{"id":14255,"url":"\/distributions\/14255\/click?bit=1&hash=285b001e00cf7484224a6ff681b6d172d7d7337a0afbdd4342d725cf62cb249b","title":"\u0411\u044b\u043b\u0438 \u0432 \u0434\u0435\u0441\u044f\u0442\u043a\u0430\u0445 \u043e\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439, \u043d\u043e \u043d\u0438 \u043e\u0434\u0438\u043d \u043d\u0435 \u0432\u043f\u0435\u0447\u0430\u0442\u043b\u0438\u043b?","buttonText":"\u0427\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"4c6db631-4d4c-530c-9750-cf992e251f9d"}

Знай своего клиента. Что можно взять стартаперу из идеи Банка России?

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о сервисе «Знай своего клиента» от Банка России и его возможном аналоге в вашей сфере.

Сегодня я расскажу про сервис «Знай своего клиента» от Банка России. Последний радостно сообщил, что теперь все банки, работающие в нашей стране, подключены к новой системе, и предложил нам порадоваться вместе с ним. Давайте разберём логику и что можно взять из этой идеи для своего проекта.

Прежде чем рассматривать, почему, объясню, что вообще этот сервис собой представляет и так ли уж он всем нам нужен.

В чём суть сервиса «Знай своего клиента»?

Новая платформа несёт в себе около семи миллионов юридических лиц и ИПшников, которых она градирует «по светофору»:

  • зелёных – их 99%;
  • жёлтых – 0,7%;
  • красных – 0,3%.

Что это значит?

Как и принято, зелёный цвет сигнализирует о том, что с компанией/ипшником всё хорошо, и с ним можно сотрудничать безо всяких опасений. Красный говорит о том, что все операции по счёту следует заблокировать немедленно: клиент банка либо отмывает деньги, либо делает другие нехорошие дела, преследуемые по закону. 0,7% — это бегущие по лезвию, у которых есть превышение некоторых риск-факторов, но их недостаточно для попадания в красную зону.

В описании сервиса, говорится, что цвет зависит от:

  • сколько существует организация/ип;
  • есть ли какая-либо публичная информация об их деятельности;
  • сколько на юридическом адресе ещё юрлиц (с расчётом поместится ли на такой площади столько юрлиц);
  • и прочее, что косвенно показывает реальна ли компания или существует в качестве прачечной

Фильтры достаточно адекватные и понятные. Нас, я так понимаю, обезопасили от случайного попадания в красную зону созданием жёлтой. Вся эта история подаётся как облегчающая жизнь зелёным, которых, как обещается, банки беспокоить больше не будут.

У меня у самого бывало, запрашивали иногда договора, акты выполненных работ и прочие документы, чтобы проверить реальна ли деятельность. Особенно в тот самый период, когда банки закрывались по три штуки на неделе, и прочие с перепугу стали шерстить своих клиентов. Народ носил в банки много макулатуры, и я в том числе. Если вы это не застали, вам очень сильно повезло!

Светофорная шкала, как предполагается, избавит от подобного «зелёных», и кошмарить будут только 1% от общего числа организаций и ИП.

Что можно взять для себя

Я занимаюсь разработкой приложений и сложных сайтов, и всё происходящее примеряю на своих клиентов в частности, и отечественное стартаперское общество в общем. И, если сильно абстрагироваться от запретных действий и банковского кошмара, в «Знай своего клиента» можно увидеть попросту большущий отзывник. С определённым количеством критериев, ведь это не просто отзывы от Банка в духе «это ИП отмывает бабло, остерегайтесь», а светофор, который банки должны соблюдать.

Вся эта идея очень долго прокручивалась в уме. Поразмыслив, я пришёл к выводу, что отзывники компаний уже давно стали привычным делом: можно загуглить любую компанию и найти сайты, где клиенты (или конкуренты, которые хотят подпортить репутацию) пишут о компании хорошее или (куда чаще) плохое.

Когда человек доволен он редко удосуживается тратить личное время для регистрации на отзывнике и написанию отзыва – он просто радуется полученной услуге и товару. А вот если что-то не понравилось – и получаса не жалко, чтобы излить свой гнев.

Я пришёл к идее, что подобная история может быть уместна в формате «обратного отзывника», в котором компании будут писать отзыв о том или ином клиенте. Дело в том, что в нашей стране, по большому счёту, за клиентов отчаянно борются. Да, бывают области, когда, например, дерутся за хорошего программиста. Или днём с огнём не сыскать компанию, которая не завалит сроки и не перерастит бюджет.

Но в любом случае с клиентом стараются находить общий язык, порой даже идти на уступки – чтобы только его не потерять, ведь клиент – человек, который кормит и тебя, и твоих сотрудников. В нормальной же ситуации то, что компании хотят удержать клиентов и работать с ними долго – данность.

Проблема возникает, когда исполнители (и не только в разработке, но и в любой другой сфере деятельности) настолько наелись клиентом, ведущим себя неадекватно, что готовы расторгнуть с ними договор даже в убыток себе. Частично или даже полностью вернуть ему предоплату – лишь бы только не работать с ним больше и не тратить на него свои время, нервы и ресурсы. Не скажу, что таких случаев много, но они бывают. Причины расторжения договоров могут быть разными: тот, кто занимается бизнесом, не понаслышке знает понятие «плохого клиента», на которого уходит больше, чем он платит, а он этого даже не понимает.

В такой сервис по «оценке клиентов» хорошего клиента будут стараться не добавлять. Больше скажу, его будут максимально оберегать от конкурентов, которые могут его переманить к себе. А вот работа с неадекватными клиентами всегда мешает не только себе, но и коллегам.

Может показаться, что это хорошо – передать клиента, который приносит убытки конкуренту. Пусть мучает их, а ты зарабатываешь – красота! Но в сфере разработки часто бывает так, что во время пиковой нагрузки приходится обращаться за помощью к тем же коллегам-конкурентам. Например, нет кадров – перекупаешь у них программистов. Или занимаешься разработкой, а дальше нужны сео и контекст – и ты кого-то рекомендуешь клиенту из своих знакомых.

Поэтому передача клиентов в лояльном формате существует, и если сегодня передать конкуренту «плохого »клиента, завтра ты с коллегами не решишь производственные проблемы. Мой двенадцатилетний опыт руководства разработкой показывает, что сохранить адекватные отношения с коллегами (их можно называть конкурентами, но по сути всего они – твои коллеги), намного ценнее, чем сохранить клиента. Клиенты, как это страшно бы ни звучало, приходят и уходят, а коллеги остаются и будут работать с тобой рука об руку куда дольше. Лучше выстроить лояльный адекватный рынок и отношения, чем подгадить друг другу подобными выходками.

Идея обратного отзывника

Именно поэтому я задумался о создании отзывника, куда компании какой-либо сферы смогут пожаловаться на клиентов, с которыми им не хотелось бы сотрудничать. Чтобы не попасть под персоналку, туда будут заливаться обезличенные отзывы, можно просто ИНН-ки с названием компании выкладывать да текст аля: «мы с ними не сработались» и краткое объяснение, почему. Может, кому-то из других он и подойдёт.

Пример из жизни: к нам пришёл клиент, рассказывал гадости про разработчиков. Мне всегда интересно, когда люди ругаются – хочется же узнать, правы они или нет. Позвонил разработчикам, они наговорили гадостей про клиента. А суть в том, что прежняя команда работала по принципу «time&material», то есть заказчик оплачивал часы работы занятых специалистов. При таком принципе конечного на сто процентов фиксированного бюджета попросту нет. За сколько часов отработали – такой счёт и выставили. Клиент был очень раздражён, потому что не понимал, сколько он ещё потратит. Какие-то прогнозы были, но они частенько не сбывались, всё это копилось, копилось, да и вылилось в обиду и ругань.

У нас в студии чаще всего условия жёсткие: договорились на одну сумму, подписали, в неё и уложились. А уложиться в сроки/деньги – уже моя задача как руководителя. С этим клиентом мы так и работали. А у конкурентов процесс выстроен по иному, так что не виноваты ни они, ни клиент, виновато недопонимание. Стоило бы заранее всё по пунктам объяснить – никто бы никого матом не крыл. Мы с этим клиентом прекрасно сработались, так что всё условно, даже подобные негативные отзывы. И именно поэтому краткий комментарий к отзыву, почему клиент нехороший, нужен обязательно – тогда по нему можно будет судить, правда ли это или только исполнитель так думает.

Итак, в нашем отзывнике собирается база ИНН, и в какой-то момент времени при походе нового клиента в компанию последняя может проверить его наличие в базе негативных отзывов, почитать сводочку, чем он не понравился предыдущим исполнителям, и уже для себя принять решение, сотрудничать с ним или нет.

Многие пробивают для себя компании в арбитражном суде, чтобы узнать, насколько они конфликтные, но это дело неправедное: ситуаций, когда всё доходит аж до суда, крайне мало. Чаще всего расстаются мягко, а если и нет, то всё равно вне суда. А при подобном обратном отзывнике можно узнать о заказчике и целесообразности сотрудничества с ним вне зависимости, были ли у него судебные тяжбы или нет. Напишите в комментариях, что вы думаете о таком сервисе применимо к своей сфере деятельности: будет интересно узнать ваше мнение.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт отморожен

Все мои ООО попадали бы в красную зону моментально. Хорошо, что такого бреда просто не придумали ещё, когда у меня был бизнес в 🇷🇺
А сейчас вообще не вижу смысла по таким правилам даже начинать работать.
Уж лучше найм (для ленивых) или эмиграция (для находчивых).

Ответить
Развернуть ветку
Александр Петренко

Первая проблема всех отзывников на планете - это заказные мотивированные отзывы.

Плохая компания может за копейки накрутить себе отличную репутацию.

Ответить
Развернуть ветку
Платон Щукин

clutch посмотрите

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ponomarev

А вы их API используете? Если да, то куда можно обратиться для получения документации?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Нет, API там закрытый только для банков. Я разобрал саму идею маркирования клиентов и обмена информацией с коллегами без внедрения именно этого сервиса.

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Если это и возможно, то только в каких-нибудь узких областях. Да и то, как бы тем, кто размещает эти отзывы, самим хуже не стало.

Короче, не взлетит.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович
Дело в том, что в нашей стране, по большому счёту, за клиентов отчаянно борются.

Ох уж этот мир розовых единорогов))

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда