Как делают онлайн-трансляции

Топовые стримы для онлайн-образования. Команда, оборудование, декорации и съемочный павильон. Кейс Stream Park x MLC event x ProFinansy.

Привет, это команда Stream Park. Мы делаем онлайн-трансляции и расскажем о нашем кейсе для онлайн-школы PRO.FINANSY Ольги Гогаладзе.

Здесь будет все: от первого обращения клиента и эскизов декораций до их постройки, монтажа оборудования в съемочном павильоне, репетиции и непосредственно стрима.

Как делают онлайн-трансляции

Подготовка проекта

Каждый проект по стриму на 80% это подготовка и только 20% это работа на площадке и непосредственно прямой эфир.

От момента обращения клиента до заезда на площадку прошла ровно неделя, за которую написали технический сценарий, подготовили вызывные листы для съемочной группы, продумали схемы подключения и решили все организационные вопросы.

Сюжет простой: главный герой презентует обучающий курс, показывает успешные кейсы и общается с теми, кто его уже закончил. Фактически это называется «продающий» стрим.

Трансляция проходила 3 дня, плюс 1 день ушел на застройку декорациями, монтаж светодиодных экранов и оборудования для съемки и стрима.

Сет-дизайнеры перебрали несколько вариантов по оформлению и клиент остановился на этом: cлева – основная зона для презентации и выступления гостей, справа – зона с прозрачной доской.

Один из последних рендеров 
Один из последних рендеров 

Заезд на площадку, монтаж съемочного оборудования и декораций

Первыми на площадку заезжают декораторы и светобаза. Фермы опускаются, начинается монтаж осветительных приборов.

Основную зону я осветил комплектом Sky Panel, поместив их в большой софтбокс для равномерного засвета всей декорации. Они обладают хорошей цветопередачей, работают в обычном и RGB режиме, управляются дистанционно.

Несколько приборов Clay Paky K-EYE K20 HCR работали как во время шоу эффекта, так и равномерно заполняли сцену во время презентации и в совокупности со скайпанелями засвечивали локацию. Несколько приборов были установлены сзади: во время шоу-эффекта они работали в совокупности с остальными, во время презентации – в качестве контрового. Все эти приборы управлялись дистанционно через пульт, режим шоу-эффекта был записан на репетиции.

Павел, оператор-постановщик

На это ушло примерно 4 часа. Сразу после – фермы поднимаются и начинают строится декорации.

Параллельно устанавливается оборудование для стрима, камеры и звук.

Каркас для зоны с прозрачной доской. Он обшивается черным бархатом, чтобы ничего не бликовало и не отражалось.
Каркас для зоны с прозрачной доской. Он обшивается черным бархатом, чтобы ничего не бликовало и не отражалось.
Перед сценой плазмы на низкой стойке: на одну выводиться презентация спикера и таймер обратного отчета, на другую дублируется эфир и по-запросу выводим чат.
Перед сценой плазмы на низкой стойке: на одну выводиться презентация спикера и таймер обратного отчета, на другую дублируется эфир и по-запросу выводим чат.
Один из экранов-суфлеров и мониторы, чтобы герои слышали себя в зоне сцены.
Один из экранов-суфлеров и мониторы, чтобы герои слышали себя в зоне сцены.

К концу первого дня все основное железо, декорации и светодиодные экраны были установлены, процесс занял примерно 16 часов.

Было/стало
Было/стало

На следующий день уже пошли технические прогоны, репетиции и вечером первый стрим.

Теперь подробнее про каждый блок, из которого собирается онлайн-трансляция.

Зона с прозрачной доской

В процессе трансляции, главный герой перемещается из основной зоны с презентацией в зону с прозрачной доской и обратно.

По периметру доски встроены штатные диодные ленты, которые подсвечивают маркер.

Бокс с прозрачной доской требовал другого подхода – хорошо осветить спикера, но избежать отражений в самой доске.

Мы закрепили небольшие приборы Astera на раме доски и повесили третью астеру на контровой. Получился хороший, объёмный портрет спикера. Камеру и штатив накрыли черной тканью и повесили две рамы 3х3 м. с тканью за камерой, чтобы не было никаких бликов и отражений.

Павел, Оператор-постановщик
Во время стрима изображение отзеркаливается.
Во время стрима изображение отзеркаливается.

Камеры, оптика и кран-стрелка на рельсах

На проекте использовали видеокамеры Sony FX6 Cinemaline с оптикой Sony FE PZ 28-135мм.

Изначально это камеры не для стримов: Sony позиционирует их для съемки кино и рекламы, но для наших целей и задач идеальное решение. Плюс мы делаем проекты для ютуба и камеры закупались в том числе для классического продакшена.

Камеры Sony FX6 Cinemaline
Камеры Sony FX6 Cinemaline

Одна из основных камер стояла на операторской телеге c небольшим краном-стрелкой, на котором установлен электронный стедикам с видеокамерой.

Операторская телега Panther magnum dolly и кран-стелка
Операторская телега Panther magnum dolly и кран-стелка

Движением камеры управляет оператор через джойстик. В нашей конфигурации он находился на пультовой, чтобы максимально разгрузить зону перед главным героем.

Рабочее место для управление камерой на кране
Рабочее место для управление камерой на кране

Плюс слево за кадром установлен хейзер (генератор тумана), который равномерно заполняет площадку и дает дополнительную глубину.

Заполнение хейзером
Заполнение хейзером

Пультовая. Как все устроено.

Если раньше прямые трансляции были прерогативой федеральных каналов или крупных частных компаний и на трансляции приезжали целые фуры с оборудованием, то сейчас это – несколько мощных компьютеров с картами видеозахвата и коммутацией.

Пультовая во время прямого эфира
Пультовая во время прямого эфира
Схема подключения видео
Схема подключения видео

В теории все можно делать даже с одного ПК, но мы стараемся разделять нагрузку на несколько и в случае каких-либо проблем с одной сборкой –можно быстро перекинуть на резервную схему.

Рабочее место режиссера трансляции
Рабочее место режиссера трансляции
Пультовая во время эфира
Пультовая во время эфира

На большой светодиодный экран выводили зрителей из зума. Это обычная зум-мазайка открытая на нескольких ноутбуках.

Многие игнорировали правила игры и выключали камеры, приходилось их удалять. Один мужик во время трансляции чинил велосипед на кухне :)

Звук во время стрима

В проекте использовано несколько видов микрофонов:

  • Микрофон-оголовье для главного героя и гостей в студии;
  • Конференц-микрофон для режиссера и inear (невидимый наушник) для главного героя;
  • Пара микрофонов Октава МК-012 для снятия интершума;
  • Ручные микрофоны в качестве резерва;
  • Инструментальные микрофоны для духовых (в начале первого дня было выступление коллектива трубачей);

Все это собирается в аудиомикшере и обменивается уже с выпускающим компом.

Схема подключения аудио
Схема подключения аудио

Резервирование интернет-канала

Интернет-канал одно из слабых мест в стриме и он всегда должен резервироваться.

В нашем случае мы работем через систему бондинга Facecast Evacoder. Фактически это мини-компьютер с картой захвата, несколькими WAN подлючениями, USB-портами для 4G модемов (можно подключить до 16-ти шт.) и SSD диском.

Видео сначала записывается на диск, добавляется буфер 30 секунд и уже запись транслируется на платформу. Если проседает или отваливается основной интернет-канал – подтянутся 4G модемы разных операторов, которые в сумме легко выдают 30-40 мб даже в условиях павильона с плохой связью. Буферных секунд хватает, чтобы бондинг перестроился на другие каналы и конечный зритель ничего не заметит.

Все основное оборудование для стрима работает через источник бесперебойного питания и, даже в случае полного отключения электричества все будет работать несколько минут.

Платформа для стрима

Стрим проводился на платформе Bizon365, на которой есть все необходимое: чат, различные интерактивы, «продающие» кнопки с таймером, рассылки и так далее.

Плюс возможность встроить Youtube-трансляцию закрытой ссылкой (без ранжирования в поиске), которая уже встраивается в кабинет платформы и убирает возможность перейти на перевоисточник, но при этом нельзя перематывать – только ставить паузу и управлять уровнем звука.

При подготовке проекта рассматривались другие решения, но их быстро завернули из-за космической стоимости: платформа Facecast выходила примерно в 480 000 рублей для пиковой нагрузки в 60 000 зрителей.

CDN Video запросили за аналогичный пакет 240 000 рублей, но кроме плейера вещания и чата у них больше ничего не было.

Платформа Boomstream не подошла – она поддерживает только до 30 000 зрителей онлайн.


Денис, Продюсер

Съемочная группа

Самое главное в производстве прямых трансляций – съемочная группа.

Всего в проекте было задействовано более 50 человек, в том числе те, кто делал графику, саунд-дизайн, озвучание перебивок и так далее.

Функции съемочной группы на площадке:

  • Режиссер – режиссура площадки и стрима, работа с операторами и ассистентами;
  • Помощники режиссера (3)* – видеоролики, титры, заставки, презентации, экран с зумом, суфлеры. Контент в эфир, на светодиодные экраны и плазмы.
  • Звукорежиссер – звук в эфире и на площадке;
  • Ассистент звукорежиссера – чек микрофонов, «опетличивание» ;
  • Оператор-постановщик – подбор световой и операторской техники исходя из художественных и технических задач. Составление схемы световых приборов, расположение камер, подбор спец техники, настройка и сведение камер и пр.
  • Гаффер – бригадир команды осветителей: производит расчёт техники и коммутации. Подключается на этапе предпродакшена - проверяет световые схемы, составляет список оборудования и набирает команду;
  • Осветитель (3) – грип/установка осветительных приборов;
  • Художник по свету – управление осветительными приборами;
  • Технический директор – подбор оборудования, составление схемы подключения, контроль на площадке;
  • Видеоинженеры (4) – монтаж, коммутация, настройка оборудования;
  • Дольщик (2) – управление операторской тележкой;
  • Продюсер – организационные и финансовые вопросики;
  • Хэлпер (4) – метнутся за кофе, принести что-нибудь откуда-нибудь;

И в завершении немного атмосферы съемочной площадки.

За кадром во время стрима

Над проектом работали:

Molecula – эвент-агенство

Stream Park – продакшн

AAcoop – сет-дизайн

Background – Съемочный павильон

1313
2 комментария

Привет! Спасибо за вопрос, чуть позже отвечу подробно. Бюджет стрима до 3 млн – точная цифра под NDA.

2

Ух, мощно!
Расскажите с чего начинали, как пришли к таким решениям? Где был ваш первый стрим? Как обруливали факапы на первых стримах?
Сколько в день выходит организация всего в таком стриме - зп, аренда оборудования, помещений и тд, наверно 3-5 млн?

1