Время без пилотов: как детское увлечение авиамоделизмом превратилось в полетную лабораторию

Советский авиамоделизм с его кордовыми самолетами и дворовой романтикой остался в прошлом. Сегодня авиамоделизм это не просто увлечение мальчишек и их пап, но и серьезный бизнес-инструмент, который позволяет решать интересные задачи: от охраны территорий до поиска убежавших коров.

Это история о том, как хобби Сергея Позитурина переросло в отдельное направление и родилась российская полетная лаборатория FLAILAB.

Для Сергея увлечение авиамоделизмом началось с детства, со встреч авиамоделистов. «Стоит дядька, вокруг него носится самолет размером с меня, 6-летнего ребенка, и управляет им проволочками, которые к нему привязаны», - вспоминает Сергей. Радиосвязь в управлении еще не применялась. Бензиновый или нитрометановый двигатель вращал пропеллер, пропеллер тянул самолет вперед, обдувал потоками воздуха управляющие поверхности, и этими поверхностями управлял человек. Чистая механика.

Современный авиамоделизм – это сгусток технологий. Дрон состоит из полетного компьютера, наземной станции, антенн радиосвязи, камеры, транслирующей изображение на дисплей или на FPV, и имеет гораздо больше возможностей по сравнению со своими советскими предшественниками. Самолет может пролететь до сотни километров, коптер способен неподвижно зависнуть над землей и проявляет чудеса маневренности. В конце 80-х, когда Сергей впервые попал на встречу авиамоделистов, даже в самых смелых фантазиях невозможно было себе такое представить.

Сергей обучался полетам на планере

Чтобы поднять даже простейший аппарат в воздух, необходимо иметь серьезные технические навыки: аэродинамика, самолетостроение, радиосвязь, электротехника, пайка и IT. Навыки должны совпасть с возможностью и желанием летать и прокачивать полетные скилы, и чтобы «химия» произошла, порой достаточно бывает увидеть, как летают профессионалы.

«Ты летишь на скорости 200 вверх тормашками, при этом угловая скорость 600 оборотов в минуту, это потрясающие совершенно вещи, безумные гонки в воздухе»,

Сергей Позитурин

«Гонки по кустам» некоторые энтузиасты могут проводить и на самолетах – для этого специально строятся легкие и недорогие модели из пенопласта.

Вот, например, тренировочное видео одного из лучших гонщиков в мире MCK FPV

Готовые аппараты, которые позволяют выполнять такие трюки, сложно купить в магазине. Допаять, разобраться в форматах радиосвязи, найти батареи, пропеллеры, моторы, полетные контроллеры, настроить их, совместить с наземным оборудованием – все это требует знаний. И денег.

Теоретически, если ты хочешь подняться в воздух, можно за 100 000 рублей купить Mavic DJI и летать в пределах 1 километра. Для съемки свадебных торжеств, архитектуры и пейзажей вариант отличный. Для гонок и авиамоделизма потребуются аппараты другого уровня, порог входа начинается с 700-1000 долларов, а для тех, кто увлекается всерьез и надолго, стоимость увлечения выливается в миллионы. Многих именно это и привлекает – случайных людей с улицы в авиамоделизме точно нет.

Около 3 лет назад Сережа занялся авиамоделизмом всерьез. Распланировал бюджет, проштудировал тонну литературы и видео. Остановил выбор на гоночных квадрокоптерах. На подготовку первого полета ушло месяца три. Еще три месяца пришлось ждать, когда приедет все необходимое. Это время Сергей использовал для занятий на компьютерном симуляторе полетов. Опытные пилоты говорят: без такого обучения время до первого краша составит 1,5 секунды. И не факт, что аппарат удастся восстановить.

Вторым аппаратом, который Сергей поднял в воздух, стал небольшой 300-граммовый самолет с размахом крыльев 60 см. Такой малыш не боится поломок и «морковок» - на жаргоне авиамоделистов это вертикальное втыкание самолета в землю. «В первый день я сделал штук 5 «морковок», потом наконец-то полетел, продержался 1 минуту в воздухе и сделал очередную «морковку» - рассказывает Сережа о своем первом полете.

Вот тот самый первый запуск Сергея. Друг, опытный моделист, помогает!

Через несколько месяцев появился второй самолет, потом третий, четвертый, пятый, сейчас их еще больше. Функции у самолетов разные: аэробатика, исследование местности, полеты на дальние дистанции, обработка данных из полета. Оказалось, что эти возможности отлично ложатся под запросы бизнеса. С началом полетов проекты, выросшие из увлечения авиамоделизмом, стали для SKÖLOPENDRA отдельным и самодостаточным направлением работы. Так появилась полетная лаборатория FLAILAB.

В новое направление пришел Игорь Князев - главный инженер FLAILAB. Игорь тоже был увлечен авиамоделизмом с детства, запускал кордовые самолетики на проволочках в дворовом авиакружке. Несколько лет назад оставил престижную работу в банке и с головой ушел в конструирование и полеты. Сейчас Игорь строит самолеты, представляет компанию в мероприятиях, связанных с полетами, общается с заказчиками, организует гонки на крыльях и сам участвует в них в качестве пилота.

Игорь потерял самолёт, а коровы его нашли и он им пришелся по вкусу

Потом появилась Надя Смурова. Надя никогда не летала сама, зато она проектировала топливные системы для вертолетов, так что в полетах понимает больше многих. Надя – важный человек в полетной команде: она product manager FLAILAB, руководит направлением machine learning, строит нейронки и проектирует девайсы.

Сережа Позитурин и Надя Смурова на запуске

Вот так цепочка событий и интерес к теме привели к тому, что теперь мы летаем сами, строим устройства, которые летают, проектируем полетные контроллеры и бортовую аппаратуру, изготавливаем корпуса из различных материалов. С учетом того, что сферы применения беспилотников постоянно расширяются, направление весьма перспективное.

0
2 комментария
Руслан Николаев

Тема моделизма прикольна) и здорово что люди смогли воплотить свои желания в жизнь. Считаю что на таких людей стоит ровняться, учиться у них целеустремленности, настойчивости, трудолюбию и профессионализму )

Ответить
Развернуть ветку
Skolopendra IT Studio
Автор

Спасибо за мнение, Руслан! Полностью согласны! Продолжаем летать;)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда