{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему система стимулирования есть, а желаемых результатов всё нет?

Системы стимулирования персонала в том или ином виде есть в каждой компании. Это управленческий инструмент, который направляет сотрудников на достижение определенных результатов. Включает в себя как поощрение, так и наказание.

Создание системы стимулирования лучше рассматривать с позиции маркетинга. Сама система стимулирования – это продукт. Наполнение системы стимулирования – характеристики продукта. Клиентом для этого продукта является сотрудник компании.

Основные проблемы, которые возникают при создании систем стимулирования

Проблема 1

Считают синонимами мотивацию и стимулирование, поэтому часто вознаграждение называют то системой мотивации, то системой стимулирования.

Разница между стимулами и мотивами носит принципиальный характер.

Мотивы – то, что внутри человека. Они подталкивают его к действиям, которые приводят к определенным результатам.

Стимулы – то, что снаружи. Выступают в роли поощрения или наказания за полученные результаты.

Важно!

Стимулы приводят к желаемым результатам тогда, когда соответствуют мотивам!

Пример из статьи "Как удержать сотрудника, которому надоела работа"
Источник: www.e-xecutive.ru

Суть статьи

Один из лучших продавцов компании резко снизил качество своей работы, что сразу сказалось на результатах. Беседы с ним не привели к изменениям в его поведении. Тогда стали пересматривать его систему стимулирования. Начали с предложения новых поощрений - не получилось.

Перешли к наказаниям - он решил уйти из компании. После детального разговора выяснилось, что у него изменилась мотивация. Работа продавцом перестала соответствовать его мотивам, поэтому прежняя система стимулирования перестала работать. Ему нашли новое место в компании, которое максимально соответствовало его мотивам. Выиграли обе стороны: и сотрудник, и руководитель.

Проблема 2

Размытое описание результатов, которые хотят видеть от деятельности конкретного сотрудника.

Больше, эффективнее, лучше и т.д. ответами не являются. Существует система KPI. Однако часто они носят общий характер.

Типичное проявление этой проблемы можно увидеть при анализе систем стимулирования для продавцов.

На вопрос: "Что вы хотите от своих продавцов?"
Часто можно услышать ответ: "Хочу, чтобы он больше продавал".

Уточняющие вопросы

  • Что значит "больше продавал"?

  • Что в компании считается продажей?

Начинается мучительный поиск ответов. Потому что для разных компаний будут разные ответы на эти вопросы.

Например:

  • Рентабельность заключенных контрактов не менее, чем …процентов

  • Объем продаж существующим клиентам без НДС

  • Объем продаж новым клиентам

  • Объем полученных денег на р/счет компании

Важно!

Прежде, чем создавать систему стимулирования, необходимо обязательно ответить на 2 вопроса:

  • Какие результаты от деятельности продавцов нужны вам, как руководителю?

  • Каким образом эти результаты связаны с целями компании?

Проблема 3

Система стимулирования ориентирует сотрудника на получение тех результатов, которые мало зависят от его деятельности.

Обратимся снова к продавцам.

Часто результатом деятельности продавца считают получение денег за выполненный контракт.

Однако само выполнение контракта от продавца не зависит.
Он отвечает только за подписание контракта.

Качество и сроки выполнения контракта зависят от других подразделений.

Проблема 4

Каждое подразделение тянет в свою сторону и отстаивает в процессе работы, в первую очередь, свои интересы.

Наиболее частый конфликт возникает между маркетингом и производством. Периодически возникают конфликты между маркетингом и продавцами.

Например, для производства важна стабильность, а маркетингу важно периодически вносить изменения в продукты, чтобы формировать отличия от конкурентов.

Проблема 5

Считать, что материальные мотивы самые сильные и выстраивать систему стимулирования, в основном, на их основе.

С определенного момента времени материальные стимулы перестают работать и их повышение не дает того эффекта, который ожидают при их внедрении.

Нематериальные мотивы, которые в пирамиде Маслоу относятся к профессиональному развитию и самоактуализации обладают сильным влиянием на поведение человека. С определенного момента для каждого человека нематериальные мотивы начинают обладать большей силой влияния на поведение человека.

О чем важно думать, создавая системы стимулирования?

Момент 1

Прежде, чем начинать заниматься системой стимулирования необходимо определить цели компании и цели подразделений, как вклад в достижение целей компании. Такой подход создаст основу для формирования целостной системы стимулирования в компании.

Момент 2

Создание системы стимулирования, соответствующей специфике и особенностям бизнеса трудная задача.

По сути, нужно заниматься изучением ожиданий сотрудников и их мотивами. Это требует времени и серьезных усилий.

Еще труднее - начинать отбирать в компанию людей с соответствующими мотивами.

Стоит ли на это тратить время, которого всегда не хватает, зависит от решений руководства компании.

Момент 3

При обсуждении системы стимулирования в компании, в первую очередь, обсуждают финансовую и нефинансовую части, конкретно касающиеся сотрудников.

К нефинансовой части относят социальный пакет, обучение, абонементы в фитнес-центр и т. д.

Очень важно помнить, что вся компания - то, как она устроена - является системой стимулирования по отношению к каждому сотруднику

Культура компании, ее реальные ценности, процессы, принципы принятия решений, позиционирование на рынке, отношения руководителей и сотрудников и т.д. - это элементы системы стимулирования, которые влияют на поведение всех сотрудников.

Об этом часто забывают, нанимая новых сотрудников.

Важно понимать

Чем более лучший результат топ-менеджмент хочет получить, тем больше сил должно быть вложено в разработку системы стимулирования, соответствующую мотивам ключевых сотрудников.

Потому что правило - Бизнес делают люди – работает всегда, независимо от отношения к нему со стороны руководителей.

В кризисные времена оно становится еще актуальнее!

Если вы хотите, чтобы созданная система стимулирования работала на достижение целей компании, то нужно начинать с определения целей компании и ее подразделений. Я могу помочь вам провести анализ существующих целей и вместе с вами определить те цели, которые соответствуют текущей ситуации и ожиданиям собственников бизнеса.
Напишите мне на [email protected] или позвоните по тел.:
+7 (499) 380-77-67

Team-партнёр

Статья написана на основании опыта, полученного при работе в проектах с компаниями из разных отраслей.

0
64 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Спасибо за комментарий!
Полностью согласен!
Отношение к сотрудникам, как людям, а не винтикам!
Даже на уровне употребляемых слов часто видна разница в подходах.
В одних компаниях - это работники.
В других компаниях - сотрудники.

И да! Это только на словах просто.
В реальной жизни это трудно!

Ответить
Развернуть ветку
42 комментария
Кузьмич

Просто начните нормально относится к людям и можно не писать такие статьи. А то большая часть бизнеса работает по принципу, ты начальник я дурак, я начальник ты дурак. Причем это в многом имеет отношение к крупным компаниям, которые во многом такие банки с пауками. Но все ходят на тренинги, говорят умные слова, а воз и ныне там.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Вот как раз статья поэтому и возникла.
Что на тренинги ходят, только берут с этих тренингов то, что легко реализовать.
И про слова согласен.
Умные слова гораздо проще выучить чем сделать.
Может кому-то это статья поможет перейти от слов к делу.
Во всяком случае я на это надеюсь!:)

Ответить
Развернуть ветку
дядя Федор

По-моему, главный принцип стимулирования работников в России звучит так:" незаменимых людей нет!", и похеру там на то, что насколько этот сотрудник ценен!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Александр Тимошин

К счастью, мне встречались компании, в которых было все наоборот.
В них трепетно относились к сотрудникам, особенно к тем, кого считали носителями ключевых компетенций.
А другим давали возможность свои компетенции наращивать.
Результаты этих компаний, как правило, были заметно лучше чем среднее по рынку.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor C.

из рубрики бей своих, чтоб чужие боялись

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Буров

может так и есть,но это не значит что это хорошо и это то к чему стоит стремиться

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Если убрать негативную эмоциональную составляющую из этого лозунга, то он имеет право на жизнь. Бизнес не должен зависеть от одного исполнителя в компании. Крупный бизнес не должен зависеть от единоличного директора. Фактор автобуса никто не отменял. Директор также должен осознавать всю ответственность перед коллективом в рамках договора.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда