Как мы решили делать умную домофонию и что из этого вышло

Привет! На связи Александр Детков, генеральный директор компании РосДомофон. Сегодня я хочу рассказать о том, как мы решили делать сервис умной домофонии и что из этого вышло.

Где мы нашли идею

Мой партнер заметил активность на телеком-рынке Новосибирска: одна из компаний начала предлагать услугу "Умный Домофон" своим абонентам. Идея показалась интересной, мы проанализировали рынок услуг по обслуживанию домофонии в многоквартирных домах и предположили, что в этом направлении будет рост. Нам показалось, что это прекрасная точка входа для цифровизации услуг ЖКХ (а они понемногу цифровизируются, даже если это не очень заметно).

Предпосылки и как выглядел рынок на момент старта

Домофон в жилом доме — это общее имущество, потому что им пользуются все жители подъезда. С этим все понятно и просто. За обслуживание домофона в любом подъезде отвечает управляющая компания, которая оказывает эту услугу самостоятельно или привлекает другую организацию-подрядчика.

Но существует и другая схема, в которой домофонное оборудование принадлежит внешней подрядной организации, и она заключает индивидуальный договор с каждым жителем многоквартирного дома, как бы сдавая оборудование ему в аренду.

Большинство подъездов (около 90%, по нашим подсчетам) оборудовано аналоговыми или цифровыми домофонами: обычная коробка с кнопками на двери и трубка в квартире, которые связаны проводами. Работает надежно, как швейцарские часы, но несовременно и проблемно в обслуживании. К интернету, само собой, такие домофоны не подключены.

Собственно, в России тысячи небольших компаний, которые занимаются обслуживанием аналоговых домофонов и штат таких компаний состоит из специалистов в области слаботочной электрики. До 2017 года в делах этих ребят все шло чинно и размеренно, пока в сферу не пришли телеком-операторы, предложившие жителям более современную и удобную услугу — управление домофоном со смартфона. Эта услуга требовала, с одной стороны, приобретения специалистами новых компетенций, а с другой — замены оборудования и программного обеспечения, которое нужно было создавать самим. Тут-то и появились мы с решением, снимающим несколько головных болей сразу.

Проблема конкуренции с Китаем — двигатель фантазии

На рынке России уже давно существуют IP-домофоны, которые предлагают своё ПО для организации сервиса «умной домофонии». Такое оборудование стоит дорого и устанавливается в основном в премиальные жилые комплексы. Собственно, из-за этого, «умная домофония» казалась каким-то футуристическим чудом еще 4 года назад.

Мы предположили, что в перспективе IP-домофоны должны подешеветь и возглавят этот тренд скорее всего производители из Китая, поэтому нам нет особого смысла производить новую модель IP-домофонов.

В результате мы выбрали для себя 2 направления:

— Разработка ПО, которое было бы совместимо с любым домофоном и помогало подключать услугу «умный домофон» любой компании, обслуживающей домофоны. ПО включает мобильное приложение, облако и всю необходимую инфраструктуру. Так, мы помогли компаниям сократить время и сэкономить миллионы рублей на разработку собственного решения..

— Создание технологии, позволяющей подключить к интернету установленный в подъезде домофон, без замены устройства. В результате нам удалось создать адаптер, который подключается к домофонной линии любого аналогового домофона и позволяет управлять им через интернет. Мы добились того что новые технологии которые были доступны в премиальных ЖК стали доступны в любых многоквартирных домах.

Просто, удобно, современно.

Где и как мы сделали устройство

Здесь нам повезло: один из моих партнеров владеет ОКБ с экспертизой в разработке малых космических аппаратов для применения в ближнем космосе. Используя эту экспертизу, мы разработали устройство на базе одноплатного микрокомпьютера, которое по сути выполняло функции ЦАП и АЦП для аналоговой домофонной линии и служило управляющим устройством, связанным с нашим облаком. Сейчас оно называется RDA - Rosdomofon adapter.

<i>Современный RDA - РосДомофон адаптер RDA Pro c i-Shield к которому можно подключить до 6 подъездов одновременно</i>
Современный RDA - РосДомофон адаптер RDA Pro c i-Shield к которому можно подключить до 6 подъездов одновременно

Первая ошибка

Не обошлось без них. Прототип и первая версия сервиса были разработаны на базе open-source решения Asterisk и оказались непригодны для масштабирования. У IP-телефонии требования к скорости намного ниже, чем у домофонов и получалось, что сигнал проходил на смартфон жильца только на четвертый-пятый звонок домофона. Разумеется, никто столько у двери не ждет. Пришлось переделывать.

Чтобы исправить ситуацию, мы разработали и реализовали оптимизированный SIP протокол и облачную структуру, которые решили задачи минимизации задержки аудио и видео сигналов. Назвали мы его RDNP - Rosdomofon network protocol.

Наше устройство заработало как нужно, а жильцы квартир начали видеть своих гостей на экранах смартфонов.

Какие проблемы есть сейчас

У компаний, которые обслуживают домофоны или владеют ими, как правило, не хватает ресурсов на активную модернизацию системы. Проще говоря, они привыкли работать только с железом, а время требует инвестировать сотни тысяч рублей в развитие и прокачивание дополнительных скиллов, нужных для того, чтобы подружиться с новинками. С другой стороны есть телекоммуникационные компании, у которых есть необходимые знания и ресурсы, но нет понимания нового рынка и прямого доступа к домофонам, а вместо этого существуют альтернативные способы инвестировать прибыль. Например, в последнее время популярность набрала стройка сетей в коттеджные поселки и частные дома, что обусловлено массовым переходом людей на удаленные рабочие места. Фактически, телеком-операторам до недавнего времени было выгоднее вкладывать в строительство вышек в пригороде, чем в эксперименты с умной домофонией.

Ситуация, отчасти, парадоксальная: есть те, кто стоял у истоков домофонного бизнеса, но у них не хватает ресурсов и есть те, у кого ресурсы есть, но они не смотрят в ближайшее будущее.

Что дальше?

Мы видим, что умными технологиями каждый год начинают пользоваться больше и больше людей, появляются системы умного дома, умного здания, умного города… А наша платформа и умная домофония — это часть умного двора, в которые ежедневно возвращаются или хотят возвращаться тысячи людей. Поэтому мы продолжим развивать сервис, делающий жизнь людей безопаснее и удобнее, а здесь — рассказывать о том, как идут наши дела :)

Будем знакомы!

7
20 комментариев