Как интернет-магазину увеличить процент выкупа заказов в отделениях Почты России

Владелец интернет-магазина «ФормФикс» добился того, чтобы клиенты выкупали 90% заказов с оплатой наложенным платежом. Он рассказал, как ему это удалось.

Мы с партнёром продаём матрасы, подушки, одеяла, зимнюю обувь и товары для похудения и тренировок через интернет-магазин «ФормФикс». Мы отправляем заказы Почтой России с оплатой наложенным платежом, а это всегда риск того, что посылку не выкупят. Поэтому сразу после запуска интернет-магазина мы начали работать над тем, чтобы клиенты выкупали заказы.

Если в самом начале нашей работы выкуп посылок отправленных Почтой России был от 67% до 75%, то за последние полгода он увеличился до 90%.

Максим Соболев, Совладелец интернет-магазина «ФормФикс»

Уже в момент оформления заказа покупателю автоматически уходит уведомление в WhatsApp с трек-номером и нашими контактами. Мы используем WhatsApp Business API, который интегрирован с Retail CRM. Так мы сразу даём клиентам удобный канал связи для решения проблем, если они возникнут, и напоминаем, что мы всегда готовы помочь. А после поступления посылки в отделение с помощью автоматических смс и звонков робота сообщаем клиенту о том, что заказ можно забирать.

Такое уведомление автоматически уходит клиентам в WhatsApp сразу после оформления заказа:

Сообщение не требует ответа

Подтверждаем, что заказ №63685 на сумму 3025 руб. успешно оформлен! Номер отслеживания: 80087470772787 Отследить местонахождение заказа можно по ссылке: www.pochta.ru/tracking#80087470772787

Если у вас возникнут вопросы по статусу заказа, просто напишите нам в WhatsApp. Работаем ежедневно с 09:00 до 21:00 по московскому времени. Телефон клиентской службы: +7 (473) 211-37-56

Информируем клиентов с помощью смс и звонков робота

Чтобы повысить шансы выкупа заказа, клиенту нужно сообщить о том, что посылка пришла, и несколько раз напомнить, если он её не забирает. Почта России отправляет всего одну смс в день поступления посылки с довольно скудной информацией. Поэтому первым делом мы подключили смс-информирование и голосовое сообщение от робота с помощью сервиса LiveInform. Мой партнёр раньше уже работал с этим сервисом для отслеживания посылок и остался доволен, поэтому выбрали его.

В процессе работы мы начали отслеживать процент выкупа в LiveInform. Я смотрел, в какой день люди больше всего выкупают, в какой — меньше всего. По моим наблюдениям, в первые 10 дней выкупают около 95% отправлений. После 10 дней идёт затухание и напоминать клиенту о посылке уже нет смысла. Как правило, если какие-то заказы вручают после десяти дней, это посылки, которые оператор почты не провёл вовремя, потом спохватился и поменял статус отправления.

На основе своих наблюдений я скорректировал информирование:

  • Смс и звонок робота на 1-й день.
  • Смс на 3-й день.
  • Смс на 10-й день.

В первый день после поступления посылки мы подключили сразу два формата оповещения, чтобы повысить шансы на успешное информирование и сообщить покупателю про возможность вскрыть посылку перед оплатой.

Повышаем процент успешного информирования. Если у клиента стоит антиспам, и мы отправляем только смс-ку, она может не дойти, и человек попросту не узнает, что ему пришла посылка. Тогда он узнает про неё из сообщения робота — он прозванивает клиента с цикличностью пять звонков с интервалом 20 минут до тех пор, пока он не возьмёт трубку. Или наоборот, если клиенту пришла смс-ка, но не позвонил робот, он узнает информацию из смс. Но чаще всего успешно проходит и звонок, и смс.

Сообщаем клиенту про возможность вскрыть посылку. В отличие от смс, тарификация прозвона идёт за звонок, а не за количество текста. Мы этим пользуемся и используем звонок робота, чтобы не только сообщить о поступлении посылки, но и рассказать покупателю о том, что он имеет право воспользоваться услугой «проверка комплектности» и вскрыть посылку перед выкупом.

«Проверка комплектности» — это услуга для федеральных клиентов. Посылка приходит в отделение, и клиент имеет право её вскрыть. Внутри лежат три акта про осмотр содержимого. Так человек может убедиться, что ему прислали то, что обещали. И есть аналогичная услуга, которая называется «опись вложения» для физических лиц, то есть для обычных клиентов Почты России. Отличие в том, что прежде чем упаковать посылку, оператор отделения осматривает содержимое, описывает, вкладывает в посылку и отправляет. Услуга «опись вложения» исторически сложилась, все операторы про неё знают. А услуге «проверка комплектности» чуть более двух лет и о неё многие до сих пор не знают и отказываются вскрывать посылку.

Чтобы клиент был в курсе, что имеет право вскрыть посылку перед вручением, мы активно информируем его об услуге во время оформления заказа. Мы говорим, что если оператор откажется вскрывать посылку, нужно сразу обратиться к нам — мы оперативно решим вопрос. А чтобы ещё раз напомнить клиенту клиенту о возможности осмотреть посылку до оплаты и повысить уровень доверия, мы добавили информацию об этом в голосовое сообщение робота.

Для самой посылки мы разработали большую наклейку, на которой крупным текстом написано «Получатель имеет право вскрыть посылку, подключена услуга „проверка комплектности“». Наклейки мы печатаем через обычный термопринтер — это самый бюджетный вариант. Но это тоже не всегда срабатывает. Бывает, оператор смотрит на наклейку, отвечает, что это не опись вложения, и отказывается вскрывать посылку, ссылаясь на почтовые правила «столетней давности».

Робот LiveInform помогает нам не терять клиентов, которые могут попасть в такую ситуацию. Робот им напоминает про право вскрыть посылку. Клиент владеет информацией и в случае отказа сразу обращается к нам в WhatsApp или по телефону клиентской службы, а мы оперативно отправляем запрос в группу поддержки Почты России и высылаем им инструкцию. Они звонят в это отделение и принуждают сотрудников вскрыть посылку. В результате это приводит к вручению заказа.

Такую наклейку мы клеим на посылки на случай, если оператор не знает про услугу «проверка комплектности»
Такую наклейку мы клеим на посылки на случай, если оператор не знает про услугу «проверка комплектности»
Все сообщения и звонки робота фиксируются в LiveInform
Все сообщения и звонки робота фиксируются в LiveInform

Здесь очень важно наладить работу с группой поддержки Почты России. У нас на это ушло где-то полгода: мы лично с ними общались, налаживали созвоны. Зато теперь мы можем очень оперативно решить проблему, пока клиент находится в отделении — это очень хорошо работает.

Количество случаев, когда посылку не открывают, постепенно снижается, но они всё ещё есть и мы быстро их отбиваем, потому что робот напоминает им об этом. Если в прошлом году у нас на 1500 посылок Почтой России в месяц поступало 1-2 обращения в день, то сейчас — 1-2 обращения в неделю.

Я сделал вывод, что единственный рабочий способ решить проблему с услугой «проверка комплектности» — информировать клиентов при помощи робота, использовать наклейки, разработать чёткие инструкции для каждого случая и сотрудничать с группой поддержки Почты России.

Схема взаимодействия с покупателями, которая помогла нам повысить процент выкупа посылок в Почте России
Схема взаимодействия с покупателями, которая помогла нам повысить процент выкупа посылок в Почте России

Отключаем таргетинг в регионах с низким процентом выкупа

Мы смотрим в LiveInform процент выкупа по каждому месяцу в разрезе регионов и оперативно реагируем, чтобы скорректировать ситуацию. Для повышения процента выкупа можно отключить доставку или ввести предоплату для самых провальных регионов. Но это может повлиять на конверсию, когда клиент оставил заявку и хотел бы оплатить заказ при получении, а ему говорят, что за доставку нужно заплатить сразу. Мы работали по такой модели около полугода, но в конечном счёте пришли к выводу, что лучше всего всем оставить доставку с наложенным платежом без предоплаты, а проблемные регионы с низким выкупом 40–50% просто отключить от показа рекламы.

Например, выкуп по Чечне, Ингушетии, Дагестану, республике Тыва у нас ощутимо ниже, чем по Дальневосточному округу. Мы просто убрали из таргета эти регионы. Клиенты оттуда всё равно оставляют заказы, но их процент значительно снижается. Соответственно, и выкуп корректируется. В разрезе месяца общая картина меняется в нашу пользу.

Коротко: как мы повысили процент выкупа заказов

  • Настроили автоматическое уведомление в WhatsApp с трек-номером и нашими контактами чтобы покупатель мог быстро с нами связаться, если у него возникнут проблемы с посылкой. Для этого мы интегрировали WhatsApp Business API с Retail CRM.
  • Подключили информирование клиентов с помощью сервиса для отслеживания посылок LiveInform в виде смс и звонка робота.
  • С помощью аналитики LiveInform проследили, как клиенты выкупают заказы, и скорректировали график информирования: смс и звонок робота на 1-й день, смс на 3-й день, смс на 10-й день.
  • Подключили услугу Почты России «проверка комплектности» и сделали так, чтобы клиент смог ею воспользоваться, даже если оператор не знает о такой услуге и отказывается вскрывать посылку:
  • добавили в голосовое сообщение робота LiveInform информацию о том, что можно проверить заказ перед оплатой, а если оператор отказывается вскрывать посылку, нужно сразу связаться с магазином — обычно покупатели пишут нам в WhatsApp;
  • внедрили наклейки с информацией об услуге «проверка комплектности» для операторов отделений;
  • наладили взаимодействие с группой поддержки Почты России, чтобы оперативно помочь клиенту, если оператор отделения откажется вскрывать посылку.
  • Отключили показ рекламы в проблемных регионах с процентом выкупа 40-50%.

В заключении добавлю, что без LiveInform и WhatsApp мы однозначно не добились бы таких результатов, но помимо качества оповещения клиентов на процент выкупа могут влиять и другие факторы — как положительно так и отрицательно. Во-первых, категория ваших товаров, которая тянет за собой конкретную аудиторию. Во-вторых, источник трафика. В третьих, качество сопровождения заказов: своевременная отправка посылок и контроль за соблюдением сроков доставки.

11
Начать дискуссию