{"id":14283,"url":"\/distributions\/14283\/click?bit=1&hash=8766cc03cba44a6d934ee26f882971a64223452448548d2fc3a5f37339e77cfa","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u0421\u043e\u0447\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0432\u0441\u0451? \u0412\u043e\u0442 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u0430\u044f \u0438\u0434\u0435\u044f \u0434\u043b\u044f \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0440\u043e\u0440\u0442\u0435 ","buttonText":"","imageUuid":""}

«Научим всему с нуля»: как устроено обучение в IT-компаниях

Сейчас многие стремятся получить профессию в IT и идут к ней разными способами. Прежде чем получить первую полноценную работу тестировщиком, я прошел через несколько компаний, которые обещали «всему научить с нуля». Хочу на своем опыте рассказать, как отличить хорошее обучение от плохого и не потратить время зря.

Привет! Меня зовут Денис, и сейчас я работаю тестировщиком в компании Distillery, которая разрабатывает мобильные и веб-приложения. Я попал сюда почти год назад после долгих (и в большинстве своем неудачных) попыток найти свое место в IT, пройдя обучающие курсы в компании.

Мой опыт с курсами и стажировками

В университете в Таганроге я учился на разработчика: сначала все шло неплохо, но свободная студенческая жизнь меня подкосила, и в итоге меня отчислили. Поскольку опыта в IT у меня не было, я долго работал не по профессии — но идея попасть в разработку не покидала, и я периодически двигался в этом направлении. Например, я стажировался в одной из местных IT-компаний, в которой предлагали обучение с возможностью трудоустройства. Они не требовали профильных знаний и обещали всему научить.

Стажировка оказалась полноценной по занятости (5 дней в неделю с 9 до 18) и неоплачиваемой. Я рассчитывал погрузиться в новую специальность и оставил оплачиваемую работу ради этой возможности, но обещанного обучения не случилось: я приходил, делал какие-то небольшие задачи, укладывался в сроки, но навыки не усваивались, потому что к очередному дедлайну уже нужно было изучить новую тему — знания не успевали укладываться в голове. Каждый этап стажировки заканчивался экзаменами, и после четвертого мне вежливо отказали в дальнейшем обучении, сказав «Ну, ты главное не бросай». Но мысли об IT-сфере все-таки пришлось оставить: сидеть без зарплаты накладно.

Снова к IT я пришел, когда начался карантин: я вернулся к самообразованию, прошел онлайн-курсы. В начале 2021 года я по совету друга пошел на курсы тестировщика в компании Distillery. Здесь тоже никто не гарантировал трудоустройство после обучения, но я все же решил попробовать. С февраля по апрель я прошел обучение, а в мае меня все-таки взяли как начинающего специалиста посмотреть, как я буду справляться с реальными задачами. Я стал работать под началом более опытного тестировщика над американским проектом — платформой, которая позволяет через один сервис управлять всеми подключенными социальными сетями. Но через месяц моя наставница ушла из компании, и проект достался мне (сперва в формате испытательного срока). Так что больше полугода я работаю самостоятельно.

Как выглядит хорошее обучение в компании

В Distillery, где я потом остался работать, курсы тестировщиков состояли из двух занятий в неделю в течение двух месяцев. Обучение вел глава QA-департамента или его коллеги по лекциям и презентациям, которые они сами и подготовили. Курсы состояли из введения в работу тестировщика, теории, практических задач и каких-то дополнительных навыков (например, нам советовали на будущее, как проходить собеседования в компаниях).

Если сравнивать разные стажировки, на которых я был, могу сказать: очень важно, чтобы преподаватели уделяли вам время и давали обратную связь. Курсы не заменяют самообразование, но должны дополнять его. Мне кажется, что хорошее образование внутри компании — то, которое помогает вам самостоятельно учиться. Сейчас практически любую информацию можно найти в интернете, но придется потратить много времени, чтобы продраться через все лишнее и почерпнуть нужное. Хорошо, если наставники готовы дать полезные материалы (теорию, практические задачи) — это сильно сэкономит ваше время.

Как распознать плохое обучение

Сейчас много компаний предлагают обучить всему с нуля, нужно только пройти их бесплатную стажировку длиной в неделю/месяц/два месяца. Люди, которые откликаются на такие предложения, оказываются в уязвимом положении, потому что никто не дает им гарантий трудоустройства (это нормально, если все заранее в курсе) и при этом чувствуют себя обязанными.

Из своего опыта и опыта знакомых у меня сложилось впечатление, что IT-компании часто набирают в обучение сразу много людей, чтобы найти среди них редких самородков, которых и учить толком не нужно — достаточно немного натаскать и сразу нанять. При этом нанимают их на невысокую должность с минимальным окладом под предлогом, что в их обучение вложили ресурсы. Все остальные участники по сути просто тратят время.

Для себя я определил, что стоит насторожиться, если:

  • Наставник не вовлечен в ваше обучение. Понятно, что у преподавателя есть свои дела в компании, но если он занимается стажерами по остаточному принципу, вряд ли для участников процесса будет польза. Если наставник готов только дать задачу и потом проверить результат, ничего не объясняя, возможно вам будет проще учиться самостоятельно.
  • Вам дают необработанную информацию. Польза от взаимодействия с компанией в том, что вам могут дать нужные знания без воды. Если в вас просто кидаются ссылками на открытые данные, с которыми вам нужно разбираться самим, это тоже не слишком эффективно.
  • Обучение в большой группе и слишком длинное. Если компания набирает 50 человек на два месяца, скорее всего это та самая история, когда курсы создаются ради поиска «дешевой рабочей силы». По моему опыту в таких группах вряд ли получится прокачаться эффективнее, чем при самостоятельном обучении.

Напоследок

Вопрос «Как войти в IT?» актуальный, поэтому хочу дать несколько советов. Кому-то этот список может показаться банальным, но он может быть полезным тем, кто (как и я) не оказался в разработке сразу после универа:

  • Возраст — не помеха для обучения новому. Знаю, что для многих это камень преткновения, но я свою первую работу в IT получил в 31 год.
  • Не бросайте основную работу ради призрачной надежды на попадание в технологическую сферу. Совмещайте. Таких желающих на одно вакантное место много — не факт, что именно вы тот самый счастливчик.
  • Регулярно уделяйте время обучению и самообразованию. Важна именно регулярность: стоит заниматься каждый день, хотя бы по полчаса. Главное — не дать мозгу закиснуть и смотреть за трендами, потому что IT развивается быстро.
  • Не отчаивайтесь, когда чего-то не знаете. На начальных этапах это нормально: лучше принять этот факт и спокойно пытаться разобраться в непонятном (в том числе самостоятельно).
  • Будьте готовы, что путь может занять много времени. Как невозможно привести себя в форму «к лету», выучить английский «за час», так невозможно попасть в IT «за месяц».
  • Не опускайте руки после неудач (они точно будут). Ставьте конкретную цель без сроков и дробите её на маленькие, чтобы чаще получать удовольствие от достижения результатов.

Будет интересно почитать про ваши впечатления от такого обучения, если вы с ним сталкивались, и про отношение к неоплачиваемым стажировкам.

0
251 комментарий
Написать комментарий...
Аполлон Степанов

Если честно, я удивляюсь таким людям, как автор данной статьи.

Вас же отчислили?? Но при этом вы учите других жить. Вы считаете это нормальным??

Для всех хочу пояснить следующее. Чтобы ВАС отчислили в современных условиях из ВУЗа, нужно быть просто полным дном и не делать вообще ничего. Не ходить на занятия, не выполнять работу.

Я вам говорю как человек, проработавший в высшей школе десяток лет.

С целью сохранения бюджетов, тащат ДАЖЕ самые последние тупые куски го#на. + Сейчас есть возможность сдать экзамены за N семестров назад.

Как можно в этих РАЙСКИХ условиях умудриться быть отчисленным??

И меня удивляет, что ТАКИЕ люди передают свой опыт.

Я бы таких людей вообще на работу в ИТ не брал. Если сотрудник, даже не способен освоить на уровне бакалавриата примитивный вузовский курс, то на что он вообще способен?? Какие высокие технологии?? Конкуренция??

Ах, да. Я ещё забыл сказать. Что ведь и программа по разным причинам упрощается и сокращается. Тупо делается для дегенер##ов, чтобы "сливки общества", которые вышли из школы могли хоть что-то освоить и решать вопросы, хотя бы на примитивном уровне.

И на мой взгляд, вообще нет никакого смысла рассматривать и верить адекватности вот таких вот статей. Вообще не стоит принимать их во внимание.

И что самое главное. Человек не понимает где эту статью написал. Где и для кого.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Бабаев
Для всех хочу пояснить следующее. Чтобы ВАС отчислили в современных условиях из ВУЗа, нужно быть просто полным дном и не делать вообще ничего. Не ходить на занятия, не выполнять работу.

Не знаю как у вас, а у меня в институте с радиотехнического факультета отлетали только так. Да, чуваки болт ложили на учебу, но с ними и разговор был короткий. Возможно, в вашем инсте как раз для таких "тупых кусков го#на" созданы идеальные условия.

Я бы таких людей вообще на работу в ИТ не брал. Если сотрудник, даже не способен освоить на уровне бакалавриата примитивный вузовский курс, то на что он вообще способен?? Какие высокие технологии?? Конкуренция??

Не способен? Или не захотел? Где связь между тем, что студент забил на говновуз, и тем, что он не спобосен к обучению? А если парень поступил в шарагу и на нее забил? Он то вообще получается курс среднего образования не осилил...

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

У меня нет желания разговаривать с троллями. Я написал как есть.

Ответить
Развернуть ветку
248 комментариев
Раскрывать всегда