{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как VR Concept создает проекты для Газпромнефти и продает виртуальную реальность в России

Компания VR Concept создает платформу для работы с виртуальной реальностью. Заказчики – не только крупный бизнес, но еще и образовательные организации. Как одна и та же технология помогает и на заводе, и в учебном классе?

VR Concept — решение для совместной работы над 3D-моделями в виртуальной реальности. С помощью платформы инженеры, технологи, менеджеры и заказчики могут из любой точки мира рассмотреть проект условного предприятия и обсудить его прямо «на месте»‎.

Такой процесс помогает снизить затраты на командировки и сэкономить на презентации проектов, которые раньше требовали «натуральных» прототипов.

Пример совместной работы в VR

Софт используется не только для индустриальных задач. Он полезен и в образовании.

Например, с его помощью можно создавать целые презентации – и показывать школьникам не просто картинки Колизея в PowerPoint, а полноценные 3D-модели хорошего качества. Сегодня их легко найти в поисковиках и скачать бесплатно.

Битрикс24 поговорил с основателем VR Concept Денисом Захаркиным и узнал, какая у компании бизнес-модель, какие технологии используются в проекте и как их продвижению в России помогают школы и вузы.

С чего все началось

Я работаю с виртуальной реальностью с 2008 года. Почти сразу после университета пришел в компанию VE Group – один из первых VR-интеграторов в России.

В 2013 году изобретатель Палмер Лаки презентовал Oculus. На рынке появились недорогие шлемы. Тогда индустрия начала меняться: виртуальная реальность из фантастики и роскоши постепенно становилась понятной областью со своими задачами.

Технологии тоже стали доступнее. Я понял, что зарабатывать на интеграции чужого софта уже не так выгодно. Поэтому в 2014 году мы с коллегой основали собственный стартап внутри материнской компании – VR Concept.

Мы думали так: «у нас есть релевантный опыт, мы знаем задачи заказчиков и то, как решить их с помощью ПО. Почему бы не попробовать сделать свою платформу, на которой можно будет работать с моделями?»‎

До 2018-го мы росли внутри VE Group. Трудились в том же офисе, выполняли задачи и параллельно строили свой проект. А потом стали самостоятельным бизнесом – со своими взлетами и падениями.

В 2018 году VR Concept занял 3 место в акселераторе GenerationS, а продукт был включен в дорожную карту «Цифровой экономики». На фото справа – основатель и герой материала Денис

Какой софт мы предлагаем и за сколько

В России массовые VR-шлемы и перчатки не производят. До 24 февраля все это со скидкой доставалось нам от партнеров: HTC, HP и Lenovo.

Сегодня в стране работает только HTC. Компания активно предлагает нам оборудование, что помогает резать косты.

Мы не занимаемся продажей напрямую и идем по пути Битрикс24: выстроили двухуровневую сеть дистрибьюторов и интеграторов. На это меня вдохновил заместитель гендиректора Битрикса Сергей Кулешов, с которым я познакомился в 2018 году. Теперь мы распространяем лицензии на софт через Softline, OCS и других партнеров.

Цена складывается из стоимости лицензии и дополнительных опций. Это связано со спецификой рынка и тем, как рабочий процесс построен на стороне заказчика.

Например, есть наш редактор, в котором создаются VR-проекты. Условный менеджер «Газпромнефти» использует его, чтобы согласовать модель завода с конструктором и технологом.

  • Саму схему завода получает только менеджер. У него есть полный доступ к редактору, который стоит порядка 500 тысяч рублей.
  • Остальные сотрудники должны подключиться к VR Concept, чтобы продолжить работу над проектом. Каждое подключение стоит 62 тысячи рублей.
  • Также можно задействовать дополнительные платные плагины и модули, например, VR-костюмы. Есть бессрочные лицензии на год.

Средний чек сейчас — около 1 млн рублей. Для образовательных организаций решение стоит в 4-5 раз дешевле.

С помощью нашего инструмента можно за секунды собрать и разобрать прототипы реальных устройств и систем. Это помогает в обучении и повышении квалификации работников.

К моделям можно оставлять комментарии прямо внутри виртуального пространства – чтобы все, кто причастен к процессу, могли их прочесть и принять к сведению.

Как оптимизируем продажи

В 2017 году общением с клиентами включая меня занимались два-три человека, которые вели всю отчетность в таблице. Тогда же мы начали строить свою партнерскую сеть.

Когда клиентов стало больше, мы поняли, что пора систематизировать ведение лидов. Для этого выбрали Битрикс24 – и на нем же создали новый сайт. Это помогло сделать воронку бесшовной: все новые заявки сразу падают в одноименную CRM.

Сегодня в Битрикс24 мы видим всю статистику входящих запросов: активные лиды, «спящие»‎ и так далее. Знаем, кому пора сделать апсейл, и можем предсказать, какими будут продажи в следующем квартале.

Проблемы на пути

  • Трудности с наймом

Сейчас в нашей команде 25 человек, включая консультантов. Одна из главных болей проекта — поиск хороших программистов.

Мы делаем собственный продукт на С++, а на рынке в основном фулстек-программисты на С#, Java.

Почему используем именно этот язык? Он подходит для написания базового и прикладного ПО. На более простом стэке можно писать сервисные решения для массового рынка, но все операционные системы и 3D-движки до сих пор делаются на «плюсах»‎.

Тех, кто уже с нами, мы удерживаем в первую очередь интересной работой и гибким графиком: во время пандемии мы избавились от офиса и работаем удаленно. Крупный энтерпрайз, в котором обычно заняты спецы по С++, такого себе позволить не может.

  • Маленький рынок

Другая проблема — рынок AR/VR-технологий в России еще не развит. В 2020 году его объем составлял всего 1,4 млрд рублей.

Большую часть этой суммы «съедает»‎ оборудование, кадровые и операционные расходы. Паре десятков российских софтверных компаний остается несколько сотен миллионов, которые мы вместе и осваиваем.

  • Недоверие к VR

Знаете «лестницу узнавания»‎ Бена Ханта? Это маркетинговая модель, согласно которой человек проходит путь от полной неосведомленности до покупки за шесть шагов. VR-бизнес располагается на первой ее ступеньке.

У среднестатического клиента просто нет той «боли»‎, которую решает виртуальная реальность. Это все равно, что предлагать жителю Садового кольца переехать в марсианскую колонию. Зачем? Ему и тут хорошо.

Лестница Бена Ханта. Наш рынок пока где-то внизу

Поэтому задача всех игроков рынка – не только здоровая конкуренция, но и просветительская работа.

Например, с помощью VR бизнес может сделать обучение работников на производстве более безопасным, сэкономить на командировках в отдаленные предприятия.

Как преодолеть недоверие

Укрепление позиций VR-технологий есть в стратегии развития цифровой экономики России. Это национальная задача в рамках НТИ, научно-технических инициатив страны.

Поэтому сегодня многие школы и вузы получают бюджет на закупку оборудования для виртуальных уроков. Так школьники могут узнавать, как выглядят другие страны или древние миры, а студенты – обучаться на 3D-моделях прикладным дисциплинам и создавать собственные BIM-проекты.

Подобное внедрение технологий на руку всему рынку.

Оборудование VR Concept на хакатоне «МОСПРОМ»‎

Ученик, узнав о технологиях через учителя в классе, через несколько лет может сам стать нашим заказчиком, пользователем или разработчиком. Например, на чемпионате AtomSkills я встретился с сотрудником компании-участницы чемпионата, который рассказал, что в вузе учился на нашем софте.

Например, БГТУ им Шухова использует VR Concept в рамках подготовки BIM-специалистов. Это один из университетских проектов

Что еще помогает нам развиваться?

  • Ивенты. Мы участвуем в конференциях и выставках, связанных с машиностроением, промышленностью, ИТ. В месяц бывает от четырех до десяти событий, в том числе зарубежных.
  • Контент. Мы пишем статьи и делаем бесплатные вебинары по теме для всех желающих.
  • Свой акселератор. Он нацелен на преподавателей и школьных учителей. Цель — дать участникам знания для создания своего VR-проекта или урока с применением виртуальной реальности. Все это бесплатно.
  • Совместная с МПГУ онлайн-академия. Государство дает школам деньги на оборудование, но после покупки оно часто пылится на полке: учитель не знает, как им пользоваться. В академии мы помогаем освоить технологию и выдаем об этом документ установленного образца.

Пример лекции: руководитель ЦОПП, доцент СтГАУ Юлия Гунько рассказывает о том, как можно интегрировать в урок виртуальный зоологический музей

Мы обучили уже более 2000 преподавателей. На сайте десятки часов образовательного контента и лекций. Первые два модуля — про VR в целом, историю, кейсы применения, а третий – уже конкретно про наш продукт.

Что дальше

В этом году мы впервые наняли отдельного менеджера по продажам, который полностью отвечает за работу с CRM. Раньше этим занимался я, но теперь наш бизнес на том этапе, когда я наконец-то могу делегировать общение с клиентами.

Благодаря нашим технологиям Газпромнефть может принимать проекты предприятий в виртуальной реальности

Ближайших целей две:

  1. Привлечь инвестиции. Сейчас как раз поднимаем раунд.
  2. Выйти в страны БРИКС. Например, через открытие офиса в Дубае, откуда удобно вести дела.

Масштабироваться планируем через подтверждение гипотез об экономическом эффекте от внедрения в машиностроении и промышленности, а за рубежом — от продаж нашего продукта в этих сегментах и формирования международной партнерской сети.

Глобальная задача — запускать в VR 3D-модели будущих заводов. Сейчас такие объекты проверяют на обычном мониторе, человек не ощущает эффект присутствия.

Одна ошибка, дошедшая до этапа строительства или эксплуатации, стоит от 300 000 до 1 млн рублей. По нашей гипотезе VR может сократить процесс приемки модели, снизить количество фейлов и сэкономить заказчику миллионы рублей.

А что вы думаете о VR-проектах в России? Напишите в комментариях!

0
5 комментариев
Роман Баган

Это конечно хорошо, но лучшую "виртуальную реальность" всё равно создает ВГТРК.

Ответить
Развернуть ветку
Melissa Warner

ахахах, хорошо сказано))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кудрявцев

Может вам пригодится для интеграции в VR, я занимался в прошлом году оцифровкой реальных предметов. Вытащить их в VR вполне реально https://youtu.be/hMu1vbYjN8o

Ответить
Развернуть ветку
Denis Zakharkin

Дмитрий, спасибо! Да, распространение возможностей любому оцифровать окружающий мир и 3D фото, сделает VR более полезным и востребованным.

Ответить
Развернуть ветку
Голодяева Стефания

гпн набирает обороты , )

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда