{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

IT для неайтишников: Какими бывают IT-шники? Часть 1

Периодически мне задают вопрос: "Кто есть кто в мире ИТ?". Вопрос этот интересный и объёмный. Вот сейчас я взял более 20 разновидностей «айтишников» и понимаю, что даже все основные разновидности не перечислил. Чтобы не рассказывать всё по много раз, я напишу несколько статей и буду на них ссылаться. Рассказывать буду простым языком, идя от простого к сложному.

Меня зовут Константин Митин, я сооснователь и руководитель компании АйТи Мегастар/АйТи Мегагруп. Когда-то был простым разработчиком, работал в L3, дорос до тимлида, затем и до руководителя филиала разработки крупной ИТ-компании. Теперь я в АйТи Мегагруп и стал одним из идеологов концепции IT~BP — IT бизнес-партнёрства https://itbp.org.

В IT работают не только и не столько программисты. Ситуация, в целом, здесь такая же, как с врачами: есть множество различных специалистов, в которых разобраться сможет только профессионал. Однако разницу между кардиохирургом и проктологом можно ощутить на интуитивном уровне. Попытаюсь рассматривать разновидности специалистов от простого к сложному.

Какие вообще бывают виды IT-специалистов?

Важно помнить, что есть виды IT-специалистов, а есть должности, грейды, категории и прочее. Их не стоит путать. Должность человека может называться, как угодно. Генеральный директор с 10 годами руководства фирмой в 5 человек не сможет выполнять функции генерального директора корпорации с десятками тысяч сотрудников. Должности у них называются одинаково, но суть их работы не совпадает.

Видов IT-специалистов много, я смогу рассмотреть только часть от основных. Однако этого должно хватить для того, чтобы (в отсутствии технического директора) понять какие IT-специалисты нужны компании, либо чтобы понять, кем хочется стать в IT-мире. Я собираюсь рассмотреть следующие разновидности:

  1. Эникейщик

  2. Специалист технической поддержки второй линии (L2)

  3. Специалист технической поддержки третьей линии (L3)

  4. Системный администратор

  5. Программист (это не ошибка и не повторение пункта №7)

  6. Младший программист (junior developer)

  7. Рядовой программист (middle developer)

  8. Старший программист (senior developer)

  9. Руководитель службы технической поддержки

  10. Технический лидер (tech lead)

  11. Лидер команды разработки (team lead)

  12. Инженер по тестированию (QC - quality control)

  13. Инженер по качеству (QA - quality assurance)

  14. DevOps инженер

  15. Бизнес-аналитик

  16. Системный-аналитик

  17. UI/UX специалист

  18. Руководитель продукта (product owner)

  19. Руководитель проекта (project manager)

  20. Архитектор решений (solution architect)

  21. Системный архитектор (system\enterprise architect)

  22. Функциональный архитектор (functional architect)

Начать здесь стоит с волшебных слов: «Ты ж программист», на бытовом уровне почему-то считается, что «программисты» понимают всё, что связанно с цифровой техникой. После того, как прозвучало «Ты ж программист», может последовать всё, что угодно. Хорошо если просьба подключить цифровую приставку к телевизору либо помочь разобраться в личном кабинете какой-нибудь программы, но может быть что-то совсем невообразимое, вплоть до сдачи бухгалтерской отчётности. Нет, ну а что? Та же 1С запускается на компьютере, кнопки там есть, значит программист справится…

Тем не менее, программисты действительно обладают базовыми техническими знаниями, могут разобраться, как подключить приставку к телевизору, переустановить Windows либо даже установить Linux. Это всё несложные действия, которые могут выполнять практически все люди, которые интересуются компьютерной техникой. Им просто это интересно, поэтому они это либо делали, либо могут понять, как это сделать.

Эникейщик

Это некий IT-специалист самого начального уровня, который помогает пользователям решать их небольшие проблемы. Название шутливое, произошло от надписи: «Press any key» («Нажмите любую клавишу»), когда-то эта надпись могла пугать пользователей и они звали эникейщика, чтобы он всё починил.

На самом деле это и есть тот самый «Ты ж программист». Такой человек может помочь с принтером, зажевавшем бумагу, заказать заправку картриджа этого самого принтера, помочь установить какой-то драйвер либо какую-то программку, либо просто вернуть кабель от монитора в гнездо, чтобы он начал работать. Эникейщик решает простые проблемы рядовых пользователей, опираясь на какой-то «бытовой набор» знаний об IT. Для такой работы не нужна высокая квалификации, хватит просто насмотренности в digital-мире.

У эникейшиков есть особая разновидность — компьютерный специалист на дом по вызову. Пока что не у всех людей в нашей стране высокая компьютерная грамотность, поэтому услуга всё ещё пользуется популярностью.

Если честно, то многие высококлассные и состоявшиеся IT-специалисты в молодости подрабатывали эникейщиками либо оказывали компьютерные услуги на дому. Хорошему IT-специалисту нужна небольшая предпринимательская жилка и желание помогать людям. Кроме того, такая работа развивает коммуникационные навыки, то, что потом будут называть «soft skills».

Специалист технической поддержки второй линии (L2)

Обычно в службе поддержки пользователей 3-4 уровня. На первом находится специалист колл-центра, который принимает заявки и может какие-то очевидные проблемы отработать по скрипту. На самом деле IT-специалисты не очень расположены часто общаться с людьми и предпочитают обитать в тихих и затемнённых помещениях, поближе к чаю и печенькам. Кроме того, хорошими коммуникационными навыками обладают не все IT-специалисты. Первая линия технической поддержки служит буфером между IT-специалистами и пользователями, у которых бывают разные эмоциональные состояния и коммуникационные навыки.

На второй линии находятся те же эникейщики, которые могут решать проблемы удалённо. Их снабжают базой знаний, в которой они могут находить алгоритмы решения типовых проблем. При этом мы помним, что для этого уже нужны технические знания. Кроме того, в случае если проблема сложная либо не типовая, специалист второй линии должен мочь грамотно описать проблему и передать её специалисту третьей линии. При этом попытавшись решить проблему пользователя обходными путями.

Стоит понимать, что квалификация специалиста второй линии зависит от сложности поддерживаемой системы. Если система сложная, то на этой позиции может находится, например, квалифицированный системный администратор.

Часто на второй линии работают молодые специалисты, которые недавно начали свой путь в IT. Со временем у таких людей растёт уровень квалификации, так называемые «hard skills», и они становятся системными администраторами, некоторые переходят на третью линию, становятся программистами либо ещё кем-то. Либо по мере роста «soft skills», при наличии навыков организации, можно вырасти в руководителя службы технической поддержки.

Когда специалисту технической поддержки второй линии не хватает знаний и возможностей, чтобы решить проблему пользователя, то ему на помощь приходит третья линия.

Специалист технической поддержки третьей линии (L3)

На третьей линии работают люди, которые разбирают нетиповые обращения пользователей и наполняют базу знаний для второй линии поддержки. Иногда они могут ещё и исправлять ошибки в коде. Если код не доступен, то локализуется и описывается ошибка, после чего она отправляется на 4 уровень, где находятся уже разработчики производителя решения.

Бывают случаи, когда силами третьей линии (если специалистам на этом уровне нечем заняться) осуществляется развитие системы, то есть они пишут код и выполняют доработки. Доработки могут идти по заказу стекхолдеров либо они могут выполняться, чтобы снизить количество ошибок пользователей и обращений на вторую линию.

Почему вдруг получилось так, что L3 нечем заняться? Потому что их задача — это снижать количество инцидентов и наполнять базу знаний для L2. Чем лучше они делают свою работу, тем меньше инцидентов до них доходит.

При этом получается странная ситуация, специалисты L3 должны постоянно быть на своём рабочем месте, так как критичный инцидент может прийти в любой момент, а эти самые критические инциденты могут случаться очень редко. Это как работа пожарной части, чем лучше профилактика, тем меньше вызовов.

Иногда специалисты третьей линии выполняют функции QA и Devops (о них расскажем в других частях), то есть выкатывают (переносят) обновления на продуктив. В крупных компаниях обычно разворачивают несколько версий продукта:

  • для разработчиков, чтобы они могли отлаживать свой код (dev-стенд);
  • для тестирования, чтобы процесс отладки кода не мешал процессу тестирования кода (test-стенд);
  • для проверки итоговой версии перед обновлением для пользователей зачастую проводят повторное тестирование на копии данных с "боя" (preprod-стенд);
  • версия, с которой работают конечные пользователи, она же "продуктив", она же бой.

Перед выкладкой обновлений на продуктив, сотрудники L3 могут их проверить на предпродуктовых стендах. Так как работа L3 связана с ошибками пользователей и программистов, то они кровно заинтересованы, чтобы не выпускать проблемные доработки на продуктив.

Как-то систематизировать уровень компетенции таких людей не представляется возможным. Это может быть как человек с начальными навыками программирования и администрирования, так и tech lead (технический лидер).

Например, когда я работал на третьей линии поддержки в БКС, у меня был международный сертификат Senior Developer и Senior Administrator по той платформе, на которой работал. На каждый из них нужно было сдать по 3-5 экзаменов. Я уже почти прошёл сертификацию по информационной безопасности, но тут я покинул компанию. Ещё у меня было право исправлять код на продуктиве. Я им пользовался. Операция эта рискованная, но руки у меня на месте, значит я ошибок на продуктиве не совершал.

Системный администратор

Системные администраторы бывают разными и с разной квалификацией. Уровень у системных администраторов определяется тем же, что и у программистов. Мы коснёмся этого в следующей части. Но в целом системные администраторы это те люди, которые следят за состоянием аппаратного обеспечения (серверы и сетевое оборудование) и настройками сети. Кроме того, именно они отвечают за средства виртуализации (создание виртуальных серверов), настройки операционных систем на серверах, системы сбора логов и прочее программное обеспечение, которое относится к «инфраструктуре».

На иллюстрации мы можем видеть жука (bug). Мы все привыкли к тому, что баги это про программистов и тестировщиков. Но первый «баг» был чисто инфраструктурной проблемой (подробности в статье «Народное творчество: баги»).

Самой распространенной теорией является случай с Грейс Хоппер. Она работала в Гарвардском университете с ЭВМ Harvard Mark II. Устройство работало не так, как следовало. В итоге Грейс обнаружила между замкнувшими контактами сгоревшего мотылька (судя по внешним характеристикам). После этого госпожа Хоппер вклеила маленького диверсанта в свой технический отчёт и написала: «First actual case of bug being found» (Первый реальный случай обнаружения бага). Произошло всё это в 1946 году 9 сентября.

Сфера системного администрирования не менее объёмная и сложная, чем сфера программирования. Но системные администраторы скорее настраивают и обслуживают программное обеспечение и оборудование, а не разрабатывают новое программное обеспечение. Хотя они часто сами пишут код для автоматизации своей ручной работы и коммутаторов.

Настройка сетевого оборудования иногда тоже может являться программированием. Запрограммировать коммутатор от Cisco и коммутатор от MikroTik это две разные задачи и специализации.

Именно системные администраторы будут заводить новых пользователей, настраивать им права, делить сеть на сегменты, настраивать VPN и многое другое. Обеспечение информационной безопасности, подготовка к отражению хакерских и DDoS атак, непосредственно отражение атак на инфраструктуру — это тоже работа системных администраторов. Иногда им в этом помогают специалисты службы информационной безопасности и специалисты технической поддержки 3 уровня.

Если взять тех же «хакеров», то нужно понимать, что у них больше развиты не навыки программирования, а навыки системного администрирования. Например, чтобы произвести DDoS-атаку, нужен «бот-нет», то есть целая сеть различных компьютеров (заражённых вирусом), объединённых в единую сеть, которые по команде начинают согласованную атаку заданной цели.

Специальное программное обеспечение (тот самый «вирус») для организации «бот-нета» можно купить. Но это не даст гарантии, что «бот-нет» получится.

Подводя промежуточные итоги

В первой части мы с вами рассмотрели вопрос о том, какими вообще бывают IT-шники, и составили список разновидностей специалистов, которых хотим рассмотреть. Список далеко не полный, специализациё на самом деле больше.

Вторая часть будет про программистов. Сначала мы поймём, что такое программист вообще, затем почему есть младшие (junior), средние (middle) и старшие (senior) программисты. Похожее разделение по аналогичным причинам бывает у системных администраторов, инженеров по качеству, менеджеров проектов и других специализаций.

Если вы дочитали до конца и написанное было для вас полезным, то спасибо вам.

Полезные материалы по теме:

0
112 комментариев
Написать комментарий...
Виталий И.
Ответить
Развернуть ветку
Упоротый кролик

Ага, в командной строке программирует и там явно не код. Нет, это "яжпрограммист"

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Петров

В коментах хабр на выезде.

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Статья норм, простым и понятным языком для не айтишников. Но встречаются всякие словечки "обновления на продуктив", "доработки на продуктив", которые могут вызвать недопонимание. Ты их объясни, либо синоним подбери какой-нить общечеловеческий.

Ответить
Развернуть ветку
Брани Фантейн

По моему мнению люди не настолько тупые, чтобы им ещё и это пояснять

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Александр А.

Непонятно, для кого эта статья на этом ресурсе. Как будто автор решил попрактиковаться в написании какой-нибудь статьи, а заодно сообщить Вселенной о своем собственном существовании.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Константин Митин
Автор

Буду пытаться расшифровывать по ходу. Согласен, что "неайтишники" чаще всего не знакомы со сленговой терминологией.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Вы или все некие условные названия профилей кто чем занимается в IT по-русски полностью пишите или полностью по-английски.
Эникейщик - кровь отовсюду, как это развидеть?
Так и не понял - очерк в стиле "Поржем всем коллективом Сбердевайз" или "У меня в статье только серьёзные и важные щи"...

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин
Автор

"Эникейщик" - это уже устоявшийся термин. Вас же слово "калькулятор" либо "тундра" не смущают? Либо слова "бартер" и "вилла"?
Здесь то же самое заимствование, плюс народный юмор. Русский язык - живой язык, для него это норма.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Всеволод Севостьянов

О смотрю пуристы подъехали. Назовите мне другой термин для эникейщика?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Dori

Чем Вам Сбердевайз насолил?Если не секрет

Ответить
Развернуть ветку
Alex E

Так и не понял кто я ))

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Программист.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vit Mih

Если сделал для себя сайтик на PHP, это IT-shnick или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

ну личинка айтишника точно. Вопрос что значит сделал. Собрал из готовых модулей на CMS. или с нуля на пыхе? если на пыхе. значит пых знаешь. То есть кодер-джун

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин
Автор

В текущих реалиях - нет. Можно взять тильду и собрать из готовых блоков сайт. Можно даже свои zero-блоки сделать. Это уже работа дизайнера.
Просто знания какого-то языка и возможности пройтись по гайду - недостаточно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Упоротый кролик

Это словарь сленгов, поддержать диалог поможет и поюморить, а вот реальной пользы нет

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Упоротый кролик

Забыли разобрать "яжпрограммистов"

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Профессор Фортран

Ожидал узнать из статьи разницу между "программист" и "просто программист". Разочарование.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин
Автор

Это будет во второй части. Многое зависит от масштаба решаемых задач и реализуемых систем. Если мы говорим о каких-то простых задачах типа интернет-магазина, корпоративного сайта и т.д., то они делаются просто программистами. Там не нужно деление на джунов, мидлов, сеньоров и т.д.
Если мы делаем что-то большое и сложное, то люди начинают упираться в уровень системного мышления и объемы информации, которую нужно постоянно держать в голове. Тут и появляется разделение на джунов, мидлов и сеньоров.
Человек, который профессионально сайтики писал лет 10, на что-то выше джуна вряд ли сможет претендовать. Хотя бывают и исключения.
Это как отличия фулл-стек программиста от фронтендера, который может и бэкенд написать либо от бэкендера, который и фронт может подправить. Как не странно, это три разные вещи.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mike
затем и до руководителя филиала разработки крупной ИТ-компании.

Какой именно?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин
Автор

Тензор, которая владеет облаком СБиС.

Ответить
Развернуть ветку
ViktoRus

Нужен краткий пересказ) где тот человек, укротитель постов

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин
Автор

Если говорить честно, то в черновичке статьи (на все части) где-то 60К символов. Поэтому, вы очень правы. :о))
А если говорить несерьезно, то у нас был проект, который сокращал видео с ютуба, выкидывая из выступлений людей всё лишнее. Работал, правда, он только на английском. После февраля я не знаю что с ним стало.
Вот в этот телеграм-канал будет постепенно работать копирайтер: https://t.me/itbp_ru Ну, мне так обещали, надеюсь, что он справится.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Шерут Лахохот

А data team, наверное, в группе бизнес аналитиков будет? Я имею в виду, data engineer, data analyst, data science и business intelligence developer/analyst

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин
Автор

К сожалению, я могу написать только краткий справочник «Ты ж программистов», а не энциклопедический атлас видов программистов. :о)
Но идея с data team - хорошая, они часто нужны бизнесу, попробую дописать блок о них.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Valeratal Val

не, бизнес-аналитики и нормальные аналитики это разные вещи. Бизнес-аналитики блок-схемы рисуют. А аналитики - сами знаете
Просто автор описал в меру своего понимания

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Константин Могилевкин

А есть ли какая то логика разделения на такие виды спецов? Как можно проверить ее на полноту? Я давно задаюсь вопросом создания «таблицы Менделеева» для IT спецов, было бы интересно такое сделать для спецов и создать общий почти естественный классификатор. Ведь по большому счету если ты заказчик, можешь поднять инфру и сам написать код тебе никто не нужен)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин
Автор

Логика в разделении специализаций, конечно, есть. А вот с проверкой на полноту подсказать не смогу, я сам на нее претендовать не буду. Например, я не буде рассматривать SRE-инженеров.
Создать полный классификатор - большой труд. Еще больший труд - поддерживать его в актуальном состоянии, IT-мир быстро меняется.

Что до заказчика. Может просто воспользоваться SaaS решениями? Например, мы используем облачные 1С, поэтому нам не нужны специалисты по 1С, мы все, что нам нужно, получаем, как услугу, за абонентскую плату.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр Светловай

айтишник может быть и не плохим програмистом

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин
Автор

Может. Такие айтишники будут в следующих частях. :о)

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Б

Эникейщики всегда гордо пишут программист на уличных листовках 😄

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Some

Здравствуйте! У вас открыты какие-то вакансии? Очень интересно направление Project Manager. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Kurgus Utair

а вот и рекламные боты митина

что и требовалось доказать

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин
Автор

Чаще всего мы делаем достаточно объемные и технически сложные проекты. Из-за этого для нас слабо применим опыт руководства проектов в студиях, не те масштабы, и опыт ведения проектов в крупных компаниях, мы работаем эффективнее, иначе зачем мы нужны.
Кроме того, мы часто применяем инкрементно-итерационную модель разработки. У нее высокая убойная сила, но она сложна в применении и изучении. Мы плохая компания для стажировки.
Мы иногда берем новых менеджеров проектов, но мы должны знать, что человек задержится у нас надолго. Мы вообще всю свою деятельность строим на долгосрочных отношениях. Нам придется вкладываться в нового человека где-то год либо больше, при этом нужно его физическое присутствие в нашем офисе в Новосибирске.

Ответить
Развернуть ветку
whatAboutThis

Если бы я работал в тех поддержке, сказать что я айтишник, как-то язык не повернулся.

Ответить
Развернуть ветку
Бухой Пикачу

Сразу видно, что афтор профан в IT.

"Руководитель продукта (product owner)"
product owner - это владелец продукта. Сертифицированная роль

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
109 комментариев
Раскрывать всегда