когда начался карантин: я вернулся к самообразованию, прошел онлайн-курсы. В начале 2021 года я по совету друга пошел на курсы тестировщика в компании Distillery. Здесь тоже никто не гарантировал трудоустройство после обучения, но я все же решил попробовать. С февраля по апрель я прошел обучение, а в мае меня все-таки взяли как начинающего специалиста посмотреть, как я буду справляться с реальными задачами. Я стал работать под началом более опытного тестировщика над американским проектом — платформой, которая позволяет через один сервис управлять всеми подключенными социальными сетями. Но через месяц моя наставница ушла из компании, и проект достался мне (сперва в формате испытательного срока). Так что больше полугода я работаю самостоятельно.

Как выглядит хорошее обучение в компании

В Distillery, где я потом остался работать, курсы тестировщиков состояли из двух занятий в неделю в течение двух месяцев. Обучение вел глава QA-департамента или его коллеги по лекциям и презентациям, которые они сами и подготовили. Курсы состояли из введения в работу тестировщика, теории, практических задач и каких-то дополнительных навыков (например, нам советовали на будущее, как проходить собеседования в компаниях).

Если сравнивать разные стажировки, на которых я был, могу сказать: очень важно, чтобы преподаватели уделяли вам время и давали обратную связь. Курсы не заменяют самообразование, но должны дополнять его. Мне кажется, что хорошее образование внутри компании — то, которое помогает вам самостоятельно учиться. Сейчас практически любую информацию можно найти в интернете, но придется потратить много времени, чтобы продраться через все лишнее и почерпнуть нужное. Хорошо, если наставники готовы дать полезные материалы (теорию, практические задачи) — это сильно сэкономит ваше время.

Как распознать плохое обучение

Сейчас много компаний предлагают обучить всему с нуля, нужно только пройти их бесплатную стажировку длиной в неделю/месяц/два месяца. Люди, которые откликаются на такие предложения, оказываются в уязвимом положении, потому что никто не дает им гарантий трудоустройства (это нормально, если все заранее в курсе) и при этом чувствуют себя обязанными.

Из своего опыта и опыта знакомых у меня сложилось впечатление, что IT-компании часто набирают в обучение сразу много людей, чтобы найти среди них редких самородков, которых и учить толком не нужно — достаточно немного натаскать и сразу нанять. При этом нанимают их на невысокую должность с минимальным окладом под предлогом, что в их обучение вложили ресурсы. Все остальные участники по сути просто тратят время.

Для себя я определил, что стоит насторожиться, если:

  • Наставник не вовлечен в ваше обучение. Понятно, что у преподавателя есть свои дела в компании, но если он занимается стажерами по остаточному принципу, вряд ли для участников процесса будет польза. Если наставник готов только дать задачу и потом проверить результат, ничего не объясняя, возможно вам будет проще учиться самостоятельно.
  • Вам дают необработанную информацию. Польза от взаимодействия с компанией в том, что вам могут дать нужные знания без воды. Если в вас просто кидаются ссылками на открытые данные, с которыми вам нужно разбираться самим, это тоже не слишком эффективно.
  • Обучение в большой группе и слишком длинное. Если компания набирает 50 человек на два месяца, скорее всего это та самая история, когда курсы создаются ради поиска «дешевой рабочей силы». По моему опыту в таких группах вряд ли получится прокачаться эффективнее, чем при самостоятельном обучении.

Напоследок

Вопрос «Как войти в IT?» актуальный, поэтому хочу дать несколько советов. Кому-то этот список может показаться банальным, но он может быть полезным тем, кто (как и я) не оказался в разработке сразу после универа:

  • Возраст — не помеха для обучения новому. Знаю, что для многих это камень преткновения, но я свою первую работу в IT получил в 31 год.
  • Не бросайте основную работу ради призрачной надежды на попадание в технологическую сферу. Совмещайте. Таких желающих на одно вакантное место много — не факт, что именно вы тот самый счастливчик.
  • Регулярно уделяйте время обучению и самообразованию. Важна именно регулярность: стоит заниматься каждый день, хотя бы по полчаса. Главное — не дать мозгу закиснуть и смотреть за трендами, потому что IT развивается быстро.
  • Не отчаивайтесь, когда чего-то не знаете. На начальных этапах это нормально: лучше принять этот факт и спокойно пытаться разобраться в непонятном (в том числе самостоятельно).
  • Будьте готовы, что путь может занять много времени. Как невозможно привести себя в форму «к лету», выучить английский «за час», так невозможно попасть в IT «за месяц».
  • Не опускайте руки после неудач (они точно будут). Ставьте конкретную цель без сроков и дробите её на маленькие, чтобы чаще получать удовольствие от достижения результатов.

Будет интересно почитать про ваши впечатления от такого обучения, если вы с ним сталкивались, и про отношение к неоплачиваемым стажировкам.

0
251 комментарий
Написать комментарий...
Sam Beckett

Никого не хочу обидеть, но лично мое наблюдение, что вот эти "вайтишники" - главная боль индустрии сегодня. Мы периодически хантим людей на начальные позиции разрабов, и вот я на этих вайтишников вдоволь насмотрелся.
Я не могу сказать что все плохи, но тенденция ужасающая.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Dubrovin

Чувак, почему ты пытаешься делить людей на классы (с дипломом, без диплома). Людей можно оценивать только по навыкам, любые попытки регулировать отрасль по бумажкам ведёт к ее "вырождению", тем более вузы не успевали/ют за рынком. Братья Дуровы, Бухманы, Цукерберг, Бутерин либо не имеют профильного образования, либо не получили диплом.
Если ты такой крутой программист, что тебе мешает в течении короткого времени оценить человека. В целом мысли похожи на обычного начальника отдела госкорпорации и я хотел бы посмотреть, как ты брата Дурова интервьюируешь и спрашиваешь его справку из реестра инженеров.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Dubrovin

Да конечно. Нормальным командам плевать на дипломы, главное навыки и реальное портфолио. И топовые руководители знают, что много интересных сотрудников можно найти в смежных специальностях: физики, математики, есть самоучки с дества. Это и есть признак хорошего руководителя и менеджера.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Dubrovin

Хорошие кампании сами проводят отбор таким образом, чтобы кандидаты удовлетворяли их требованиям. Они берут на себя ответственность. А вот в ситуации когда вы просто требуете справки у кандидата, значит вы перекладывает ответственность на ВУЗ/справочную и тд

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Dubrovin

Ух, вот это тяжёлая артиллерия. Я просто не люблю бюрократов и бумажки, не в обиду сказано. Пойду лучше дальше про нейронные сети читать)

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov

Проблема в том, что реальные знания и навыки подменяются лютой бюрократией. В том числе благодаря такому стандарту. Им сказано, что нужен сотрудник с профильным образованием, то есть тупо корочкой. Бюрократам не будет важно, каким именно образом и где эта корочка была получена. Студент 4-5 лет протирал штаны в убогом заштатном вузе, пил пиво с водкой, "покупал" экзамены, и ему выдают корочку при околонулевых знаниях. В это время адекватные выпускники с образованием и самоучки устроятся в топовые коммерческие компании с прицелом за релокацию за границу. А кто останется в России с формой допуска к гостайне? Тот, кому заграница и так не светит по знаниям и зарплате?

Вот, например, "Марс" ищет сотрудника с корочкой, но умение программировать от него по сути не требуется: https://spb.hh.ru/vacancy/44813002 Как он будет разрабатывать алгоритмы и логику работы, если он не умеет программировать? Это ли не позор госсистемы и системы образования?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Харламов

Исключения не подтверждают правила, и ребята эти, считай, закончили экстерном обучение, а быдло кодер с курсами от Гик брейнс где их учат примерно такие же "спецы" знаний получили совсем немного, а дальше, как тут уже писали" я в пожарные пойду, пусть меня научат".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Akim Glushkov

Я вижу смысл в лицензировании и образовании в подтверждении единообразия и понимания одного и того же языка с собеседуемым. То есть будет единое понимание паттернов, когда говорим о мапперах, адаптерах, точках вхожа и прочему. Чем более сложны системы, тем более обширен должен быть и круг знаний и базы к человека. Чем тратить время и деньги на обьяснения я получаю косвенное подтверждение того, что собеседуемый это знает и умеет.

Детали уже будем узнавать из личного общения и испыталки.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Я не согласен. Я с удовольствием рассматриваю джунов без опыта работы, потому что я тоже когда-то был джуном без опыта, но с горящими глазами и кучей домашних проектиков. Ну и опять же, у меня есть опыт найма таких джунов, которые в последствии вырастали в очень хороших специалистов.
Но тенденция такова, что сейчас на вакансию джуна приходят в основном мамкины вайтишники с запросами от 100к после курсов говногикбрейнса, которые уверены что в C# есть множественное наследование классов (это пример из жизни, недавний)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

В некотором смысле да - до кода мы еще даже не дошли. Но собеседуемый рассказал мне как это должно выглядеть - public class Foo: Bar1, Bar2
Причем мои наводящие вопросы в самом начале типа "значит в C# все-таки есть множественное наследование классов?" его ничуть не смутили

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Ну да, в этом-то и проблема. Ведь им сказали в рекламе что программисты получают 300к/сек, так что 100к для них видится нормальной зп для ничего не умеющего джуна с курсов )

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин

Вы немного отстали от трендов, сейчас если судить по вакансиям на агрегаторах "джун" это с релевантным опытом работы 1-3 года.

Ответить
Развернуть ветку
S M

Хмм...интересно, у миддла сколько лет должно быть релевантного опыта, если для джуна 3 года опыта?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
248 комментариев
Раскрывать всегда