Как систематизировать внутренний мир продукта, сделать команду счастливой, а метрики направляющими фокус

Меня зовут Степан Зинин, я software product manager. Последние два года я конспектировал свои мысли, опыт, идеи и теперь рад поделиться ими с вами. Сокращал как мог, но статья всё равно большая.

Детализированный сценарий из мира CyberPunk
Детализированный сценарий из мира CyberPunk

Работа над продуктом / бизнесом / сервисом сводится глобально к нескольким простым способам мышления, которые различаются фокусом на разном масштабе.

🎯Стратегия. Тактика. Текучка.

Также этим трём уровням очень хорошо подходит в аналогию три вопроса Саймона Синека: Why? How? What?

Как по мне, начинающий «решала проблем» всегда проходит через эти три этапа. В начале он занимается мелкой текучкой. Потом, если способен, поднимается на уровень тактических задач. И только после этого приходит к пониманию стратегического подхода.

Текучка

Решение бытовых задач самого мелкого уровня. Что я буду делать сегодня? Что моя команда будет делать сегодня? Что самое важное команда может сделать за спринт? Что говорит клиент? Что срочно нужно исправить? Здесь важно понимать: что мы делаем.

Тактика

Решение принципиально важных проблем, которые в корне меняют процессы в текучке. Тактика задаёт рамки и стандарты для решения текучки. Как будут выглядеть интерфейсы наших продуктов? Как мы подходим к разработке? Как мы ведём дела внутри команды? Как мы общаемся с клиентами? Как выбираем куда двигаться дальше? Как понимаем достигли ли мы своей цели? Здесь важно понимать: как мы делаем то, что делаем.

Стратегия

Ответы на самые важные вопросы всегда находятся в стратегии и она задаёт направление для тактических действий. Почему клиенты будут любить нас больше чем конкурентов? Почему мы будем зарабатывать больше остальных? Почему мы будем лучшими? Почему мы делаем то, что делаем? Здесь важно понимать: почему мы выбрали эти "как" и "что"?

Как систематизировать внутренний мир продукта, сделать команду счастливой, а метрики направляющими фокус

Для максимизации эффекта: мышление предпринимателя / менеджера должно быть направлено в двух векторах. От текучки к тактике и стратегии, и от стратегии к тактике и текучке.

Отсутствие детального понимания процессов и особенностей на одном из уровней приводит к значительному снижению эффективности принимаемых решений. Хороший предприниматель/менеджер может одновременно быть и микро-менеджером и стратегом.

Пример из мира большой компании , которая пытается "поженить" стратегические инициативы с тактическими планами по продуктам и текущими задачами scrum-команд. На словах всё просто.
Пример из мира большой компании , которая пытается "поженить" стратегические инициативы с тактическими планами по продуктам и текущими задачами scrum-команд. На словах всё просто.

🧠Mindset

Mindset — склад ума и образ мышления. Это самая важная часть в любой профессии и особенно для менеджера продукта.

Две ключевые тенденции, формирующие mindset продакта:

1. Mindset = Dataset

Подход пропагандирующий, что мышление продукта должно базироваться на данных и приоритизация задач, гипотез, проблем и возможностей должна происходить на основе всестороннего скоринга, анализа ключевых показателей и подсчёта вероятностей. Однажды AI-боты обгонят менеджеров в этом, но сегодня мы видим невероятную нехватку людей с подобным мышлением.

Цитата великого учёного-статистика, Хана Рослинга. Этот человек воспитал целое поколение статистиков и вдохновил миллионы через свои выступления на TED. Хан умер 7 февраля 2017 г. Мне его очень не хватает и тяжело смириться с тем фактом, что не смогу встретиться с ним лично.
Цитата великого учёного-статистика, Хана Рослинга. Этот человек воспитал целое поколение статистиков и вдохновил миллионы через свои выступления на TED. Хан умер 7 февраля 2017 г. Мне его очень не хватает и тяжело смириться с тем фактом, что не смогу встретиться с ним лично.

2. Mindset = Исследования+Интуиция+Опыт

Этот подход напротив пропагандирует фокус на глубинные интервью, работе на основе голоса клиентов, выработке эмпатии к клиентским потребностям и болям. Эту работу никогда не смогут делать машины.

Тим Браун, нынешний глава компании IDEO, идеолог Design Thinking. Подход IDEO отличается от других дизайн-компаний ярко выраженным фокусом на исследованиях людей и их жизни, потребностей, и их взаимодействий с продуктами и сервисами.
Тим Браун, нынешний глава компании IDEO, идеолог Design Thinking. Подход IDEO отличается от других дизайн-компаний ярко выраженным фокусом на исследованиях людей и их жизни, потребностей, и их взаимодействий с продуктами и сервисами.

Обе тенденции важны для использования и нужно уметь их правильно комбинировать.

🔄Циклы в работе команд

Мы с командой совершенно случайно пришли к практике циклов по 6 недель. Сейчас уже я сменил место работы, но этот опыт забрал с собой.

Мы работали спринтами по 2 недели и прорабатывали задачи наперёд делая это на груммингах.

И один раз при старте нового проекта мы собрались на kick-off (встреча по старту проекта) в Парке Горького в Рабочей Станции. Подвели итоги исследования, обсудили с коллегами из других отделов все детали, показали команде vision, сделали стори-мэпинг и в заключении сделали ревью драфта дизайна.

Всё это привело к колоссальным позитивным изменениям в команде:

  • У команды появился детализированный и оценённый беклог из декомпозированных задач примерно на 6-8 недель
  • Команда сама обозначила какие задачи они точно успеют за 6-8 недель
  • Команда начала очень сфокусировано работать в едином направлении
  • Появились чаты в WhatsApp со всеми заинтересованными коллегами
  • По итогу первого цикла получился MVP продукта и первые продажи сразу после запуска
  • Сама команда оценила опыт как крайне положительный

По итогу первого цикла мы начали замечать, что многие перенимают принцип Basecamp с циклами по 6 недель и мы такие не одни (что очень хорошо и возможно доказывает полезность формата)

Крайне рекомендую внедрять к себе.

📈Разработчики, которые хотят знать метрики

Многие слышат от своих команд: хотим знать метрики, хотим понимать как работает продакт.

В наиболее прошаренных командах всегда находятся несколько человек, которые хотят стать продактами или просто хотят знать больше о продуктовых практиках.

На деле: им не все метрики интересны, а только часть и они мало что делают чтобы в них разобраться (обычно исключением являются дизайнеры).

Что же хочет на самом деле команда:

  • Команда хочет видеть динамику по самым важным для продукта метрикам и понимать как их работа на это влияет. Для этого нужны дашборды вашего бизнеса и оценка задач в разрезе расходы/доходы (прогнозы).
  • Команда хочет знать vision продукта на короткий период и глобальный. Они не хотят как слепые котята двигаться дальше. Им важно чувствовать, что вы знаете как привести всех к успеху и победить весь рынок. Именно для этого нужны 6-недельные циклы и стратегия развития продукта.

🥇Как мы спасали команду, да так спасли, что сделали примером для остальных

Когда я пришёл работать в команду, меня попросила лидер нашего направления "помоги им, у них всё плохо, надо спасать".

В команде был несколько месяцев слабый продакт. Команда не знала, что нужно делать, зачем нужно делать, как продукт будет решать боли клиента, какие бизнес-метрики стоят перед продуктом и как их достигать, да и как должен выглядеть продукт. Внутри команды были склоки, три человека собирались "валить из команды или компании".

Всё было доведено до предела.

Примерно за 5 месяцев команда сделала один проект полностью и по второму запустила MVP уже с идеальными процессами, исследованием, пониманием метрик и сформировала внутренние правила, которые вывела из позитивного опыта (то что команда хочет повторять, то что им нравится и они считают правильным).

Одно из самых невероятных достижений: экран на входе в офис с главными метриками продукта стал для команды флагом, который они несут вперёд. Однажды двое разработчиков на моих глазах спорили о том, как повысить продажи в продукте 😍. Всё благодаря тому, что они видели метрики каждый день и думали об этом.

Общее фото с командой: повесили плакат с правилами, которые сформировали на большом ретро из позитивного опыта. На самом деле стоило точно так же вывесить наши проблемы, с которыми мы ещё тот момент не справились, но все были на безумном позитиве. Слева-направо наши красавчики: Вова, Андрей, Паша, я, Дима, Илья, Дима, Андрей. Офигенные ребята. Димон, как скрам-мастер, в центре и жутко довольный.
Общее фото с командой: повесили плакат с правилами, которые сформировали на большом ретро из позитивного опыта. На самом деле стоило точно так же вывесить наши проблемы, с которыми мы ещё тот момент не справились, но все были на безумном позитиве. Слева-направо наши красавчики: Вова, Андрей, Паша, я, Дима, Илья, Дима, Андрей. Офигенные ребята. Димон, как скрам-мастер, в центре и жутко довольный.

💣 Действие и принятие решений в условиях неопределённости

Опрос менеджеров по продукту, что они считают самым сложным в своей работе. Вариант с наибольшим количеством ответов: <i>приоритезация беклога без исследования рынка.</i>
Опрос менеджеров по продукту, что они считают самым сложным в своей работе. Вариант с наибольшим количеством ответов: приоритезация беклога без исследования рынка.

Умение действовать в условиях неопределенности — это самое важное качество продакта. А процесс выработки такого умения — самый большой челенж для новичков.

Что происходит с новичками: они не могут действовать пока всё не просчитают, происледуют, проанализируют и продумают.

Практически всегда продакт находится в условиях, когда заранее всё не подготовить и не изучить. И пока единственный доказавший свою эффективность метод первых шагов: тестирование через MVP или пилот.

Всё это подводит нас к простому выводу: продакту нужно развивать "чуйку". Только опыт и интуиция помогают пройти успешно первые шаги для нового продукта или сервиса. (И интервью с клиентами).

Star Trek - intro. Вольный перевод: "Смело идти, куда не ступала нога человека".
Star Trek - intro. Вольный перевод: "Смело идти, куда не ступала нога человека".

🔫Как создать гибкую стратегию развития продукта

1. Выделите самые важные вопросы, на которые должна ответить стратегия: Почему и как вы привлечете в Х раз больше клиентов? Почему и как вы будете отличаться от всех остальных на рынке? Почему и как вы ускоритесь в доставке ценности или значительно сократите time2market?

2. Соберите все крупные задачи и гипотезы, которые вы считаете наиболее ценными для ответа на ваши главные вопросы.

3. Поделите каждую гипотезу на шаги реализации:

  1. MVP, исследование, cus dev
  2. Масштабирование
  3. Финальное решение

4. Сделайте всестороннюю оценку каждого шага реализации каждой гипотезы

  • уровень неопределенности: на сколько вы понимаете как это реализовать
  • уровень сложности: на сколько сложно это реализовать
  • сколько команд будет участвовать в этой задаче
  • сколько примерно рабочих недель уйдёт на эту задачу
  • на какое количество клиентов эта задача повлияет
  • на какое количество потенциальных/новых клиентов это повлияет
  • как это повлияет на каждую из ваших ключевых метрик: доходы, расходы, retention, ARPPU, LT, LTV, рост базы, NPS, CSI, time2market и тд

В итоге у вас должны получиться презентация и сравнительная таблица.

Презентация должна описывать Customer Journey до и после, метрики вашего бизнеса до и после, и наконец ответы на ключевые вопросы в виде гипотез.

Сравнительная таблица гипотез должна помочь вам понять какие задачи самые легкие и приносят больше всего ценности (и должны делаться первыми) и какие задачи самые сложные и приносят меньше ценности (и должны делаться последними или не делаться). В таблицу стоит вносить и то, что вы никогда не будете делать чтобы в очевидном виде дать сравнить с остальными задачами.

Далее сравнительная таблица превращается в мастер-план по реализации стратегии, который раз в Х месяцев можно пересматривать на основе актуальных данных. Мастер-план соединяется с общим беклогом всех команд.

Первый шаг в реализации стратегии: создать MVP каждой гипотезы и понять стоит ли ей дальше заниматься показав клиентам, сделав продажи, протестировав маркетинг для этого MVP.

Далее процесс превращается в решение обычных тактических и текущих задач, но уже с понимаем «куда идём, зачем, почему и как».

Как я живу с этим дальше

Я считаю себя средней руки менеджером продукта, который ничего не умеет и не знает, который никогда не составлял самостоятельно unit-экономику и не умеет посчитать стат-значимость A/B теста без специального калькулятора. И только из-за случайностей, везения и ещё не пойми чего — мне удаётся продвигаться в своей карьере на пути к становлению it-предпринимателем.

Как систематизировать внутренний мир продукта, сделать команду счастливой, а метрики направляющими фокус

Сейчас я строю новый продукт с нуля и формирую команду бизнеса по более прогрессивным принципам.

Структура команды, позволяющая добиться прозрачности на малом масштабе. Пока мы только набираем эту команду, но уже понятно, что будет ещё б<b>о</b>льшим челенжем понять как это масштабировать и не потерять прозрачность.
Структура команды, позволяющая добиться прозрачности на малом масштабе. Пока мы только набираем эту команду, но уже понятно, что будет ещё большим челенжем понять как это масштабировать и не потерять прозрачность.
Дизайн канбан системы. Пока только прорабатываем. Все эпики, все циклы и версии продукта, над которыми мы работаем, будут жить на большом канбане. Дальше каждый этап может жить в отдельной доске. Какой софт тут может подойти пока ещё не поняли. Из jira разработчиков не хотим вытаскивать.
Дизайн канбан системы. Пока только прорабатываем. Все эпики, все циклы и версии продукта, над которыми мы работаем, будут жить на большом канбане. Дальше каждый этап может жить в отдельной доске. Какой софт тут может подойти пока ещё не поняли. Из jira разработчиков не хотим вытаскивать.
Все процессы отражаются на досках. Если нет на досках = создаём доску. Всё должно быть прозрачно, измерено и подсчитано, а после улучшено в показателях.
Все процессы отражаются на досках. Если нет на досках = создаём доску. Всё должно быть прозрачно, измерено и подсчитано, а после улучшено в показателях.
Процесс работы с клиентами: воронка доставки ценности и работа с активность клиентов. Раньше никогда даже не думали о выделении habit-moment, но сейчас поняли на сколько это важно для retention и LTV. Собираем коллекцию продуктов, в которых хорошо создают привычку.
Процесс работы с клиентами: воронка доставки ценности и работа с активность клиентов. Раньше никогда даже не думали о выделении habit-moment, но сейчас поняли на сколько это важно для retention и LTV. Собираем коллекцию продуктов, в которых хорошо создают привычку.
Принцип выбора рынка, сегмента клиентов и продуктовых ниш, куда стоит заходить. По сути стратегия по работе с продуктами.
Принцип выбора рынка, сегмента клиентов и продуктовых ниш, куда стоит заходить. По сути стратегия по работе с продуктами.
Принцип для всех беклогов. Не только в разработке, но и операционном бизнесе, маркетинге и любых направлениях.
Принцип для всех беклогов. Не только в разработке, но и операционном бизнесе, маркетинге и любых направлениях.
Важный для нас вектор. Похоже на утопию, но мы знаем как добраться из точки А, где мы сейчас, в точку Б, где система аналитики всё это выполняет.
Важный для нас вектор. Похоже на утопию, но мы знаем как добраться из точки А, где мы сейчас, в точку Б, где система аналитики всё это выполняет.

Спасибо большое, что прочитали эту статью. Буду рад вашим комментариям и замечаниям. Обязательно на все отвечу. Следить за новыми заметками можно в телеграм-канале, написать мне лично можно в моём фейсбуке. Всегда рад обратной связи.

1717
17 комментариев

Статист - это актёр массовки, статистик - тот, кто занимается статистикой.

1

У меня где-то опечатка?

Bullshit detected

1

Спасибо за ваш фидбек

Мне очень понравился материал.

1