Бизнес-модель Остервальдера или сказ о том, как провалилась моя очередная «гениальная идея»

Представьте ситуацию: у вас появилась гениальнейшая идея бизнеса и она сложнее чем купить у А и продать Б. Вы хотите ее презентовать друзьям/партнерам/инвесторам. Объяснение всех тонкостей бизнес-модели может быть сложным и занять много времени, писать подробный план тоже не просто. В таких ситуациях хорошо помогает шаблон бизнес-модели Остервальдера или бизнес-канва как ее по другому называют. Когда-то, у меня возникла такая потребность и я также, прибег к шаблону Остервальдера. Расскажу на своем примере презентации одного стартапа.

Жила-была и пока еще есть очень маленькая ниша: старые уличные кофеаппараты Venson 6111 со своей серьезной проблемой: от расставленных по городам и пригородам аппаратов не было обратной связи. Владелец не знал когда аппарат испортился, не знал сколько в нем денег и не знал сколько ингредиентов ему нужно. Такое положение не позволяло эффективно масштабироваться не теряя контроль над процессами.

эту проблему пытались решить: путем каждодневного выезда мастера на точку (коих у владельца могло быть 30-40 а то и 100) и ручным сопоставлением инкассаций с отпускаемыми ингредиентами. Геморойно. Немного поковыряв эту область у меня появилась идея, как можно на этом заработать. У меня не было денег для запуска и мне надо было убедительно это все презентовать моим потенциальным партнерам. И тут я выбрал шаблон Остервальдера. Выглядит как таблица из 9 блоков, в котором обрисовывается основной костяк бизнеса (Подробней можно прочитать в книге Остервальдера и Ива Пинье, «Построение бизнес-моделей»). Далее приведу здесь описание этих блоков и данные по моему стартапу. Назовём его Телеметрия Вендинга — коротко Телеметрия.

Бизнес-модель Остервальдера или сказ о том, как провалилась моя очередная «гениальная идея»

1. Потребительские сегменты. Данный блок отвечает на вопрос — для кого создаём продукт? Из каких сегментов состоит будущая аудитория нашего стартапа?

Телеметрия: В моем случае это были владельцы одного или более вендингово аппарата фирмы Venson 6111, желающие держать под контролем все процессы, сократить количество простоев аппаратов и оптимизировать расходы.

Так и запишем — владельцы вендинговых аппаратов Venson 6111.

2. Ценностное предложение. Какую ценность мы предоставляем для пользователя? Какие проблемы помогаем ему решить?

Телеметрия:

  • Мы предлагаем полную информацию обо всех поломках в режиме реального времени, что позволит не отправлять мастеров на ежедневные объезды кофеаппаратов, а это место для оптимизации бизнес-процессов и ФОТа
  • Мы даём полную детализацию по всем денежным поступлениям в кофеаппарат, что позволит контролировать инкассирование и видеть, сколько денег у бизнеса лежит в городе в кофеаппаратах, также будет предупреждать о воровстве
  • Мы предоставляем информацию по расходу ингредиентов, а это в свою очередь позволит предупреждать воровство
  • Аналитические отчеты, показывающие прибыльность или убыточность отдельных аппаратов. Контроль над потерями денег. Оцифровка процессов

3. Каналы сбыта. Как мы будем информировать потенциальных клиентов о существовании такого решения, как мы будем им продавать?

Телеметрия: В нашем случае было три канала сбыта:

  • Продавцы поддержанных аппаратов. Были в соседнем регионе кто занимался этим массово
  • Поставщики ингредиентов
  • Сервисные службы обслуживания и ремонта кофеаппаратов

4. Взаимоотношение с клиентами. В блоке описывается методы взаимоотношения с потенциальными и уже купившими продукт клиентами.

Телеметрия: В нашем случае, так как продукт сложный для эксплуатации, предполагалось что будет индивидуальное введение клиентов закреплёнными за ними менеджерами.

5. Потоки доходов. Здесь описываются все виды поступления денег в компанию.

Телеметрия: У нас были два вида заработка:

  • продажа самого оборудования для телеметрии
  • подписка за использование личного кабинета, где агрегируется вся информация

6. Ключевые ресурсы. Тут надо будет прописать все ресурсы, необходимые для создания и реализации ценностных предложений.

Телеметрия:

  • Основным активом была наша разработка, у которой было бы мало прямых конкурентов, а точнее на тот момент был всего лишь один
  • Также, у нас был договор о намерениях с крупнейшей в регионе компанией, занимающейся вендинговым бизнесом
  • И у нас был контакт с оптовым поставщиком ингредиентов, которому мы давали% с продажи каждого устройства

7. Ключевые активности. В этом блоке нам нужно расписать, какие действия мы делаем, которые несут в себе ценность для наших клиентов.

Телеметрия: Основная наша активность была в разработке и производстве оборудования и программного обеспечения

8. Ключевые партнёры. Наверно этот блок понятен и без разъяснений

Телеметрия:

  • Крупнейшая вендинговая компания в регионе
  • Поставщик ингридиентов для вендингово оборудования
  • Фабрика, где собирались производить оборудование

9. Ключевые издержки. В этом, последнем блоке мы описываем все наши затраты, которые мы несём при создании ценности и ее донесения до клиента

Телеметрия:

  • Расходы на разработку оборудования
  • Расходы на разработку программного обеспечения
  • Логистика
  • ФОТ
  • Аренда

Это все что приходит мне в голову сейчас, спустя некоторое время

В итоге, после заполнения этого шаблона мы получаем довольно такие целостную картину нашего стартапа, которую можно представить потенциальным инвесторам и партнёрам. Да, возможно этому инструменту не хватает информации по объёму рынка, конкурентам, юнит-экономике, но для презентации идеи подойдёт хорошо.

Что же стало с моей идеей? К сожалению, я как менеджер проекта не смог выстроить эффективные коммуникации с инженером, оборудование разрабатывалось вяло и в итоге мы свернули его не завершив разработку.

Пишу для своего канала: Жилетка Вассермана

22 показа
608608 открытий
16 комментариев

С зачем разрабатывали до того как начинать продажи. Я бы попробовал такое сделать. Но не понятно можно ли продать. У нсс с регионе много дпшевый кофейных аппаратов без телеметрии. Но непонятно пока, что дороже, ручное обслуживани без телеметрии или с ней.

Ответить

Мы предварительно договорились о продаже с самым крупным владельцев вендинговых аппаратов. У него было около 100 своих аппаратов и более 200 на обслуживании.

По нашим расчетам мы могли бы продавать одно устройство за 6000₽ С подпиской в 500₽ в месяц. Не думаю что вручную на большом количестве было бы эффективней и дешевле

Ответить