10 ошибок, которые совершают начинающие предприниматели

Уже 12 лет я консультирую большое количество бизнесов по всему миру. И вижу, что начинающих предпринимателей приводят к поражениям одни и те же ошибки. В этом материале расскажу о 10 основных. Если вы будете о них знать, то сможете вовремя заметить и предотвратить.

Александр Высоцкий Visotsky Consulting
Александр Высоцкий Visotsky Consulting

Ошибка № 1

Необычные идеи

Выдумывать революционный продукт, который потенциально сможет разорвать рынок, — не очень хорошая идея. Начинающие предприниматели забывают о том, что люди довольно консервативны. И необычный товар или услуга могут оказаться никому не нужными. Странные и необычные идеи редко бывают успешны.

Ошибка № 2

«Я всё сделаю сам!»

Новичок осознаёт, что ему нужны сайт, реклама, таргет, налаживание продаж и работы с клиентами. Но ошибка в том, что он пытается охватить это всё самостоятельно. А ведь невозможно делать любую работу одинаково хорошо.

Делая всё самостоятельно, бизнесмен закладывает мины-ловушки в стартующий бизнес. Чтобы не подорваться на них, нужно привлекать способных ребят и передавать им лишние функции.

Ошибка № 3

«Чтобы начать бизнес, деньги не нужны».

Есть исключения, но в большинстве случаев стартануть без денег не получится. Нельзя программировать без компьютера и продавать товары, не потратив деньги на рекламу в интернете.

Если 20–30 лет назад это было реально, то сейчас — нет. Поэтому не лезьте из кожи вон, стараясь сделать бизнес без денег. Лучше потратьте время на поиск средств, которые позволят вашей компании взлететь.

Ошибка № 4

Медленное делегирование обязанностей

Начиная делать бизнес, предприниматели сразу же ищут первых клиентов. Это очень вдохновляюще: первые продажи, заключённые договоры, деньги в бизнесе. Но после первых успехов владелец не прекращает заниматься продажами (а иногда производством, маркетингом и ещё кучей функций). Если он не делегирует обязанности сотрудникам, бизнес перестаёт расти.

Этому мешает странная точка зрения «Никто не сделает лучше, чем я!» Но это ошибка. Не может владелец быть экспертом во всём. И, даже если переданная функция выполняется не совсем идеально, это всё равно способствует росту, ведь у владельца появляется время, чтобы заняться развитием компании.

Скорость роста бизнеса прямо пропорциональна способности делегировать. Нужно не только правильно передавать обязанности, но и искренне хотеть этого.

Ошибка № 5

Слишком маленькие цели

Я видел много бизнесов, которые застряли на уровне бакалейной лавки. И владельцы таких компаний не стремятся к чему-то масштабному и великому. Да, пока есть обязательства перед инвесторами, долги, они хотят заработать хоть что-то. И это неплохая промежуточная цель на самом раннем этапе.

Но огромное количество предпринимателей, достигнув этой отметки, застревают. Продолжают сами стоять за прилавком своей бакалейной лавки, обслуживая клиентов. А для большого роста нужна большая цель. Прибыльная бакалейная лавка — нет, национальная сеть прибыльных бакалейных лавок — да!

Учтите, что владелец одного магазина и владелец целой сети уделяют работе примерно одинаковое количество времени и усилий. Вот только отдача, которую они получают от бизнеса, отличается в разы.

Ошибка № 6

«Найму тех, кого смогу».

Владелец, который только начал бизнес, уверен, что к нему не пойдут работать способные и компетентные специалисты. А потому берёт в компанию всех: слабых сотрудников, токсичных людей и вообще тех, кто далёк от идеала. Оправдывает это тем, что ситуация с персоналом изменится, как только компания увеличит доход и подрастёт.

Но с такими людьми невозможно стать богаче или сделать прорыв, поэтому нужно привлекать жизнерадостных, позитивных и способных ребят. Да, нельзя сразу дать им большие деньги, но можно дать большое будущее и цели. И талантливые люди пойдут на это, ведь ищут вызовы и перспективы.

Никогда не стоит снижать стандарты и работать с людьми, которые доставляют дискомфорт. Так можно отравить не только жизнь коллектива, но и убить собственное желание вообще заниматься бизнесом.

Ошибка № 7

Не считать юнит-экономику

Начинающие предприниматели склонны продавать всё что угодно. Клиенты просят какой-то товар или услугу? Пожалуйста! Всё ради получения живых денег.

Да, это позволяет платить зарплаты и аренду, рассчитываться с инвесторами. Но в то же время загоняет в ловушку. Нужно считать заработок по каждой услуге (группе товаров), иначе будут ошибки. Должны быть чёткие правила, что предоставляется клиентам, а что — нет.

Не просчитывая юнит-экономику, невозможно разработать правильные планы или стратегию. А это в конечном итоге приведёт к проигрышу.

Ошибка № 8

Не считать расходы на маркетинг

Расходы на привлечение клиентов — то, о чём постоянно забывают предприниматели-новички. Обычно первых клиентов ищут среди друзей и знакомых, ведь это бесплатно. Но, если задуматься, на поиск друзей мы тратим несколько лет своей жизни. Это не бесплатно, а вообще мегадорого!

Просчитывая бизнес-модель, нужно закладывать в расходы реальные цифры на привлечение клиентов через маркетинг. Например, в моей сфере (консалтинг, обучение, тренинги) на маркетинг тратится примерно 15% от оборота компании. Это большие деньги! В торговых и производственных компаниях другое соотношение.

Но в любом бизнесе определённый процент дохода должен тратиться на привлечение клиентов. Друзья и знакомые быстро закончатся. А что же делать дальше? Тем более, зная эти расходы, можно правильно формировать условия работы, цены, скидки и так далее.

Ошибка № 9

Слишком рано сдаваться

Начинающие предприниматели заряжаются мотивирующими речами о том, как гуру за три месяца вышли с нуля на миллиардный оборот. Конечно, многие вдохновляющие истории правдивы. Но жизнь не всегда такая. Иногда требуется больше времени и усилий для преодоления препятствий.

Не сдавайтесь слишком рано, даже если ситуация выглядит безвыходной.

Мой опыт

Прекрасно помню ощущения, когда я открыл филиал в Нью-Йорке. У нас был опыт предоставления в Европе, проделали много работы, чтобы перевести материалы на английский язык. Начали использовать те же самые маркетинговые стратегии, но с размаху ударились в бетонную стену: это никто не покупал.

Можно было подумать, что наши услуги никому не нужны, развернуться, заплакать и уйти. Но всегда нужно искать причину, почему что-то не сработало. Если вы это сделаете, сможете найти способ её преодолеть.

Я разобрался и выяснил, что маркетинговая подача и отсутствие оплаты в рассрочку моей консалтинговой программы не подходят для Америки. Изменив подход, начали массово получать клиентов на основные услуги. Поэтому, вместо того, чтобы опускать руки, всегда ищите причину неудач.

Ошибка № 10

Бизнес с друзьями или родственниками

Уверен, что эта ошибка убила гораздо больше бизнесов, чем любая из списка.

Мы начинаем бизнес с друзьями или семьёй потому, что нам страшно, хочется получить поддержку, работать с людьми, которым доверяем.

Но проблема в том, что эти люди редко обладают теми качествами или экспертизой, которые нужны бизнесу. А если берём их в партнёры, то идём на компромисс. Поэтому всегда перед принятием решения задайте себе вопрос о том, можно ли получить то же самое от наёмного сотрудника. Если можно, не начинайте партнёрство вообще.

С друзьями и родственниками вас связывают личные отношения. А чтобы компания развивалась быстро, у вас должны быть бизнес-отношения. Большинству людей трудно переключаться. В результате страдает и то, и другое.

Итог

В материале перечислил 10 самых распространённых ошибок, которые допускают начинающие предприниматели. И самая смертельная из них, на мой взгляд, — старт бизнеса с друзьями или родственниками. Постарайтесь избегать их, и тогда компания будет развиваться быстро!

— Александр Высоцкий специально для Forbes Kazakhstan

55
4 комментария

"я консультирую большое количество бизнесов по всему миру" ... Когда ждать выхода на масштаб солнечной систем и галактики? Почему так долго и медленно?

3

Одни бизнесмены в стране и консультанты по бизнесу😂

1

Наблюдения за знакомыми-предпринимателями подтверждают все 10 пунктов, хотя всегда есть истории, которые каждый из пунктов опровергнут.
Но читатели этого ресурса закидают шпалами )

Интересно, кратко и правдиво. Мое мнение, по пунктам:
2. и 4. Начинающий предприниматель часто не имеет денег на найм квалифицированных сотрудников, разработчиков сайтов, дизайнеров и тд. На старте лучше собрать дело "на коленках" и разобравшись - с прибыли нанимать спецов.
3., 5., 6., 7., 8., 9. - на 100% верно.
10. Верно на 146%, сам на эти грабли наступал.