Совет молодым ученым и остальным любознательным

Если ваша деятельность связана с наукой или постоянным исследованием нового, советы Нобелевского лауреата по физиологии и медицине П. Медавара могут помочь не допускать основных ошибок на пути к новому знанию.

Это перевод статьи Advice for Young Scientists and Curious People in General из блога Farnam Street.

Питер Медавар (1915 — 1987) — биолог и Нобелевский лауреат. Благодаря его работам стали возможными первая пересадка органов и кожных трансплантатов. В то же время Медавар любил писать и публиковал книги по науке и философии.

В 1979 году опубликована книга «Совет молодому ученому” — собрание практических советов и философских рассуждений для всех, кто »занимается исследовательской деятельностью”. Собрали ключевые идеи из этой книги.

Питер Медавар, 1969 год. Wikimedia

Усердие, усидчивость и целеустремленность

Невозможно сказать заранее, приведут ли мечты молодого ученого о жизни, посвященной поиску истины, к разочарованию, когда он столкнется с неудачными экспериментами и сделает неприятные открытия, когда его лучшие идеи не найдут подтверждения.

П. Медавар

Если вы хотите двигаться вперед, нужно быть готовым иногда отказываться от своих лучших идей. Наука развивается, потому что ученые делают все, чтобы опровергнуть свои гипотезы, а не доказать их правильность. Медавар отмечает, что он дважды тратил по два года на то, чтобы найти подтверждение ничем не обоснованным гипотезам. Ключом к тому, чтобы быть хорошим исследователем, является способность сказать себе “нет”, когда это необходимо.

… не нужно быть потрясающе умным, чтобы быть хорошим ученым… в экспериментальной науке нет ничего, что требовало бы великих умственных способностей или великого дара дедуктивного мышления. Без здравого смысла не обойтись, и лучше бы он обладал теми достоинствами, которые сейчас обрели дурную славу. Я имею в виду усердие, усидчивость и целеустремленность, умение концентрироваться, проявлять настойчивость и не придавать много значения неудачам, например, когда после долгих и утомительных исследований выяснится, что любимая многими гипотеза оказалась в значительной степени ошибочна.

П. Медавар

Правда заключается в том, что любой риск сопряжен с возможной неудачей. Учиться на неудачах, продолжая исследовать неизвестное, — очень полезный способ мышления.

Как сделать важные открытия

Можно с уверенностью сказать, что любой ученый любого возраста, который хочет сделать важные открытия, обязан изучать важные проблемы. Скучные и нелепые проблемы приводят к скучным и нелепым ответам.

П. Медавар

Распространенный совет для людей в начале карьеры — заниматься тем, что им кажется наиболее интересным. Медавар не согласен с этим и объясняет это так: “Почти любая проблема интересна, если изучать ее достаточно глубоко”. Он советует ученым искать важные проблемы, ответы на которые будут иметь значение для человечества.

При выборе области для исследования очень важно не перепутать модную тенденцию, которая завтра исчезнет (“какая-то новая процедура или технический трюк”), с фундаментальными изменениями (“такими как молекулярная генетика или клеточная иммунология”). Изменения ведут куда-то, мода не ведет никуда.

Начало работы

Каждый раз, начиная новое дело, может возникнуть мысль о том, что нам нужно знать об этом все, что необходимо знать, еще до того, как мы начнем. Часто это становится одной из форм прокрастинации. Как только мы пробуем сделать что-то, и наши планы соприкасаются с реальностью, мы узнаем, что нам нужно узнать. Медавар верит, что нет необходимости тратить огромное количество времени на изучение методов и вспомогательных дисциплин, чтобы начать исследование:

Невозможно знать заранее, куда может привести исследование, и какие навыки понадобятся по мере его продвижения. Этот процесс “вооружения” перед началом не имеет пределов и является плохой психологической установкой… Великий стимул к изучению новых навыков и вспомогательных дисциплин — необходимость их использовать.

П. Медавар

Лучший способ узнать, что нам нужно знать — это начать, а затем собирать новые знания по мере необходимости. Когда есть острая необходимость, мы учимся быстрее и не обращаем внимания на ненужное. Тоже самое верно и для чтения:

Слишком много книг могут утомлять и ограничивать воображение, а бесконечное изучение чужих исследований иногда заменяет ваше собственное. Также, как слишком большое количество книг о любви, может заменить романтические отношения в реальной жизни… Новички должны читать, но внимательно, выборочно и не очень много.

П. Медавар

Чтение становится бесполезным, когда начинает заменять реальную деятельность. Медавар объясняет, что “психологически важнее получать результаты, даже если они не оригинальные”. Конкретные действия и видимый результат работы помогают нам чувствовать себя уверенно. Для Медавара лучшие ученые начинают с осознания того, что они никогда ничего не узнают и что обучение — занятие на всю жизнь.

Секреты эффективного сотрудничества

Научное сотрудничество совсем не похоже на то, как повара работают на кухне. Или на то, как художники работают на одном холсте. Или на работу инженеров, которые думают как проложить тоннель одновременно с обеих сторон горы, чтобы встретиться в середине, а не проложить два тоннеля.

П. Медавар

Напротив, научное сотрудничество — создание правильного окружения для развития и расширения идей друг друга. Хорошее сотрудничество больше, чем сумма его частей, и приводит к результату, который нельзя отнести к одному человеку.

Ученым, которые время от времени приходят в ярость от своих коллег, Медавар советует посмотреть на себя со стороны. У всех есть недостатки, и с нами, вероятно, иногда тоже невыносимо работать.

Если дальнейшее сотрудничество становится невозможным, Медавар предлагает отдать свои лучшие идеи.

Определение, кому из ученых принадлежит идея, иногда становится причиной конфликта. Если несколько исследователей работают над одной и той же проблемой, первый, кто находит решение, получает признание независимо от того, насколько к решению были близки другие. Это проблема, с которой не сталкиваются в большинстве других творческих сфер:

Двадцать лет, которые потратил Вагнер на написание первых трех опер цикла «Кольцо Нибелунга” не были омрачены страхом, что кто-то напишет »Гибель богов”*.

П. Медавар

*”Гибель богов” — четвертая опера из цикла “Кольцо Нибелунга”.

Тем не менее, Медавар призывает открыто высказывать свои идеи и забыть про секретность, потому что: “Любой, кто держит свою дверь закрытой, не пропускает внутрь больше, чем может выпустить”. И продолжает: «Среди небольшой группы коллег, с которыми я постоянно работал, было правило: »Расскажи всем все, что знаешь”. Я не знаю никого, что пострадал бы из-за этого. ”

Как справляться с моральными дилеммами

Ученый обычно имеет договорные обязательство с работодателем и всегда имеет особое и безоговорочное обязательство перед истиной.

П. Медавар

Медавар пишет, что многие ученые в какой-то период своей карьеры оказываются зажаты между договорными обязательствами и собственной совестью. Однако, “время борьбы наступает до того, как возникает моральная дилемма”. Если мы думаем, что какие-либо наши действия могут привести к пагубным последствиям, не стоит начинать с них.

Нам стоит знать свои ценности и стремится работать в соответствии с ними.

Первое правило — никогда не обманывай себя

Я не могу дать ни одному ученому любого возраста лучшего совета, чем этот: глубина убежденности в том, что гипотеза верна, не имеет никакого отношения к тому, верна она или нет.

П. Медавар

Ричард Фейнман говорил по этому поводу так:

Первый принцип заключается в том, что вы не должны обманывать себя, а вас легче всего обмануть.

Р. Фейнман

Ричард Фейнман, 1984 год. Wikimedia

Все ученые делают ошибки время от времени. Медавар предлагает быстро внести исправления, когда такая ситуация возникла. Это вызывает уважение и выгодно всем, кто работает в той же области, в отличие от попытки скрыть это. Дополняя предыдущий совет, нужно всегда быть готовым принять “нет” за ответ. Медавар предупреждает о влюбленности в гипотезы и веру в их истинность без доказательств.

Ученый, который постоянно обманывает себя, находится на пути к обману других.

Лучшая творческая среда

Чтобы созидать, ученым нужны библиотеки, лаборатории и компания других ученых. Спокойная и безмятежная жизнь тоже в этом помогает. Работа ученого не становится лучше от нужды, беспокойства, страдания или эмоционального давления. Безусловно, частная жизнь ученого может иметь странные и иногда комичные проявления, но не так, чтобы они имели отношения к характеру и качеству его работы.

П. Медавар

Творческий среда возникает из спокойствия, а не беспорядка. Творческое начало поддерживается в безопасной среде, в которой можно открыто делиться идеями, задавать вопросы и быть услышанным.

Последний совет:

Ученый, который хочет сохранить своих друзей и не увеличить количество врагов, не должен постоянно высмеивать и критиковать коллег, таким образом зарабатывая репутацию человека с недоверием ко всему. Но в то же время, он обязан не соглашаться и не делать вид, что потворствует глупости, суевериям и ошибочным убеждениям. Признание и порицание глупости не принесет ему друзей, но может принести некоторое уважение.