Тренды в бизнесе

Тренды в бизнесе

Мы не можем вести дела с той же скоростью, с которой вели их наши предки. Мир бизнеса изменился. Двадцать лет назад он был совершенно иным и скорость необходимых изменений сегодня совсем другая. Как стратеги, как создатели компаний, как владельцы бизнеса мы сегодня оказались перед такими вызовами, с которыми до нас еще никто не сталкивался. Ниже я кратко обозначил некоторые тренды, которые влияют на стратегию бизнеса уже сегодня.

Первый тренд — мобильный Интернет.

Много лет назад операторы мобильной связи понимали, что рано или поздно они превратятся в средство передачи данных и с высокой прибыльностью можно будет попрощаться навсегда. Уже сегодня для многих людей мобильная связь 一 просто средство передачи данных, а для общения используются разнообразные мессенджеры. Такой исход был очевиден 10–15 лет назад, когда появились первые мобильные сети с новыми функциями, но для трансформации поведения потребителей понадобилось целых десять лет.

В этом году я перевел свой телефон к оператору нового поколения - Google Fi, который предоставляет мне по единому тарифу мобильный интернет и звонки в 135 странах мира. При этом мой телефон фактически переключается между разными мобильными операторами в зависимости от того, кто в этой местности предоставляет лучшую передачу данных. Это позволяет забыть о таком понятии как роуминг навсегда, а эта тенденция приведет к тому, что мы скоро забудем о “традиционных” операторах мобильной связи.

Мобильные приложения становятся главным способом потребления услуг. Мы заказываем такси в Uber, обед с доставкой в Seamless, делаем покупки в Amazon, взаимодействуем с банком через мобильное приложение. Я стараюсь не покупать больше бумажные книги, а использую Kindle просто потому что в этом случае они всегда под рукой. И это только самое начало, мобильные приложения становятся главным средством коммуникации с потребителем.

Так что первый тренд, который будет актуален еще долгие годы, — это мобильный интернет, мобильный трафик, увеличение скорости мобильных соединений. Когда вы разрабатываете стратегию, вам может показаться, что для некоторых создаваемых вами сегодня инструментов недостаточно трафика, недостаточно возможностей смартфонов. Нужно принимать во внимание, что скорость мобильного интернета и производительность смартфонов растет с большой скоростью.

Люди уже не читают книги и большие статьи, они смотрят видео, максимум, что могут прочитать, — это десять предложений. Если бы кто-то сказал мне несколько лет назад, что Instagram станет популярной платформой для блогов, я бы не поверил. Но это факт 一 сегодня Instagram — настоящая блог-платформа.

Практически единственным перспективным способом поддержания постоянной коммуникации с потребителем становятся мобильные приложения. Поэтому мы либо используем какие-то готовые решения типа Seamless, или разрабатываем собственные мобильные приложения. Забавно, что сегодня даже небольшие парикмахерские используют мобильные приложения, чтобы взаимодействовать с клиентами.

Тренды в бизнесе

Второй тренд — самоуправляемые электромобили.

На первый взгляд они не влияют на “традиционные” виды бизнеса. Но я считаю, что это один из самых мощных трендов, который полностью изменит практически все отрасли бизнеса.

Электромобильная отрасль только начинает развиваться. Но будущее — за ней, так как электромобиль раз в пять надежнее обычного автомобиля, коэффициент его полезного действия примерно в 3-4 раза выше, он дешевле в обслуживании. И это очень сильно влияет на экономику. На ремонт электромобилей требуется меньше деталей, следовательно ныне мощная индустрия запчастей будет сокращаться, автомастерских станет меньше. То есть если мы внимательно оценим перспективы, то увидим, что одно лишь появление электромобилей уже оказывает огромное влияние на разные области человеческой жизни.

Когда на дорогах появится достаточное количество самоуправляемых автомобилей, уменьшатся пробки, изменится поведение водителей, повысится безопасность. В результате будет меньше поломок автомобилей, что приведет к сокращению рабочих мест. Это также повлияет на недвижимость и соответственно на стоимость жилья, на розничную торговлю в целом на образ жизни. Если сейчас миллионы людей тратят более часа в день на то, чтобы вести автомобиль, то в ближайшем будущем они будут в это время делать деловые звонки, читать, смотреть фильмы или просто дремать по дороге на работу. В результате они будут готовы тратить на дорогу больше времени, что позволит им жить за городом, наслаждаясь свежим воздухом. Это изменит их образ жизни и повлияет на целые отрасли.

Люди будут отказываться от персональных автомобилей. Какой смысл иметь второй автомобиль, если ты в любой момент можешь вызвать недорогое самоуправляемое такси? В первую очередь это коснется тех, кто живет в больших городах. А это приведет к уменьшению количества парковок и как и многие другие изменения 一 к увеличению числа безработных, которые ранее работали в отраслях, связанных с автомобилями. Произойдет значительное изменение в страховой индустрии.

По статистике, 80% в стоимости всех продуктов составляют расходы, связанные грузоперевозками. Теперь представьте, как повлияет на экономику сокращение стоимости перевозок вдвое. Поэтому самоуправляемые электромобили 一 второй мощный тренд на сегодняшний день.

Третий тренд — интернет-вещи.

Сейчас очень популярен заказ вещей через интернет и их доставка прямо домой. Мой новый принтер Samsung сам заказывает в Amazon картриджи и делает это заранее, а не тогда, когда нужно напечатать важный документ и ты обнаруживаешь, что тонер закончился. Скорее всего мой следующий холодильник будет с успехом заказывать доставку продуктов. Мои весы Nokia автоматически выгружают через Wi-Fi данные в приложение на смартфоне, который также считывает данные о сердцебиении и физической активности с Apple Watch и затем присылает мне рекомендации по физической активности и питании.

Буквально каждую неделю в нашей жизни появляются инструменты, с которыми мало кто представляет, что делать. На нас буквально обрушивается поток данных, и небольшие компании не в состоянии анализировать и использовать эти возможности. Как решать данную проблему, никто не знает. Такие инструменты становятся все сложнее и сложнее.

Мне кажется, что в ближайшем будущем малый и средний бизнес с точки зрения взаимодействия с пользователем, рекламой окажется далеко от современных технологий. Самые успешные при этом будут пользоваться для этого аутсорсинговыми сервисами, которые можно создать только для определенных индустрий, чтобы успешно конкурировать с корпорациями.

Четвертый тренд — дополненная реальность и виртуальная реальность.

К примеру, сегодня стали чрезвычайно популярными карты Google, без них многие уже не могут водить машину. Мы даже не задумываемся о том, что это по сути дополненная реальность, определенный информационный слой. В течение трех-пяти лет очки дополненной реальности станут распространенным гаджетом. Они будут отображать различные, выбранные потребителем информационные слои. Очень яркую демонстрацию того, как это будет выглядеть можно получить из фильмов “Призрак в доспехах”, “Бегущий по лезвию 2049” и многих других.

Пока что этот тренд только зарождается и единственная причина этому 一 отсутствие очков, которые заменят экраны смартфонов. Но успешные прототипы уже существуют и очень скоро появятся устройства для массового потребителя. Это потрясающий инструмент донесения актуальной информации, привязанной к реальному окружению потребителя. Но кто же будет управлять этой информацией и соответственно оказывать влияние на потребителя?

Виртуальная реальность также прокладывает дорогу в жизнь. Геймеры уже активно приобретают шлемы Sony VR и погружаются в игровые миры. Количество времени, которое геймеры проводят в этих мирах постоянно растет. Сегодня виртуальная реальность по большей части это сфера развлечений, но уже сегодня существует множество продуктов и в области образования. Какой смысл ехать за тысячи километров, чтобы попасть на тренинг, если его можно пройти в виртуальной реальности? Поэтому как минимум в области коммуникаций, образования и развлечений у виртуальной реальности большое будущее. Рекомендую посмотреть фильм “Первому игроку приготовиться”, который прекрасно демонстрирует то, что нас ожидает в этой области.

Тренды в бизнесе

Когда мы принимаем решение о создании новых продуктов или технологий, нам приходится также думать о том, как продвигать и продавать. Для этого нужно принять во внимание, что на новинки люди реагируют по разному. В отношении революционно новых продуктов есть три основных типа поведения:

1. Энтузиаст

Это человек, который покупает самые передовые технологии, а потом мучается с ними, так как сервисное обслуживание для них фактически отсутствует. Если говорить об объеме данного рынка, то он практически равен нулю. Чем привлекателен такой потребитель? Ему не нужно ничего рекламировать, он сам вас находит и покупает. Ему легко продать, однако проблема в том, что там почти нет денег.

2. Новатор

У этой категории уже есть немного денег. Это лидеры в своих областях. Например, наша компания является новатором. Мы уже 10 лет назад начали проводить вебинары, использовали документы Google для совместной работы, оснастили свои офисы системами Telepresence. В разных отраслях есть люди, которые следят за новинками. Они задают тренды, которые впоследствии принимаются массовым потребителем. Проблема этой ниши в том, что найти клиентов сложно и объем этой ниши далек от массового потребления.

3. Массовый потребитель

Начинает приобретать продукт, когда тот уже признан новаторами и выгоды от его использования очевидны. Он принимает решение только когда уже есть масса положительных отзывов и применение технологии становится “обычным делом”. Именно массовый потребитель создает настоящий рынок. Здесь начинается маркетинг, конкуренция, борьба с успешными компаниями.

Обратите внимание, что маркетинг является совершенно разным для каждой из этих категорий. И если вы создаете новый продукт, вам скорее всего придется несколько раз полностью менять свой способ продвижения продукта по мере того, как ваш потребитель будет меняться от энтузиаста к массовому потребителю.

Если вы посмотрите внимательно на эти тренды, то поймете, почему неизбежно умрут множество традиционных видов бизнеса, почему меняется классическое образование, почему дипломы именитых ВУЗов ценятся все меньше. Становится понятно, что динамика изменений становится настолько высокой, что каким бы ни был современный ВУЗ, практическая сторона образования устаревает еще до того, как они вручат дипломы. Поэтому настолько быстро развивается онлайн-образование, при котором студент может выбрать актуальные технологии и может применить их в своей деятельности. Если двадцать лет назад система внутреннего обучения была роскошью доступной только крупным компаниям, сейчас она становится жизненной необходимостью для любого бизнеса. Если мы не можем быстро обучать наших сотрудников, компания не сможет использовать новые технологии.

Обратите также внимание, что развитие интернета привело к усиливающейся виртуализации бизнеса. Для многих людей поездки на работу являются пустой тратой времени и если вид деятельности позволяет, они могут жить на природе, дышать чистым воздухом и работать удаленно. В Атланте, США сейчас активно растут районы, где большинство жителей работают дома. Естественно, это влияет на множество сфер бизнеса: недвижимость, автомобили, общепит, сфера развлечений и т.д.

Возьмем например ритейл, какой смысл посылать сотрудника в точки продаж, если в холодильниках и на складе можно поставить датчики, которые будут следить за наличием товара и его состоянием? Такие системы автоматически генерируют распоряжения на доставку и в результате один квалифицированный сотрудник контролирует холодильники в более чем 100 розничных точках. Это реально работающие сегодня системы, которые управляют сетями гостиниц, заправочных станций, розничных магазинов.

Можно с уверенностью утверждать, что каждая компания находится под влиянием таких трендов. Если мы закрываем на это глаза, то рано или поздно обнаружим, что наши результаты падают и изменять что-либо уже поздно.

Основная обязанность постановщика целей любой компании состоит в том, чтобы создавать стратегию развития бизнеса, которая использует существующие тренды. Вы можете их либо использовать, либо вам придется потом с ними бороться. Если это глобальные тренды вы не сможете их победить. Так что ваше будущее зависит от вашей способности их видеть и создавать такую стратегию, которая позволит извлечь из них максимальную пользу.

Тренды в бизнесе
1 комментарий

Высоцкий на vc.ru, саентолог хренов. Своим консалтингом компании убивает.

Ответить