33 000 км самого внутреннего туризма: как и зачем я съездил на машине через всю страну в Магадан

Я занимался модным внутренним туризмом до того как это стало мейнстримом. Еще до ковидного 2020 я кроме соло-треков по Гималаям, летовок в Европе и зимовок в Азии проехал на машине по России и СНГ почти 300 000 км. Видел разное — тундру, моря, горы, города. А когда слегка прикрыли границы, реализовал мечту — транс-российскую поездку Санкт-Петербург — Магадан — Владивосток — Санкт-Петербург.

Что особенного в автотрипе в Магадан кроме того что это долго, дорого и может быть стремно? Это сложно объяснить словами, потому что нужно пережить.

Трасса "Колыма" в Якутии

Поездка разделила мою жизнь на до и после. После я написал гайд «Как путешествовать по России на автомобиле», а свое будущее стал видеть не в обычном айти, а в тревел-стартапах.

Можно каждый год ездить в Дагестан, в Териберку на Кольский п-ов, ходить треки по Алтаю и Кавказу. Это круто и впечатляюще. Можно сгонять в горы Чечни чтобы прочувствовать феномен Рамзана Кадырова иначе чем из новостей и мемов. Камчатка еще есть, Курилы. Но только проехав всю страну до Магадана, можно пережить нечто особенное. И сказать что вы что-то понимаете про Россию.

Почему так? Потому что именно в таком путешествии больше всего увидишь. И поломается больше всего стереотипов и мемов. Этим мы с вами сегодня тоже займемся.

Кто в здравом уме вообще поедет в Магадан? Еще и за рулем. В сезоне-2020 году мне известны семь экипажей, проехавших так же, как я. В 2021 и 2022 — больше. Люди разные, но вовсе не сумасшедшие номады из мемов. Я — веб-разраб на удаленке, у меня в Санкт-Петербурге есть квартира, семья и рыжий кот. И другие экспедиционеры были примерно такими же. Ребята увидели картинки в соцсетях, помечтали — и поехали.

Конечно, болезнь Магадан-трипом развивается не сразу, я и сам уже упомянул мое портфолио. Проект не тривиальный, до него нужно дорасти.

Вот что может отпугнуть:

  • ехать долго (да)
  • ехать дорого (все относительно, но в целом да)
  • по пути будут неприятности (не обязательно)
  • нет дорог, заправок, гостиниц и сервиса (не везде, но есть)
  • за МКАДом живут опасные люди с песьими головами (нет)

Давайте посмотрим, как все на самом деле!

Сколько времени нужно на путешествие в Магадан?

Если считать от Москвы и европейской части РФ, то минимум полтора месяца. Такая скорость будет означать жесткий график движения и никаких лишних остановок, все строго по плану.

Мое путешествие заняло четыре с половиной месяца.

Почему так много?

Тут мы подходим к важному пойнту. Магадан в такой поездке не есть цель. Цель — это путь до Магадана, в котором вы и увидите все, чего даже не представляли.

Я запланировал несколько принципиальных этапов поездки.

И начал с Пермского края и гор Северного Урала. Я очень люблю творчество писателя Алексея Иванова, которого вы знаете по сценариям "Пищеблока" и "Географ глобус пропил". А я угораю по его исторической серии "Сердце Пармы", "Тобол" и "Золото бунта". Парма — это не только Италия, а еще по-древнему Пермский край и Северный Урал.

Лагерь "Уральского рейда" у горы Конжаковский Камень

С Урала в Сибирь после чилла на жарком берегу Иртыша я двинулся по историческому Тобольскому тракту. Он остался сейчас в виде грунтовок районного значения. То есть таким, каким был в XVIII веке — времени действия "Тобола".

Сибирь до Байкала просто пересек — на Алтае и в Хакасии уже бывал раньше. А вот в Восточных Саянах я не бывал, и это было настоящее открытие! Долина Вулканов и озеро Олон-Нур — настоящие затерянные миры. Что-то из романов Толкиена, где горы, вулканы и забытые народы сойоты и хонгодоры надежно спрятаны от туристов. Вы вот про вулканы Бурятии что-то слышали?

Восточные Саяны

Прорываемся оффроудом в самое сердцы Долины Вулканов, переодеваемся в треккинговое и поднимаеся в горы. Восторг!

Озеро Олон-Нур, Бурятия

Едем на восток дальше. Буддизм Забайкалья, пельмени-позы, дацаны, Чита, федеральные трассы «Амур» и «Лена». Вот где натурально обалдеваешь от расстояний. Ленские столбы и рыбалка на Лене.

Из Якутска начинается легендарная трасса на Магадан — «Колыма». Не такая страшная, как кажется, зато фантастически красивая. Якутские горы! Про них вы тоже вряд ли часто слышали.

Хребет Черского, Якутия, трасса "Колыма"

Топчик мировых рейтингов красот типа National Geographic, мечта природных фотографов — озеро Джека Лондона. Это было внедорожное приключение с бродами, каменным триалом, грязевыми ваннами и фантастической наградой за все труды. Нереально крутое место.

Озеро Джека Лондона

И снова горы, панорамы до горизонта, не похожие ни на что. Восток становится все более дальним.

И вот Магадан. Он оказался и вправду солнечным.

Берег рядом с Магаданом, где мы ночевали

Конечно, мы заезжаем в печально-исторические места, про которые вы смотрели у Дудя. Работаем в музеях, проверяем факты (Дудь — балабол) и работаем в архивах по своей семейной истории.

А после путешествие получило неожиданный поворот. Гугл, помощь добрых людей, деньги — и машина отправляется в контейнере по морю во Владивосток, а мы обгоняем ее на самолете.

Приморье. После сентябрьских заморозков на Колыме — снова тепло, снова золотая осень. И море, море!

Чиллим на пляжах по три дня и не можем уехать.

Находка, Приморский край

Горы Сихотэ-Алинь, быстрые речки, национальные парки.

Здесь мы встретим тигра и он нас не съест.

Едем по маршрутам книги «Дерсу Узала» и опознаем места действия прямо из окна машины.

Водопад Черный Шаман

Обратный путь мог быть скучным, если бы не Байкал. Баргузинская долина, пустыни посреди гор, Кругобайкальская железная дорога. Кстати, в ноябре на Байкале — ни-ко-го!

Харамодунские пески, долина Баргузина, Байкал.

Остаток пути до Питера в начале зимы после всех перегонов уже не кажется длинным. И правду сказал кто-то умный, что дальние дороги хороши возвращением. 33 000 км туда-сюда через всю страну — я сам не ожидал что пробег получится таким большим.

Ух, как много получилось про время поездки. Итак, минимум полтора месяца, максимум полгода.

Когда ехать, почему не больше полугода?

Лучшее время для поездки до Восточной Сибири — лето, а точнее июль-август. В июне норм, но в это время самый сезон неприятных насекомых.

На Колыме летом жарко, комары и лесные пожары. Мы поймали лучший сезон — начало сентября. Золотая осень. Прохладно, но не холодно, +5 — +15. НЕТ КОМАРОВ!

Золотая осень - лучшее время для поездки. Дорога на озеро Джека Лондона

В апреле-мае и октябре-ноябре Магаданская область отрезана от большой земли рекой Алдан, когда паромная переправа закрыта, а ледовая еще не встает или уже не стоит. Это важно учитывать при планировании.

Почему еще я ехал так долго? Потому что я всегда работаю в пути. О том как искать интернет, сделать рабочее место в автопутешествии я много пишу в книге и других местах. Здесь скажу что много зависит от задач, привычек и машины. А в больших городах я снимал квартиру и делал рабочие остановки от двух до десяти дней — по потребностям.

На какой машине ехать в Магадан?

На той, которая у вас есть. Я путешествую давно и у меня внедорожник со специфической подготовкой. Но известные мне экипажи ездили на УАЗике, паркетнике типа Киа Спортейджа, семейных седанах и даже городской букашке Ниссан Микра. Водители ехали согласно возможностям своих машин — и у всех все было хорошо.

Идеальным будет просторный внедорожник или полноприводный микроавтобус в стиле «вэнлайф».

Впрочем, классическим вэнлайферам придется непросто на Колыме, как и в целом в России. Если вы налайкате и накомментите вопросы почему так, то напишу про это.

Износ машин и колес

Да, такое путешествие изнашивает машину. Насколько больше, чем за аналогичный километраж по Москве — зависит от водителя и везения. Но ничего страшного не происходит, ведь местные ездят по Колыме каждый день на таких же машинах, как наши с вами.

Отдельная история про колеса. Трасса "Колыма" — это 2000 км грунтовки, и она отсыпана специфической породой. Это так называемый "скальник", он сильно изнашивает колеса. Мне говорили что без двух запасок не доеду, и другие экипажи действительно убили по одному-два обычных шоссейных колеса. У меня ни одного прокола — может, крепкие колеса, а может повезло.

Опасная ли дорога?

Дорога обычная. Р504 "Колыма" — местами неровная, часто пыльная (тяжело обгонять грузовики). Но она широкая, поддерживается в рабочем состоянии, а все опасные места на горных серпантинах, так называемые "прижимы", перестроены примерно пять лет назад. Как и мосты, последний из которых построен 10 лет назад, после чего броды в кузове Камаза окочательно ушли в прошлое.

Что касается остальной части маршрута по России — везде кроме нескольких коротких отрезков в Якутии, хороший асфальт, разметка и много камер. Особенно злые камеры в Новосибирской области.

Что с придорожной инфраструктурой?

Привычные заправочные комплексы и сетевые бренды Газпромнефть, Лукойл и т.п. пропадают примерно за Улан-Удэ. Заправка на востоке России — это будка за решеткой, где есть только топливо, и все. Туалет если и будет, то системы "очко", редко когда чистый.

Бензин есть везде. На трассе "Колыма" могут быть места где нет 95-ого, а есть "какой-то бензин". 98-й вообще на востоке РФ встречается только в облцентрах. Что касается дизтоплива — оно есть везде, потому что именно на нем работает вся тяжелая техника. Естественно, это тоже "какой-то дизель", но хуже стандарта Евро-4 вы вряд ли встретите. Вопреки заблуждению, современные грузовики не менее требовательны к топливу, чем легковушки. А если единственная на 300 км заправка начнет мухлевать, то первые же местные пострадавшие сразу с ней разберутся.

Старая заправка в поселке Кюбюме. Сейчас бочку заменили обычной бытовкой. Наклейки оставили путешественники со всего мира, наверное, за 20 лет

Говорят что в глубинке принимают только бумажные наличные, и за топливо тоже?

Это не так. Магазины и заправки ставят там, где живут люди. А где живут люди, есть электричество и сотовая связь. Поэтому везде принимают карты, а где не принимают — с удовольствием рассчитаются переводом по телефону. Наличные, безусловно, нужны как запасной вариант, но скорее на случай технических сбоев. Я стараюсь держать примерно две стоимости полного бака, но не пригодилось ни разу.

Гостиницы

Если рассчитать маршрут заранее, то гостиницы найдутся. Однако в диких краях гостиницы неприятные, но при этом очень дорогие. В 2020 были свои приколы, например в Магаданской области свободных номеров не было ни за какие деньги. Их выкупили для карантина вахтовых рабочих на месяцы вперед.

Моя машина позволяет ночевать и готовить еду автономно в течение минимум недели практически в любую погоду. Комфортнее только вэнлайф.

Автомобильная палатка с отоплением, кухня в кузове и другие радости экспедиционной машины

Кафе в дороге

Они есть, но чем восточнее, тем меньше. Готовить в дороге самим точно понадобится. Конкретных советов по выбору мест не дам. Скажу только, что идея "есть там где дальнобойщики" не подходит никому, кроме дальнобойщиков. Там непривычная городскому жителю еда — ни разу не ПП, и еще более непривычная атмосфера.

В городах отлично работают привычные сервисы для поиска.

Сервис

Он есть. На самых диких участках маршрута автосервис может быть один на 300 км, и он будет работать в свободном графике — плюс-минус несколько дней. Такой у местных вайб, когда квант времени меньше чем день в принципе не существует. Ну сегодня не починим — мы на рыбалке, но завтра точно все сделаем!

Все остальные услуги тоже найдутся.

Важно запомнить. Чем дальше от Москвы и областных центров, тем более модель сервиса отличается от московской. Высокая цена услуги не гарантирует ничего. Вас не обслуживают, а принимают. В гостях. Это значит, что чем более вы скромны и коммуникабельны, тем больше получите.

Легко ли на Колыме получить по морде?

Получить по морде нужно заслужить. Нигде в РФ вас не планируют по умолчанию избить и отобрать айфон. Повторюсь, если вести себя скромно и доброжелательно, от опасностей вас, наоборот, скорее уберегут. У меня был один конфликт с местными, но неправ был я, и извинения словами было достаточно, чтобы ситуацию урегулировать.

Определенная опасность может быть, если принимать участие в дискотеках и пьянках в якутских улусах, но вряд ли вы таким займетесь в путешествии.

Скрытные полевые ночевки, некоторые другие приемы безопасности и общая осмотрительность — это все, что нужно для безопасности.

Дорога - далеко на заднем плане, за старым мостом. Заехать на стоянку можно по реке, а значит вряд ли кто проедет мимо

Съест ли вас медведь?

Я уже сказал, что 9 из 10 ночевок были в полях. К стоянке приходили лисы, какие-то грызуны. Медведей же видели все экипажи, кроме моего. Но они есть, и базовые правила организации ночевок в лесу следует выполнять.

На Колыме лагерники и зеки?

Это не так. Уже много лет в регионе всего три исправительных учреждения, которые обслуживают исключительно местные потребности. Творчество радио "Шансон" на эту тему начиная с 2000-х — художественный вымысел.

Вид из окна лагеря Бутугычаг. Его гости вряд не были рады своему путешествию

Действильно, культура востока страны сформировалась под влиянием известных событий истории. Но последние лет 50 основными переселенцами туда были свободные молодые ребята, гнавшиеся за длинным рублем. Они догнали свой рубль, купили квартиры в Сочи или Москве детям, но сами остались.

Легенды о колымском гостеприимстве, как и в целом об открытом характере «северян», наоборот, не лишены оснований. Я проверял.

Чем живут Якутия и Колыма?

Добычей угля, металлов и золота. Про золото вы в путешествии услышите множество историй, если захотите и если расположите к себе встречных людей.

Сколько стоит съездить в Магадан на машине?

Я не считал точно, но потратил точно больше полумиллиона рублей в ценах 2020 года. Сюда же частично можно добавить расходы на машину, туристическое снаряжение и все, чем я разжился за годы путешествий.

При бюджетировании вам понадобится учесть:

  • очень дорогое топливо вдали от Москвы. Дороже в полтора раза минимум
  • дорогие гостиницы и дорогие продукты восточнее Якутска. Московский ценник умножаем на три, тогда не ошибетесь
  • непредвиденные расходы на поломки, здоровье и т. п. неприятности вдали от дома могут быть чувствительными

По бюджету сложно советовать, не залезая вам, дорогие читатели, в карман. Скажу так — среднему классу такое приключение вполне по силам.

Что же в итоге?

Вот так я собрался поехать на море. Перепутал сторону куда ехать, но все равно доехал.

Я продолжаю путешествовать за рулем до сих пор. Написал и продаю книгу для начинающих и продолжающих путешественников. Тестирую гипотезы для тревел-стартапов. И планирую продолжать.

Кто дочитал, тот молодец. Не сдерживайте свои впечатления, пишите и спрашивайте в комментах!

0
346 комментариев
Написать комментарий...
Max Kuznetsov

Ну вот позитив на VC. А то только "валить, валить". Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Так он же из ваших, из ватников:

Дудь — балабол
Ответить
Развернуть ветку
Ватник Наизнанку

А что сразу "из ватников" то! Автор например на японской машине ездит, фотки не на Зенит плёночный явно сделаны и возможно он просто не любит Дудя.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Если заставить ватника ездить на русской машине, то он быстро станет русофобом...

Ответить
Развернуть ветку
AKA

А наклейки на немецком авто «на берлин» вас не смущают?

Ответить
Развернуть ветку
НЕплатный акк

Он иноагент.

Ответить
Развернуть ветку
343 комментария
Раскрывать всегда