Короче, фейл: Как у нас случайно cкупили еще не созданный продукт

Или как «протестировать» спрос ещё до запуска

Короче, фейл: Как у нас случайно cкупили еще не созданный продукт

Это история об интересном эксперименте, который пошел не по плану и в итоге превзошел все мои ожидания. Но сначала пару слов о том, зачем я вообще его проводил.

95% стартапов проваливаются, потому что они никому не нужны

Путь идеального стартапа выглядит примерно так:

  • 🦄 Сначала продукт кому-то интересен

  • 🦄 Потом продукт кто-то покупает

  • 🦄 Потом продукт покупают многие

Проблема в том, что в 95% случаев до продаж дело даже не доходит. Создатель 2-3 года пилит приложение/сайт, чтобы просто узнать, что он никому не нужен. Запуск — а у сайта тупо нет посетителей. Или приложение скачали 2 человека. Знакомо? Да, это жестко.

Я начал замечать, что лучше сделать простой проект с 1 ключевой функцией за 1 месяц и быстро потестить спрос, чем пилить что-то годы.

Так я бросил себе вызов в этом Telegram-канале: 12 проектов за 12 месяцев. Там я рассказываю о наших запусках и фейлах. И пытаюсь до предела ускорить запуски.

Тысячи фоток, 700К от ЮКассы

Мы сделали 4 попытки в рамках челленджа. А на пятую смогли запустить продукт, который оказался реально востребован. Это простой бот, который в 2 клика печатает и отправляет фото вашим родным и близким. Мы сделали его за 2 недели. В первый же месяц после запуска вы заказали 2000 фото. Сейчас каждый день вы заказываете по 200-250 фоток.

Мы даже выиграли грант от ЮКассы на 700 000 рублей, как проект, который получил наибольшее число платежей среди новых клиентов.

А потом вмешались пользователи

Пользователям оказался интересен наш подход. В начале августа многие юзеры начали просить нас запустить печать альбомов, а не только фоток. Новая концепция звучала так: Бот создает и отправляет фотоальбом вашей маме. В 2 клика. Раз в месяц.

И тут я решил провести эксперимент: А можно ли узнать, что продукт интересен вообще БЕЗ разработки? Решение: написал статью на vc, где попросил незнакомых людей оценить и покритиковать нашу идею про Kind Albums.

Результат — почти 10К просмотров, 175 лайков, 200 комментариев. Мы попали в недельную рассылку vc. ru как один из самых популярных материалов. А фидбек и критика в комментах повернули нашу идею на 180°

И тут что-то пошло не так!

К моменту публикации статьи у нас заказывали 200-250 фоток в день.

А потом я немного офигел. После публикации статьи про альбомы количество заказанных фоток выросло в 2 раза. С какой стати? Там в нескольких местах написано, что мы оцениваем интерес к новому продукту — альбомам! Там ничего не говорится про фотки.

На канале я тоже писал всю неделю только про альбомы, чтобы получить как можно больше фидбека. Откуда резкий двухкратный рост заказов на фотки?

Разгадка пришла сама

К концу дня мне пишет пользователь со словами:

Я тут заказал альбом, а бот поблагодарил за заказ фоток.

И тут до меня дошло. Часть пользователей просто невнимательно читала посты и заказала фотки, думая, что заказывают альбомы.

Мы очень не хотели кого-то расстроить. В итоге наша поддержка пыхтела все последние 5 дней — мы написали почти 150 пользователям, сделавшим заказы. Подозрение подтвердилось — примерно половина хотела заказать альбомы.

При этом (только вдумайтесь!):

  • В статье и постах в нескольких местах четко написано, что альбомы еще не запущены и мы просто просим фидбек на новую идею
  • В самом боте, где делается заказ — ни слова про альбомы! Только про единственный наш товар на данный момент — фотки.

Не смотря на это, 72 пользователя заказали фотки, думая, что заказывают альбомы. Я до конца не понимаю, как так могло получиться.

Сначала я расстроился от такого фейла. Было не очень приятно осознавать, что десятки людей еще до запуска разочаруются в продукте, т. к. получат не то, что они ожидали.

А потом мы решили всем вернуть деньги или предложить дождаться фотоальбомов. Неожиданный сюрприз ждал и здесь. 90% отреагировали адекватно — и сказали что без проблем подождут.

Неожиданные выводы

Ряд неожиданных выводов, которые будет полезно знать предпринимателям:

  • ❗ Упрощайте коммуникации с юзерами. Люди воспринимают ваш контент очень фрагментарно! Если у вас есть блог — не прыгайте с темы на тему. Все посты — максимально коротко, простым языком. В каждом посте — 1 смысл. Все посты в 1 формате.
  • ❗ Упрощайте продукт. В нашем боте всего 1 функция и простейший интерфейс. А люди все равно смогли ошибиться. Представьте, что происходит в тех продуктах, где десятки функций!

Приятный вывод

Самый неожиданный и приятный вывод. Сами того не подозревая, мы проверили спрос на еще не запущенный продукт.

Мы не пилили его 2-3 года. Всего за 3 дня, с нулевым бюджетом, не запуская продукт, мы убедились в том, что:

  • ✅ Наши альбомы интересны

  • ✅ Наши альбомы покупают

Осталось узнать, будут ли готовы купить фотоальбомы много людей. Быстро запустим через 2 недели, настроим таргет и узнаем.

А что думаете вы?

Очень интересно узнать, что вы думаете по этому поводу. Можно ли как-то этично продать продукт еще до его запуска? Давайте соберем 10 крутых способов сделать это. Если есть мысли, напишите в комментариях.

Мне кажется, такие методы смогут сэкономить стартаперам кучу лет жизни.

Пожалуйста, поддержите статью лайком. Так ее увидят больше предпринимателей и мы соберем больше способов, как протестить спрос до запуска продукта. Потом возьму самые интересные и опубликую.

От себя за самые годные идеи подарим фотоальбом ❤

Если вам интересно посмотреть, как мы запускаем 12 проектов за 12 месяцев, то челлендж идет в этом Telegram-канале. На канале я честно рассказываю обо всех метриках и не скрываю прибыль. Цель — заработать $1 млн, но на добром проекте. Я также пишу о наших эпичных фейлах, которых тоже не мало. Можете подписаться, у нас жарко 🔥

263263
156 комментариев

Интересен момент касающийся печати фоток. Да, сам бот запилить не проблема за пару дней. Но вот для печати и быстрой рассылки фоток по всей стране нужна серьезная логистика. Налаживание этого процесса могло занять гораздо больше времени. Интересно было бы узнать как вы это решили

36
Ответить

Спасибо!) Да, вы правы. У оффлайн-продукта вот такая специфика.

Выручило то, что у нас все просто устроено. Каждые 2 дня скачиваются фотки, автоматически генерируются наклейки на конверты и листовки. Это все сразу вместе печатается. Потом наш сотрудник их упаковывает и отправляют. Нашли такой филиал почты, где нам помогают все быстро оплатить и отправить.

12
Ответить

Плюс к вопросу

2
Ответить

Я то думал что не так, я же читал!
"Я протестировал отправку фотографий, а теперь и фотоальбомов на наших 2 семьях."
Там где есть упоминание про фото, сразу идет утверждение про фотоальбомы. Итог, это не человеки не правильно поняли, а вы соврали.

18
Ответить

Спасибо, что дали ссылку на конкретную фразу. Там речь идет обо мне, мы сделали 2 тестовых альбома для себя и подарили родителям. Даже написано "я протестировал". Плюс картинка с этими фотоальбомами. Но вы правы, именно это и запутало, похоже.

P.S. Пользователей ни в коем случае не обвиняем. Всем написали и предложили вернуть деньги или дождаться фотоальбомов.

3
Ответить

Зашел за этим комментарием

2
Ответить

Комментарий недоступен

17
Ответить