{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как мы решили делать умную домофонию и что из этого вышло

Привет! На связи Александр Детков, генеральный директор компании РосДомофон. Сегодня я хочу рассказать о том, как мы решили делать сервис умной домофонии и что из этого вышло.

Где мы нашли идею

Мой партнер заметил активность на телеком-рынке Новосибирска: одна из компаний начала предлагать услугу "Умный Домофон" своим абонентам. Идея показалась интересной, мы проанализировали рынок услуг по обслуживанию домофонии в многоквартирных домах и предположили, что в этом направлении будет рост. Нам показалось, что это прекрасная точка входа для цифровизации услуг ЖКХ (а они понемногу цифровизируются, даже если это не очень заметно).

Предпосылки и как выглядел рынок на момент старта

Домофон в жилом доме — это общее имущество, потому что им пользуются все жители подъезда. С этим все понятно и просто. За обслуживание домофона в любом подъезде отвечает управляющая компания, которая оказывает эту услугу самостоятельно или привлекает другую организацию-подрядчика.

Но существует и другая схема, в которой домофонное оборудование принадлежит внешней подрядной организации, и она заключает индивидуальный договор с каждым жителем многоквартирного дома, как бы сдавая оборудование ему в аренду.

Большинство подъездов (около 90%, по нашим подсчетам) оборудовано аналоговыми или цифровыми домофонами: обычная коробка с кнопками на двери и трубка в квартире, которые связаны проводами. Работает надежно, как швейцарские часы, но несовременно и проблемно в обслуживании. К интернету, само собой, такие домофоны не подключены.

Собственно, в России тысячи небольших компаний, которые занимаются обслуживанием аналоговых домофонов и штат таких компаний состоит из специалистов в области слаботочной электрики. До 2017 года в делах этих ребят все шло чинно и размеренно, пока в сферу не пришли телеком-операторы, предложившие жителям более современную и удобную услугу — управление домофоном со смартфона. Эта услуга требовала, с одной стороны, приобретения специалистами новых компетенций, а с другой — замены оборудования и программного обеспечения, которое нужно было создавать самим. Тут-то и появились мы с решением, снимающим несколько головных болей сразу.

Проблема конкуренции с Китаем — двигатель фантазии

На рынке России уже давно существуют IP-домофоны, которые предлагают своё ПО для организации сервиса «умной домофонии». Такое оборудование стоит дорого и устанавливается в основном в премиальные жилые комплексы. Собственно, из-за этого, «умная домофония» казалась каким-то футуристическим чудом еще 4 года назад.

Мы предположили, что в перспективе IP-домофоны должны подешеветь и возглавят этот тренд скорее всего производители из Китая, поэтому нам нет особого смысла производить новую модель IP-домофонов.

В результате мы выбрали для себя 2 направления:

— Разработка ПО, которое было бы совместимо с любым домофоном и помогало подключать услугу «умный домофон» любой компании, обслуживающей домофоны. ПО включает мобильное приложение, облако и всю необходимую инфраструктуру. Так, мы помогли компаниям сократить время и сэкономить миллионы рублей на разработку собственного решения..

— Создание технологии, позволяющей подключить к интернету установленный в подъезде домофон, без замены устройства. В результате нам удалось создать адаптер, который подключается к домофонной линии любого аналогового домофона и позволяет управлять им через интернет. Мы добились того что новые технологии которые были доступны в премиальных ЖК стали доступны в любых многоквартирных домах.

Просто, удобно, современно.

Где и как мы сделали устройство

Здесь нам повезло: один из моих партнеров владеет ОКБ с экспертизой в разработке малых космических аппаратов для применения в ближнем космосе. Используя эту экспертизу, мы разработали устройство на базе одноплатного микрокомпьютера, которое по сути выполняло функции ЦАП и АЦП для аналоговой домофонной линии и служило управляющим устройством, связанным с нашим облаком. Сейчас оно называется RDA - Rosdomofon adapter.

Современный RDA - РосДомофон адаптер RDA Pro c i-Shield к которому можно подключить до 6 подъездов одновременно

Первая ошибка

Не обошлось без них. Прототип и первая версия сервиса были разработаны на базе open-source решения Asterisk и оказались непригодны для масштабирования. У IP-телефонии требования к скорости намного ниже, чем у домофонов и получалось, что сигнал проходил на смартфон жильца только на четвертый-пятый звонок домофона. Разумеется, никто столько у двери не ждет. Пришлось переделывать.

Чтобы исправить ситуацию, мы разработали и реализовали оптимизированный SIP протокол и облачную структуру, которые решили задачи минимизации задержки аудио и видео сигналов. Назвали мы его RDNP - Rosdomofon network protocol.

Наше устройство заработало как нужно, а жильцы квартир начали видеть своих гостей на экранах смартфонов.

Какие проблемы есть сейчас

У компаний, которые обслуживают домофоны или владеют ими, как правило, не хватает ресурсов на активную модернизацию системы. Проще говоря, они привыкли работать только с железом, а время требует инвестировать сотни тысяч рублей в развитие и прокачивание дополнительных скиллов, нужных для того, чтобы подружиться с новинками. С другой стороны есть телекоммуникационные компании, у которых есть необходимые знания и ресурсы, но нет понимания нового рынка и прямого доступа к домофонам, а вместо этого существуют альтернативные способы инвестировать прибыль. Например, в последнее время популярность набрала стройка сетей в коттеджные поселки и частные дома, что обусловлено массовым переходом людей на удаленные рабочие места. Фактически, телеком-операторам до недавнего времени было выгоднее вкладывать в строительство вышек в пригороде, чем в эксперименты с умной домофонией.

Ситуация, отчасти, парадоксальная: есть те, кто стоял у истоков домофонного бизнеса, но у них не хватает ресурсов и есть те, у кого ресурсы есть, но они не смотрят в ближайшее будущее.

Что дальше?

Мы видим, что умными технологиями каждый год начинают пользоваться больше и больше людей, появляются системы умного дома, умного здания, умного города… А наша платформа и умная домофония — это часть умного двора, в которые ежедневно возвращаются или хотят возвращаться тысячи людей. Поэтому мы продолжим развивать сервис, делающий жизнь людей безопаснее и удобнее, а здесь — рассказывать о том, как идут наши дела :)

Будем знакомы!

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Ted

Пока ещё никто не сделал приложение для подъездных видеодомофонов под android tv.

Телевизоров с android tv сейчас масса в квартирах, видеодомофоны тоже появляются, а вот приложений, которые позволяют взаимодействовать с домофоном, через android tv нет совсем. Да и камер 16:9 в домофонах тоже

От приложения для телевизора надо, чтобы можно было:

1. Автовключение телевизора при вызове на домофон, с демонстрацией того, кто с стоит перед камерой и кнопками (открыть дверь, разговор, прекратить трансляцию)

2. Работа с видеоархивом

3. Просмотр автоответчика домофона

4. Настройки домофона для конкретной квартиры

5. Возможность подключения к приложению IP-камер китайских производителей и работа с ними, при помощи android tv

Также, ещё никто не сделал для подъездных домофонов NFC-считыватель ключей.

Это позволит:

1. Открывать домофон при помощи NFC-телефонов, браслетов, карточек

2. Давать персональные nfc-ключи посетителям квартиры конкретного жильца, устанавливать для них время действия (например, для домработницы, только в рабочее время), деактивировать ключи

3. Сделать возможность рассылать одноразовые NFC-ключи, через месседжеры. (Например, для служб доставки)

Пока и домофон для android tv и виртуальные nfc-ключи в домофонах никто не сделал, а это бы дало хорошее конкурентное приемущество

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Егоров

Можно qr-коды, это проще для курьеров, наверное. Если камера в домофон не полный отстой.

Ответить
Развернуть ветку
Ted

NFC реализовать намного дешевле по электронной начинке, чем ставить хорошие камеры и системы распознавания. NFC-считыватель, в виде модуля для электронных устройств, стоит рублей 180. Камеры намного дороже.

А функционал, который можно реализовать в домофоне на NFC, намного более широкий, чем на qr-кодах

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Егоров

Есть ли у курьера nfc?

Ответить
Развернуть ветку
Ted

Если это будет массово распространено, у курьера будет NFC. Как и у полиции, скорой, пожарных, почты и прочих должностных лиц, на территории обслуживания которых находиться дом.

Второе кстати, рассылка виртуальных ключей через месседжер (с разным сроком действия) и ведомственные виртуальные ключи, могут вообще сделать не нужным модуль аудиосвязи в домофоне

Все кого житель позвал (разослал виртуальные ключи) и сотрудники, обслуживающие территорию и так попадут в подъезд, а остальным там делать нечего

Ответить
Развернуть ветку
Max Hegel

хм.... ключевое слово "Если". У людей очень много простых кнопочных телефонов, звонилка. Как быть с такими случаями?

Ответить
Развернуть ветку
Саша Ставров

Что касается приложения для TV - имхо, это актуально, если телевизор уже включен и ты перед ним с пультом, в противном случае отвечать на вызов удобнее со смартфона.
А NFC-модуль, его гибкая настройка и, в частности, одноразовые коды для курьеров - классная идея.

Ответить
Развернуть ветку
Ted

Телевизоры давно умеют включаться сами при звонке!!! Первыми научились включаться китайские android tv boх, активируя телевизор по hdmi cec. Это начало появляться ещё году в 16. Сейчас это массово, есть во всех плеерах есть и уже есть в современных android tv телевизорах

У меня очень давно, Google duo включает телевизор при звонке на него. Выглядит это так, телевизор выключен, плеер в дежурном режиме. При звонке телевизор включается и видишь звонящего (функция тук-тук в Google duo). Если звонок не отвечен, телевизор сам выключается (все это я уже реализовывал на массе плееров и телевизоров при помощи пары костылей)

Почему это до сих пор не реализовано в сертифицированных android tv по умолчанию, для меня загадка

Вот такой же аналог Google duo и нужен для домофона

Ну и как бы "ок, Гугл. Открой дверь" тоже бы не помешал.

Ответить
Развернуть ветку
Max Hegel

Ну то есть тогда у кого нет, нужно покупать ТВ и приставку, чтобы он мог показывать с нее видео... Так себе идея.

Ответить
Развернуть ветку
Ted

SIP протокол сильно тяжёл для домофонов и имеет абсолютно не нужный функционал.

Намного проще использовать в одном домофоне два независимых устройства

Устройство вызова на базе микроконтроллера с сетевым интерфейсом (например, esp86) и клавиатурой, которое просто при вводе квартиры на клавиатуре, передает пользовательскому приложению введённой квартиры команду на активацию. (Через облако скорей всего).

Обычную ip-камеру с двухсторонней связью, картинку с которой по RTSP-протоколу и показывает вызванное предыдущем модулем приложение. Также штатными средствами камеры, можно переводить ее из трансляции видео на двухсторонную связь по аудио с трансляцией видео

Если все это спрятать в один корпус, то все это будет работать намного быстрее SIPa, а для пользователя будет одним быстрым домофоном.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Егоров

Если будет заметно дешевле hikvision, то да, наверное.

Ответить
Развернуть ветку
Ted

Те же hikvision дороги за счёт того, что там реализован функционал, который для рядового пользователя роли не играет, а денег и ресурсов на его реализацию требуется много

Людям достаточно, чтобы приложил NFC-телефон (браслет) или NFC-карточку и прошел. (Если есть возможность управлять выданными ключами и пересылать их через WhatsApp вообще, вообще красота)

И простая ip-камера с двухсторонним аудиоканалом нужна на входе в подъезде, чтобы смотреть на android tv или смартфоне - кто пришел, спросить чего ему надо или сбросить вызов. Или открыть дверь

Все это выйдет по электронике - микроконтроллер с сетевым интерфейсом, клавиатура вызова, NFC-модуль, реле управления замком, блок питания - тыс.2

Модуль IP - камеры с двухсторонним аудио, от того же hikvision, тоже тыс 1,5. Чтобы узнать, кто пришел, сильно хорошая камера не нужна и так понятно, свой это или чужой

Ну корпус ещё

Должно выйти намного дешевле, чем домофоны с системами распознавания лиц, так как там основные затраты на мощный процессор для распознавания лиц и прочего функционала, отсутствие которого для большинства пользователей не критично

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Егоров

Модуль за полторы? Покажете?
У меня стоит дверной модуль с камерой и внутриквартирный монитор - это сильно не полторы. И для одиночной квартиры это перебор, конечно - мне не нужно управление лифтом, двумя замками, четыре датчика на вход и прочее. Это как раз часть решения для мкд или приличного загородного дома.

Ответить
Развернуть ветку
Ted

Вообще, не понимаю, ЗАЧЕМ нужны лишние мониторы в современном доме. Особенно для домофона. Все должно выводиться на android tv или смартфон.

Все управление умным домом и домофон в том числе. И квартирный и домашний.

Модули камеры с wi-fi с двухсторонней аудиосвязью стоят 1.5. Сделайте им корпус, динамик-микрофон, да и используйте софт той же камеры, для управления. Хотя, можно написать намного более удобный софт, для домофона.

Лично у меня дома, домофон реализован, ещё в году, 2016, с помощью 8-канального аналогового регистратора с сетевым интерфейсом, который я купил по тем временам на алике за 1 тыс. 800 (8 видеовходов, 4 аудиовхода, 1 аудиовыход). На 6 видеовходах регистратор пишет квартиру, а два ушло под домофоны.

В панель вызова, установлена кнопка, камера и микрофон с динамиком.

Камера, динамик и микрофон подключены к стандартным входам регистратора.

Кнопка подключена к модулю esp8622, задача у которого одна - послать GET-запрс на активацию приложения на android tv и включить зумер вызова. Активация приложения - включает телевизор и автоматически начинает транслировать PTSP-поток соответствующего канала регистратора. Кнопкой - ответить вызов, включается аудиоканал и можно спокойно говорить с собеседником.

Приложение было написано за час, и все это работает года с 2016 по сегодняшний день.

Как бы да, можно сейчас с Алика набрать модулей ip-камер по 1,5 тыс и перейти с аналога на цифру, но все работает и что-то менять в этой системе вообще смысла пока не вижу.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Егоров

Ну вот удобно мне с монитором.

С телевизором не очень понятно, хочу ли я видеть кого-то в телевизоре.
Приложение в телефоне есть, но не очень здорово работает.

Модули хик превратились в модули кетай, ок.

Камеры и nvr с PoE в ящике лежат, мне они сейчас не нужны, хватит камеры возле входа в квартиру.

Ответить
Развернуть ветку
Yorksens

Росдомофон, вы серьезно???
В Новосибирске в одном из ЖК, который называется в честь главной улицы города, вы поставили домофонную систему….без домофона на калитках входа! Чтобы гость смог ко мне прийти, мне надо выходить на улицу и самому открывать калитку! Просто гениальное решение.
Слава богу в городе есть «оранжевый провайдер» (ЭГ), который с легкостью заменил вашу нелепую систему на свою. Тут тебе и видеодомофоны на дверях подъезда и на калитках входа на территорию. И камерами все обвесили. И в удобное приложение это все завернули, в котором, кстати, есть архив. А, ну и вишенка на торте - у них есть фейсАйди на домофоне. Неимоверно удобная и качественно работающая штука! Ты подходишь, а домофон радостно пищит «Входите»;)
Учитесь как надо работать.

Ответить
Развернуть ветку
Василь Закиев

можно фото в студию?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Bukharev

Цифровизация в ЖКХ — это, мне кажется, как цифровизация и развитие продукта в энтерпрайзе, где от идеии до релиза может пройти не менее 6 лет. Настолько всё это долго. Где-нибудь в удмуртии не удивлюсь, если челы вообще слышали, что такое домофон. :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Bukharev

Набросал концепт — https://buharev.com/shizogypothesus1

Ответить
Развернуть ветку
Леопольд Кудасов

Да ни кому все это барахло просто не нужно!Обычное навязывание услуг!

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда