Как мы создавали фитнес-стартап Crosslife

В основу стартапов часто ставится быстрое обогащение создателей. Но что, если во главу угла поставить собственный интерес к проекту и делу, которое тебе нравится?

О своем опыте создания стартапа рассказывает Андрей Шишкин, технический директор DPROMO.

С чего все началось

История создания Crosslife до банального проста. В студии DPROMO мы занимались в основном заказной разработкой, но всегда хотелось создать свой продукт. Помимо работы мы увлеклись кроссфитом, вот и решили делать стартап на пересечении увлечения и технологий, которыми мы владеем. Плюс ко всему мы заручились поддержкой Романа Гречина — директора сети клубов Антифитнес, в котором мы занимались.

В то время кроссфит только начинал набирать обороты в России. Мы собрали статистику, проверили рынок, и он... оказался маленьким. По всем правилам и законам делать массовый продукт на таком рынке — заранее проигрышный вариант, но что-то внутри говорило нам, что нужно действовать.

Первая версия и первые пользователи

В студии мы привыкли все делать основательно и безупречно. Так и было с Crosslife: первую версию мы делали почти полгода, но мы наслаждались этим временем. Ведь это была не заказная разработка, и мы могли дать себе волю в дизайне и в технологиях, попробовать что-то новое: полная свобода действий. Творчество во всех его проявлениях!

Мы подолгу задерживались в нашем офисе, обсуждая проект. Так тянулись длинные зимние вечера.

Полгода прошло незаметно. Казалось бы, после огромной работы нам стоило поскорее показать ее пользователям. Но не в нашем случае. Нам казалось, что продукт недостаточно хорош, и релиз каждый раз откладывался и откладывался. Мы испытывали глубочайшее волнение, как и любой творец, который проделал огромную работу и все не решается показать ее миру. Мы пришли к выводу, что не можем выложить первую версию продукта и нужно что-то с этим делать.

Так выглядит добавление отчета о тренировке в приложении.

Мы решили выпустить бета-версию для ограниченного круга лиц. Сделали специальный код — только по нему можно было зарегистрироваться в приложении. Код раздали знакомым, с кем занимались в клубе.

Наш партнер Роман не выдержал и решил закинуть интригу в социальные сети, что скоро мы выпустим крутое приложение, но пока оно проходит тестирование.

Тот самый пост Романа, который собрал 3к просмотров и кучу комментариев. 

Нам начали писать люди с просьбой дать им код от приложения. Код, который мы дали 10 людям, стал распространяться в раздевалках клуба, передаваться «по секрету», и скоро вместо 10 человек аудитория выросла сначала до 30, потом до 50, 60. Мы поняли, что медлить больше нельзя, закрыли последние задачи и выпустили релиз.

Версия 1.0

Надо отдать должное Роману: он великолепно преподнес приложение аудитории сети своего клуба, поэтому первых 700 пользователей мы получили достаточно быстро и легко.

Член клуба АФ прочитал на доске о приложении и качает Crosslife.

Пользователи писали нам свои пожелания по улучшению приложения. Мы были счастливы. И всё бы ничего, но приложение мы разрабатывали и поддерживали на средства студии, и пора было задумываться о монетизации.

Первое, что пришло нам на ум — брать оплату за пользование сервисом. Мы считали показатели не одну неделю и в итоге поняли, что даже при 10000 пользователей и при хорошей конверсии в платный аккаунт средств бы едва хватало, чтобы просто поддерживать сервис, а про разработку и рекламу и говорить не приходится.

Все партнеры понимали, что на собственные средства мы долго не протянем. Настроение явно начинало падать, количество пользователей к тому времени перевалило за 1000. Многие из них писали и хотели что-то улучшить. Приложением пользовались, и мы чувствовали отдачу, но что с этим теперь делать?

Что мы имеем после полугода разработки своего стартапа? Проект, который проедает время и деньги и который непонятно как монетизировать! Как говорится в народе: чемодан без ручки — и бросить жалко и нести тяжело.

Первые деньги

Главное, мы не унывали, а значит, все еще впереди! И мы начали думать об инвестициях. В поиске и получении инвестиций у нас также не было опыта, поэтому решили попробовать отправить заявку во ФРИИ (Фонд Развития Интернет Инициатив).

На тот момент я думал о ФРИИ только как об организации, которая помогает с инвестициями. Я не питал каких-либо иллюзий, что нам так просто дадут инвестиции. Но одно я знаю точно — пробовать нужно всё. А вдруг? Вдруг судьба нам улыбнется? Так получилось и в этот раз.

Инвестиций нам не дали, но дали нечто большее. Оказалось, что ФРИИ — это в первую очередь мощный образовательный проект. Уже на этапе оформления заявки мы пересмотрели свой проект и свой подход.

Примерно неделя ушла на то, чтобы полностью заполнить заявку. Далее с нами провели интервью по скайпу и взяли в заочный акселератор. Несмотря на то, что нам с первого дня говорили, что у нашего проекта нет рынка, мы изучали экономику продукта, CustDev, параметры ARPU, CPA, LTV, и другие инструменты, которые полезны не только для стартапов, но и для любого другого проекта.

Доделываем презентацию прямо перед встречей в ФРИИ.

За годы работы мы привыкли к долгим проектам и обсуждению, поэтому максимально старались не допускать ошибок. Во ФРИИ от нас требовали совершенно иного: делать быстро, много ошибаться, учиться на ошибках, проверять гипотезы и идти дальше. Каждую неделю мы должны были отчитываться о проделанной работе, вернее, о гипотезе, которую мы подтвердили или опровергли. Пришлось запихнуть нашего внутреннего перфекциониста подальше и следовать стратегии.

Выступление на Startup Day 2017, мероприятие ФРИИ.

Кроссфит соревнования

Одной из идей монетизации проекта стало проведение онлайн соревнований по всей России. Придумали задания — для участия необходимо было внести взнос. Нашли партнеров, которые обеспечили призами. Назначили дату проведения. Записали видео-приглашение и видео с заданиями и стали ждать.

Мы доработали интерфейс приложения, подключили онлайн платежи.

За первую неделю зарегистрировалось 6 участников. Я тогда думал: «Вот бы еще 2 участника, и можно проводить соревнования!». Надо отметить, что у нас было 3 повышения цены.

Как сейчас помню: 16 июня — день повышения цены. До обеда зарегистрировалось еще 15 участников! Вау, нас теперь 21! А к вечеру нас было уже 35! Кто-то зарегистрировался за 2 минуты до повышения цены. «Вау, 35 человек!» — думал я. А ведь у нас впереди почти целая неделя, чтобы собрать еще спортсменов! В день, когда было очередное повышение цены, снова зарегистрировалось больше всего спортсменов, и нас уже было больше 70! Всего на первые соревнования зарегистрировалось более 80 человек!

Мы были без ума от радости. В те дни двери я открывал преимущественно ногой и уже представлял, как к нам в гости зайдет Цукерберг послушать нашу историю успеха. А что соревнования? Соревнования прошли как нельзя лучше! Ну, не умеем мы делать плохо.

Соревнования длились 3 недели. Для каждого задания была подробная видео-презентация с уроком. Спортсмены не только соревновались, но и оттачивали навыки. Были и задания по типу «Just for fun». На них народ отрывался по полной. Ребята знакомились, объединялись в команды, чтобы выполнить задания, общались как в онлайне, так и в оффлайне.

Кроме серьезных видео с заданиями, снимали и такие ролики для фановых конкурсов.
Люди присылали свои отчеты, как они в костюмах из фильма «Пила» выполняли задание на Дворцовой Площади!

После челленджа мы получили массу положительных отзывов и уверенность: нужно продолжать!

Участники челленджа из Норильска. Неоднократно занимали призовые места.

Вся прибыль ушла на проведение самих соревнований 😊 Но главное, что теперь мы нашли модель монетизации, остается лишь расширять аудиторию.

Нам казалось, что теперь аудитория будет расти за счет отчетов и отзывов соцсетях. Ребята выкладывали отчеты о своих заданиях, это было указано в правилах.

Посты победителей челленджей с призами. Всегда оставляли ссылку на нас и положительный отзыв.

Но оказалось, что у нашего пользователя не обязательно все друзья — кроссфит-спортсмены. Мы также пытались наращивать аудиторию через подключение других кроссфит-клубов. Аудитория росла, но очень медленно и со скрипом. Фраза «нет рынка» нас преследовала, как вы понимаете, постоянно.

В итоге мы нашли модель монетизации, но так и не нашли способ расширения аудитории проекта. Все упиралось в рынок и в нашу узкую специализацию. В общей сложности мы потратили больше года на разработку проекта, потратили кучу времени, сил и средств, но итог оказался один — для проекта нет рынка. Получается, в тот вечер нам не следовало браться за этот проект, ведь сразу было понятно, что рынок небольшой? Получается, чудес на свете не существует и надо признать — это провал?

Что делать дальше

Стало очевидно, что проекту не суждено выстрелить и выйти хотя бы на самоокупаемость. Так что же делать: закрыть проект или продолжать развивать? Сдаться или не сдаться? Этот вопрос наверняка задавали себе многие предприниматели.

С одной стороны, гуру и бизнес-тренеры в один голос кричат: «Ты не проиграл, пока не сдался». Уинстон Черчилль говорил: «Никогда не сдавайтесь. Никогда, никогда, никогда — и ни в чем, в великом или малом, большом или незначительном».

С другой стороны, во ФРИИ нас учили тому, что необходимо быстро проверять идеи и отказываться от невыполнимых задач. Мы долго думали и решили продолжать проект, не стали его закрывать. Смирились с тем, что наш проект — это такой небольшой «клуб для своих». Были рады опыту, который получили (а опыт надо сказать не слабый). Приложение работало, но функционал больше не развивался.

Всё продолжало идти своим чередом, пока в один прекрасный день нам не позвонили и не сказали, что нужен точно такой же проект, но для крупной федеральной компании, сможете? Конечно, сможем!

Суть проекта — запустить сервис онлайн тренировок и провести челлендж по всей России, но в рамках одной компании (у которой, между прочим, более 65000 сотрудников).

Мы адаптировали наш сервис, переработали дизайн и выпустили приложение меньше чем за месяц.

Что получили в итоге

Хотелось бы в заключение подвести черту и сделать некоторые выводы. Мы делали проект без каких-либо правил, оценок, бизнес планов. Мы делали, что нам нравится, и получали от этого удовольствие.

Стоит отметить, что кульминацией всей истории является получение заказа от крупной федеральной компании, и заказ этот пришел на почту стартапа, а не на почту студии DPROMO. Мы продолжали принимать письма, отвечать на вопросы пользователей и в один день получили письмо с заказом.

Теперь мы развиваем проект Crosslife в направлении корпоративных занятий спортом. Главной целью нашего проекта стало помогать компаниям сплотить коллектив из нескольких тысяч человек, находящихся в разных городах и странах. Повысить коммуникацию внутри коллектива и увеличить продуктивность.

Да, Crosslife изменил свое направление, но теперь мы обладаем уникальным опытом по разработке платформы и проведению онлайн соревнований, по взаимодействию с большой аудиторией, спортсменами, тренерами, судьями, спонсорами и т. д..

Сегодня мы находимся в поиске компаний, которые готовы внедрять наш продукт.

Благодарности

Любая хорошая история не может существовать без хороших людей. Выражаем всем пользователям и участникам соревнований большую благодарность. Хотим отметить тех, кто участвовал непосредственно в развитии проекта:

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Илья Коноплев

Вообще молодцы все! И команда основателей и МТС, которые качают темы и корпоративного и потребительского фитнеса. Пример для всех!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kivenko

Смотрел статистику от Surepjob - 61% компаний вообще не занимается вопросом спорта. Остальные либо покупают абонементы в залы, либо проводят спортивные мероприятия. Но это уже что-то.

Ответить
Развернуть ветку
irmr

А как должно быть? Ежечасное "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали" на уровне всей компании?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kivenko

Ну как пример того же МТС, предложили сотрудникам заниматься по программе, которая доступна для всех. При этом есть онлайн отчеты, если ты не выполнил тренировку то это все видят. Никто никого не заставляет, работает на уровне коллективной ответственности. Ну и поощрения различные в виде призов, онлайн соревнований. Мне кажется это наиболее подходящий формат.

Можно конечно свой спортзал построить, но для федеральной компании это не вариант.

А вы что думаете?

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда