Как распознать инфоцыгана, даже когда он солидный и убедительный

В неосязаемых услугах – обучении, консультировании, психологической помощи – очень сложно разобраться, если вы не специалист. Большинство оценивает их по стандартным критериям – отзывы, внешний вид, уверенный тон, блеск в глазах и т.п. И этим постоянно пользуются инфоцыгане.

Отзывы можно подделать, заказать за деньги или получить у клиентов, как следует взвинтив их эмоции. Внешний вид создают стилисты, уверенность тренируется, а блеск в глазах бывает не только у счастливых, но и у сумасшедших.

Кроме того, инфоцыгане постоянно мимикрируют. Теперь это не обязательно молодой пацан на фоне спортивной машины. Это может быть и солидный дядечка в дорогом костюме, и профессор с бизнес-школой имени себя, и состоявшийся миллионер, и даже миллиардер.

Всех их объединяет одно: неспособность выполнить свои обещания. Однако чтобы определить эту неспособность, клиент должен либо разбираться в предмете сам, либо убедиться в ней на собственном опыте. Первый вариант для большинства недоступен – ведь они новички. А второй будет дорогим и болезненным.

Но есть ещё и третий вариант: косвенные признаки. Т.е., такие признаки, которые мы можем оценить, даже не разбираясь в предмете. И которые, при некоторой тренировке, научат нас без труда определять инфоцыган, под какой личиной бы они ни скрывались.

Искать мы будем те косвенные признаки, которые показывают нам, что здесь что-то не чисто. Так можно распознавать и сомнительные школы, и не очень хороших учителей (консультантов, психологов, менторов и проч.) Если же предлагаемая услуга, школа и т.п. пройдет фильтр — это повысит шансы на то, что мы нашли нечто стоящее.

Я выделил шесть областей, по четыре признака в каждой. Перечень признаков сразу же приведен под названием каждой области, после чего каждый из них раскрывается в отдельном абзаце.

1. Теория

  • новояз
  • отсутствие границ метода
  • отсутствие опоры на предшественников
  • отсутствие референтности

В каждой науке есть своя терминология. Клиентам её знать не обязательно. Если представители науки не умеют говорить с вами ни на каком языке, кроме своего птичьего, вам стоит насторожиться. Как минимум, это признак низкой квалификации: неофит не способен перевести с профессионального на человеческий, так как профессиональный ещё толком не понял. А если вы немного разбираетесь в теме и видите, что кроме общеупотребимых терминов в данной школе введены ещё и какие-то свои — насторожиться стоит вдвойне. Возможно, непризнанный гений творит тут очередную «уникальную методику», где уникальными будут лишь новые слова.

Если представители школы точно знают, где их метод работает, а где — нет, в каких случаях помогает, и какие побочные эффекты бывают — это признак качества. Если не знают — показатель сырого метода и/или неквалифицированных специалистов.

То же самое можно сказать и про предшественников. Знание, на чьих плечах стоит та или иная методика, что было сделано предшественниками и что привнесено современными авторами, дает методике проверяемую историю, опору на прошлое. А значит — и шансы на будущее. Отсутствие предшественников часто говорит либо о фальшивке, либо о продукте чьего-то персонального безумия.

Также любая достойная методика находится среди других достойных методик. Постоянно себя с ними сравнивая, споря, обмениваясь идеями и так взаимно обогащаясь. Сферический конь в вакууме, не способный сравнить себя с другими конями, скорее всего, и не конь вовсе.

2. Практика

  • небезопасность
  • нет описания «что делаем и почему так»
  • доктрина выше личности
  • контроль окружения и контроль окружением

В гуманитарной сфере (развитие человека и бизнеса — это именно гуманитарная сфера) методики должны быть гуманитарными. То есть, гуманными. Основанными на принципе «не навреди». Если безопасности клиента (ученика, клиента, сотрудника) уделяется мало или ноль внимания — это не методика помощи. Это инструмент грабежа.

Когда клиент что-то покупает, он должен четко понимать, что с ним будут делать, и почему именно это. Соответственно, хорошая методика, школа или специалист не поленятся все подробно и обстоятельно рассказать, пока у вас не сложится четкое представление. Если этот этап пропускается — им есть что скрывать.

Если что-то пошло не так, внимательно смотрите на то, кто считается виноватым. Если «с методикой все ок, это клиент сам дурак» — значит, методика здесь ценится намного выше конкретной личности, которой стало плохо от её применения. И значит, лучше вам от этой методики держаться подальше.

Но бывает, что держаться подальше вам не дают. Иногда буквально — мешая выйти из зала, где проводится тренинг. Иногда опосредованно — через звонки, убеждения, моральное давление друзей и знакомых, которые уже столько лет пользуются и довольны, и не хотят вас отпускать. Вот это уже серьезно. И если вам ещё и рассказывают, что именно вы обязаны слушать/смотреть, а что — нет, с кем вам можно общаться, а с кем — нельзя, бегите немедленно. Это уже не методика, а секта.

3. Учитель

  • единственный
  • непогрешимый
  • глухой
  • холодный

Единственный учитель/создатель/гуру — это всегда признак чего-то нехорошего. Как мы говорили выше, у методики должны быть предшественники — своего рода "дедушки" и "бабушки". Но также у неё должны быть и "дети", которые будут перекраивать методику на свой лад, спорить, сотрудничать, враждовать, исследовать, заимствовать и делиться — и тем самым развивать полученное. Если ничего этого нет, если один учитель все придумал и отлил в бетоне, качество бетона должно вызвать у вас сомнения.

Если этого учителя ещё и нельзя критиковать — будьте уверены, перед вами не методика, а культ, или, как мы уже говорили, секта. Ибо качество появляется только там, где есть критика.

Непогрешимость учителя начинается с его неспособности слушать критику. Иногда учитель не слышит вообще ничего — ни вопросов, выбивающихся за рамки, ни обратной связи, ни жалоб. Вам кажется, что он вообще вас не слышит, а разговаривает с воображаемым собеседником. Возможно, так оно и есть. Оставьте этого учителя психиатрам.

Холодность на расстоянии не всегда признак непрофессионализма. Сам по себе человек может быть замкнутым, безэмоциональным и со сцены казаться холодным. Но если этот человек вам действительно помогает, вблизи от него будут исходить те эмоции, которые вы воспримете как душевную теплоту. У мошенников часто бывает наоборот: на сцене товарищ душка и «всехний любимец», но стоит ему со сцены спуститься — и он отвращает вас всем своим видом и каждым жестом. Лучше не сопротивляйтесь этому отвращению.

4. Ученики

  • «мы» и «они»
  • консультант одного метода
  • мне помогло
  • это работает

Когда у ученика отсутствует «я», а в его разговоре явно звучит «мы правильные, а они нет» — это нормально для подростка, ищущего свою стайку сверстников. Когда поведение оное охватило представителей школы или метода, задумайтесь о том качестве, которое эти «подростки» способны предоставить.

В помогающих профессиях (обучение, консалтинг, терапия) схему помощи выстраивают каждый раз заново, как бы создавая «методику» под конкретный случай, не ограничивая себя рамками одного метода, которого просто не хватит. Для этого нужно знать много разных методов, методик, приемов, подходов. Если же человек знает лишь что-то одно, он будет поступать с точностью до наоборот: втискивать несчастных клиентов в прокрустово ложе того, что знает. В профессиональной среде оргконсультантов с подачи проф. А.И. Пригожина таких специалистов пренебрежительно называют «КОМ» — консультант одного метода.

Если вы видите человека, которому сей метод помог, а значит, он должен помочь и вам — бегите не оглядываясь. Иначе вас не только попытаются втиснуть в его прокрустово ложе, но и попрыгают сверху. А когда ничего не получится, именно вас сделают виноватым. Заявление «мне помогло» говорит о том, что ученик даже не предполагает, что другому человеку может понадобиться совсем другая помощь.

Так же плохо ориентируется в методике тот, кто как мантру повторяет «она работает». Что именно работает, а что нет? Когда работает, а в каких случаях нет? Почему работает именно так а не иначе, и что может работать иначе? Когда эти вопросы вводят ученика в ступор, значит, перед вами не ученик, а обезьяна с гранатой. Будете продолжать — граната полетит в вас.

5. Продвижение

  • кто не с нами, тот против нас
  • переход на личности
  • замалчивание негатива
  • «как ты можешь судить, не попробовав»

Фальшивка не продвигается через информирование, обучение, просвещение. Она продвигается через внушение. Любой вопрос или критическое замечание это внушение разрушает. Потому фальшивка будет бороться и с вопросами/замечаниями, и с их носителями.

Первый шаг в этой борьбе — объявить всех критиков врагами. А всех колеблющихся поставить перед выбором: или ты с нами, или ты — враг. Приняв сторону «наших», человек автоматически отключает критическое мышление, чтобы случайно не стать врагом.

Тех же, кто выбрал позицию «не с нами» — нужно уничтожать. Как минимум, морально. И вместо того, чтобы вести полемику относительно темы — методики/школы, её отдельных сторон и т.п. — сторонники будут стараться унизить, оскорбить и обесценить личность своих оппонентов. Если в ответ на вашу критику метода/технологии/школы начинают нападать на вас лично — теперь вы знаете, с кем столкнулись.

Развивающийся метод обязательно будет приносить отрицательные результаты. Даже вполне проверенный метод без них не обойдется чисто статистически. Поэтому у здоровых школ/методов/методик/специалистов всегда есть истории провалов. Если таких историй нет или их не допросишься, если негативные отзывы и комментарии всеми силами стараются замести под ковер — под этим ковром скоро окажетесь и вы.

А последний оплот таких «продвигателей» — это универсальная фраза «как ты можешь судить, не попробовав?!». Если вы не были в этом чудесном ашраме, на тренинге, медитации, не учились у этого гуру и его приспешников — как вы можете об этом судить?

Очень просто. Совершенно не требуется пробовать дерьмо на вкус, чтобы убедиться в его непригодности в пищу.

6. Ваша личная реакция на всё это

  • надежда на чудо
  • охваченные стихией
  • повышение ставок
  • не могу быть собой

Последняя область, на которую стоит посмотреть — это мы сами как потребители. Точнее, наша рефлекторная «пятая колонна» внутри, отключающая разум и заглатывающая наживку.

Первое её включение происходит, когда нас охватывает надежда. Надежда на чудесное исцеление, продвижение, обогащение или хотя бы самонаведение порядка в бизнесе. Что чудо будет нам ниспослано свыше, и самим делать ничего не придется. Конечно, в этот момент нам нужно не чудо, а простая человеческая поддержка. Но мы этого не знаем.

После заглатывания наживки, нас будто охватывает стихия. Вера в чудо расширяется до размеров вселенной, мы везде и во всем замечаем знаки того, что чудо случится вот-вот — и замираем в трепетном ожидании, исправно выкладывая свои кровные.

Когда чуда не происходит, надежда продолжает держать нас на крючке. Не получилось сейчас — получится завтра. На более дорогом тренинге. На следующей ступени. У самого главного мастера. Когда у мастера будет хорошее настроение. Так мы повышаем ставки, как игроки в казино.

Даже если в глубине души нас гложут сомнения, этим сомнениям наружу выхода нет. Мы будто живем по заданному сценарию, который сильнее нас, преодолеть его мы не в силах. Мы делаем то, что больно, неприятно, стыдно, что мы делать не хотим, но не в силах остановиться. И так до тех пор, пока пьеса не закончится.

Увы, но в случае с «пятой колонной», если вам не удалось остановить её в самом начале, прожить всё это вам придется до конца. Поэтому хотя бы один печальный опыт у вас рано или поздно случится.

И это не всегда плохо. Иногда нам действительно нужно вступить во что-то неприятное, чтобы на опыте запомнить, как оно выглядит и как пахнет.

Самый простой способ обнаружить фальшивку

И человеку, и группе людей (команде, организации) помогает не школа, метод или технология. А другой живой человек и общение с ним. Здоровое общение исцеляет. Больное — калечит.

Поэтому, перед тем как во что-то ввязаться, возьмите себе побольше времени и просто общайтесь с теми, под чьим началом и с кем вместе вам предстоит идти.

Задавайте вопросы. Высказывайте сомнения. Проясняйте. Уточняйте. Оспаривайте. И смотрите на ваших собеседников. Если с ними что-то не то, вы начнете находить многие из признаков, описанных в статье. Много времени это не займет, ведь долгого разговора подобные товарищи не выдерживают.

А ещё вы можете подписаться на телеграм-канал, где я (крайне нерегулярно) разъясняю нюансы менторинга и прочих помогающих профессий, дабы любой желающий смог разобраться в них и напрямую.

5
8 комментариев

А есть какие-то такие термины, которые часто встречаются у инфоциган? «Распаковка личности и экспертности» — что-то старое, но с новым модным названием, допустим.

Ответить

Из последнего «крошки экспертности» у Афониной. Повсеместно называет это авторской методикой. По факту, тезисы по своей теме.

Что-нибудь «на миллион»: экспертность на миллион, запуск на миллион, инстаграм на миллион.

К статье добавлю еще два фактора:
— культист придумывает название своим последователям вроде «армия», «зайчики»;
— в обучении культиста обычно не существует других социальных сетей, кроме инсты.

2
Ответить

Все просто, организовать складчину))

Ответить

Сейчас инфоциган развелось очень много. Я считаю инфоцганством невыполнение своих обещаний, обязательств и низкое качество инфопродукта. Когда за красивыми словами скрывается бесполезная дешёвка с общедоступными фактами

Ответить

По мне, инфоциган это тот кто за приличные деньги продает информацию которая находится в свободном доступе, платишь деньги и получаешь то что ты вчера смотрел в ютубе.

Ответить

Что вы думаете про Алексея Давидовского? Он у меня вызывает отвращение, вплоть до выражения лица. Надменный мужик, оперирующий абстрактными фразами типа -почему у меня болит спина? -начнём с того, а что такое человек? Откуда появилось тело? И тд. Инфоцыган походу

Ответить

Даже не знал кто это. Посмотрел пару видео. Нет даже базовой психологической грамотности, говорит штампами из лайфспринга, да и выглядит больше как пациент нежели врач.

Ответить