Чему не научат курсы по дизайну

К удивлению многих моих постоянных комментаторов, которые считают, что я – дизайнер после двухнедельных курсов и инфоцыганка, на самом деле у меня довольно богатый бэкграунд в плане обучения. Профильное высшее образование, несколько онлайн- и офлайн-курсов, постоянный мониторинг зарубежных источников по UX… И сегодня хочу порассуждать, можно ли стать топ-дизайнером после курсов, и что потребуется изучать еще в процессе работы.

Для чего нужны курсы

По моему скромному мнению, курсы могут помочь в двух случаях:

  • Освоить самые базовые принципы дизайна и UX, если вы новичок. Но готовьтесь к тому, что после этого вам придется долго работать за еду и самосовершенствоваться, развивать насмотренность и следить за работами топовых дизайнеров, чтобы действительно достичь результата.

Совет: в этом случае выбирайте курсы проверенных компаний, которые длятся не меньше полугода.

  • Подтянуть узкоспециализированные скиллы, если вы уже опытный дизайнер. Например, вы можете дополнительно пройти курсы по моушн, чтобы предоставлять клиентам немного больше, чем они ожидают. Конечно, крутым специалистом по моушн сразу вы не станете, но это полезный вклад в будущее развитие.

Совет: обращайте внимание на короткие, но насыщенные интенсивы, которые дадут максимум информации без воды.

Волшебной таблетки, чтобы сразу стать после курсов крутым дизайнером, нет. Все новейшие тренды и инструменты вы сможете освоить только на практике – если внедрять эту информацию в курс, она рискует устареть еще до того, как вы подойдете к теме. Но курсы – хороший способ структурировать информацию о дизайне в голове или освоить недостающие навыки.

Чему не научат курсы по дизайну

Что вам не дадут курсы по дизайну

Умение выяснять потребности клиентов

Да, обычно на курсах учат работать с клиентами, дают типовые брифы и списки вопросов. Но, по моему опыту, все клиенты очень разные, и к ним нужен индивидуальный подход. Не все заказчики четко представляют, что хотят получить – с ними нужно общаться, предлагать референсы, чтобы получить более-менее четкое ТЗ. Кто-то привык общаться голосом, кому-то удобнее ответить на вопросы в тексте. А кому-то важно уже на этапе обсуждения накидать какие-то идеи. Со всеми своими клиентами я работаю по-разному, что и помогает мне в любом случае достигать отличного результата.

Где этому научиться? Изучайте хотя бы самую простую, прикладную психологию общения, развивайте эмпатию и больше коммуницируйте с самыми разными людьми – это поможет вам лучше разбираться в людях. А задавать наводящие вопросы и презентовать свои услуги вам помогут курсы и статьи по технике продаж.

Чему не научат курсы по дизайну

Навыки презентации своей работы

Почему один дизайнер спокойно делает сайты за +100K, а другой, с такими же скиллами, еле-еле уламывает клиента на 20К? Дело не только в опыте, а и в умении презентовать свою работу. Я прекрасно знаю цену своим навыкам и своему времени, потому что знаю, сколько труда уходит на тот или иной этап работы. И я могу аргументированно ответить клиенту, почему это столько стоит. Также я умею наглядно расписать заказчику необходимость аудита или сложной анимации – если это ему действительно нужно.

Где этому научиться? Кроме курсов продаж, будет полезным послушать тренинги ораторского мастерства – если вы, в основном, продаете через созвоны. В текстовом варианте принципы остаются теми же, но в тексте необходимо более четко формулировать свои мысли, потому что вы не сможете подкрепить их речевой харизмой. Будет полезным взять пару своих проектов – можно уже проданных – и попробовать расписать их преимущества и необходимость для клиента, как будто вы хотите продать их подороже.

Чему не научат курсы по дизайну

Порядок работы

Обычно на курсах касаются этой темы вскользь: берите предоплату, общайтесь с заказчиком на протяжении проекта, ставьте дедлайны. На самом деле, взаимодействие с клиентом – один из ключевых моментов, который принесет вам постоянных заказчиков и новых клиентов с сарафанки. Часто заказчик сам не знает, как нужно работать с дизайнерами, и ваша задача – сделать так, чтобы ему было максимально комфортно, и он испытывал к вам доверие.

Где этому научиться? На самом деле, здесь достаточно соблюдать несколько простых правил:

  • Обязательно берите предоплату с новым заказчиком. С постоянным можно по обоюдному согласию отступить от этого правила, но обязательно, в любом случае, нужно заключить договор.
  • Спросите клиента, с какой периодичностью ему будет комфортно работать по этапам задачи. Да, нельзя просто так взять задачу и исчезнуть до дедлайна. Вдруг окажется, что вы не так поняли клиента, и сделали работу насмарку? Обязательно нужно работать по этапам – например, сначала сделать один слайд презентации, а потом все остальное.
  • Не показывайте недоделанную работу клиентам, которые раньше не заказывали дизайн. Если вы покажете такому клиенту грубый драфт, у него появятся опасения, что и весь дизайн будет таким. Оформляйте работу или в более-менее читаемый прототип, или готовьтесь подробно объяснять, как будет выглядеть дизайн.
Чему не научат курсы по дизайну

Умение искать вдохновение

«Настольный» сайт большинства дизайнеров – это Pinterest. Здесь можно подсмотреть интересные идеи по графическому и оформлению. Также существует множество сайтов с подборками интересных дизайнов и UX-решений – например, Awwwards https://www.awwwards.com/collections/. Известно, что вдохновение не рождается само по себе, для него необходимы внешние триггеры – и сайты с подборками как раз могут ими стать. Возьмите за правило регулярно просматривать такие ресурсы и сохранять работы с них в копилку.

Где этому научиться? Для создания подборок достаточно взять уже указанные ресурсы, добавить сюда Dribble и Behance – но здесь могут быть и посредственные работы, нужно выбирать. А если вы занимаетесь Тильдой, то вам сюда https://tilda.cc/ru/madeontilda/

Главное для профессионального дизайнера - не слепо копировать, а использовать понравившиеся визуалы для развития собственного стиля.
Главное для профессионального дизайнера - не слепо копировать, а использовать понравившиеся визуалы для развития собственного стиля.

Полезные контакты среди смежных специалистов

Кто больше ценится – просто дизайнер или дизайнер с проверенным верстальщиком или списком хороших типографий? Очевидно, что второе. Профессиональные связи со смежными специалистами выгодны и вам, и вашему клиенту. Это очевидно, что заказчику будет проще, если вы закроете все вопросы относительно его проекта, чем париться и искать дополнительных специалистов.

Где этому научиться? В большинстве случаев полезные связи появляются с опытом. Но вы можете общаться и знакомиться в профильных сообществах, коллабиться и брать совместные проекты. Вот, кто может быть полезен дизайнеру:

  • Верстальщик;
  • Разработчик;
  • Копирайтер;
  • Переводчик;
  • Моушн-дизайнер;
  • Видеомейкер;
  • Фотограф/ретушер;
  • Типографии.
Чему не научат курсы по дизайну

Юридические знания о дизайнерской работе

Завести ИП или стать самозанятым? Заключать ли договор, и что в нем писать? Как выставить счет? Как работать с иностранными клиентами? Вряд ли вам расскажут это на курсах. А если и расскажут, то опять же – вскользь. Чтобы не попасть впросак, рекомендую всем обязательно оформляться официально – можно как самозанятому, если доход у вас пока небольшой – и обязательно заключать договор. Кстати, рыбу вы можете скачать здесь (ссылка).

Оплата самозанятого приходит на карту, после этого нужно будет просто отправить заказчику чек. Все это легко сделать в приложении.

Также с некоторыми крупными клиентами я работаю через ИП своей коллеги – здесь все тоже не так сложно. Подключаете бухгалтерию, формируете через нее счета на оплату и отправляете клиентам.

Где этому научиться? Лучше всего купить хотя бы одну консультацию с юристом или скачать мой типовой договор. Но о юридических аспектах работы все же лучше тоже почитать. И не забывайте 3 волшебных правила: работа только по договору, обязательная предоплата и акт о выполненной работе после завершения каждого этапа проекта.

Чему не научат курсы по дизайну

Тайм-менеджмент и умение ставить приоритеты

Став дизайнером-фрилансером, многие пускаются во все тяжкие – спят до обеда, переносят все свои задачи на день до дедлайна, переключаются в процессе с задачи на задачу и, в итоге, все равно не успевают ничего. На самом деле, дизайнер-фрилансер еще больше нуждается в режиме, чем офисный работник, иначе он рискует пошатнуть свой life-work баланс и поймать выгорание.

Где этому научиться? Найдите в своем графике время на книги по тайм-менеджменту – например, прочитайте «Джедайские техники» Максима Дорофеева. И не говорите, что нет времени – после этой книги оно появится. И используйте несколько простых принципов:

  • Время включения в каждую сложную задачу – примерно 20 мин. Помните об этом, когда в очередной раз захотите проверить Инстаграм.
  • Лучше сделать в первую очередь самые сложные и нелюбимые задачи, чтобы потом не дотянуть до вечера и не перенести их на потом.
  • Возьмите за правило каждое утро расставлять приоритеты по задачам.
  • Прислушивайтесь к своим биоритмам. Если вам физически сложно вставать в 6 утра и сразу включаться в работу – не издевайтесь над организмом и садитесь за работу после 12.

Вам могут быть очень полезны приложения таск-менеджеры, в которых можно ставить дату и время, напоминания, прикреплять файлы.

Чему не научат курсы по дизайну

Вместо заключения

Стоит ли идти на курсы? Однозначно, стоит, если вы новичок или если хотите расширить свои навыки. Но курсы – это лишь 20-30% вашего успеха и скиллов. Остальное приходит на практике.

А вы учились на курсах по дизайну? Что они вам дали? Расскажите, пожалуйста, очень интересно!

Я - Лена, UX/UI дизайнер, делаю осмысленный дизайн стартапов, сложных продуктов (ERP/CRM/BPM), работаю с банками, застройщиками, фармой. От 2000₽/час, от 100.000₽ за проект. Некоторые работы можно посмотреть тут, заказать тут.

Elena Nexman, UX/UI дизайнер
22
реклама
разместить
Начать дискуссию