{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Ошибки при построении отдела продаж (из опыта)

«Ну, типа, опять на избитую тему?», — скажете вы.

Ну, типа, ДА, Вы правы.

А зачем? Просто хочется кому-то помочь. (ну не откажусь, конечно, от репостов, если Вам понравится)

Первое – если у Вас стартап, не спешите сразу создавать отдел продаж. Это очень сложное и затратное мероприятие. Проще проверить гипотезу спроса на Ваш суперпродукт, пригласив аутсорсера (я писал об этом в прошлой заметке).

Второе - нет волшебных шаблонов и алгоритмов при построении отдела продаж, каждый проект индивидуален. Если Вы увидели тренинг по построению отдела продаж, может быть его и стоит посетить. Но с него стоит снять только ту часть, которая Вам легла на душу. И не надо пытаться внедрить суперсложные (иногда западные) алгоритмы и системы, которые Вам не понятны и не близки по духу. Т.е. Ваша система продаж должна быть собирательной.

Приведу пример. Я провожу тренинги по продажам и иногда участвую в проектах построения/реорганизации отделов продаж. Занимаясь этой деятельностью, можно вообще не изобретать велосипед в виде собственных методик и технологий, а просто подмечать все лучшее в реализуемых проектах и внедрять их в следующие (если нет NDA, естественно). У нас, к примеру, был проект, в котором нам подарили уникальный ответ на любые возражения: когда клиент высказал все: «У вас все дорого, поздно, не качественно» и т.д. и т.п., мы все преодолели и аргументировали, но возражения не прекращаются, лучше всего ответить: «Зато с нами приятно работать!» Золотая фраза! А еще, если Ваш менеджер - девушка, а клиент - мужчина... Продлите мысль сами, желательно без буйной фантазии.

Третье – эффективнее строить отдел продаж от начальника. Что я имею ввиду?

Есть два варианта построения отдела продаж:

1. Взять начальника отдела и пусть он строит систему под себя

2. Набрать менеджеров, создать какой-никакой отдел продаж, потом искать начальника

В первом случае есть сложность найти нормального отдела продаж, под Ваше видение. Но при успешном результате Вы с начальником отдела будете в унисон создавать систему продаж.

Во втором случае, скорее всего, он будет ломать Ваши созидания и вводить свои. Этот процесс не обойдется без противоречий. Хорошо, если эти противоречия не вырастут в итоге в расставание.

Четвертое – (важнейшее) постарайтесь добиться взаимодействия отдела продаж и отдела маркетинга. Хотя бы взаимодействия начальников этих отделов. Я самое эффективное – подчинить начальника маркетинга начальнику отдела продаж. Да, я не ошибся и не брежу. Понимаю, что здесь много маркетологов и много выскажутся за неприемлемость такого ноу-хау. Но в жизни я миллион раз встречал отделы маркетинга, живущие своей, не понятной для остальных, жизнью. Маркетинг ради маркетинга. Я дословно понимаю фразу: «Бизнес – прежде всего продажи». А маркетинг, на мой взгляд – вид деятельности, имеющий цель максимально ОБЛЕГЧИТЬ ПРОДАЖИ (да простят меня Филипп Котлер, Игорь Манн и другие маркетологи). И при такой субординации за продажи Вам нужно будет спрашивать с одного человека и не будет перекидывания ответственности с маркетинга на отдел продаж и наоборот. Конечно, начальник отдела продаж должен разбираться в азах маркетинга, с одной стороны. Но с другой стороны, хорошего аналитика даже трижды продвинутый маркетолог не обманет заумными технологиями продвижения в соцсетях, данными ЯМетрики и т.д., благо вся информация легко доступна. И попробуйте мне, как начальнику отдела продаж, обосновать бюджет маркетинга без четких цифр, да ни фига не сможете. А еще одна примочка – завязать оплату труда маркетолога частично на процент от продаж. Если маркетолог не уволится сразу, то это очень порядочный маркетолог, какие просто редкость.

Есть, конечно, еще множество швабр, деталей и технологий. Но на описанные выше я сам понаступал многократно.

Желаю присутствующим этого избежать))

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Антон Брижеватый

Относительно связки/подчинения маркетинга продажам. Согласен на 100%. Многие маркетологи любят изображать активную деятельность по "повышению узнаваемости бренда", "увеличению лояльности" и прочим плохо измеримым историям. При этом забывают про свою основную задачу по увеличению ЛИДов. Оплату маркетолога привязывать нужно не к % от продаж (ибо не только он за это отвечает), но к количеству целевых ЛИДов и их стоимости. При этом на промежуточные метрики (типа всяких там конверсий) стоит обращать внимание только для того что бы оценить правильность выбранного вектора движения.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

Про постройку отдела ОТ начальника - так это не только продаж, так, я думаю, любой, или почти любой отдел стоит создавать. Просто испытал на себе недавно, каково это, когда отдел (в моем случае - рекламный) создавал рук-ль филиала, у которого 99,99% времени уходило на все дела, кроме рекламных коммуникаций. Вопрос "что я тут забыл" нарисовался сам собой, недели через 2 примерно.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Насчёт маркетинга. Это не облегчение жизни отдела продаж - маркетинг - это информация о клиентах: она - критически важна для продаж, планирования продуктов и тп. конечно, не стоит маркетинг рассматривать узко - как сувенирку и рекламу.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Джерси

Действовали по пункту - 2 - найм руководителя под ОП.
Перелопачиваем сейчас все механизмы под нового человека (его виденье), все так, как описано в статье. Пока не знаю, к чему приведет, но очень хочется успешный опыт рекрутера внедрить в действующие схемы.
Пункт 1 считаю малореализуемым для собственноручно сколоченного стартапа. Руководитель дорогой. Хороший руководитель отдела продаж - вообще на вес золота обходиться будет. Где брать деньги мелкому стартапу на такое чудо - вопрос.
Плюс если уйдет руководитель с собственносколоченного отдела - будет хантить за собой лучшие кадры. Нет уж, увольте.

Ответить
Развернуть ветку
rfrk rd

Роль Маркетинга зависит от отрасли, специфики и потребителя. Если компания не производитель и работает только с сектором B2B, то Маркетинг выполняет вспомогательную роль. И плюсом - генерация лидов. В большинстве остальных случаев - Маркетинг занимает ведущую роль.
Маркетинг должен быть завязан на показателях продаж (как минимум - руководитель отдела, директор департамента).

Ответить
Развернуть ветку
Александр Миллер

— У вас все дорого, поздно, не качественно
— Зато с нами приятно работать!
— Понятно, т.е. не отрицаете, что дорого поздно и не качественно... Мне трубы качественные нужны, а не секс по телефону!

Дальше я уже не читал.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Ваганов

Что это ? полезного и нового не извлёк ...по мне это дилетантство!

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда