{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Миссия предпринимателя: как определить цели, не обманув себя

Меня зовут Максим, и я предприниматель. Пришёл я к этому, конечно, не сразу и через боль: долго пробовал разное, пытался найти себя во всём (разработка, консалтинг, банковский сектор, дизайн, управление проектами), но когда понял свое предназначение – то все встало на свои места. Я получил максимальный приток мотивации и смысл во всем том, что делал, делаю и буду делать. Основал свою компанию и поддерживаю сильных людей.

Я задумался про миссию в 28 лет, когда испытал сильнейшее выгорание и ушел из стартапа, который любил всем сердцем.

Ушёл… А потом пришёл туда, куда не хотел. Так образовался прекрасный контекст, который заставлял задуматься о том, чего я хочу в глобальном смысле. От чего у меня будут гореть глаза. Чему хочется себя посвятить, к чему хочется быть сопричастным в мировом масштабе? Вот тогда я начал искать пути к осознанию своей миссии.

Так как я человек структурный, то собрал процесс познания миссии в определенный подход в виде «канваса» – таблички, которую можно использовать в виде «пищи для ума» и размышлений о конкретном предназначении и поиске того дела, в которое вы безоговорочно, в любое время дня и суток, готовы инвестировать время, деньги и усилия. А это, как вы знаете, опасно: рискуете прийти к личному успеху.

Как вы думаете, сколько людей знают свою миссию?

По статистике, только один из трёх тысяч понимает, куда и зачем он идёт по своей карьерной лестнице.

Остальные 2999, как правило, вслепую скитаются от сложных рабочих задач к выгоранию и обратно.

Вот такая вот грустная статистика.

Правильно определить и сформулировать собственную миссию — далеко не самое простое занятие. Однако, когда предприниматель знает куда идти и что делать, то он всегда сможет должным образом замотивировать команду и «подсветить» будущее своего продукта.

Миссия помогает избежать выгораний, спровоцированных непониманием к чему мы, собственно, идём.

Согласитесь, у каждого хоть раз была такая ситуация, когда ты просыпаешься обычным утром с довольно назойливой мыслью «А ради чего всё это?».

У меня лично такое было. И не раз. В том числе и поэтому я создал mission canvas, инструмент, который приведёт вас к осознанию целей и миссии. Конечно, исследовать свою миссию можно самыми разными и изощрёнными способами, но в статье хочу предложить вам попробовать конкретно мой инструмент.

Ниже, пусть и вкратце, описаны основные шаги и инсайты mission canvas.

Последовательно отвечайте на вопросы, заполняйте канвас и в конце попробуйте сформулировать миссию.

#1 Задача

Первое, с чего нужно начать – с той задачи, которой вы занимаетесь или планируете заниматься. Канва погружает вас в исследование миссии именно за счёт вашей задачи. Не важно, связана ли она с работой или просто с вашим хобби. Главное, чтобы у вас было желание ею заниматься.

Попробуйте ответить на вопрос «Какую основную функциональную задачу вы пытаетесь решить своим продуктом/сервисом/делом?»

Ответ должен быть в формате глагол + объект/предмет + контекст

Примеры:

  • Решить проблему миллионов креативных людей при поиске новых проектов
  • Решить вопрос с мошенничеством в отношении людей пожилого возраста
  • Объединить сообщества вокруг решения глобальной проблемы мусора

#2 Страхи

Во втором шаге хочу предложить вам подумать о собственных страхах. Они есть у каждого. И, порой, страхи мешают нам намного больше, чем кажется на первый взгляд. Вопрос в том – на сколько вы честны перед самим собой. Чего на самом деле боитесь и что мешает вам?

Попробуйте определить и выписать опасения и страхи, мешающие вам реализовывать ту самую задачу, которую мы разбирали выше.

Примеры:

  • Ощущение сложной задачи
  • Немасштабируемая история
  • Страх не реализовать свой потенциал как руководителя и предпринимателя

#3 Контекст

Контекст очень важен, когда речь идёт об исследовании своей миссии. Задача возникает в каком-то контексте и в этом пункте необходимо определить, при каких определённых обстоятельствах вам необходимо выполнить обозначенную задачу? И кто создаёт этот контекст?

Влияние контекста (внешних обстоятельств) доказано учеными, и я лично сам не себе прочувствовал это.

Одно дело, когда я лично захотел добиться цели, а другое дело – когда меня подталкивают обстоятельства. Например, задача на работе от руководства, партнер, который всех пушит или постоянные звонки от клиентов – то, что сильно подталкивает к тому, чтобы сделать. Или наоборот – ваше любопытство, видение перспективы или просто желание.

Последнее может иметь краткосрочную мотивацию и вы можете забросить дело. Внешний контекст можно настраивать самостоятельно: публичные обещания, сбор заявок на продукт или же смена окружающей обстановки.

Примеры:

  • - Накопленные знания и методики (багаж знаний)
  • Внутренний интерес к коммуникациям
  • Мне нравится видеть результат людей
  • Свободная ниша, мало конкурентов

#4 Цель и обеспечение

Проще говоря, этот пункт про любимый всеми вопрос «чтобы что?», который сам по себе побуждает нас к формированию цели. Теперь к вашей задаче нужно «прикрутить» цель, ответив на вопросы

К какой цели вы хотите прийти, завершив задачу или в процессе ее реализации? Какой новой версией себя вы хотите стать? Какие выгоды получите?

Не забудьте также к цели добавить побольше цифр. Конкретика помогает в достижении. Когда заполните цели – здесь же ниже подумайте о своих сильных сторонах и выпишите, какие качества и навыки помогут вам достичь эту цель? Ваши сильные стороны, ресурсы или навыки?

Смотрите, еще как интересная вещь – есть несколько ступеней цели

Стивен Котлер в своей книге «Невозможное как стратегия» предлагает систему целей.

  • HHG (high hard goals) — большие конкретные цели.
  • MTP (major transformation points) — трансформационные цели.
  • Mission goals — цели миссии.

Ваша миссия на самом верху. Но в 4м пункте mission canvas вы ставите цели по трансформации или крупные цели в виде ваших достижений, как мы привыкли это делать. Все по SMART-у.

Примеры:

  • Стать автором 10 бестселлеров
  • Изменить жизнь 5 тысячам людей (в лучшую сторону)
  • Я создатель благотворительного фонда
  • Я построила компанию с оборотом 1 млрд руб.

#5 Функциональная роль

Почти у каждой задачи есть своя функция, то, что мы получаем во время/после её выполнения. К примеру, возможность общаться с определёнными людьми или переехать в определённое место.

Ответив на вопрос «Какую новую возможность вы получаете во время и после выполнения задачи?» определите и выпишете функциональную роль вашей задачи.

Примеры:

  • Иметь возможность связаться с руководителями крупных компаний
  • Эффективно руководить людьми и строить прибыльный бизнес
  • Умею масштабировать бизнес

#6 Эмоциональная роль

80% своих решений мы принимаем ради целевых эмоций. Мы не всегда чего-то хотим ради рациональной выгоды.

Большинство наших самых «счастливых поступков» завязано на иррациональном поведении.

Зато как вы помните – мотивация их сделать была на высоте. Подумайте, в чем эмоциональное награждение в вашей задаче? Выпишите, какие эмоции вы испытаете, когда основная задача будет выполнена или в процессе ее выполнения?

Примеры:

  • Заряжаюсь, когда помогаю другим людям
  • Вдохновлена на жизнь, рвусь реализовывать все
  • Горящие глаза, много идей, кайфую от своего такого состояния

#7 Социальная роль

Мы с вами существа социальные и, так или иначе, находимся в социуме, а для многих людей это выглядит и вовсе как лестница. Тем не менее если вам важен аспект, когда ваша работа и достижения получают признание, то следует здесь это отметить. Поэтому очень важно понять (с точки зрения социальной роли) зачем вы занимаетесь своим продуктом, ответив на вопрос «Как поменяются ваши отношения в обществе/коллективе/в окружении/семье, когда вы сделаете то, что задумали?»

Примеры:

  • Новое окружение
  • Растет уважение
  • Растет статус
  • В социуме я филантроп
  • Важно мнение семьи, их поощрение

#8 Выбор

Вы прошли большую часть канвы и теперь есть представление о задаче, о страхах и контексте, о целях и личных выгодах.

А есть ли вариант, выбор, при котором вы, для достижения поставленной цели, можете не заниматься этой задачей?

Как-то иначе к ней подбираться? А насколько сильно вам это нужно вообще, можно ли не делать это вовсе?

Попробуйте проверить, правильно ли вы определили задачу, ответив на вопросы:

«Есть ли у вас альтернативы? Есть ли вариант избежать данной задачи? Будут ли последствия?»

Примеры:

  • В теории могу делать другой проект
  • Нет

#9 Цель для клиента

Вы определили свою цель, поняли, что это именно тот, необходимый нам выбор, а что насчёт клиента или конечных пользователей?

Всё-таки продукт и бизнес в целом делается для того, чтобы решить чьи-то боли.

Для целевого потребителя (людей или компаний) важно, чтобы могли предлагать лучшее и актуальное решение для их неразрешенных потребностей. Миссия всегда несет характер пользы для общества.

Нужно ответить на вопрос «В какое состояние (эмоциональное, социальное, функциональное) перейдёт клиент, когда воспользуется продуктом (при его успешной реализации)? » «Как можно оцифровать его выгоду?»

Клиенту по большому счету абсолютно без разницы, что вы разрабатываете или предлагаете. Ему важно понять, может ли ваш продукт помочь ему прийти к его цели и более благоприятному для него состоянию.

Примеры:

  • Люди будут более уверенными в себе
  • Они могут занять свое место в социуме
  • Люди становятся более свободными
  • У специалистов уходит страх
  • Люди экономят кучу времени в путешествиях и путешествуют больше

#10 Неотвратимость

Когда вы вдумчиво ответили на все вопросы выше, правильно определили задачу и контекст, поняли свои получаемые роли, то остаётся только последний пункт. «Почему вы не можете не заниматься этой задачей?».

Если на этот вопрос вы без размышлений можете быстро ответить — позравляю. Вы готовы к тому, чтобы написать свою миссию прямо сейчас.

Вы собрали пазл mission canvas и можете сформулировать текстовку своего предназначения. Все ваши ответы вам в этом помогут.

Если же вы чувствуете, что ответа на этот вопрос нет, то пересмотрите первый пункт – задачу. Именно она является точкой входа в миссию.

На самом деле, принцип функционала этой канвы (да и в целом миссии) очень прост: Идти проще, когда знаешь, зачем идёшь.

Однако, этот метод отличается расстановкой наводящих вопросов. Они расставлены таким образом, что минимизируют шанс самообмана, как бы принуждая давать честные ответы. Ну и для того, чтобы сформированная миссия оставалась актуальной (для вас самих же), лучше периодически проходиться по этой канве. Конечно, у миссии нет «срока годности», но, всё же, вводные данные и ваш взгляд на них меняется с течением времени.

Кстати, в 2020 году профессором психологии, Тоддом Кашданом, было проведено исследование на тему влияния наличия глобальной цели на жизнь человека. Если вкратце и о самом интересном:

Именно миссия задаёт систематические паттерны поведения, определяющие приоритеты задач, распределение временных ресурсов и в целом выбор человека.

Наличие цели повышает когнитивную вовлечённость, что существенно снижает риск появления проблем с психическим и физическим здоровьем.

Миссия стимулирует постоянство в поведении, позволяющее легче преодолевать трудности и больше концентрироваться на цели, нежели на внешних факторах. Грубо говоря, цель даёт вам постоянные и ни от чего не зависящие оптимизм и упорство.

Как итог данной статьи могу сказать, что поиск собственной миссии дело, конечно, не обязательное. Но её наличие действительно делает жизнь ярче, развитие себя — приятнее, а работу — эффективнее. Проверено не только мной.

Получить канвас для удобного заполнения можно в канале: Продакт с горящими глазами.

Также на эту тему я вел доклад дважды на ProductCamp в 2022 году, так как тема получила позитивный резонанс и отклик.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Макс Мартин
Как итог данной статьи могу сказать, что поиск собственной миссии дело, конечно, не обязательное. Но её наличие действительно делает жизнь ярче, развитие себя — приятнее, а работу — эффективнее. Проверено не только мной.

А вы яркость жизни и эффективность работы в чем измеряете?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Yatskevich
Автор

Спасибо вам за вопрос! Я для себя определяю так:

- Количество классных фоток в собственной ленте на телефоне (лица, мероприятия, путешествия)
- Количество новых посещенных мест, городов, стран
- Количество новых людей, кого я хочу поздравить на новый год (в 2022 я писал порядка 170 персональных поздравлений). Устал, но был счастлив
- Количество идей, которые сподвигли меня к состоянию "горящих глаз"
- Количество дней, которые я провел без целей, а просто так, ради удовольствия с близкими или наедине со своим хобби (гонки или игра на хангах)

Эффективность работы:

- Наличие самоотдачи моей и команды
- Достижение результатов
- Выход на новые порядки и масштабы
- Оказанная польза клиентам (сэкономленные деньги, полученные инвестици и запущенные продукты)
- Работа без выгорания
- Частота новых открытий в ходе работы

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

Ох. Вот смотрите, в период с 25 до 35 как правило яркость жизни растет, ну и эффективность тоже. Но это никоим образом не связано с наличием миссии. Опять же у человека нет миссии, но он просто качественно работает и его эффективность растет. Или наоборот он болт забил на работу и решил отдыхать — значит растет яркость. Ваша миссия как арбидол.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Yatskevich
Автор

Вы правы. Яркость жизни можно и без миссии поднять.
Это как с едой: насытиться можно различными способами.
Пельмени утоляют голод? - Да
Но это не значит, что это единственный способ утоления.

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

1) Ссылку на исследование про 1 из 3000 приведете?
2) Миссия это то, что никогда человеком не осознается.
После осознания превращается просто в набор техник, приемы и красивых слов.

Почти все высказанные миссии великих людей - это то, что очень хотело видеть/слышать /читать общество.
Почитайте про Мату Хари - она никогда не говорила о своей миссии.
Ганди тоже никогда не говорил, что его миссия - освободить народ Индии. У него была похожая, но все же иная цель.

Другими словами миссия в толи виде, в котором вы описали - удобный психологический прием для подкачки психики человека.
Но для этих целей есть и другие инструменты. Религия, например.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Yatskevich
Автор

С чего вы взяли, что миссия не осознается?

Ответить
Развернуть ветку
Я Чувствую

Важные аспекты обозначили. Спасибо.
Действительно здорово, когда понимаешь "куда идешь и ради чего".
Понравился "эмоциональный аспект" - ведь эмоции "топливо для действий".

Есть небольшой нюанс.
Большинство людей неосознанно живет в поисках "спокойствия", это тихая радость в следствии удовлетворенной психологической потребности в Безопасности.

Сама "Радость" не является мотивирующей эмоцией, а вот стремление к ней, т.е. "Желание", устойчивое и сильное, и определяет движение к цели или "исполнение миссии".
И если получается понять "Что для меня действительно важно?", "чего я хочу создать?", то жизнь обретает смысл, а ресурсы (внутренние и внешние) находятся, когда понятно для чего нужны все эти телодвижения.

Еще стоит расстаться с мыслью, что если "я нашел свою миссию", то можно выдохнуть и получать удовольствие.
Это как с "физической выносливостью", чем больше ГРАМОТНО тренирую, тем больше она растет.

И еще один момент - наши "системы ценностей" динамичны, удовлетворяя одну потребность, мы разудовлетворяем другую (конфликт неизбежен). А вот телесная чувствительность, проживаемые эмоции и чувства могут дать отличные ориентиры для нахождения баланса и понимания "куда сосредотачивать внимание". Фокус внимания во многом определяет эффективность расхода ресурсов.

И если вы едете с горки на велосипеде, и крутить педали не нужно, то стоит понимать, что скоро придется поднапрячься на время, чтобы пришел момент расслабиться.

Жизнь циклична, осталось разобраться на каком вы этапе.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда