Желание менять мир привело меня в продуктовую IT-компанию

Юрий Зайцев

CPO, Группа компаний Bimeister

Все российские IТ-компании условно можно разделить на три группы: аутсорсинговые, разрабатывающие продукты под заказ для клиентов, интеграторы, занимающиеся внедрением и доработкой готовых решений, и продуктовые, создающие собственные IT-продукты.

Как правило, крупные игроки на рынке IТ занимаются в основном аутсорсингом и интеграционными проектами, то есть внедрением или созданием решений на основе существующих продуктов. Команда разработчиков в таких корпорациях работает по заказу клиента и ограничена рамками технического задания, сроками и бюджетом проекта.

Спустя какое-то время сотрудники, которые достаточно прокачали свои скиллы, задаются вопросом ценности того, что делает команда, у них появляется понимание, что реализация проектов далеко не всегда приводит к значимым бизнес-результатам. Возникает запрос на больший масштаб, чем задачи проекта для одной компании или одного клиента. Пилить решения по ТЗ становится скучным и рутинным процессом. Для таких сотрудников ключевой вектор развития — создание продукта, который принесет ощутимый результат клиенту и другим компаниям с аналогичной проблемой. Поэтому многие разработчики переходят из корпораций в продуктовые компании или стартапы.

Желание менять мир привело меня в продуктовую IT-компанию

Преимущества продуктовых компаний

Если главная задача аутсорсинговой компании — управлять проектами заказчиков в условиях ограниченного времени и бюджета, то задача продуктовой компании — управлять своими продуктами (разработка, продвижение, развитие). Поэтому одно из их преимуществ — эффект полного погружения: возможность развивать продукт и увидеть результат своей работы. Продуктовая команда сама определяет проблему и способы ее решения, выбирает приоритетных клиентов для проверки бизнес-гипотез и достижения результата, ответственность за который лежит на команде, а не на заказчике. Нет результата для клиента — нет продукта. Вместе с ростом количества довольных клиентов появляются новые профессиональные челленджи, возможность расти вместе с компанией, прокачивать скиллы и увеличивать свою зарплату. Это можно сравнить с эффектом морской волны, которую удается поймать на серфе: ты чувствуешь ее энергию и ускорение, при этом получаешь удовольствие от того, что происходит!

В корпорации даже очень талантливый разработчик реализует свой потенциал не полностью, потому что у компании нет задачи достичь сверхрезультата, главное создать решение, соответствующее ТЗ. Продвинутому разработчику все-таки хочется видеть итог своей работы, а также иметь возможность масштабировать успех на другие компании.

Поэтому в компаниях, которые создают собственные продукты, горизонт планирования составляет минимум пять лет, так как команда должна понимать, куда идет отрасль и какую проблему решает их продукт. И это отличная возможность переместить горизонт и масштаб мышления за рамки одного проекта, заглянуть в будущее и воплощать его в жизнь каждый день в крутой команде.

Среди преимуществ работы в такой компании также можно выделить получение профессиональных достижений и карьерный рост, который зависит от скорости масштабирования продукта. Если в корпорации сотрудники ограничены требованиями контракта и ТЗ, а также своими должностными обязанностями, то в продуктовой компании все специалисты фокусируются на поиске и достижении ценности решения для клиентов: разработчики, менеджеры и фаундеры заинтересованы в росте и востребованности продукта. Это создает атмосферу драйва и способствует росту количества клиентов, а соответственно прибыли компании, профессиональному и финансовому росту членов команды.

Желание менять мир привело меня в продуктовую IT-компанию

Нужно быть лучшим и верить в результат

Однако, чтобы получить возможность менять мир, разработчик сам должен обладать сверхнавыками и быть в топе на рынке по своим hard и soft skills. Так, если в работе над проектом заказчика можно распланировать ресурсы с помощью классических менеджерских инструментов, то в процессе создания продукта ресурсов постоянно не хватает, потому что разработчики работают с гипотезами и в режиме неопределенности.

Поэтому важно быть не только профи в своей области, но и уметь поддерживать команду в смежных задачах: аналитика, проектирование, тестирование, внедрение.

Кроме того, нужно быть действительно трудолюбивым, потому что результат работы можно увидеть, к примеру, только через год, а работать в режиме многозадачности придется ежедневно. Это умение «играть в долгую», предвидеть результат и верить в него. Не всегда все получается с первой попытки. Требуется большое количество итераций по проверке продуктовых гипотез о ценности, технической реализации MVP и обеспечения масштабируемости продукта. По факту разработчики идут в продуктовые компании не за большими деньгами, а за результатом и возможностью создать что-то новое.

Желание менять мир привело меня в продуктовую IT-компанию

Как найти команду мечты

У многих IT-специалистов, которые хотят заниматься разработкой, возникают проблемы с поиском небольших продуктовых компаний.

Лучше всего в этом плане работает нетворкинг. Человек, желающий создать что-то свое, будет искать своих единомышленников: ходить на мероприятия, общаться в соцсетях. Таким образом, у него появляется информация о разных проектах, где набирают команду, а новые знакомые могут дать ему рекомендации.

Кроме IT-тусовок можно пойти на обучение, например, в школу управления «Сколково», у них есть «Стартап Академия» — это запуск новых инновационных продуктов. Для меня это место стало открытием, я встретил огромное количество людей, которые реально создают продукты и новые бизнесы. А главное, все друг друга понимают, готовы поделиться опытом и помочь.

Также всегда есть классический вариант поиска через рекрутинговые агентства (тот же Headhunter), соцсети или блоги, например, Хабр. Однако поиск идеальной команды методом перебора компаний может занять довольно долгое время — до нескольких лет, поэтому самый эффективный и качественный инструмент — нетворкинг.

Желание менять мир привело меня в продуктовую IT-компанию

Как я попал в продуктовую компанию и что мы создаем

Я попал в Bimeister именно благодаря нетворкингу. Несколько лет до этого я проработал в крупных IТ-компаниях (в большой четверке и других интеграторах), которые требуют жесткого соблюдения правил игры. К тому же необходимо быть достаточно точным в планировании финансовых ресурсов.

Я занимался созданием решений для клиентов, где главная задача была сделать рентабельный проект, а не создать масштабируемый продукт. При этом абсолютно не было времени заниматься RnD (Research and Development), так как необходимо было постоянно искать новых клиентов и реализовывать их запросы. Продукт в таких реалиях — это рентабельный годовой P&L (Profit and loss statement).

Поэтому, спустя какое-то время, у меня сформировался четкий запрос — создать что-то свое. Когда я узнал про Bimeister, я не поверил, что в России есть такие компании-стартапы, которые замахиваются на сверхсложные задачи и готовы инвестировать в продукты сотни миллионов рублей.

Сейчас мы занимаемся разработкой B2B-платформы — это большой сложный продукт для промышленных и строительных компаний, который позволяет создать цифровую информационную модель производственных активов промышленного предприятия и интеллектуальные сервисы на ее основе для управления процессами проектирования, строительства и эксплуатации активов предприятий. Цифровая информационная модель создаётся на этапе проектирования и строительства, после чего используется для эксплуатации, позволяя повысить эффективность работы активов, в которые уже инвестированы деньги.

Наши продуктовые команды работают по методологии SAFe и объединены в три стрима — Стройка (продукты для проектирования и строительства), Эксплуатация активов (продукты для формирования и реализации оптимальной стратегии эксплуатации оборудования), СУИД (продукты для управления данными и создания цифровой информационной модели активов предприятия).

99
Начать дискуссию